Акустические системы Spendor D7.2 и Classic 1/2

У нас на испытании две модели от одного из культовых представителей британской звуковой школы. Причём одна пара выполнена в современном форм-факторе, а другая навевает ностальгические воспоминания о золотой эпохе аудио начала 70-х.

И звучат они хоть и по-разному, но каждая по-своему интересна. Какую же пару предпочесть?

Spendor_D72_Classic_12_6729.jpg

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Не так уж много компаний, заложивших основы британской звуковой школы, дожили до наших дней, сохранив британское подданство. Компания Spendor как раз относится к таким исключениям. Напомню, что она была основана в 1969 году инженером Спенсером Хьюзом (Spencer Hughes) и его женой Дороти (Dorothy) — из начальных букв их имён и составлено название компании. Которая до сих пор не только проектирует акустические системы в Англии, но там же их и производит. На фабрике в восточном Сассексе Spendor собирает свои динамические головки и кроссоверы, а также проводит испытания готовых изделий. Корпуса изготавливаются на заводе площадью 2500 кв. м в Шеффилде, который компания не так давно выкупила у REL. Там же производятся корпуса почти для двух десятков других британских акустических брендов.

Триумф компании состоялся в 1975-м после выпуска двухполосных мониторов Spendor LS35A, ставших мировым бестселлером.

Триумф компании состоялся в 1975-м после выпуска двухполосных мониторов Spendor LS35A, ставших мировым бестселлером. Впоследствии эта модель выпускалась по лицензии ВВС многими производителями, но именно Спенсер Хьюз, участвовавший в разработке прототипа как сотрудник британской вещательной корпорации, получил «право на первый выстрел».

В настоящее время компанией управляет Филип Свифт (Philip Swift), ранее руководивший брендом Audiolab. С его приходом у Spendor появилась чёткая рыночная стратегия (настоящий британский Hi-Fi для широкого круга меломанов) и продуманный модельный ряд. Последний включает в себя три линейки — начального уровня A, более высокого класса D и Classic, как напоминание о прежних достижениях Spendor.

Spendor_D72_Classic_12_6692.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6741a.jpg

Единство непохожих

Со времени выпуска LS35A много воды утекло, и современные изделия Spendor по уровню проектирования и качеству применённых комплектующих ушли далеко вперёд. Но один принцип соблюдается неукоснительно — т.н. динамическое демпфирование корпусов. Ещё в начале 60-х, когда на BBC начались работы по созданию собственных контрольных мониторов для вещательных студий, было сделано важное открытие: применение материалов типа МДФ и внутреннее демпфирование корпусов различными наполнителями делают человеческий голос глухим и безжизненным. Поэтому было принято решение — бороться с корпусными резонансами исключительно за счёт внутренних стяжек, размещённых в критических местах.

Один принцип соблюдается неукоснительно — т.н. динамическое демпфирование корпусов.

В модели Spendor D7.2 используется усовершенствованная система асимметричных перемычек и динамического демпфирования, которая полностью устраняет вибрации стенок высокого и узкого корпуса. В соответствии с принципами ВВС в этих башнях отсутствует внутренний наполнитель (синтепон, вата и т.д.), который традиционно используется для борьбы с переотражениями и который не только негативно влияет на воспроизведение голоса, но также, по мнению специалистов Spendor, размывает бас.

Системы 7.2 — 2,5-полосные, т.е. один из басовых драйверов фильтруется на 900 Гц, а второй работает вплоть до стыковки с твитером на 3200 Гц. Такая схема хороша тем, что в НЧ-полосе, где от колонок требуется максимум энергии, обе головки работают в параллель, а на средних частотах — лишь одна. Кроме того, и кроссоверы получаются проще. Обратите внимание, что у верхнего динамика в центре диффузора установлена массивная «пуля» — она выравнивает фазовую характеристику в самом важном для нашего слуха диапазоне.

Spendor_D72_Classic_12_6693.jpg

Spendor_D72_Classic_12_6696.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6700.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6710.jpg

Оба динамика имеют 18-сантиметровые усовершенствованные полимерные диффузоры D-Line с более глубоким, чем обычно, профилем. Такой, по мнению разработчиков, имеет более высокую жёсткость и эффективнее передаёт звуковую энергию.

Пара НЧ-драйверов при поддержке фазоинвертора начинает воспроизводить бас от 29 Гц. Порт имеет сдвоенный канал Вентури, сужающийся к концу — в нём поток воздуха на выходе плавно замедляется, и в результате его давление по всей длине фазоинвертора выравнивается. Что, в свою очередь, обеспечивает малый фазовый сдвиг и более быстрый, разборчивый бас.

Порт имеет сдвоенный канал Вентури, сужающийся к концу — в нём поток воздуха на выходе плавно замедляется, и в результате его давление по всей длине фазоинвертора выравнивается.

Твитер в D7.2 новый, специально разработанный для обновлённой серии D. Чрезвычайно лёгкий полиамидный купол диаметром 22 мм снаружи закрыт мелкоячеистой сеткой, в центре которой установлено апертурное тело, которое корректирует фазовую характеристику. Конструкция отличается высокой скоростью отклика при малых искажениях. Крупный внешний фланец — из нержавеющей стали. Верхняя граница такого твитера — 25 000 Гц, а диаграмма направленности шире, чем у традиционного дюймового купола.

Разделительные фильтры рассчитаны на идеальную фазовую (т.е. временную) интеграцию всех трёх излучателей. В них используются пропитанные катушки с прецизионной намоткой (высокая линейность, низкие искажения) и плёночные конденсаторы. Схемы собраны на усиленной печатной пате с толстыми медными проводниками. Все соединения внутри корпуса сделаны медной посеребрённой моножилой в изоляции из диэлектрика, не содержащего галогены.

Spendor_D72_Classic_12_6803.jpg

Spendor_D72_Classic_12_6704.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6705.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6712.jpg

Колонки выпускаются в вариантах чёрный клён, вишня, натуральный дуб, тёмный орех и с белым матовым покрытием. Качество отделки очень высокое: на фабрике в Шеффилде трудится один из лучших краснодеревщиков, ранее работавших в мебельной компании Timberworx. Чёрные грили крепятся на магнитах.

Пропорции Spendor Classic ½ примерно те же, что у легендарных LS35A, но размеры гораздо внушительнее. Тем не менее, это не напольные системы — для их установки рекомендованы акустически прозрачные стойки от Hifi Racks. Они не слишком дешёвые, но без стоек я бы эти супермониторы слушать не советовал.

Корпус Spendor Classic ½ задемпфирован с тем расчётом, чтобы увести резонансы как можно ниже, где они будут менее заметны на слух.

Системы трёхполосные — вверху установлен среднечастотник, под ним — твитер, а в самом низу– басовый драйвер. Солидная ширина корпуса (31 см) позволила разместить на переднем щите и пару симметрично расположенных фазоинверторных портов.

СЧ и НЧ-динамики — собственного производства Spendor, и это немаловажное преимущество для получения нужного характера звучания. У нового басовика 22-сантиметровый полимерный диффузор, армированный полиамидным волокном. Большие смещения обеспечиваются эластичным подвесом с высоким профилем, а отсутствие резонансов — массивной корзиной, отлитой из магниевого сплава. Этот динамик перекрывает полосу от 30 до 415 Гц, после чего эстафету подхватывает 15-сантиметровый среднечастотник с диффузором из фирменного полимера EP77.

Spendor_D72_Classic_12_6742.jpg

Spendor_D72_Classic_12_6750.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6756.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6790.jpg

Твитер здесь тоже 22-миллиметровый, но производства ScanSpeak. Мягкий купол окружён выпуклым кольцом — такая конструкция снижает краевые деформации и, соответственно, искажения.

Кроссоверы построены в соответствии с теми же принципами, что и в D7.2, но с другими частотами раздела и возможностью подключения по tri-wiring — на задней стенке шесть винтовых клемм с перемычками из многожильного посеребрённого провода.

Корпус Spendor Classic ½ задемпфирован с тем расчётом, чтобы увести резонансы как можно ниже, где они будут менее заметны на слух. По мнению разработчиков, полностью избавиться от вибраций невозможно, и чем выше жёсткость корпуса, тем выше частота его резонанса. Внутреннее демпфирование сделано в определенных местах, поэтому в результате получается контролируемое движение тонких боковых панелей на низких частотах, придающее системе особый характер звучания.

К качеству отделки не придраться, даже если рассматривать колонки под ярким светом фотософитов.

Classic ½ выпускаются натуральном шпоне ореха или вишни. К качеству отделки не придраться, даже если рассматривать колонки под ярким светом фотософитов.

Работа корпусом

Система для прослушивания «Спендоров» в одном из московских салонов была собрана такая: сетевой проигрыватель Aurender N20 для воспроизведения хайрезов с локального сервера, элитный ЦАП MSB Discrete DAC и уникальный интегральник Pathos TT Anniversary. Уникален он потому, что на входе у него ламповый триод 12AX7, а на выходе — мощные MOSFETы в классе А с дроссельной нагрузкой. Мощность не рекордная — 2 х 35 Вт на 8 Ом, но в нашем случае проблем быть не должно, т.к. обе испытуемые пары как раз восьмиомные.

Spendor_D72_Classic_12_6752.jpg

Spendor_D72_Classic_12_6772.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6789.jpg   Spendor_D72_Classic_12_6793.jpg

Начинаем с башен Spendor D7.2. Звучание полностью лишено синтетики — оно чрезвычайно точное в передаче тембральных нюансов и отличается высоким разрешением в верхней полосе (к этому мы ещё вернёмся), прекрасно проработаны звуки второго плана. Но всё же в характере этих систем присутствует некоторая нотка ностальгии. Мягкость, отсутствие агрессии в передаче музыкального спектра, деликатная передача шипящих и умеренность на краях диапазона. При этом нехватки баса не чувствуется, даже на Zick Zack «Раммштайна» энергетика и напор в нижней полосе ощущались как реальная ударная волна. Колонкам хватает скорости, чтобы эффектно передавать резкие басовые ноты, при этом не заметно ни корпусных, ни фазоинверторных призвуков. И что любопытно: на звучании скрипки, контрабаса и других струнных возникало ощущение, что «деревянная» составляющая в спектре этих инструментов подчёркнута заметнее, чем обычно.

Мягкость, отсутствие агрессии в передаче музыкального спектра, деликатная передача шипящих и умеренность на краях диапазона.

Твитеры в Spendor D7.2. действительно очень интересные — несмотря на малый калибр, дают не острый луч ВЧ-составляющих, а равномерно перекрывают весь передний план. При этом инструменты к колонкам не привязаны, они находятся в пространстве между ними и аккуратно расставлены по местам. Изменение громкости этого порядка не нарушает, меняется лишь общий масштаб сцены.

Но особенно эти башни подкупили своим свободным, лёгким характером. В их звучании нет ни натужности, ни зажатости на больших уровнях — любая музыка звучит свободно и немного празднично из-за обилия тембральных составляющих. И даже на малой громкости внимания к музыкальным нюансам у колонок не ослабевает.

Spendor_D72_Classic_12_6738.jpg

Подключая к усилителю Spendor Classic ½ внутренне готовился к несколько старомодному, мониторному звучанию. Как же я ошибался! Конечно, в «Классиках» кое-то осталось от культовых LS35A, но это лишь пропорции корпуса и живость воспроизведения певческих голосов. В этом деле им равных нет — Сара Брайтман, исполнявшая Time to Say Goodbye, буквально материализовалась в комнате. Колонки придают звучанию какую-то особую теплоту, возникает ощущение, что музыку исполняют для тебя одного — настолько она красиво и естественно звучит. Да, в характере есть некоторая винтажность, но она воспринимается лишь как приятный оттенок звучания, а не главная черта характера.

Характер же у Classic ½ на самом деле боевой — басовые диффузоры прекрасно держат удар, по-современному отыгрывают атаку и не зажимают «хвосты» естественных ревербераций.

Характер же у Classic ½ на самом деле боевой — басовые диффузоры прекрасно держат удар, по-современному отыгрывают атаку и не зажимают «хвосты» естественных ревербераций. В тестовой записи китайских барабанов слышна не только разница в подаче каждой мембраны, но и то, как удары отзываются в акустике помещения, где производилась запись. AC/DC — настоящий рок с динамичной и разборчивой подачей. В джазовом квартете у контрабаса каждая струна откликается в огромной деке, и это производит сильное впечатление.

Когда видишь твитер 22 мм на широком переднем щите, невольно ожидаешь жёсткой привязки виртуальных образов к излучателям. Но — ничего подобного. Кольцевая диафрагма даёт широкую зону стереоэффекта с острой локализацией отдельных звуков. Особенно это эффектно на больших составах — вот весь оркестр в своём блеске и славе, а внимание легко выхватывает из него отдельные инструменты, которые фиксируются по трём координатам. Звуковая картина получалась плотная, гармоничная и невероятно подробная.

Spendor_D72_Classic_12_6810.jpg

И однозначно сказать, какая пара лучше, не смогу. Из взвешивания «за и против» можно исключить объективный фактор — обе модели без потери динамики спелись с маломощным усилителем и показали отличную управляемость в области баса. И 7.2, и Classic ½ отличаются высоким тембральным разрешением, убедительной динамикой и музыкальностью в целом. Но мы всё же имеем дело со Spendor, и эта марка неизбежно будет ассоциироваться с LS35A, поэтому наша награда достаётся модели Classic ½ — как связующему звену между прошлым и будущим.

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Aurender N20
  • ЦАП MSB Discrete DAC
  • Интегральный усилитель Pathos TT Anniversary
  • Кабели:
    • межблочные XLR и сетевые Dyrholm Audio X-Series
    • акустические Crystal Cable Future Dream 22

Spendor D7.2

Производитель: Spendor Audio (Великобритания)

Конфигурация: 3 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 29 — 25 000 Гц || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 900/3200 Гц || Чувствительность: 90 дБ || Bi-wiring: нет || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 250 Вт || Отделка: чёрный клён, вишня, натуральный дуб, тёмный орех, белый матовый || Габариты: 980 х 192 х 333 мм || Масса 1 шт.: 21 кг

Spendor Classic ½

Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 25 000 Гц || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 415/2700 Гц || Чувствительность: 87 дБ || Bi-wiring: да || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 200 Вт || Отделка: натуральный шпон ореха или вишни || Габариты: 621 х 308 х 374 мм || Масса 1 шт.: 22 кг


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: