Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы — усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо.
Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у более современной версии предостаточно. Рассмотрим их подробно, послушаем и поделимся впечатлениями.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Как известно, история развивается по спирали, и на нынешнем витке многие хай-файные компании, особенно британские, всё чаще обращаются к классике 70-х. Которая, как показывает нынешняя статистика продаж, не воспринимается как нечто архаичное, привлекательное лишь для старшего поколения слушателей. Наработки того времени, особенно внешняя стилистика, становятся всё более востребованными. Что и понятно — у солидных слушателей такая техника вызывает волнующие воспоминания молодости, а юными меломанами воспринимается как нечто оригинальное и модное.
Системное развитие
И это реально так: акустические системы Wharfedale Linton, выпущенные в 2019 году к 85-летнему юбилею компании, стали не только бестселлером, но и настоящей сенсацией в хай-файном медиапространстве. Трудно найти ресурс, который пять лет назад не отдал должное этим симпатичным и недорогим колонкам с тем самым культовым «британским» звучанием.
В головном офисе Wharfedale поняли, что серия Heritage в целом, и модель Linton в частности — настоящая золотая жила, и стали развивать успех. В конце прошлого года на рынок вышли Super Linton, которые, несмотря на потрясающее внешнее сходство с младшими Linton по применённым решениям и характеру звучания оказались ближе к модели Dovedale — флагману серии Heritage.
В сочетании с отделкой натуральным шпоном (в нашем случае — ореховым) системы выглядят лаконично и одновременно потрясающе стильно.
Super Linton — трехполосные колонки с пропорциями, вызывающими приятную ностальгию по давно ушедшим временам. Они всего на четыре сантиметра выше младших «Линтонов», но при прямом сравнении кажутся гораздо более внушительными. Передний щит обрамлен бортиками с таким расчётом, чтобы крупноячеистые тканевые грили с логотипом в нижней части устанавливались заподлицо. В сочетании с отделкой натуральным шпоном (в нашем случае — ореховым) колонки выглядят лаконично и одновременно — потрясающе стильно, на них глаз буквально отдыхает.
Нижняя полоса воспроизводится таким же, как в модели Linton 8-дюймовым (200 мм) басовым драйвером с кевларовым диффузором и усиленной магнитной системой. Но увеличение объёма корпуса Super Linton позволило снизить нижнюю границу рабочего диапазона до 32 Гц (-6 дБ). Солидной глубине баса также способствуют два фазоинвертора с широкими портами на задней стенке корпуса.
А вот твитер в версии Super не такой, как в младших «Линтонах», по конструкции он гораздо ближе к тем, что используются в топовой модели Dovedale.
За среднюю полосу, которая начинается с 550 Гц, отвечает 5-дюймовый (135 мм) динамик. Он также аналогичен тому, что ранее устанавливался в «Линтонах», но в версии Super у него иное акустическое оформление — задняя цилиндрическая камера, заполненная длинноволокнистым демпфирующим материалом. С её помощью выравнивается частотная характеристика в средней полосе, к тому же динамик изолирован от переменного давления, создаваемого 8-дюймовым соседом. Это довольно распространённое решение, но, как правило, реализуется в более дорогих системах.
А вот твитер в версии Super не такой, как в младших «Линтонах», по конструкции он гораздо ближе к тем, что используются в топовой модели Dovedale. У него дюймовый тканевый купол, улучшенная магнитная система, и задняя камера, демпфирующая заднее излучение — благодаря этому устраняются локальные резонансы. Купол установлен в коротком волноводе, который формирует необходимую диаграмму направленности.
Ещё одно важное отличие, способное кардинально повлиять на характер звучания «Супер Линтонов» — новые кроссоверы, разработанные известным гуру Питером Комо. Они собраны на двух платах, раздельных для НЧ и СЧ/ВЧ секций. Обратите внимание, что большие емкости набраны из нескольких плёночных конденсаторов, а катушка на стальном сердечнике используется только в НЧ-фильтре. Многопроводное подключение не предусмотрено. На переднем плане фото — кроссоверы младших «Липтонов» для сравнения.
Обратите внимание, что большие емкости набраны из нескольких плёночных конденсаторов, а катушка на стальном сердечнике используется только в НЧ-фильтре.
И, наконец, корпус. Как и у младших «Линтонов», он представляет собой двухслойную конструкцию из двух MDF плит с латексным демпфирующим слоем между ними. По данным производителя это позволило снизить резонансы до исчезающе малого уровня. Для отделки, как уже упоминалось выше, используется натуральный шпон, в перечне вариантов чёрный дуб, орех (на фото) и красное дерево.
Стойки у Linton Super тоже такие же, как у Linton, и в этом есть определённый смысл — появляется возможность без лишних затрат поменять младшие колонки на старшие.
Показать характер
Для визуальной и звуковой гармонии сопутствующие компоненты были подобраны такие: CD-транспорт Leak CDT в качестве источника и интегральный усилитель Leak Stereo 230 со встроенным ЦАПом. Соответственно, мы слушали компакт-диски с самой разной музыкой.
Слушая знакомые записи, нельзя было сказать, что колонки что-то не доигрывают, и при этом отсутствовала супер контрастность, от которой быстро устаёшь.
Честно говоря, немного опасался, что комплект со столь явным уклоном в винтажную тему может не справиться с современной музыкой. Но «Супер Линтоны» оказались намного более интересными, чем можно было ожидать, возник даже некоторый контрапункт между увиденным и услышанным. Первым делом отмечу высокий класс твитеров, они в этих системах вообще вне критики. Источники звука с высоким спектром — тарелки и колокольчики, а также струнные обертоны — передавались ясно, с естественными микровибрациями, заметно оживляя звуковую картину. Понравился и баланс между детальностью и комфортностью звучания: слушая знакомые записи, нельзя было сказать, что колонки что-то не доигрывают, и при этом отсутствовала супер контрастность, от которой быстро устаёшь. И ещё: несмотря на то, что твитеры установлены на широком переднем щите, проблем с передачей тонких нюансов (обычно они возникают из-за отражений от плоскости) не возникало, очевидно, благодаря тщательно рассчитанным волноводам. Благодаря им и фокусировка звуков в верхней полосе получалась на редкость чёткой. Правда, чтобы в полной мере оценить все достоинства твитеров, тканевые грили с колонок лучше снять.
Середина удивила отсутствием т.н. кевларовой окраски, которая в некоторых системах появляется из-за локальных резонансов диффузора. Информативность в этой полосе высокая, но не избыточная, такое звучание не утомляет, хотя все подробности налицо. Отмечу и естественность тембров — симфоническая классика звучит очень красиво, с богатой палитрой тональных оттенков, особенно на высокой громкости. Голоса исполнителей передаются с массой характерных нюансов, из-за чего возникает реальный эффект присутствия. В этом отношении очень показательны дуэты Леонарда Коэна и Шэрон Робинсон (альбом Ten New Songs). Два голоса в унисон, но при этом каждый как бы сам по себе — этот эффект Super Linton показывают идеально, буквально видишь исполнителей перед собой.
Отмечу и естественность тембров — симфоническая классика звучит очень красиво, с богатой палитрой тональных оттенков, особенно на высокой громкости.
И, наконец, бас. Вот тут можно было немного посетовать на некоторую сдержанность, но лишь на самых боевых жанрах — тяжёлом роке, клубной электронике и трип-хопе. Хотя, возможно, это стоило бы назвать аккуратностью — бас глубок, но не перетягивает на себя тональный баланс, не пытается привлечь больше внимания, чем следует. А вот скорость баса реально впечатлила, никакой «резины» даже в самой нижней октаве. Бочка на записи ударной установки — настоящая.
Любопытно, что в нашем обзоре младших Linton пятилетней давности о какой-либо сдержанности в нижней полосе и речи не было, поэтому мы решили послушать наших испытуемых с другим, более бойким усилителем. Super Linton моментально перенесли нас в нынешнее время — звучание стало более эффектным, с акцентом на бас и верхние обертоны, т.е. гораздо более подходящим для современной «заряженной» музыки. И, главное, большой подводимой мощности для этого не требуется.
Подобная отзывчивость на внесённые в систему изменения, довольно редкая для колонок такой стоимости, открывает массу возможностей для звуковых экспериментов. Впечатления от звучания Super Linton с разными усилителями и даже с разными акустическими кабелями могут получиться очень неожиданными.
Wharfedale Super Linton
Производитель: IAG (Великобритания)
Конфигурация | 3 излучателя, 3 полосы |
---|---|
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Рабочий диапазон, Гц | 39 — 20 000 (±3 дБ) |
Воспроизведение баса, Гц | 32 (-6 дБ) |
Чувствительность, дБ/1Вт/1м | 90 |
Сопротивление, Ом | 6/3,2 |
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт | 25 — 200 |
Максимальное звуковое давление, дБ | 110 |
Частоты разделения полос, Гц | 550, 2500 |
Объём корпуса, л | 33,4 |
Bi-wiring | нет |
Отделка | ореховый шпон |
Габариты, мм | 605 x 300 x 330 |
Масса 1 шт., кг | 19,8 |
Источник: salonav.com