Акустические системы Bowers&Wilkins 801 D4
Даже знатоки восьмисотой серии B&W, вышедшей еще в 1979 году, не назовут точного числа поколений этого знаменитого на весь мир семейства АС. Одно из самых крупномасштабных перевоплощений в модельной гамме состоялось 11 лет назад и оно считалось шестым. А сейчас мы будем знакомиться с её новейшей четвертой итерацией.
Это прослушивание состоялось ровно месяц после того дня, когда производитель объявил об обновлении 800-й серии. Радует, когда одну из самых интересных новинок сезона не надо ждать полгода. А тут приятно вдвойне – российский поставщик успел не только заказать, ввезти и установить эту акустику в свой шоу-рум, но еще и погонял ее несколько суток. Поэтому оценивать мы будем уже вполне разогретую пару.
Она – легенда без всяких оговорок (на всякий случай уточню, что высказывание относится к топ-модели в линейке, хотя так можно сказать и про весь ряд). Самые первые B&W 801, сделанные 42 года назад и представлявшие собой трехполосные мониторы с раздельными для каждого драйвера корпусами, обладали настолько выверенным звучанием, что студия Abbey Road поставила их в своих аппаратных в качестве мониторов для финального контроля. И той же чести позже были удостоены представители следующих поколений.
В 2010-м – тотальный редизайн: производитель меняет пропорции матричных корпусов, на все модели ставит пищалки Diamond, модернизирует фильтры, порты и т. д.
Так, в 1987 году выходит Matrix 801 со сложной системой усиливающих перегородок внутри корпуса басового секции. Спустя несколько лет – 801 Matrix S3 с улучшенными драйверами. В 1998 году в названии появляется слово Nautilus, указывающее на те же технологии формирования корпусов СЧ- и ВЧ-секций, которые были опробованы на флагманских «Наутилусах» B&W с корпусами «улитками». В 2005-м меняется форма, приходят басовики с композитными диффузорами из Rohacell, на старшие модели ставят и новейшую пищалку с алмазным напылением (в отличие от алюминиевого купола частота резонанса уведена далеко в ультразвуковую область).
В 2010-м – тотальный редизайн: производитель меняет пропорции матричных корпусов, на все модели ставит пищалки Diamond, модернизирует фильтры, порты и т. д. А в 2015-м начинается выпуск моделей D3, где снова радикально перекраивается компоновка кабинетов (фронтальная часть получает закругление, тыловая – усиленную ребрами плиту из алюминия). На бас ставятся драйверы из улучшенного композита Aerofoil, на СЧ – головки из особо легкого материала Continuum.
Однако это совсем не рестайлинг D3 с новой отделкой шпоном ореха и кожей Connolly, как может показаться поначалу.
Все перечисленное положено и в основу новых D4. Однако это совсем не рестайлинг D3 с новой отделкой шпоном ореха и кожей Connolly, как может показаться поначалу. Твитер теперь ставится в удлиненную трубку и имеет двухточечную развязку. Прежняя одноточечная в теории лучше, зато двухточечную уже не сорвать с места (что было настоящим кошмаром – несведущие в аудиофильской технике люди иногда хватались за пищалку, принимая ее за микрофон). Среднечастотный драйвер получил акустически прозрачный бионический спайдер (центрирующую шайбу) вместо сетчатого и проставку из серебра для борьбы с вихревыми токами. У басовиков новые центральные колпачки. А младшие модели вообще сменили корпуса на новые – тоже с алюминиевыми усиливающими элементами.
Кстати, заметили, что модель называется 801 D4, хотя ее точный аналог предыдущего поколения именовался 800 D3? Не думаю, что присвоение цифры, исторически отведенной для «классической» модели с одним басовиком, было случайным. Возможно, индекс «800» придержали для будущей еще более внушительной системы.
Появится она или нет, но и 801 D4 показывает, что метит на высочайший статус. В моей практике аудиоэксперта за последние два десятилетия было всего три АС, демонстрировавших эффект полного исчезновения – когда воспроизводимую музыку не просто можно «наблюдать» как реальное зрелище, закрыв глаза, а когда ни один образ и даже ни один отзвук не привязывается к колонкам. Не буду называть марки, но это были самые дорогие системы на рынке и работали они от компонентов ценой в несколько миллионов рублей каждый. А здесь тот же результат получился от колонок с не запредельным ценником и от относительно недорогих моноблоков Michi M8.
Четкость, объемность и телесность всех виртуальных образов была безупречной, все фоновые атмосферные звуки в пространстве обозначены во всей полноте.
Четкость, объемность и телесность всех виртуальных образов была безупречной, все фоновые атмосферные звуки в пространстве обозначены во всей полноте, из фокуса не выпал ни один эшелон, все планы встали на свои места и не деформировались на флангах. Не слишком выразительной я счел лишь вертикальную локализацию, но верное ощущение высоты сцены и масштаба зала здесь тоже, думаю, получить не будет большой проблемой.
По базовым критериям тоже все хорошо: диапазон широчайший, динамика свободная и раскрепощенная, все «стреляющие» звуки выделяются на фоне остальных не только на высокой, но также на средней и малой громкости, а это значит, что система не вносит собственной компрессии на любых уровнях.
Моноблокам не составляет труда держать под полным контролем и бас – какой-либо распущенности внизу нет вовсе, в панче на ударных, в фактуре всего мидбасового спектра этой системе вообще равных мало. Середина отмытая, внятная, иногда даже чуть искристая, но в целом выверенная и не окрашенная. Вопросы вызвала лишь передача ВЧ. Иногда казалось, будто верх просеян через некий очищающий фильтр. На звуках, которые должны получаться предельно детальными и отчетливыми, улавливалась искусственная резкость. Также слегка акцентировались шумовые составляющие: скрипы, шелест нот, шорох ткани.
Для чистоты эксперимента мы переключили колонки на другую систему, составленную из компонентов PS Audio. Обычно, когда такое делаешь, в звучании все равно остается некий узнаваемый почерк АС. А здесь – ничего подобного. Полное перевоплощение!
Динамика осталась такая же грандиозная и супербыстрая, где это требуется, но прибавила в тактичности и уверенности.
В новой подаче не было нарочитой экспансивности или навязчивой эффектности. Звук приходил как есть, без глянца, припудренности или подрисовки. Динамика осталась такая же грандиозная и супербыстрая, где это требуется, но прибавила в тактичности и уверенности, исключив любую суету и неразбериху. Основной бас вышел чуть более сдержанным, но «выкладка» всех низких гармоник стала полнее. В средней полосе яркость тембров чуть меньше, но на этом фоне обнажились совсем тонкие оттенки. Наконец, и верхний регистр перестал «искрить» – звонкие образы тарелок вышли более отчетливыми, а все «атмосферные» и шумовые составляющие зазвучали так, будто вообще рождались прямо в нашей комнате естественным образом, а не воспроизводились системой.
Более 40 лет восьмисотая серия эволюционировала к такой сверхнатуральной подаче. Инженеры Bowers&Wilkins с таким рвением боролись с любыми искажениями и всеми видами подкраски, что их детища порой даже критиковали за излишне идеализированное мониторное звучание. Но они не свернули с пути, не пошли на поводу тех аудиофилов, кто хотел бы услышать чересчур красивый, яркий праздничный саунд. И это дало отличный результат. 801 D4 волшебным образом сочетают две крайности: позволяют не напрягаясь «читать» каждый штрих записи и сведения, слышать в фонограмме даже неуловимый почерк студийных рекордеров и микрофонов. Но при этом сразу заражают своей музыкальностью. Они вносят в воспроизводимую картину так мало от себя самих, что вы остаетесь один на один с музыкантами, их инструментами, их исполнением и переживаниями.
Вот почему многие записи стандартного качества, просто чисто сделанные, без чрезмерной компрессии и прочих обработок, воспроизводятся на 801 D4 с той потрясающей жизненностью и реализмом, которая раньше покорялась лишь самым совершенным и дорогим системам в мире. Они, несомненно, заслуживают вышей награды Grand Prix.
А заодно – и безупречного источника с усилителем.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель AVM CD 5.2 MK2
- Сетевой пред AVM Streaming DAC SD 6.3
- Моноблоки Michi M8
- Дисковый транспорт PS Audio PerfectWave SACD-transport
- ЦАП/пред PS Audio PerfectWave DS DAC
- PS Audio BHK Signature Preamplifier
- Усилитель PS Audio BHK Signature 300
- Кабели
- HDMI/I2S Audioquest ThunderBird 48
- межблочные XLR Transparent Ultra
- акустические Transparent Ultra
- Регенератор питания PS Audio DirectStream PowerPlant 20
Bowers & Wilkins 801 D4
Производитель: (Великобритания)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 15 — 28000 Гц (при неравномерности +/-3 дБ) || Чувствительность: 90 дБ (на 1 Вт/м) || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3 Ом || Уровень второй и третьей гармоники (при SPL 90 дБ на расстоянии 1 м): менее 1% и менее 0,3% (в диапазоне 100 Гц – 20 кГц) || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 1000 Вт || Отделка: полированная черная, белая, матовое розовое дерево, матовый орех || Габариты: 451 х 1221 x 600 мм || Масса 1 шт.: 100,6 кг
Источник: salonav.com