Акустические системы Rosso Fiorentino Certaldo
Основатель компании Rosso Fiorentino в интервью нашему журналу (март 2013), конечно же, поскромничал. Акустику этой марки вряд ли можно назвать беспристрастной, да и создатели её нередко выходят за рамки общепринятых решений. Кроме того, оригинальный конструктив дополняется применением современных материалов с оптимальными для данного проекта свойствами.
При создании модели Certaldo* итальянские инженеры поставили амбициозную задачу — при всех преимуществах напольной системы (глубокий бас, высокая динамика) добиться точности воспроизведения полочных мониторов Pienza. Как известно, главным плюсом компактных АС считается высокая жёсткость корпуса и, как следствие, отсутствие «ящичных» призвуков и резонансов. На это и были направлены основные усилия. Боковые стенки Certaldo выполнены из древесноволокнистых плит высокой плотности (HDF), в которых имеются полости, заполненные мелкой мраморной крошкой. Энергия вибраций гасится за счёт потерь на трение между частицами, преобразуясь в тепло. Кроме того, в стратегически важных местах на внутренние поверхности наклеены панели из вязко-упругого эластичного материала, играющие роль демпферов. И наконец, лицевая панель усилена снаружи 5-миллиметровым листом алюминия, который притянут стальными шпильками к задней стенке корпуса. Кстати, глубина его всего 23 см, такие плоские колонки не займут много места в комнате.
На переднем щите установлены четыре головки по 2,5-полосной схеме. Пара НЧ-драйверов (они включены последовательно) и среднечастотник с 13-сантиметровыми диффузорами из стекловолокна тщательно согласованы по фазе и скорости отклика. Дюймовый твитер с мягким шёлковым куполом эффективно воспроизводит даже ультразвук — вплоть до 30 кГц. В Certaldo два фазоинвертора, причём один порт выведен вниз, а второй назад. За счёт этого создаётся оптимальная нагрузка для басовых драйверов, выравнивается частотная характеристика. Компания использует головки топового уровня из ассортимента Morel, Scan-Speak, Peerless и Seas, которые дорабатываются под конкретный проект.
Разделительные фильтры вручную настраиваются индивидуально для каждой колонки, поскольку даже лучшие динамики имеют технологический разброс параметров. Внутренняя разводка выполнена посеребрённым многожильным кабелем из бескислородной меди van den Hul.
Штатно акустика оснащается никелированными терминалами, но под заказ возможна установка фирменных клемм Rosso Fiorentino. Они изготавливаются в Италии из чистой меди, затем покрываются серебром, золотом или родием без промежуточного никелевого слоя. Отделка колонок по-итальянски изысканная: рояльный лак в сочетании с натуральной кожей.
Несколько слов об усилителях, с которыми работала акустика. В основу преда Dynavector L200 и оконечника HX100 положены патенты, полученные основателем фирмы профессора Нобору Томинари, а над дизайном работал новозеландский народный (маори) художник Джон Бьюфорд Форд. Отсюда, собственно, необычный внешний вид и оригинальная схемотехника. Например, в L200 вообще не используются механические узлы — все переключатели и регуляторы электронные, с микропроцессорным управлением. За счёт этого гарантируется безотказная работа и безукоризненное звучание в течение десятков лет эксплуатации. Сам же аудиотракт высоколинейный, широкополосный, с очень низким выходным сопротивлением, что делает его малочувствительным к длине и качеству кабелей. О том, насколько тщательно здесь всё продумано, говорит хотя бы то, что яркость подсветки лицевой панели меняется автоматически в зависимости от внешнего освещения.
Выходные каскады НХ100 построены на мощных высокоскоростных транзисторах MOSFET, способных отдавать в нагрузку большой ток. Предусмотрена работа в мостовом режиме с удвоенной мощностью. Двусторонние печатные платы изготовлены по эксклюзивной технологии — проводящий слой из высококачественной австралийской меди имеет увеличенную толщину. Встроенный микропроцессор постоянно отслеживает рабочие режимы, и в случае нештатной ситуации система защиты отключает вход и выход усилителя.
Оба компонента Dynavector имеют балансную схемотехнику, допускают коммутацию через разъёмы XLR и обновление программного обеспечения через USB-порт.
Для повторного прослушивания был задействован усилитель Bryston 4B SST, который в нашем случае (номинальное сопротивление Certaldo — 5 Ом) был способен развить мощность чуть меньше 500 Вт на канал. Нет, краш-тест мы не затевали, хотелось выяснить реальные динамические возможности акустических систем. Но начнём всё же с деликатных Dynavector.
Интересный получился звук — быстрый, лёгкий, как в ламповом тракте, но очень уверенный в нижнем регистре, с незатянутой атакой и отнюдь не ламповой динамикой. Симфонический оркестр настолько убедителен, что иногда даже задавался вопросом: а именно ли эти колонки играют, а не другие, что побольше (тест проходил в салоне, плотно заставленном акустикой)? Есть даже намёк на инфраниз, дающий ощущение просторного концертного зала. Второй примечательный момент — построение пространства. На большинстве записей мнимые источники уходили далеко назад, да и вся сцена в целом оказывалась прилично за линией колонок. Это свойство будет весьма полезным для домашнего кино, звук пойдёт словно из-за экрана. И центральный канал не понадобится — Certaldo ровно заполняют всю сцену, но максимальная концентрация виртуальных источников наблюдается всё же в её середине. На камерных записях инструменты чинно располагаются по ширине панорамы и выстраиваются друг за другом в перспективу.
Но главное, пожалуй, здесь — ощущение прозрачности звучания, когда нюансы ненавязчивы и в то же время прекрасно различимы. Даже в плотном спектре симфонического оркестра не потеряна ни одна самая мелкая подробность.
Середина, особенно вокальный диапазон, информативна и передаётся предельно аккуратно. Понравилось и то, как звучит твитер — мягко, неназойливо и в меру сбалансированно, без дефицита самых верхних обертонов. Правда, чувствуется лёгкая окраска на струнных и медных духовых, которая становится заметнее с увеличением громкости. Не исключено, что сказывается интерференция вблизи второй частоты раздела, которая, впрочем, на общий тональный баланс почти не влияет.
Подключаем колонки к Bryston 4B SST и убеждаемся, что динамический потенциал акустики был всё же недооценён. Удар оформился, приобрёл резкость и вес, звучание на больших уровнях буквально открылось, стало непринуждённее. Басовые партии теперь очерчены чётче, в подаче ритм-секции обнаружился мощный драйв. Но — ушла прозрачность и та удивительная лёгкость, что придавала музыке какой-то особый шарм, утончённость, если хотите.
Как видим, многое зависит от характера усилителя, сама же акустика беспристрастна, как и говорил Франческо, но только в том смысле, что у неё нет явных жанровых предпочтений: скорости и энергетики с избытком даже для progressive metal, а гармонического разрешения — для тонких аудиофильских записей.
При создании модели Certaldo* итальянские инженеры поставили амбициозную задачу — при всех преимуществах напольной системы (глубокий бас, высокая динамика) добиться точности воспроизведения полочных мониторов Pienza. Как известно, главным плюсом компактных АС считается высокая жёсткость корпуса и, как следствие, отсутствие «ящичных» призвуков и резонансов. На это и были направлены основные усилия. Боковые стенки Certaldo выполнены из древесноволокнистых плит высокой плотности (HDF), в которых имеются полости, заполненные мелкой мраморной крошкой. Энергия вибраций гасится за счёт потерь на трение между частицами, преобразуясь в тепло. Кроме того, в стратегически важных местах на внутренние поверхности наклеены панели из вязко-упругого эластичного материала, играющие роль демпферов. И наконец, лицевая панель усилена снаружи 5-миллиметровым листом алюминия, который притянут стальными шпильками к задней стенке корпуса. Кстати, глубина его всего 23 см, такие плоские колонки не займут много места в комнате.
На переднем щите установлены четыре головки по 2,5-полосной схеме. Пара НЧ-драйверов (они включены последовательно) и среднечастотник с 13-сантиметровыми диффузорами из стекловолокна тщательно согласованы по фазе и скорости отклика. Дюймовый твитер с мягким шёлковым куполом эффективно воспроизводит даже ультразвук — вплоть до 30 кГц. В Certaldo два фазоинвертора, причём один порт выведен вниз, а второй назад. За счёт этого создаётся оптимальная нагрузка для басовых драйверов, выравнивается частотная характеристика. Компания использует головки топового уровня из ассортимента Morel, Scan-Speak, Peerless и Seas, которые дорабатываются под конкретный проект.
Разделительные фильтры вручную настраиваются индивидуально для каждой колонки, поскольку даже лучшие динамики имеют технологический разброс параметров. Внутренняя разводка выполнена посеребрённым многожильным кабелем из бескислородной меди van den Hul.
Штатно акустика оснащается никелированными терминалами, но под заказ возможна установка фирменных клемм Rosso Fiorentino. Они изготавливаются в Италии из чистой меди, затем покрываются серебром, золотом или родием без промежуточного никелевого слоя. Отделка колонок по-итальянски изысканная: рояльный лак в сочетании с натуральной кожей.
Несколько слов об усилителях, с которыми работала акустика. В основу преда Dynavector L200 и оконечника HX100 положены патенты, полученные основателем фирмы профессора Нобору Томинари, а над дизайном работал новозеландский народный (маори) художник Джон Бьюфорд Форд. Отсюда, собственно, необычный внешний вид и оригинальная схемотехника. Например, в L200 вообще не используются механические узлы — все переключатели и регуляторы электронные, с микропроцессорным управлением. За счёт этого гарантируется безотказная работа и безукоризненное звучание в течение десятков лет эксплуатации. Сам же аудиотракт высоколинейный, широкополосный, с очень низким выходным сопротивлением, что делает его малочувствительным к длине и качеству кабелей. О том, насколько тщательно здесь всё продумано, говорит хотя бы то, что яркость подсветки лицевой панели меняется автоматически в зависимости от внешнего освещения.
Выходные каскады НХ100 построены на мощных высокоскоростных транзисторах MOSFET, способных отдавать в нагрузку большой ток. Предусмотрена работа в мостовом режиме с удвоенной мощностью. Двусторонние печатные платы изготовлены по эксклюзивной технологии — проводящий слой из высококачественной австралийской меди имеет увеличенную толщину. Встроенный микропроцессор постоянно отслеживает рабочие режимы, и в случае нештатной ситуации система защиты отключает вход и выход усилителя.
Оба компонента Dynavector имеют балансную схемотехнику, допускают коммутацию через разъёмы XLR и обновление программного обеспечения через USB-порт.
Для повторного прослушивания был задействован усилитель Bryston 4B SST, который в нашем случае (номинальное сопротивление Certaldo — 5 Ом) был способен развить мощность чуть меньше 500 Вт на канал. Нет, краш-тест мы не затевали, хотелось выяснить реальные динамические возможности акустических систем. Но начнём всё же с деликатных Dynavector.
Интересный получился звук — быстрый, лёгкий, как в ламповом тракте, но очень уверенный в нижнем регистре, с незатянутой атакой и отнюдь не ламповой динамикой. Симфонический оркестр настолько убедителен, что иногда даже задавался вопросом: а именно ли эти колонки играют, а не другие, что побольше (тест проходил в салоне, плотно заставленном акустикой)? Есть даже намёк на инфраниз, дающий ощущение просторного концертного зала. Второй примечательный момент — построение пространства. На большинстве записей мнимые источники уходили далеко назад, да и вся сцена в целом оказывалась прилично за линией колонок. Это свойство будет весьма полезным для домашнего кино, звук пойдёт словно из-за экрана. И центральный канал не понадобится — Certaldo ровно заполняют всю сцену, но максимальная концентрация виртуальных источников наблюдается всё же в её середине. На камерных записях инструменты чинно располагаются по ширине панорамы и выстраиваются друг за другом в перспективу.
Но главное, пожалуй, здесь — ощущение прозрачности звучания, когда нюансы ненавязчивы и в то же время прекрасно различимы. Даже в плотном спектре симфонического оркестра не потеряна ни одна самая мелкая подробность.
Середина, особенно вокальный диапазон, информативна и передаётся предельно аккуратно. Понравилось и то, как звучит твитер — мягко, неназойливо и в меру сбалансированно, без дефицита самых верхних обертонов. Правда, чувствуется лёгкая окраска на струнных и медных духовых, которая становится заметнее с увеличением громкости. Не исключено, что сказывается интерференция вблизи второй частоты раздела, которая, впрочем, на общий тональный баланс почти не влияет.
Подключаем колонки к Bryston 4B SST и убеждаемся, что динамический потенциал акустики был всё же недооценён. Удар оформился, приобрёл резкость и вес, звучание на больших уровнях буквально открылось, стало непринуждённее. Басовые партии теперь очерчены чётче, в подаче ритм-секции обнаружился мощный драйв. Но — ушла прозрачность и та удивительная лёгкость, что придавала музыке какой-то особый шарм, утончённость, если хотите.
Как видим, многое зависит от характера усилителя, сама же акустика беспристрастна, как и говорил Франческо, но только в том смысле, что у неё нет явных жанровых предпочтений: скорости и энергетики с избытком даже для progressive metal, а гармонического разрешения — для тонких аудиофильских записей.
*Certaldo (Чертальдо) — город во Флоренции, известный историческими достопримечательностями.
Источник: www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете