Комплект Focal Chorus 7.1
Узнали? Да, эта акустика выпускается уже много лет и неоднократно бывала в нашей комнате прослушивания. Но когда с помощью этого комплекта мы стали исследовать возможности нового театрального ресивера, внезапно для себя сделали массу интересных наблюдений. Вот и решили рассказать на понятном примере, как можно вывести музыкальность своей многоканальной системы на принципиально новый уровень.
СНОВА НА СЦЕНЕ
Передовые форматы 3D-звучания вроде Dolby Atmos и DTS X сегодня находятся в фокусе внимания всех любителей домашних кинотеатров. Но это вовсе не повод забывать об обычных многоканальных системах без высотных каналов. А поскольку всё большее число фильмов и концертных записей выходит в форматах Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio, в котором звуковая информация соответствует оригинальному саундтреку в высоком разрешении и не подвергается сжатию с потерями, именно они и представляются наилучшим многоканальным носителем с аудиофильской точки зрения. Правда, здесь возникает обидная нестыковка между желаниями и возможностями.
Различные форматы аудио с побитовой точностью передачи уже поддерживают все более-менее приличные BluRay-проигрыватели и даже самые доступные семиканальные ресиверы. А такие крепкие середнячки, как новый Denon AVR-X3400H, тест которого мы провели несколько недель назад, вполне способны реализовать преимущества Hi-Res Audio не просто на бумаге, а фактически. Гораздо сложнее с акустикой. Если мы задаемся целью услышать в домашних условиях многоканальный саундтрек именно таким, каким он задумывался в студии сведения, то следует на все каналы поставить правильно откалиброванные профессиональные мониторы. Ну или бытовые колонки референсного класса ценой не менее сотни тысяч рублей за пару. В итоге полная 7.1-канальная система для домашнего театра HD-класса получается сравнимой по стоимости с автомобилем.
У нас уже был удачный опыт создания доступной Atmos-системы на базе хорошо известной и недорогой акустики Focal Chorus. Мы решили усовершенствовать этот комплект, обратив конфигурацию 5.1.2 в полноценную 7.1. Двухполосные мониторы 706 «переехали» в тыл, настенные SR700 – на место бокового сурраунда, для фронтальной пары отобрали старшие напольники 726. На месте остались только центр СС700 и сабвуфер Sub 300P. Высотные каналы, как вы догадались, упразднены вовсе.
Все эти компоненты по отдельности бывали в наших тестах, но напомним ключевые особенности всей серии, которая еще в 2012 году претерпела ряд улучшений. Модели Chorus имеют усиленные фронтальные панели и скошенные боковые стенки, 165-миллиметровые мидбасовые головки Polyglass (целлюлозный диффузор покрыт стеклянными микрошариками) и фирменные пищалки TNV2 с вогнутым куполом из алюминий-магниевого сплава и подвесом из полимера Poron. В серии соблюдается важное условие – размеры и типы динамиков идентичны, что способствует построению однородного звукового поля.
Марка производителя акустики в нашем эксперименте, впрочем, не так уж и важна. Этот опыт можно повторить и с любым другим недорогим комплектом, ведь достичь необходимого для Hi-Res Audio уровня точности звучания мы попытаемся при помощи средств тонкой настройки и рум-коррекции, которые есть у ресиверов, оснащенных системой Audyssey MultiEQ XT32. Такой имеется, в частности, на борту Denon AVR-X3400H в полной версии – с выравниванием сабвуферного канала Sub EQ, с «угомонителем» проникающих басов LFC, динамической эквализацией и т.д. Причем ресивер позволяет еще и гибко управлять всеми настройками через приложение Audyssey MultiEQ Editor (скачивается для Android- или iOS-смартфонов за 1500 рублей).
Модели Chorus имеют усиленные фронтальные панели и скошенные боковые стенки, 165-миллиметровые мидбасовые головки Polyglass и фирменные пищалки TNV2 с вогнутым куполом.
