Акустические системы Sonus Faber il Cremonese
Чем меня всегда привлекали старшие модели Sonus Faber, так это невероятной гармонией инженерного искусства с тонким пониманием музыки. И не только скрипичных концертов и барокко – итальянские мастера умеют адаптировать классические звуковые традиции к восприятию современного слушателя.
Искренность чувств
А исторические параллели здесь такие — новая система в серии Homage Collection была выпущена к 300-летию появления на свет, пожалуй, самой знаменитой скрипки Антонио Страдивари, и названа в её честь.* Она позаимствовала у старшей модели Lilium 3,5-полосную архитектуру, сложную форму корпуса с пятью вертикальными гранями и роскошный внешний вид. Боковые стенки, обращённые к слушателю, набраны из цельных фрагментов красного древа или ореха с зеркальным лаковым покрытием. Передний щит оклеен натуральной кожей, а вдоль задних граней натянуты эластичные шнуры, аналогичные тем, что служат декоративным грилем спереди. В конструкции используются стяжки и поперечные рёбра из авиационного алюминия, а скошенная верхняя плоскость – тёмное закалённое стекло в алюминиевом обрамлении. Корпус ромбовидного сечения обладает повышенной жёсткостью и не склонен к резонансам при работе колонок на большой громкости. Развязка от пола обеспечивается фирменной конструкцией ZVT (Zero Vibration Transmission) – платформой, в которую опорные шипы вставлены через демпферы из особого эластомера. В результате вибрации корпуса не «заземляются», а трансформируются в тепло, что более правильно с любой точки зрения.
* После создания в 1715 году скрипка была названа Joachim в честь её первого владельца, а имя il Cremonese получила в 1961-м, когда была передана в Скрипичный музей провинции Кремона. Послушать, как звучит этот культовый инструмент, можно и в наше время — на осеннем Stradivari Festival.
Теперь о главном, т.е. динамических головках. Сабвуферная секция состоит из двух 22-сантиметровых драйверов W22XTR-16 собственной разработки Sonus Faber. Их диффузоры имеют структуру сэндвича с пенистым полимером в центральном слое и тонким покрытием из целлюлозы с внешних сторон, за счёт чего достигается сочетание малой массы и повышенной жёсткости. Головки установлены в нижней части корпуса на боковой стенке в отдельном отсеке с акустическим оформлением Stealth Reflex. Это достаточно сложный «подторможенный» фазоинвертор с малой скоростью воздушного потока и, соответственно, без турбулентных призвуков. Тандем озвучивает диапазон 25 — 80 Гц, и это на самом деле полноценный сабвуфер, конструктивно развязанный от остального объёма корпуса.
Собственное «помещение» отведено и среднечастотному излучателю, и его объём тщательно рассчитан для достижения максимальной линейности в самом важном для нашего слуха диапазоне 250 – 2500 Гц. Для снижения массы подвижной системы звуковая катушка намотана омеднённым алюминиевым проводом. В неодимовой магнитной системе приняты меры для снижения потерь на вихревые токи.
И, наконец, твитер. Это тоже собственная разработка Sonus Faber с названием DAD (Damped Apex Dome) – 28-миллиметровый купол с демпфирующей пропиткой в сочетании с кольцевым радиатором. Малые искажения обеспечиваются мощным неодимовым «мотором» и акустическим лабиринтом, выточенным из натурального дерева. Последний демпфирует заднее излучение купола и подавляет его внутренние резонансы.
Кроссоверы разрабатывались с учётом максимальной частотной и фазовой линейности, получения ровного импеданса и оптимальной диаграммы направленности во всём рабочем диапазоне. Они собраны из компонентов экстра-класса – конденсаторов Mundorf Evo последнего поколения с серебряной и золотой фольгой в масле, ленточных катушек Jantzen «на воздухе».
Поддавшись внешнему обаянию il Cremonese, начинаю прослушивание с симфонической классики середины XVIII века [2]. И очередной раз удивляюсь, какое невероятное количество музыкальной информации заложено в отвергнутом ныне формате CD-Audio. Здесь, как и в случае с Lilium, очень сложно говорить о звуке и его особенностях — старшие модели Sonus Faber оставляют формальные характеристики за пределами восприятия, представляя на суд слушателя законченную гармоничную картину. Похоже, il Cremonese несколько увереннее себя чувствовали в относительно небольшом помещении, чем рассчитанные на просторные залы Lilium. В грамотно обработанной комнате, как в нашем случае, вы просто остаётесь один на один с музыкой, и совершенно не важно, какой жанр вы выберете. Да, предыстория отсылает нас к скрипкам Страдивари, но эта акустика адекватно передаёт эмоциональное наполнение и струнных квартетов, и концертных импровизаций Led Zeppelin [2].
Попытаемся всё же разобраться, из чего складывается ощущение реального музыкального события. Прежде всего, в способности идеально передавать динамические контрасты записи. Другими словами, и едва слышимые фрагменты, и самые громкие воспринимаются с предельно естественным тембром. В оркестре слышен любой инструмент, как бы тихо он ни звучал по сравнению с остальными, и безошибочно распознаются малейшие тембральные нюансы. То же самое на мощнейшем крещендо, когда, по идее, все инструменты должны слиться в общий рёв, но этого не происходит. Второй момент – высокая интонационная точность, т.е. акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков даже на записях с очень насыщенным спектром. И точность эта соблюдается во всём частотном диапазоне, от инфрабаса до воздушных составляющих в верхней полосе. Всё это придаёт звучанию живость и лёгкость восприятия достаточно сложных произведений.
