Беспроводные мониторы KEF LSX
Выход этих активных систем открыл инновационный подход к воспроизведению музыки и развеял миф о консервативности британских производителей. Миниатюрные мониторы представляют собой законченный аудиокомплекс с широкими возможностями для получения контента, коррекции звучания и управления. Изучаем, слушаем и рассказываем.
По первому впечатлению эти мониторчики – почти игрушечная дизайнерская разработка для фонового озвучивания кухни, спальни или детской комнаты. Корпуса высотой 24 см, как раз под размер книги, чтобы поставить рядом на полку, обтекаемый профиль лицевой панели, весёленькая отделка с прицелом на молодёжный интерьер. Но при более близком знакомстве KEF LSX открываются совершенно с иной стороны.
Начнём с чисто акустических аспектов. Излучатели здесь – хорошо известные сборки Uni-Q, состоящие из 11,5-сантиметрового НЧ диффузора из алюминия-магниевого сплава, в центре которого установлен твитер с алюминиевым куполом диаметром 19 мм. Эту концепцию британские специалисты развивают уже несколько десятилетий, поскольку она позволяет получить характеристики, близкие к точечному источнику излучения. В активных KEF LSX принцип доведён до логического совершенства благодаря фирменному алгоритму Music Integrity Engine, реализованному во встроенном DSP. Процессор устраняет временные (фазовые) сдвиги между сигналами в верхней и нижней полосах, чем и достигается максимально слитное, однородное излучение в заявленном рабочем диапазоне 54 — 28 000 Гц (±3 дБ).
Процессор устраняет временные (фазовые) сдвиги между сигналами в верхней и нижней полосах, чем и достигается максимально слитное, однородное излучение в заявленном рабочем диапазоне
Второй важный момент в том, что каждый динамик работает от собственного усилителя – 70-ваттного для НЧ и 30-ваттного для твитера. Такое решение снижает интермодуляционные искажения и улучшает демпфирование в области баса, поскольку динамик шунтируется выходным сопротивлением усилителя непосредственно, без пассивных элементов кроссовера в промежутке. Более того, для каждой полосы предусмотрен собственный ЦАП, сигнал которого передаётся на оконечники класса D, т.е. в звуковом тракте мониторов аналоговый сигнал, как таковой, получается только на клеммах динамиков. Басовик работает на фазоинвертор, порт которого выведен назад.
Мониторы в паре не равноценны по функциональности – один из них «ведущий», второй «ведомый». Между собой они связываются либо тонким кабелем через порты RJ45, либо по воздуху. В первом случае сигнал передаётся в формате 24/96, а во втором – 24/48 с использованием собственного протокола связи. Главный монитор может подключаться к источникам по Ethernet и оптике при разрешении файлов на входе до 24/192. Из аналоговых интерфейсов имеются линейный вход 3,5 мм и выход на активный сабвуфер с ЦАПа басовой полосы. На фото задней панели также виден порт USB, но он 5-вольтовый, для зарядки гаджетов.
Ещё одно, самое интересное, на мой взгляд, приложение Control App, предназначено для настройки мониторов, повседневной работы с ними и обновления софта.
Главной же идеей при создании KEF LSX, было, конечно, полное отсутствие проводов при получении контента. Для этого в них встроили два радио модуля Bluetooth 4.2 с кодеком Qualcomm aptX и двух диапазонный (2,4/5 ГГц) Wi-Fi. Мониторы также работают по AirPlay, причём уже в марте нынешнего года можно будет обновиться до AirPlay 2, что позволит организовать стриминг для мультирумной системы. Из сетевых сервисов поддерживаются Spotify Connect и Tidal, а также программная оболочка Roon, с помощью которой, помимо всего прочего, LSX способны воспроизводить файлы DSD. Напомню, что этот софт позволяет сортировать и архивировать файлы, составлять плейлисты для нескольких пользователей, а также объединять источники контента и воспроизводящие устройства в единую сеть с наглядным интерфейсом.
Как такая продвинутая начинка умещается в корпусе, показано на рис.1.
Рис. 1. Внизу – импульсный блок питания, главные платы с ЦАПами, процессором, стриминговым модулем и усилителями устанавливается вертикально. Фазоинвертор причудливо изогнут, чтобы получить нужную длину (т. е. резонансную частоту) в такой тесноте
Разумеется, разработчики предусмотрели и бесплатные методы управления – лаконичный пульт ДУ, приложение KEF Streamapp для iOSи Android, позволяющее работать с онлайновыми сервисами, а также IP контроль для систем AMX, Crestron и т.д. Ещё одно, самое интересное, на мой взгляд, приложение Control App, предназначено для настройки мониторов, повседневной работы с ними и обновления софта. Предусмотрено два уровня общения с системой – BASIC и EXPERT. В последнем случае параметров гораздо больше, например, можно точно адаптировать звучание под конкретную комнату с учётом расстояния до стен, а также задать уровень и частоту среза в канале сабвуфера.
Теперь о дизайне. Лицевая панель корпуса имеет такую форму не только для красоты – она рассчитана методом конечных элементов для того, чтобы минимизировать ранние отражения и тем самым повысить линейность воспроизведения. Многолучевая звезда перед твитером – рассекатель, устраняющий «рупорную» окраску, а радиальные штрихи на диффузорах увеличивают жёсткость.
Что касается отделки, то это проект британского дизайнера Майкла Янга. Материя, которой обтянуты боковые стенки корпуса, создаёт не только стильный образ, но и приятные тактильные ощущения. Ткань, кстати, непростая – её поставляет датская фирма Kvadrat, которая также сотрудничает с Airbus, Cassina и Range Rover. Цвета обшивки возможны такие — бордовый, синий, черный и оливковый, и плюс к этому — белый глянцевый лак. Грили дизайнером не предусмотрены.
Понравилось, что в верхней середине действительно отсутствует рупорная окраска.
Помимо стандартной установки на столе или полке, KEF LSX могут крепиться на стене (кронштейн приобретается отдельно) или штативе – для этого в днище имеется резьбовое отверстие. Поставляются мониторы в красивой коробке с аккуратной укладкой всех аксессуаров. Стоит такой комплект 89 тыс. рублей.
Но прежде, чем перейти к прослушиванию, я должен похвалить удобство управления через Roon – наглядная графика, понятный поиск нужного альбома и мгновенная реакция мониторов на команды. Да и связь между ними и источником при включении устанавливается в течение нескольких секунд, что говорит о грамотном ПО. Слушали мы музыку с Tidal по Ethernet, связь между Master и Slave была беспроводная.
Компактные мониторы иногда способны удивить своим нижним регистром, но KEF LSX в этом отношении что-то особенное. Во-первых, бас достаточно глубокий, чтобы слушать большинство музыкальных жанров без сабвуфера. Хотя и система 2.1 с такими сателлитами будет очень и очень неплоха. Во-вторых, бас быстрый и наполненный, с резкой атакой, с панчем и явно читаемой структурой. Это – явная заслуга непосредственного подключения НЧ-динамика к выходу усилителя и той коррекции, что введена в DSP для повышения линейности. Понравилось, что в верхней середине действительно отсутствует рупорная окраска. Твитер отличается деликатностью, в его полосе не чувствуется ни резкости, ни «цифрового привкуса», что в абсолютно цифровом тракте можно считать настоящим достижением.
Построение сцены – классическое для излучателей Uni-Q. Диаграмма направленности достаточно широкая, чтобы мониторы можно было ставить на расстоянии 3,5 – 4 метров.
Построение сцены – классическое для излучателей Uni-Q. Диаграмма направленности достаточно широкая, чтобы мониторы можно было ставить на расстоянии 3,5 – 4 метров и не получить пустот в звуковой сцене. Локализация острая, виртуальные образы телесны, инструменты хоть и имеют несколько уменьшенные габариты, но их относительный масштаб соблюдается идеально. KEF LSX могут стать приличными мониторами ближнего поля – даже на малом расстоянии от слушателя звучание остаётся цельным и прекрасно сфокусированным. А в комплекте с сабвуфером получится компактная система домашнего кино даже без центрального канала, т.к. мониторы запросто перекрывают середину переднего плана.
А теперь давайте посчитаем, нам предлагают за 89 тысяч. Два полочных монитора, занимающих до смешного мало места, представляют собой законченную аудиосистему мощностью 2 х 100 Вт, которой не нужен ни источник, как таковой, ни сигнальные кабели. Она может воспроизводить музыку с мобильных устройств, из Сети, от игровой приставки или телевизора и настраиваться под конкретное помещение. Плюс звучание, намного более интересное, чем у компонентных минисистем с выносной акустикой. Получается, что альтернативу KEF LSX будет найти непросто…
KEF LSX
Производитель: KEF Audio, Ltd. (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Входы (только на системе Master): TosLink, линейный аналоговый 3,5 мм, порт RJ45 Ethernet || Выходы: линейный на сабвуфер, RJ45 на Slave || Поддержка беспроводных протоколов: Bluetooth 4.2 aptX, Wi-Fi IEEE 802.11a/b/g/n, 2,4/5 ГГц, Airplay 2 || Сетевые протоколы: DLNA, Spotify Connect, Tidal, Roon || Разрешение принимаемого сигнала: до 24 бита/192 кГц || Разрешение передаваемого сигнала: 24 бита/48 кГц по воздуху, 24 бита/96 кГц по кабелю || Диапазон воспроизводимых частот: 54 — 28 000 Гц (±3 дБ, 85 дБ, 1 м) || Мощность встроенных усилителей: 70 Вт (НЧ) + 30 Вт (ВЧ) || Максимальное звуковое давление: 102 дБ || Цвета отделки: бордовый, синий, черный, оливковый, белый лаковый || Габариты: 240 x 155 x 180 мм || Масса Master/Slave: 3,6/3,5 кг
Источник: http://www.salonav.com