Обзор Наушники STAX SR009 Усилитель SRM-T8000
Японская фирма Stax вот уже десятки лет известна своими наушниками, выполненными по электростатическому принципу, а также усилителями для них, поскольку такие наушники требуют специальных условий для воспроизведения и не могут работать от «обычных» аппаратов. В разное время я сталкивался с различными наушниками Stax, от самых бюджетных до достаточно дорогих. Хотя, конечно, и младшую модель бюджетной можно назвать весьма условно. Дело осложняется тем, как я сказал выше, что для работы эти наушники требуют специального усилителя. Но даже среди младших моделей нет таких, которые бы звучали посредственно. Что же тогда представляет собой самая старшая модель, которая в комплекте с соответствующим усилителем на порядок (и это не гипербола!) дороже начального, но и без того недешевого уровня Stax?
Итак, у меня дома флагман фирмы, модель SR-009, вместе с новейшим гибридным усилителем SRM-T8000. В первую очередь бросаются в глаза две вещи. Во-первых, наушники вместо привычных больших прямоугольных пластиковых корпусов излучателей получили круглые фрезерованные алюминиевые. Во-вторых, усилитель стал намного больше предшественников по размеру и массе. И уровень отделки изменился тоже. Согласитесь, когда вы платите за такой комплект сумму более 700 тысяч рублей, мелочей тут быть не может.
Хотя все же один недостаток я у наушников нашел. Конструкция регулировки оголовья очень неудобная (в отличие от «прямоугольников»), отрегулировать наушники, когда они у тебя на голове, практически невозможно, приходится снимать. Вдобавок, этот узел сделан из пластика, что вообще говоря, в таком дорогом продукте вызывает некоторое неприятие. Но, правда, конструкция чашек и амбушюров не вызывает нареканий – качество отделки металла превосходно, а тонкая кожа амбушюров оставляет приятные ощущения. Наушники весят прилично, но на голове ощущаются очень комфортно, и «очень» здесь не для красного словца.
Усилитель крупный, занимает по глубине всю полку в стойке, а по ширине оставляет место лишь для небольшой деревянной подставки для наушников. Коммутация у него очень развитая – есть балансные, небалансные входы, а также место под еще один вход, закрытый в случае моего экземпляра заглушкой. Присутствует также линейный выход сигнала для сквозного подключения SRM-T8000 в основной тракт. Кроме того, есть переключатель, отвечающий за перевод в режим Mute и режим Bypass, когда сигнал проходит на наушники минуя регулятор громкости (например, в случае, если вы предпочитаете регулировку уровня в ЦАПе или предварительном усилителе. Сам же регулятор громкости сдвоенный, соосный, позволяющий регулировать громкость для каждого канала, это традиционно для Stax, правда, воспользоваться этой опцией мне ни разу не пришлось.
Усилитель имеет два выхода на наушники, они одинаковые и рассчитаны на наушники т.н. Pro Type – это условное наименование наушников с конкретным значением поляризующего напряжения, этот усилитель не годится для старых наушников Normal Type, впрочем, они давно уже не выпускаются, и уже многие годы Stax производит наушники и усилители Pro Only.
Качество изготовления, уровень отделки и тактильные ощущения от органов управления усилителя не вызывают никаких нареканий и соответствуют его высокой стоимости. При работе усилитель очень сильно нагревается в том месте, где под кожухом стоят лампы, это абсолютно нормально и неизбежно в данном случае.
С самого начала меня интересовал вопрос, кто «главный» в этой парочке, насколько весом вклад именно наушников и именно усилителя в итоговый саунд, поэтому я воспользовался комплектом наушников Stax SR-303 и усилителя SRM-313, принадлежащим моему сыну. Такой комплект позволил попробовать наушники SR-009 с флагманским усилителем и для сравнения с гораздо более младшей моделью, и наоборот, сравнить работу разных по классу наушников на SRM-T8000. Но об этом я скажу в заключение теста, так как нас в первую очередь интересует полный старший комплект.
Особенность конструкции наушников, состоящая в использовании сверхтонкой мембраны большой площади, обеспечивает их характерное звучание, где на первый план выходит невероятная и недостижимая для иных типов акустических преобразователей точность и скорость обработки сигнала. Даже в младших наушниках и даже неискушенный слушатель отметит непривычно много «всего» - вероятно, в первую очередь можно говорить о деталях, слышимых в той или иной записи. Но дело в том, что даже намного скромные наушники Stax уже выдают практически все содержимое записи – повторюсь, конструкция обязывает. Что же ждать от старшей модели?
Действительно, о пресловутой «детальности» здесь говорить не приходится. В основу этих наушников положена способность настолько точно и быстро преобразовывать сигнал, что создается ощущение, будто самого преобразователя как бы и не существует. Интуитивно ты понимаешь, что разговор о каком-то неокрашенном или нейтральном звучании совершенно не передает той картины, которую рисует этот комплект. Образы, созданные SR-009, как бы возникают в пространстве сами по себе, независимо от наушников. Это дает такой эффект, что эти самые образы, отдельные партии и сама цельная картина воспроизведения может усложняться и обрастать взаимными связями бесконечно и притом без какого-то признака деградации.
В сравнении с этим все другие наушники выглядят так: есть некий объем, «коробочка», в которую наушники помещают образы и целые партии, связи между ними. Сначала основные, потом второстепенные, а в последнюю очередь идут всяческие «необязательные» партии, украшательства и прочие атмосферные эманации. Чем более высокий класс наушников, тем больше они могут засунуть в эту коробочку. Точнее, размер этой коробочки будет больше. Разные наушники, назовем их условно «другие наушники» по аналогии со стиральным порошком из рекламы, также по-разному могут интерпретировать важность образов и партий, которые надо поместить в коробочку. Отсюда и разная интерпретация одного и того же произведения. Но для всех них, для всех этих «других наушников» рано или поздно наступает предел, когда отдельные образы или партии или связи между ними не влезают в ту коробочку, которую эти наушники могут обслужить. И тогда они помещаются как бы «за бортом». Нет, это не значит, что партии эти теряются или их вовсе не слышно, просто ты понимаешь, что внимания на них не хватило. В случае SR-009 нельзя говорить о том, что в какое-то ограниченное пространство они помещают всяческих образов и партий больше остальных наушников, потому что этого ограниченного пространства, то самой «коробочки», для них не существует. Они обрабатывают все одновременно с одинаковым вниманием и одинаковым максимальным эффектом.
Причем эта маниакальная точность и скорость и способность обращать внимание одновременно на всё сразу совершенно не зависит от количества и объема материала в сигнале, который требуется обработать.
В результате звук воспринимается невероятно естественно и легко. Любой аспект приобретает массу нюансов, о которых ты раньше не подозревал. Особенно поражает работа с паузами. Паузы столь точны по времени, осмысленны и настолько натурально вписаны в сюжетную канву, что весь предыдущий опыт кажется неряшливой и бестолковой ученической игрой. Музыкальные события сменяют друг друга со связностью какого-то совершенно иного уровня. Нет смысла напрягаться и что-то выслушивать, все уже здесь, вокруг тебя и в тебе. Музыка живет сама по себе.
То же самое касается и более формальных аспектов, например, тембров. Наушники в паре с усилителем отрабатывают не то чтобы основной тон, атаку звука, его спад и так далее, а просто даже каждую молекулу самого последнего обертона. Голоса, кажется, можно потрогать. Исполнитель прямо здесь, рядом с тобой.
Все это, конечно, налагает определенные требования на источник. Наверно, не существует в принципе источника, для которого этот комплект был бы узким местом. Чем выше класс оборудования до усилителя SRM-T8000, тем понятнее вам будет, о чем я веду речь выше. Да и сам усилитель здесь тоже не случайно. Дошла очередь и до сравнений. По их результатам могу сказать, что ведущая роль в этом дуэте принадлежит наушникам SR-009. Они дают качественный скачок по отношению к младшим моделям фирмы. Те, все же, на мой взгляд, имеют некоторые заметные ограничения, вроде возрастающих искажений при увеличении напряженности музыки и количества партий. Вроде звучит все в том же ключе, но не так прозрачно. Вследствие этого, у меня сложилось впечатление, что младшие модели Stax наилучшим образом показывают преимущества своей технологии на малосоставной классике.
С этой музыки я и начал свое знакомство с SR-009. Лютня, теорба, барочная гитара, скрипка, флейта, и даже клавесин, который, по-моему, достойно только Стаксы и передают. Но постепенно я увеличивал плотность материала, так как чувствовал, что наушники не ограничены лишь этой музыкой. От классики к джазу, блюзу, затем к прогу и крауту и в конце даже Ayreon – наушники нигде не ослабили хватку и нигде не потеряли своих качеств. Лишь в тяжелых жанрах, где младшие их собратья вовсе «не живут», при использовании младшего усилителя они начали терять энергию, но подключение SRM-T8000 вернуло ощущение тотального превосходства, особенное заметное в басу и вообще во всяческих «злых» атаках и динамических всплесках. Итак, как я уже сказал выше, качественное превосходство над всеми «другими наушниками», включая младших сородичей, обеспечивают в этом комплекте именно SR-009. Усилитель же дает количественную подпитку этого превосходства, служит бесперебойной электростанцией и гарантией комфортных условий работы собственно наушников.
Вследствие особенностей всех наушников, а именно: отсутствия влияния помещения, близости излучателей к уху, на порядки меньшие требования к количественным характеристикам усиления, они имеют определенное преимущество перед акустическими системами и позволяют в намного меньшем бюджете достичь высоких характеристик, свойственных дорогим АС, поэтому в среде аудиофилов часто говорится, мол, это наушники играют как АС раз в пять дороже, или даже более того. Особенности комплекта Stax SR-009/SRM-T8000 таковы, что я затрудняюсь сказать, на АС какой стоимости (условно примем линейную зависимость класса АС от их стоимости) можно получить близкий эффект. Возможно, таких акустических систем и вовсе не существует.
В заключение скажу, что звучание данного комплекта совершенно уникально и не имеет, на мой взгляд, какой-то общей базы для сравнения с другими образцами домашнего аудио, будь то наушники или акустические системы. Возможно, SR-009 это лучшие наушники в мире, но уж совершенно точно - одни из малочисленной когорты самых-самых лучших, это необходимая оговорка, если вдруг вам по вкусу какие-то иные флагманы. В любом случае, вряд ли найдется человек, которого их практически запредельный класс звучания оставит равнодушным.
Источник: http://mag.soundex.ru