Искренность чувств
А исторические параллели здесь такие — новая система в серии Homage Collection была выпущена к 300-летию появления на свет, пожалуй, самой знаменитой скрипки Антонио Страдивари, и названа в её честь.* Она позаимствовала у старшей модели Lilium 3,5-полосную архитектуру, сложную форму корпуса с пятью вертикальными гранями и роскошный внешний вид. Боковые стенки, обращённые к слушателю, набраны из цельных фрагментов красного древа или ореха с зеркальным лаковым покрытием. Передний щит оклеен натуральной кожей, а вдоль задних граней натянуты эластичные шнуры, аналогичные тем, что служат декоративным грилем спереди. В конструкции используются стяжки и поперечные рёбра из авиационного алюминия, а скошенная верхняя плоскость – тёмное закалённое стекло в алюминиевом обрамлении. Корпус ромбовидного сечения обладает повышенной жёсткостью и не склонен к резонансам при работе колонок на большой громкости. Развязка от пола обеспечивается фирменной конструкцией ZVT (Zero Vibration Transmission) – платформой, в которую опорные шипы вставлены через демпферы из особого эластомера. В результате вибрации корпуса не «заземляются», а трансформируются в тепло, что более правильно с любой точки зрения.
* После создания в 1715 году скрипка была названа Joachim в честь её первого владельца, а имя il Cremonese получила в 1961-м, когда была передана в Скрипичный музей провинции Кремона. Послушать, как звучит этот культовый инструмент, можно и в наше время — на осеннем Stradivari Festival.
Теперь о главном, т.е. динамических головках. Сабвуферная секция состоит из двух 22-сантиметровых драйверов W22XTR-16 собственной разработки Sonus Faber. Их диффузоры имеют структуру сэндвича с пенистым полимером в центральном слое и тонким покрытием из целлюлозы с внешних сторон, за счёт чего достигается сочетание малой массы и повышенной жёсткости. Головки установлены в нижней части корпуса на боковой стенке в отдельном отсеке с акустическим оформлением Stealth Reflex. Это достаточно сложный «подторможенный» фазоинвертор с малой скоростью воздушного потока и, соответственно, без турбулентных призвуков. Тандем озвучивает диапазон 25 — 80 Гц, и это на самом деле полноценный сабвуфер, конструктивно развязанный от остального объёма корпуса.
Корпус ромбовидного сечения обладает повышенной жёсткостью
и не склонен к резонансам при работе колонок на большой громкости.
Собственное «помещение» отведено и среднечастотному излучателю, и его объём тщательно рассчитан для достижения максимальной линейности в самом важном для нашего слуха диапазоне 250 – 2500 Гц. Для снижения массы подвижной системы звуковая катушка намотана омеднённым алюминиевым проводом. В неодимовой магнитной системе приняты меры для снижения потерь на вихревые токи.
И, наконец, твитер. Это тоже собственная разработка Sonus Faber с названием DAD (Damped Apex Dome) – 28-миллиметровый купол с демпфирующей пропиткой в сочетании с кольцевым радиатором. Малые искажения обеспечиваются мощным неодимовым «мотором» и акустическим лабиринтом, выточенным из натурального дерева. Последний демпфирует заднее излучение купола и подавляет его внутренние резонансы.
Кроссоверы разрабатывались с учётом максимальной частотной и фазовой линейности, получения ровного импеданса и оптимальной диаграммы направленности во всём рабочем диапазоне. Они собраны из компонентов экстра-класса – конденсаторов Mundorf Evo последнего поколения с серебряной и золотой фольгой в масле, ленточных катушек Jantzen «на воздухе».
Stealth Reflex — достаточно сложный «подторможенный»
фазоинвертор с малой скоростью воздушного потока и,
соответственно, без турбулентных призвуков.
Поддавшись внешнему обаянию il Cremonese, начинаю прослушивание с симфонической классики середины XVIII века [2]. И очередной раз удивляюсь, какое невероятное количество музыкальной информации заложено в отвергнутом ныне формате CD-Audio. Здесь, как и в случае с Lilium, очень сложно говорить о звуке и его особенностях — старшие модели Sonus Faber оставляют формальные характеристики за пределами восприятия, представляя на суд слушателя законченную гармоничную картину. Похоже, il Cremonese несколько увереннее себя чувствовали в относительно небольшом помещении, чем рассчитанные на просторные залы Lilium. В грамотно обработанной комнате, как в нашем случае, вы просто остаётесь один на один с музыкой, и совершенно не важно, какой жанр вы выберете. Да, предыстория отсылает нас к скрипкам Страдивари, но эта акустика адекватно передаёт эмоциональное наполнение и струнных квартетов, и концертных импровизаций Led Zeppelin [2].
Попытаемся всё же разобраться, из чего складывается ощущение реального музыкального события. Прежде всего, в способности идеально передавать динамические контрасты записи. Другими словами, и едва слышимые фрагменты, и самые громкие воспринимаются с предельно естественным тембром. В оркестре слышен любой инструмент, как бы тихо он ни звучал по сравнению с остальными, и безошибочно распознаются малейшие тембральные нюансы. То же самое на мощнейшем крещендо, когда, по идее, все инструменты должны слиться в общий рёв, но этого не происходит. Второй момент – высокая интонационная точность, т.е. акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков даже на записях с очень насыщенным спектром. И точность эта соблюдается во всём частотном диапазоне, от инфрабаса до воздушных составляющих в верхней полосе. Всё это придаёт звучанию живость и лёгкость восприятия достаточно сложных произведений.
Здесь очень сложно говорить о звуке и его особенностях — старшие
модели Sonus Faber оставляют формальные характеристики за пределами
восприятия, представляя на суд слушателя цельную и гармоничную картину.
В оркестре вы слышите любой инструмент, как бы тихо
он ни звучал по сравнению с остальными, и
безошибочно распознаёте все тембральные нюансы.
Источник: www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете