Видеопроектор Sony VPL-VW870ES/B
Год назад мы восхищались видеопроектором Sony VPL-VW760ES. Физическое разрешение 4K, лазерный источник света, бесконечно высокое соотношение контрастности… Дальше некуда? Вопрос риторический – перед нами новая модель компании, и занимает она более высокую позицию в иерархии.
Чуть было не написал, что VPL-VW870ES – новый флагман кинотеатральной линейки, но вовремя вспомнил, что у Sony есть еще модель VPL-VW5000ES со световым потоком 5000 лм, вышедшая несколько лет назад. Вот уж всем флагманам флагман – и по яркости, и по цене. Откровенно говоря, мне кажется, что Sony малость cлукавила, когда включила его в домашнюю линейку. Чем он отличается от профессиональных моделей? К примеру, от проектора Sony VPL-GTZ270? Отвечу: исключительно своей «бесконечной» контрастностью. В профессиональной проекционной технике не придают значения красивым соотношениям, поскольку хорошо понимают их истинный смысл. Вот световой поток – другое дело.
Сила света
Кстати, именно этот параметр вновь становится очень важным и для домашнего кино, ведь разрешение 4K подталкивает нас к увеличению диагонали экрана. К тому же потенциал увеличения контрастности практически исчерпан, да и рассчитывать на дальнейшее увеличение разрешения вряд ли стоит. Конечно, в проекционной технике есть, что улучшать, но маркетинг предпочитает понятные всем количественные аргументы. Это как в спорте: прыгнул дальше, пробежал быстрее – молодец, ты победитель. Уж если такой «художественный» вид спорта, как фигурное катание, не может обходиться без подсчета оборотов в прыжках, то что говорить о технике.
Ассоциации со спортом уместны еще и потому, что улучшать «рекорды» приходится в условиях жестких ограничений. Не зря же в тяжелой атлетике, в боксе и других силовых видах спорта принята система весовых категорий. Создать проектор с большим световым потоком не так уж сложно – значительно труднее удержать его в рамках «приличий» по массе и габаритам. К примеру, упоминавшийся выше VPL-VW5000ES весит около 43 кг, а компактным он кажется только на фото, ведь глубина корпуса у него 75 см.
Создать проектор с большим световым потоком не так уж сложно – значительно труднее удержать его в рамках «приличий» по массе и габаритам.
А вот VPL-VW870ES имеет точно такие же размеры, как у VPL-VW760ES. Масса всего на пару кило больше. Естественно, выросло потребление энергии – с 430 до 490 Вт. Такова «цена» увеличения светового потока на 200 лм – именно это является наиболее значимым количественным отличием новой модели от вышедшей годом ранее. Есть, конечно, и другие – о них расскажу чуть позже. Насколько существенна такая прибавка? Существенна, если требуется получить изображение более 130” по диагонали. Именно на таком экране смотрел проектор, и могу сказать, что аппарат имел солидный запас по яркости, тогда как для VPL-VW760ES этот размер был оптимальным. Думаю, 200” наш герой потянет легко. Конечно, можно сделать и больше, но придется тщательнее затемнять помещение и выбирать экранную поверхность с более высоким коэффициентом отражения.
Особо отмечу, что несмотря на увеличение светового потока, уровень шума проектора остался крайне низким – как и у модели VPL-VW760ES, всего 24 дБ.
Узнаю профи по инструменту
Внешне модели VPL-VW870ES и VPL-VW760ES очень похожи, но если поставить их рядом, сразу видно, что у новой больше диаметр объектива. Это вообще совершенно другая оптическая система, более высокого класса. Состоит она из 18 стеклянных линз, включая шесть ультранизкодисперсных (ELD) элементов. Но самое важное – это технология ARC-F (от All-Range Crisp Focus). Она обеспечивает (в совокупности с цифровой обработкой Digital Focus Optimizer) наилучшую фокусировку по всей площади изображения – не только в центре, но и по краям. И это еще не всё.
Увеличение светового потока на 200 лм – именно это является наиболее значимым количественным отличием новой модели от вышедшей годом ранее.
VPL-VW870ES – проектор со сменной оптикой, весьма редкое явление в сфере домашнего кино. Вместо штатного объектива VPLL-Z7013 на него может быть установлен широкоугольный зум VPLL-Z7008 – это дает возможность устанавливать аппарат в «неудобных» помещениях, геометрия которых не позволяет получить желаемый размер экрана со штатной линзой. Замечу попутно, что эта же оптика используется и моделями VPL-VW5000ES и VPL-GTZ270. А это значит, что наш герой по своей конструкции, по крайней мере в том, что касается оптического тракта, ближе к ним, а не к VPL-VW760ES. Впрочем, для любителя домашнего кино не имеет никакого значения, к какой линейке и типу относится его проектор. Важно, как он показывает. И насколько сложны его установка, настройка и обслуживание, ведь за все это придется платить.
Настроил и радуйся
С точки зрения настройки и обслуживания, VPL-VW870ES – гуманное устройство. Во-первых, потому, что приходит с фабрики точно откалиброванным. Во-вторых, лазерный источник света не только служит долго (20000 часов до снижения яркости на 50%), но и меняет свои характеристики постепенно, плавно и совершенно предсказуемо – в отличие от ламп. В-третьих, в проекторе имеется функция автоматической калибровки – запустить ее может сам пользователь, если вдруг заметил, что цвета «уплыли». Конечно, точной ручной калибровки это не заменит, но сам факт наличия такой возможности успокаивает.
Несмотря на увеличение светового потока, уровень шума проектора остался крайне низким.
Первоначальная настройка сводится, по сути, к сопряжению проектора с помещением и с экраном по яркости – вот это, конечно, должен сделать специалист. Самому пользователю остается только выбрать, какой из трех кино-пресетов ему больше нравится – Cinema Film 1 (имитация мастер-позитива – так смотрят кино на студиях), Cinema Film 2 (так показывают кино в кинотеатрах) или Reference (проектор максимально «прозрачен» и передает изображение таким, как оно записано на носителе). Замечу сразу, что определения весьма условны, да и отличия между ними минимальны. Сам я смотрел на пресете Reference – мне он показался наиболее естественным. С остальными комбинациями все понятно: TV, Photo, Game, Bright Cinema (кино в незатемненном помещении), Bright TV (то же самое, но – для ТВ) и User (настройки по своему глубоко индивидуальному вкусу).
Пункт Reality Creation раздела настроек Picture касается показа материала в разрешении ниже 4K – в сущности это управление апскейлером. Можно поиграться самому, оставить значение по умолчанию или как настроил профессиональный инсталлятор. В принципе туда можно и не залезать – все прекрасно работает и при фабричных значениях. Именно в этом разделе есть пункт D.Focus Optimizer – там можно включить или выключить ту самую обработку, улучшающую чёткость, о которой говорилось выше. Мне показалось, что и без нее хорошо.
В соседнем пункте, Cinema Black Pro, настраивается система динамического контраста, причем можно выбрать одну из двух степеней ее действия или вообще отключить. Замечу, что усиление контрастности достигается не только за счет открытия/закрытия диафрагмы, но также модуляцией лазера. Есть и отдельный пункт Laser Light Output. По идее, если вывести мощность лазера на максимум, его ресурс должен уменьшиться, однако об этом в документации ничего не говорится. У меня движок был в среднем положении, и яркость с диагональю изображения 130” была оптимальной.
С точки зрения настройки и обслуживания, VPL-VW870ES – гуманное устройство.
Следующий пункт – Contrast Enhancer («улучшитель» контрастности) с переключателем на три положения. В отличие от предыдущей обработки, которая устанавливает оптимальную яркость в конкретной сцене, здесь улучшается проработка деталей в светлых и темных частях кадра. Вероятнее всего, это достигается за счет анализа изображения и автоматической коррекции гаммы. Впрочем, здесь нет ничего нового – уже было у проекторов Sony и раньше. Включая и VPL-VW760ES. Единственное, чего у него не было – это процессора D.Focus Optimizer. Поэтому прекращаю рассказывать о настройках (хотя там есть еще одна интересная обработка, которую обычно отключаю, – Motionflow) и перехожу к впечатлениям.
Мысленные путешествия во времени
Возможность поставить рядом два разных проектора, чтобы сравнить качество изображения, представляется крайне редко. Поэтому приходится сопоставлять свои впечатления – на это у меня очень хорошая память, выработанная многими годами тренировок.
Технике Sony (любой, не только видео) всегда была свойственна подчеркнутая нейтральность, непредвзятость. Никакой отсебятины, предельная профессиональная точность. Передача, но не интерпретация. Естественно, в рамках бюджета. VPL-VW870ES следует в русле этой традиции. Но все равно удивляет. Прежде всего, предельной четкостью картинки – усилия разработчиков в этом направлении оказались успешными. Ведь чтобы получить по-настоящему четкое изображение, мало увеличить разрешение до 4K (этим мы всего лишь устраняем дискретность, пиксельную структуру изображения). Необходима еще качественная оптика (а это очень дорогое удовольствие), продвинутый видеотракт с низким уровнем собственных шумов, а также лазерный, то есть когерентный источник света. Лазеры ведь хороши не только тем, что имеют длительный ресурс работы, но и тем, что при прочих равных обстоятельствах они дают субъективно более сочную, контрастную и чёткую картинку – всё это следствие когерентности. Но здесь надо произнести одно очень большое «но».
Усиление контрастности достигается не только за счет открытия/закрытия диафрагмы, но также модуляцией лазера.
Улучшение чёткости сделает изображение более естественным и правдоподобным при одном условии: если оно достигается по всей технологической цепочке производства фильма, начиная от съёмки и включая все последующие этапы. А иначе мы будем видеть не предельно реалистичную картинку, а все её технические недостатки. Когда производители проекционной техники готовят демонстрационные ролики, они делают это на максимально высоком качественном уровне. Но Голливуд и тем более независимые киностудии так работать не могут. И если качественный уровень современных релизов вполне соответствовал уровню модели VPL-VW760ES, то наш герой, VPL-VW870ES, безжалостно обнажает их минусы. К примеру, на нем слишком хорошо видно, где натурная съемка, а где – компьютерная анимация. И во всех случаях обилие визуальной информации ошеломляет. Уж не знаю, на чем смотрят свои картины их авторы, но их проекционная техника, вероятно, не дотягивает до уровня информационного разрешения этого проектора.
Смотрел UHD Blu-ray «Китайская стена» (вот уж где мультики!), значительно более натуральный и зрительно выразительный «Выживший», и в меру анимационный «Пассажиры», все – с HDR. И со всеми возникало подспудное ощущение излишних визуальных подробностей. Возможно, сказывалась привычка к менее чёткому и детальному изображению. Другое дело – старый добрый «Казино Рояль» с обычного Blu-ray в разрешении 1920 х 1080 – картинка воспринималась практически идеальной. Тогда как все современные релизы казались информационно перенасыщенными.
Лазеры хороши не только тем, что имеют длительный ресурс работы, но и тем, что при прочих равных обстоятельствах они дают субъективно более сочную, контрастную и чёткую картинку.
Нет, это не является недостатком. Это преимущество, причем очень сильное. Если не хотите быть смытым потоком информации, аппарат нужно немного по-другому настроить. Подобрать оптимальную степень шумоподавления в источнике и в проекторе. Убрать на минимум движок Sharpness (не зря же эту регулировку вынесли на пульт). Может быть, выбрать другую экранную поверхность, например, акустически прозрачную, у которой будет выше степень светорассеяния. В общем, немного приглушить избыток информации. Это совсем не сложно – портить всегда легче, чем улучшать.
Естественно, всё это только на время – пока не появятся картины, сделанные в расчёте на проекционную технику столь высокого класса, и соответствующие источники. В моем распоряжении был UHD Blu-ray-плеер OPPO UDP-203. На сегодняшний день это один из лучших проигрывателей по качеству изображения, и для всех проекторов, которые видел до сих пор, его хватало, но VPL-VW870ES заслуживает источник ещё более высокого класса. В технике (как и в спорте) так всегда: кто-то вырывается вперед, а всем остальным приходится догонять.
Sony VPL-VW870ES/B
Производитель: Sony (Япония)
pro.sony/ru_RU/products/home-cinema-projectors
Объективные данные:
Матрицы: SXRD 3 х 0,74” || Физическое разрешение: 4096 x 2160 || Разрядность цвета: 12 бит (по HDMI) || Управление оптикой: моторизованное (фокус, зум, сдвиг) II Зум: х2,06 || Штатный объектив: VPLL-Z7013 (1.27–2.73:1 || Опционный объектив: VPLL-Z7008 (0.8–1.02:1) || Световой поток: 2200 ANSI лм || Контрастность ∞:1 (динамическая) || Сдвиг объектива (штатный объектив / опционный: ±80% (по вертикали); ±31% (по горизонтали) / ±50% (по вертикали); ±18% (по горизонтали) || Источник света: Z-Phosphor (лазерно-фосфорный) || Ресурс источника света: 20000 ч || Диагональ экрана: 60” — 300” || Поддержка 3D: да, активная технология || 3D-модулятор – встроенный || 3D-очки: TDG-BT500A (опция) || Поддержка HDR: HDR10, HLG II Коммутация: 2 x HDMI (с поддержкой HDCP 2.2), 1 x триггер (3,5 мм), RS-232C, IR In, Ethernet (RJ45), USB (для обновления прошивки) || Потребляемая мощность: 430 Вт || Шум системы охлаждения: 24 дБ || Габариты (Ш х В х Г): 560 x 223 x 496 мм || Масса: 22 кг
Источник: http://www.salonav.com