Первый прогон системы делаем исключительно в стереорежиме без каких-либо настроек. В нем задействованы только Chorus 726 и нам нужно убедиться, что акустика не является чрезмерно тяжелой нагрузкой. А основания для опасений есть – импеданс у напольников АС на некоторых частотах падает до значения в 2,9 Ома.
К счастью, криминала в звучании не находим. Басовая полоса не рыхлая, ударные подаются плотно, быстро и даже более линейно, чем мы ожидали (с другими усилителями звучание 726-х, бывает, сопровождается легкими гулковатыми призвуками). При включении в ресивере режима Direct система довольно ощутимо прибавляет в тембральном разрешении в средней полосе, а это очень хороший признак.
Но вместе с фирменными достоинствами (свободный открытый звук с непринужденной темпераментной динамикой) в воспроизведении Chorus улавливаются и характерные недочеты – легкая подкраска в самой звонкой части ВЧ (7 — 11 кГц), из-за которой ухудшается не только микродинамическая разборчивость, но и пространственное позиционирование виртуальных образов (часть их стягивается к колонкам).
Теперь приступаем к калибровке тракта по выносному микрофону. Её выполняем, подключив, естественно, всю акустику в конфигурации 7.1. При установке нарочно имитируем типичные домашние условия, далекие от идеальных. АС относительно точки прослушивания расставляются с небольшой асимметрией, оси излучения ориентируются на точку прослушивания по принципу «как получится». И сабвуфер устанавливаем в углу, надеясь, что коррекция Audyssey сможет взять под контроль стоячие волны. Все калибровочные операции делаем по рекомендованной схеме – в восьми точках.
Результат удивил еще до прослушивания. Заглянули в меню дистанций, которые намеряла электроника, и, вооружившись лазерным дальномером, сравнили с фактическими данными. Отклонения по всем каналам, за исключением Sub, составил менее 3 см! Только системную дистанцию до бас-машины Audyssey установил почти на четыре метра больше реальной. Это не ошибка – так система учла инерционность отклика крупного басового динамика. Любопытно, что примерно к такому же отклонению мы и сами пришли эмпирически, когда ранее тестировали AVR-X1400H в сочетании с Focal Sub 300P.
При включении в ресивере режима Direct система довольно ощутимо прибавляет в тембральном разрешении в средней полосе, а это очень хороший признак.
Слушаем стерео в PCM 24/96. Звук немного легковесный, как будто сжат по динамике. На ВЧ почти нет «жестяной» подкраски, но появилась другая – сухая. Загружаем многоканальные треки в Dolby TrueHD. Возникает ощущение, будто системе удалось выстроить правильный и заполняющий все сектора сурраунд, заодно и выровнять тональный баланс для всех каналов, но настройки все же не идеальны – басовые эффекты выражены слабо. На программах DTS HD Master Audio дела обстоят лучше. Сурраунд исключительно хорошо «закольцован», в передней сфере есть даже признаки вертикальной локализации. Конечно, ничего под потолком, как в Dolby Atmos, эффектно летать не стало, но ощущения, что находишься в плоском звуковом поле, уже нет. Если герой в кадре идет по галечному пляжу, то шуршание камней слышится как будто с нижней части экрана.
Добавим, что добиться такой реалистичной пространственности при ручных настройках бывает непросто даже в очень дорогой многоканальной технике. Здесь же всё получилось само собой. Правда, вносимые глубокой процессорной обработкой улучшения многие пользователи либо не замечают, либо сразу бракуют, обращая внимание лишь на недостатки. Почти всем после калибровки кажется, что из звучания ушла «живость», что раздулась музыкальная сцена, что ослабла атака и вообще, что всё плохо.
Но давайте посмотрим, что еще в наших силах сделать. Сначала зайдем в меню установки уровней и увидим, что Audyssey задал пониженный на 3 — 4 дБ уровень во всех каналах. Просто увеличим общую громкость на эту величину, после чего заходим в раздел «Управление звуком» и проверяем, чтобы был выбран режим «Выкл». Для корректности сравнений должны быть отключены и все компрессоры – Dynamic EQ, Dynamic Volume и Audyssey LFC. Вот после этого «исправленное» звучание уже нисколько не будет отличаться по динамике от исходного, не обработанного рум-коррекцией. А это значит, что первая проблема решена.
Добиться такой реалистичной пространственности при ручных настройках бывает непросто даже в очень дорогой многоканальной технике. Здесь же всё получилось само собой.
Далее идем в «Аудио/Кино EQ». Всегда выключаем данную опцию для прослушивания музыки, Она полезна лишь при просмотре фильмов в старом Dolby Digital, когда краш-эффекты кажутся слишком резкими и неестественными. И, наконец, обязательно заходим в раздел «Audyssey» (меню «Аудио»). Стандартная установка «Reference», выравнивая тональный баланс в целом, заодно задает небольшой спад на ВЧ (имитируется акустика зала настоящего кинотеатра), слегка выделяет голосовой канал и расширяет звуковую сцену. Вот почему при прослушивании двухканальных программ возникает ощущение неестественности стереоэффекта и размывается локализация. Эту проблему может решить смена установки на «L/R Bypass» – она отключает процессорную коррекцию для фронтов. Но с напольниками Chorus (как и для многих других недорогих АС) этот номер не проходит – в звучание возвращаются гудящие призвуки, яркие оттенки в середине и агрессивность на ВЧ.
Есть и третий режим «Flat». На первый взгляд, он самый немузыкальный – воспроизведение получается сухим, или чрезмерно звонким, со «злыми» гитарами, скрипками, флейтами (на музыке), или c выпяченными сурраунд-эффектами (в кино). Но на самом деле это самая правильная установка, просто она рассчитана на акустически подготовленные залы c высокой степенью заглушенности. Но именно в ней не деформируется сцена, не ослабляется атака и не путаются тембры.
Далее все просто. Оставляем эту установку, берем в руки смартфон с Audyssey MultiEQ Editor и в небольших пределах меняем АЧХ с «правильной» на «комфортную». В случае с Chorus слегка усиливаем мидбасовую область и ослабляем 14 — 16 кГц. Если все сделать правильно, то у звучания с новыми настройками будет столько преимуществ перед старыми, будто в все звенья системы заменили на компоненты классом выше.
Фокус состоит в том, что Audyssey, тщательно «расчищая» спектр от локальных резонансов и провалов, даёт заметное прояснение пространственного и микродинамического рисунка.
При помощи продвинутой калибровки даже от недорогих акустических систем можно добиться большей точности. Фокус состоит в том, что Audyssey, тщательно «расчищая» спектр от локальных резонансов и провалов, даёт заметное прояснение пространственного и микродинамического рисунка. Беда автокалибровки лишь в том, что она не знает ваших аудиофильских вкусов и привычек, поэтому всегда подстраивает тракт чисто инструментально. Кстати, приложением Audyssey MultiEQ Editor можно управлять параметрами обработки куда глубже – задавать, например, полосы, в которые калибровка не должна вмешиваться, вручную добиваться большей линейности в низкочастотной секции, лучшей атмосферности в верхнем регистре и т. д.
Но вернемся к комплекту Focal Chorus 7.1. Вот небольшой лайфхак, как едва ли не с первой попытки при помощи автокалиробровки на любом ресивере Denon получить нужные настройки.
Перед калибровкой тщательно расставьте акустику, сориентируйте оси на точку прослушивания и найдите место для сабвуфера, где он не будет вызывать сильных резонансов. Проследите, чтобы путь звуковой волны от каждой АС до микрофона не преграждался спинкой дивана или чем-то еще, а все измерения сделайте в зауженном пространстве – чтобы последняя точка замера располагалась не далее чем в 30 — 40 см от первой. После этого на откалиброванной системе останется лишь проверить все установки в меню, уточнить уровни каналов и, скорее всего, слегка переориентировать оси излучения фронтальных колонок, чтобы получить желаемый масштаб сцены. Может быть, звучание и не потянет «на миллион», но вы получите универсальный тракт, который достойно воспроизведет и стерео, и покажет все преимущества театральных HD-форматов.
Источник: http://www.salonav.com