Акустические системы Tannoy GRF90
Обычно акустику «классической» линейки Tannoy называли каким-либо звучным британским топонимом. Но вдруг среди «Вестминстеров» и «Кенсингтонов» в серии Prestige GR появляются лаконичные напольники под аббревиатурой GRF и с числовым индексом «90». А теперь, внимание, вопрос: ради чего производитель нарушил старую добрую традицию?
Точечный заряд
Впрочем, вы наверняка уже догадались, что так решили отметить 90-летнюю годовщину марки Tannoy, отразив в названии инициалы создателя компании Гая Руперта Фонтейна. Примечательно другое: честь стать юбилейной моделью выпала не какой-то уже известной разработке, которую, как водится в подобных случаях, делали в некой особой отделке, с красивыми табличками, и выпускали ограниченной партией, а по сути, заново спроектированной конструкции. И, между прочим, единственной на сегодня, экипированной в модельной линейке не 10- или 15-дюймовой головкой, а промежуточным по калибру вариантом на 12 дюймов. Разумеется, это конструкция Dual Concentric самого последнего поколения Gold Reference, разработанная для новой «классической» линейки пару лет тому назад и воплотившая, как уверяет компания, «самые радикальные изменения за последние сорок лет» эволюции точечных излучателей.
Если говорить о НЧ-звене динамка, то здесь архиклассика – 30-сантиметровый диффузор, как и прежде, прессуют из целлюлозы, а подвесом для него служит легкое двойное текстильное кольцо. Зато от прежних конструкций полностью отличается магнитная часть драйвера. При помощи современных методов проектирования разработчикам удалось сделать так, чтобы легкая звуковая катушка твитера работала вместе с четырехслойной басовой в едином поле. А последнее создает новая магнитная система Alcomax 3, обладающая большей мощностью и термостабильностью, чем знаменитая никель-кобальтовая Alnico.
Естественно, в GRF90 собраны все технологические изыски Tannoy. Вытянутые вверх корпуса (кстати, уступающие по объему более крупным Canterbury чисто символически – 210 литров против 235), изготовленные из дюймовой березовой фанеры и брусьев ореха, для лучших акустических свойств пропитаны ореховым маслом. Металлическая пластина внизу лицевой панели с двумя рядами отверстий и ввинчиваемыми «шунтами» предназначена для коррекции АЧХ под акустические свойства помещения. Пять положений Energy задают величину отдачи твитера относительно основной полосы. Еще пять вариантов Roll off определяют наклон характеристики в диапазоне 5 — 27 кГц. Кроссоверы (второго порядка с делением на 1,1 кГц) физически отдалены от магнитных полей драйвера, построены на специальных толстопленочных резисторах, индуктивностях с низкими потерями и заказных конденсаторах ClarityCap. Проводка выполнена длиннокристаллической медью. Чистое серебро для всех соединений, криогенная обработка после спайки всех компонентов фильтра, чтобы снять с проводников “стресс”… Как видите, под ретро внешностью АС, прикрытой совсем уж «винтажным» грилем из текстиля крупного плетения, скрывается просто масса современных ноу-хау.
Отмечу, наконец, и традиционную особенность серии: пять клемм для подключения кабелей. Ввиду высокой чувствительности эту акустику нередко используют в сочетании с маломощными ламповыми усилителями по схеме bi-amping. А они, в свою очередь, бывают слишком чувствительны к электромагнитным наводкам. Чтобы устранить эту проблему, через пятый терминал акустику можно «заземлить».
Что подкупает в первую очередь? Лично меня – цельность и органичность в среднем регистре. В области перехода НЧ/ВЧ-полосы, не исключаю, есть какие-то локальные изломы АЧХ, но они почти не искажают тембры и лишь слегка скрадывают информативность воспроизведения. Зато даже старые фонограммы передаются «окультурено» – не чувствуется ни грязи, ни надоедливых шумов, ни аппаратной подкраски. Свои музыкальные архивы с винила на GRF90 можно переслушивать часами — с упоением и без малейшего утомления. К воспроизведению современных записей в формате High-Res противопоказаний тем более нет.
Разборчивость во всей низкой области также на высоте. Бас ровный, если и спадает, то очень плавно – в звуке выражены, например, самые низкие компоненты, но нет ни грамма лишнего веса. Легкая и живая динамка, нет намеков на компрессию диапазона, на надсадный грузный характер подачи или на недостаточную скорость атаки. Разве что дает знать едва заметная «ящичная» подкраска… Но все равно нижний регистр предстает в отличной форме и получается очень естественным! Кстати, про микродинамику можно сказать то же самое. Детали хорошо различимы, дают полное представление о происходящем в сцене, без всякой искусственности дополняют основные образы.
А теперь – к самому, пожалуй, интересному – к пространственной трактовке. Из-за конструктивных особенностей от колонок «престижной серии» далеко не всегда удавалось получить должную глубину сцены. Все привычные ухищрения при установке АС (удаление от стен, угол излучения и т. д.) помогали мало. Однако GRF90, похоже, стали исключением из правила. Определенно стоит экспериментировать.
Если сфокусировать ось излучения перед точкой прослушивания – получится компактная, зато очень четкая сцена со всеми признаками эшелонирования. Но и установка акустики параллельно передней линии не делает пространство плоским, хотя превращает его в подобие широкой стерео панорамы! Первый вариант, как нетрудно догадаться, отлично подходит для широкой базы в больших помещениях, второй – для узкой, с приближенной точкой прослушивания. Второй приятный сюрприз: от угла направленности меняется и тональный рисунок – соответственно либо ярче, либо мягче. Подобная многовариантность заметно упрощает получение необходимого характера звучания в любом помещении.
Третий сюрприз: сильным средством усиления 3D-эффекта оказались… грили. Не знаю, насколько пристально изучали их влияние на звучание инженеры Tannoy или у них «просто так получилось», но колонки с закрепленной на фасаде тканью формируют более реалистичное музыкальное пространство, а виртуальные образы приобретают реальный объем. Он возникает даже при прослушивании монофонических записей! И, боюсь, внятное объяснение этому даже знатоки не дадут.
Если сфокусировать ось излучения перед точкой прослушивания – получится компактная, зато очень четкая сцена со всеми признаками эшелонирования.
Точечный заряд
Впрочем, вы наверняка уже догадались, что так решили отметить 90-летнюю годовщину марки Tannoy, отразив в названии инициалы создателя компании Гая Руперта Фонтейна. Примечательно другое: честь стать юбилейной моделью выпала не какой-то уже известной разработке, которую, как водится в подобных случаях, делали в некой особой отделке, с красивыми табличками, и выпускали ограниченной партией, а по сути, заново спроектированной конструкции. И, между прочим, единственной на сегодня, экипированной в модельной линейке не 10- или 15-дюймовой головкой, а промежуточным по калибру вариантом на 12 дюймов. Разумеется, это конструкция Dual Concentric самого последнего поколения Gold Reference, разработанная для новой «классической» линейки пару лет тому назад и воплотившая, как уверяет компания, «самые радикальные изменения за последние сорок лет» эволюции точечных излучателей.
При помощи современных методов проектирования разработчикам удалось сделать так,
чтобы легкая звуковая катушка твитера работала вместе с четырехслойной басовой в едином поле.
Если говорить о НЧ-звене динамка, то здесь архиклассика – 30-сантиметровый диффузор, как и прежде, прессуют из целлюлозы, а подвесом для него служит легкое двойное текстильное кольцо. Зато от прежних конструкций полностью отличается магнитная часть драйвера. При помощи современных методов проектирования разработчикам удалось сделать так, чтобы легкая звуковая катушка твитера работала вместе с четырехслойной басовой в едином поле. А последнее создает новая магнитная система Alcomax 3, обладающая большей мощностью и термостабильностью, чем знаменитая никель-кобальтовая Alnico.
Естественно, в GRF90 собраны все технологические изыски Tannoy. Вытянутые вверх корпуса (кстати, уступающие по объему более крупным Canterbury чисто символически – 210 литров против 235), изготовленные из дюймовой березовой фанеры и брусьев ореха, для лучших акустических свойств пропитаны ореховым маслом. Металлическая пластина внизу лицевой панели с двумя рядами отверстий и ввинчиваемыми «шунтами» предназначена для коррекции АЧХ под акустические свойства помещения. Пять положений Energy задают величину отдачи твитера относительно основной полосы. Еще пять вариантов Roll off определяют наклон характеристики в диапазоне 5 — 27 кГц. Кроссоверы (второго порядка с делением на 1,1 кГц) физически отдалены от магнитных полей драйвера, построены на специальных толстопленочных резисторах, индуктивностях с низкими потерями и заказных конденсаторах ClarityCap. Проводка выполнена длиннокристаллической медью. Чистое серебро для всех соединений, криогенная обработка после спайки всех компонентов фильтра, чтобы снять с проводников “стресс”… Как видите, под ретро внешностью АС, прикрытой совсем уж «винтажным» грилем из текстиля крупного плетения, скрывается просто масса современных ноу-хау.
Отмечу, наконец, и традиционную особенность серии: пять клемм для подключения кабелей. Ввиду высокой чувствительности эту акустику нередко используют в сочетании с маломощными ламповыми усилителями по схеме bi-amping. А они, в свою очередь, бывают слишком чувствительны к электромагнитным наводкам. Чтобы устранить эту проблему, через пятый терминал акустику можно «заземлить».
Металлическая пластина внизу лицевой панели с двумя рядами отверстий и
ввинчиваемыми «шунтами» предназначена для коррекции АЧХ под акустические
свойства помещения.
Что подкупает в первую очередь? Лично меня – цельность и органичность в среднем регистре. В области перехода НЧ/ВЧ-полосы, не исключаю, есть какие-то локальные изломы АЧХ, но они почти не искажают тембры и лишь слегка скрадывают информативность воспроизведения. Зато даже старые фонограммы передаются «окультурено» – не чувствуется ни грязи, ни надоедливых шумов, ни аппаратной подкраски. Свои музыкальные архивы с винила на GRF90 можно переслушивать часами — с упоением и без малейшего утомления. К воспроизведению современных записей в формате High-Res противопоказаний тем более нет.
Разборчивость во всей низкой области также на высоте. Бас ровный, если и спадает, то очень плавно – в звуке выражены, например, самые низкие компоненты, но нет ни грамма лишнего веса. Легкая и живая динамка, нет намеков на компрессию диапазона, на надсадный грузный характер подачи или на недостаточную скорость атаки. Разве что дает знать едва заметная «ящичная» подкраска… Но все равно нижний регистр предстает в отличной форме и получается очень естественным! Кстати, про микродинамику можно сказать то же самое. Детали хорошо различимы, дают полное представление о происходящем в сцене, без всякой искусственности дополняют основные образы.
А теперь – к самому, пожалуй, интересному – к пространственной трактовке. Из-за конструктивных особенностей от колонок «престижной серии» далеко не всегда удавалось получить должную глубину сцены. Все привычные ухищрения при установке АС (удаление от стен, угол излучения и т. д.) помогали мало. Однако GRF90, похоже, стали исключением из правила. Определенно стоит экспериментировать.
Бас ровный, если и спадает, то очень плавно – в звуке выражены,
например, самые низкие компоненты, но нет ни грамма лишнего веса.
Если сфокусировать ось излучения перед точкой прослушивания – получится компактная, зато очень четкая сцена со всеми признаками эшелонирования. Но и установка акустики параллельно передней линии не делает пространство плоским, хотя превращает его в подобие широкой стерео панорамы! Первый вариант, как нетрудно догадаться, отлично подходит для широкой базы в больших помещениях, второй – для узкой, с приближенной точкой прослушивания. Второй приятный сюрприз: от угла направленности меняется и тональный рисунок – соответственно либо ярче, либо мягче. Подобная многовариантность заметно упрощает получение необходимого характера звучания в любом помещении.
Третий сюрприз: сильным средством усиления 3D-эффекта оказались… грили. Не знаю, насколько пристально изучали их влияние на звучание инженеры Tannoy или у них «просто так получилось», но колонки с закрепленной на фасаде тканью формируют более реалистичное музыкальное пространство, а виртуальные образы приобретают реальный объем. Он возникает даже при прослушивании монофонических записей! И, боюсь, внятное объяснение этому даже знатоки не дадут.
Если сфокусировать ось излучения перед точкой прослушивания – получится компактная, зато очень четкая сцена со всеми признаками эшелонирования.
Источник: www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете