Маленькое волшебство: Акустические системы Rosso Fiorentino Pienza
Рассматриваемые колонки итальянской фирмы Rosso Fiorentino миниатюрны, но сложны и изысканны и по форме и по содержанию. Напомню, что совсем немного моделей компании распределено по линейкам Flagship, Reference и Prestige (в среднем по две в каждой). Pienza из нижней серии — это полочный вариант хорошо знакомых Certaldo (другая логическая пара — Volterra и Fiesole в линейке Reference). Как принято у Rosso Fiorentino, напольная и полочная модели в парах созданы в русле одной и той же концепции и укомплектованы одинаковыми динамиками, с поправкой на большее количество и иной калибр басовиков у напольных АС.
Мрамор и металл
В статье о Certaldo в первом номере журнала за 2013 год мы подробно останавливались на концепции «глухого» корпуса и вытекающих из нее технических и музыкальных преимуществах. Несущая конструкция Pienza тоже изготовлена из древесноволокнистых панелей высокой плотности (HDF) с внутренними полостями, заполненными мраморной крошкой. Подавление низкочастотных колебаний внутри корпуса достигается за счет трения гранул. Внутри имеются демпфирующие конструкции из усиливающих поглощающие свойства упругих и вязких эластомеров. Динамиков два, и оба они знакомы по тесту Certaldo: это дюймовый шелковый купол на довольно широком шелковом подвесике и 5,5-дюймовый мидвуфер на инвертированном подвесе из довольно жесткой и плотной резины, с плетеным стекловолоконным конусом и большим вогнутым колпачком. Внутренняя разводка выполнена многожильным посеребренным кабелем из бескислородной меди высокой степени очистки.
Колонки можно ставить на любые подходящие подставки, но компания разработала собственные, доступные как опция (цена, указанная в тексте, относится к комплекту АС + подставки, а отдельно стойки предлагаются за 44 000 руб.). Преимущество родных спикерстендов заключается в том, что они сделаны по той же концепции, что и сами АС, — из ДВП высокой плотности, с заполнением полостей мраморной крошкой и внутренними стальными штырями для жесткости. Верхняя площадка соединяется с вертикальной опорой при помощи резиновых ножек. Толстая нижняя плита заканчивается длинными регулируемыми шипами. Стойки окрашены в тон корпусам. Внешне композиция смотрится просто очаровательно. Подиумы точно повторяют сечение и размеры трапецеидального корпуса с легким сужением назад, поэтому АС и подставки выглядят как единое целое. Однако это ощущение обманчиво и способно подвести — колонки не закреплены на подиумах, и их можно нечаянно уронить. Корпуса снабжены боковыми накладками из черных зеркальных деревянных панелей с покрытием роскошным глянцевым лаком.
Передняя панель обтянута черной кожей и традиционно для Rosso Fiorentino имеет элемент из черного шлифованного алюминия в виде сужающейся вверх усеченной пирамиды (он соединяется с задней стенкой посредством сквозных стальных стяжек). Эта последняя деталь, одновременно конструктивная и дизайнерская, могла бы быть просто прямоугольной, но придание ей формы усеченной пирамидки делает облик колонок живым и стремительным и визуально как бы вытягивает их вверх; здесь нет ничего непродуманного, все работает на создание неповторимого дизайна. Стоящие на родных подставках Pienza похожи то ли на парочку птичек на длинных тонких ножках, то ли даже (если уж дать свободу фантазии) на робко переступающих девушек. На тыльной стороне корпуса каждой АС есть совсем небольшой круглый порт фазоинвертора с недлинной трубой; на внутренней стороне верхней крышки виден белый синтепон. Имеется также пара великолепных клемм на алюминиевой пластине, с надписью «RF» по ободку. По фирменной традиции стандартный вариант представляет собой никелированные терминалы, а любители эксклюзива могут заказать акустические разъемы из чистой меди с покрытием золотом или серебром. Грили в комплект не входят (производитель не рекомендует прослушивать музыку с ними), но их можно приобрести отдельно.
Все по-взрослому
Снова возвращаясь к Certaldo, напомню, что основным сюрпризом при прослушивании этих «малых форм» стал совершенно взрослый звук — разумеется, с ожидаемым ограничением по басу, но в остальном абсолютно полноценный и уверенный, с великолепной серединой, протяженными фактурными высокими частотами и удивительной способностью, не дрогнув, отыгрывать крупную оркестровую форму. Причем отыгрывать, передавая не просто ее масштаб и детали, а саму атмосферу записей и создавая нужный настрой и ощущение достоверности музыкального действия. Незнакомый с концепцией Rosso Fiorentino человек отнесся бы весьма скептически к подобному описанию талантов крохотных напольников с двумя 5-дюймовыми мидвуферами на борту. И оказался бы неправ. Да, физику не обманешь, и большой бас, как на 15-дюймовых бумажных конусах, тут не получишь, но вытащить максимум возможного и реализовать практически идеальную ситуацию при наличии акустического оформления небольшого объема колонкам все-таки по силам. При решении этой проблемы удивительным образом снимаются также и многие другие, и звук воспринимается как-то совсем иначе, словно бы имеющий другой калибр и полноту. Поэтому, рассматривая извлеченные из коробки крохотные, хоть и бесконечно изящные, Pienza, я заранее дала им очень неплохие шансы на звучание не по росту. И не ошиблась.
Поскольку степень удивления от неожиданно серьезного звучания обратно пропорциональна литражу АС, по этому параметру микрополочники, что поразительно, уверенно обошли даже свои парные напольники. Вообще-то, замечу в качестве отступления, Rosso Fiorentino не одинока в своем стремлении обманывать, предлагая маленькие колонки с большим звуком. На рынке немало мини-мониторов (в том числе итальянских), демонстрирующих превосходный звук, контрастирующий с их габаритами. Но я не знаю других АС, которым удавалось бы столь безупречно воспроизвести записи БСО и иметь соответствующий запас по подводимой мощности. Тому, что я говорю, можно верить или не верить, но эти крохи играют абсолютно все, от масштабных хоров с органом и симфоническим оркестром до самого жесткого брутального металла, надо только обеспечить им подходящее окружение. Сами же по себе они вряд ли окажутся слабым звеном в аудиосистеме.
Несколько слов о расстановке. В нашей достаточно большой тестовой комнате (порядка 30 м2) колонки стояли в свободном поле, далеко от стен и достаточно далеко друг от друга. Классический равносторонний треугольник — своего рода золотая схема при установке АС, хотя для обычных мини-мониторов сторона в 2,5—3 м обычно считается слишком большой. Однако в данном случае все немного не так: благодаря фирменной корпусной концепции и выбранным динамикам у Pienza фактически хватает пороху работать в среднем поле. Кстати говоря, разнесение акустических систем друг от друга на максимальное расстояние (разумеется, в разумных пределах) сразу дает улучшения в сцене и позиционировании мнимых источников (что отмечено и в руководстве к модели). Так что не стесняйтесь делать более широкую базу. Тем более что изысканные подставки, так прекрасно дополняющие облик колонок, имеют одно неудобство — они не регулируются по высоте, поэтому АС все равно надо достаточно отодвинуть от слушателя, чтобы твитеры оказались на уровне ушей. Разворот осей прямо на точку прослушивания тоже весьма показан, в противном случае наблюдается заметный спад ВЧ.
То, что получается в результате этих манипуляций, достойно самой высокой оценки. Сначала о формальных признаках: баса, естественно, недостает, но он очень правильный и гармоничный, без сомнительной иллюзии крепкого основания, достигаемой за счет подъема в верхнем басу. Все начинается довольно высоко, но сразу весьма ровно и правильно, что можно только поприветствовать. После небольшой возни с расстановкой колонок они словно растворяются в комнате, как будто их нет и играет что-то другое, — звук выстраивается по глубокой и широкой дуге сильно позади линии АС, голос и инструменты идеально позиционированы. Звучание становится крайне душевным, не темным, не слащавым, не поверхностным и без ощущения лишней плотности.
В роли источникам у нас работал превосходный аппарат от Burmester — модель 111 Musiccenter, и его филигранная, деликатная и детальная манера отлично сочеталась с почерком Pienza. В силу сходного подхода к трактовке музыкального материала вместе они составили почти эталонную пару, подтянув до своего уровня даже наш Bryston B100 SST2.
Вокальные треки и популярную музыку, которую я использую для тестов (хотя и не делаю на ее основании определяющих выводов), АС отыгрывают просто блистательно — немного задумчиво, интеллигентно, очень ровно, спокойно и просто (не путать с упрощением и нивелированием нюансов — имеется в виду отсутствие всякой нарочитости и искусственного подкрашивания материала разными способами), но абсолютно правильно. В частности, идеальный мягкий драйв великолепно гармонирует с интеллигентностью мастеринга дисков Трейси Чэпмен. Получается просто замечательно, гармонично и соразмерно, светло и лирично по общему впечатлению, несмотря на немного грустный настрой некоторых треков. Пожалуй, это одна из лучших Трейси среди всех, что я слышала за последние полгода. Диски мучительно не хотелось выключать, возникало неодолимое желание наслаждаться ими до конца.
Небольшой басок отличается выдающейся чистотой и фокусировкой, контрабас выдает чистейшие щипки струн и проводку смычком, нижний регистр собран практически эталонно. Маленькие стекловолоконные мидвуферы колонок оказались на высоте положения.
Что касается наиважнейшей лично для меня части теста — академической музыки разных эпох и стилей, то ее Pienza исполняют красиво и сдержанно, не столько эффектно, сколько глубоко и естественно, с хорошими размерами инструментов и блестящим позиционированием. Тембры превосходны, шумы мягко приглушены и уведены на второй план. В звуке нет никакой бархатистости, шоколадности и прочих итальянских излишеств, все преподносится очень ровно, интеллигентно и исчерпывающе. При воспроизведении барочных записей возникает ощущение, что ансамбль танцует медленный танец сам с собой, в идеальном гармоничном пространстве. Орган, конечно, немного позванивает средними регистрами из-за дефицита баса, зато по фактуре и фокусировке этот бас исключительно точный и подвижный. Еще один конек Pienza — атмосферность и передача настроения диска. Колонки просто купаются в эмоциях, причем без малейшего утрирования или нарочитости. Бесподобно передаются переборы струн барочной лютни — будто бы видишь пальцы музыканта; щипки не мягкие и не грубые, а строго адекватные. Женское сопрано подобно шелковистому струящемуся шлейфу. Акценты вплоть до мельчайших расставлены во всех записях изумительно — в точку. На фоне ансамблевого волшебного барокко и симфонический оркестр воспринимается не хуже — снова очень атмосферно и раскованно. Объем, несомненно, не такой большой, как бывает у крупнолитражных АС, но прекрасно передаются длинные лиги, движение и сюжет. БСО живет и дышит, что удивительно с учетом миниатюрности акустических систем. Не думаю, что возможно лучшее воссоздание игры оркестра колонками таких габаритов. Линия вечности в увертюре к вагнеровскому «Тангейзеру» разворачивается медленно-медленно и очень сокровенно, не разрываясь ни на миг, зачарованность момента просто потрясающая. Четыре знаменитых форте этой записи проходят одно за другим, чисто, с идеально собранными мощными вступлениями, ясной медью, артикулированно, прозрачно и наполненно. На редкость естественны, без накачки и натяжек, нарастания и спады.
Наконец, те, кому интересны современные агрессивные жанры и брутальный металл, немало удивятся тому, как отрабатывают эту музыку итальянские крохи — ровно, чисто, раздельно, не сваливая в кашу ни единого фрагмента и линий двойных бас-бочек. Одним словом, Rosso Fiorentino Pienza — это настоящее маленькое волшебство.
Измерения
Вывод
Волшебные маленькие колонки свободно, уверенно и поразительно адекватно справляются с любыми предложенными жанрами вплоть до самых сложных. По качеству извлекаемого звука модель достойна находиться в компании с лучшими компонентами, и чем выше будет уровень системы, тем заметнее окажется спокойное и естественное совершенство Pienza. Конструкция и запас по подводимой мощности позволяют АС без проблем играть даже в довольно просторных помещениях, а в комнате площадью около 20 «квадратов» они будут просто безупречны.
Мрамор и металл
В статье о Certaldo в первом номере журнала за 2013 год мы подробно останавливались на концепции «глухого» корпуса и вытекающих из нее технических и музыкальных преимуществах. Несущая конструкция Pienza тоже изготовлена из древесноволокнистых панелей высокой плотности (HDF) с внутренними полостями, заполненными мраморной крошкой. Подавление низкочастотных колебаний внутри корпуса достигается за счет трения гранул. Внутри имеются демпфирующие конструкции из усиливающих поглощающие свойства упругих и вязких эластомеров. Динамиков два, и оба они знакомы по тесту Certaldo: это дюймовый шелковый купол на довольно широком шелковом подвесике и 5,5-дюймовый мидвуфер на инвертированном подвесе из довольно жесткой и плотной резины, с плетеным стекловолоконным конусом и большим вогнутым колпачком. Внутренняя разводка выполнена многожильным посеребренным кабелем из бескислородной меди высокой степени очистки.
Колонки можно ставить на любые подходящие подставки, но компания разработала собственные, доступные как опция (цена, указанная в тексте, относится к комплекту АС + подставки, а отдельно стойки предлагаются за 44 000 руб.). Преимущество родных спикерстендов заключается в том, что они сделаны по той же концепции, что и сами АС, — из ДВП высокой плотности, с заполнением полостей мраморной крошкой и внутренними стальными штырями для жесткости. Верхняя площадка соединяется с вертикальной опорой при помощи резиновых ножек. Толстая нижняя плита заканчивается длинными регулируемыми шипами. Стойки окрашены в тон корпусам. Внешне композиция смотрится просто очаровательно. Подиумы точно повторяют сечение и размеры трапецеидального корпуса с легким сужением назад, поэтому АС и подставки выглядят как единое целое. Однако это ощущение обманчиво и способно подвести — колонки не закреплены на подиумах, и их можно нечаянно уронить. Корпуса снабжены боковыми накладками из черных зеркальных деревянных панелей с покрытием роскошным глянцевым лаком.
Передняя панель обтянута черной кожей и традиционно для Rosso Fiorentino имеет элемент из черного шлифованного алюминия в виде сужающейся вверх усеченной пирамиды (он соединяется с задней стенкой посредством сквозных стальных стяжек). Эта последняя деталь, одновременно конструктивная и дизайнерская, могла бы быть просто прямоугольной, но придание ей формы усеченной пирамидки делает облик колонок живым и стремительным и визуально как бы вытягивает их вверх; здесь нет ничего непродуманного, все работает на создание неповторимого дизайна. Стоящие на родных подставках Pienza похожи то ли на парочку птичек на длинных тонких ножках, то ли даже (если уж дать свободу фантазии) на робко переступающих девушек. На тыльной стороне корпуса каждой АС есть совсем небольшой круглый порт фазоинвертора с недлинной трубой; на внутренней стороне верхней крышки виден белый синтепон. Имеется также пара великолепных клемм на алюминиевой пластине, с надписью «RF» по ободку. По фирменной традиции стандартный вариант представляет собой никелированные терминалы, а любители эксклюзива могут заказать акустические разъемы из чистой меди с покрытием золотом или серебром. Грили в комплект не входят (производитель не рекомендует прослушивать музыку с ними), но их можно приобрести отдельно.
Все по-взрослому
Снова возвращаясь к Certaldo, напомню, что основным сюрпризом при прослушивании этих «малых форм» стал совершенно взрослый звук — разумеется, с ожидаемым ограничением по басу, но в остальном абсолютно полноценный и уверенный, с великолепной серединой, протяженными фактурными высокими частотами и удивительной способностью, не дрогнув, отыгрывать крупную оркестровую форму. Причем отыгрывать, передавая не просто ее масштаб и детали, а саму атмосферу записей и создавая нужный настрой и ощущение достоверности музыкального действия. Незнакомый с концепцией Rosso Fiorentino человек отнесся бы весьма скептически к подобному описанию талантов крохотных напольников с двумя 5-дюймовыми мидвуферами на борту. И оказался бы неправ. Да, физику не обманешь, и большой бас, как на 15-дюймовых бумажных конусах, тут не получишь, но вытащить максимум возможного и реализовать практически идеальную ситуацию при наличии акустического оформления небольшого объема колонкам все-таки по силам. При решении этой проблемы удивительным образом снимаются также и многие другие, и звук воспринимается как-то совсем иначе, словно бы имеющий другой калибр и полноту. Поэтому, рассматривая извлеченные из коробки крохотные, хоть и бесконечно изящные, Pienza, я заранее дала им очень неплохие шансы на звучание не по росту. И не ошиблась.
Поскольку степень удивления от неожиданно серьезного звучания обратно пропорциональна литражу АС, по этому параметру микрополочники, что поразительно, уверенно обошли даже свои парные напольники. Вообще-то, замечу в качестве отступления, Rosso Fiorentino не одинока в своем стремлении обманывать, предлагая маленькие колонки с большим звуком. На рынке немало мини-мониторов (в том числе итальянских), демонстрирующих превосходный звук, контрастирующий с их габаритами. Но я не знаю других АС, которым удавалось бы столь безупречно воспроизвести записи БСО и иметь соответствующий запас по подводимой мощности. Тому, что я говорю, можно верить или не верить, но эти крохи играют абсолютно все, от масштабных хоров с органом и симфоническим оркестром до самого жесткого брутального металла, надо только обеспечить им подходящее окружение. Сами же по себе они вряд ли окажутся слабым звеном в аудиосистеме.
Несколько слов о расстановке. В нашей достаточно большой тестовой комнате (порядка 30 м2) колонки стояли в свободном поле, далеко от стен и достаточно далеко друг от друга. Классический равносторонний треугольник — своего рода золотая схема при установке АС, хотя для обычных мини-мониторов сторона в 2,5—3 м обычно считается слишком большой. Однако в данном случае все немного не так: благодаря фирменной корпусной концепции и выбранным динамикам у Pienza фактически хватает пороху работать в среднем поле. Кстати говоря, разнесение акустических систем друг от друга на максимальное расстояние (разумеется, в разумных пределах) сразу дает улучшения в сцене и позиционировании мнимых источников (что отмечено и в руководстве к модели). Так что не стесняйтесь делать более широкую базу. Тем более что изысканные подставки, так прекрасно дополняющие облик колонок, имеют одно неудобство — они не регулируются по высоте, поэтому АС все равно надо достаточно отодвинуть от слушателя, чтобы твитеры оказались на уровне ушей. Разворот осей прямо на точку прослушивания тоже весьма показан, в противном случае наблюдается заметный спад ВЧ.
То, что получается в результате этих манипуляций, достойно самой высокой оценки. Сначала о формальных признаках: баса, естественно, недостает, но он очень правильный и гармоничный, без сомнительной иллюзии крепкого основания, достигаемой за счет подъема в верхнем басу. Все начинается довольно высоко, но сразу весьма ровно и правильно, что можно только поприветствовать. После небольшой возни с расстановкой колонок они словно растворяются в комнате, как будто их нет и играет что-то другое, — звук выстраивается по глубокой и широкой дуге сильно позади линии АС, голос и инструменты идеально позиционированы. Звучание становится крайне душевным, не темным, не слащавым, не поверхностным и без ощущения лишней плотности.
В роли источникам у нас работал превосходный аппарат от Burmester — модель 111 Musiccenter, и его филигранная, деликатная и детальная манера отлично сочеталась с почерком Pienza. В силу сходного подхода к трактовке музыкального материала вместе они составили почти эталонную пару, подтянув до своего уровня даже наш Bryston B100 SST2.
Вокальные треки и популярную музыку, которую я использую для тестов (хотя и не делаю на ее основании определяющих выводов), АС отыгрывают просто блистательно — немного задумчиво, интеллигентно, очень ровно, спокойно и просто (не путать с упрощением и нивелированием нюансов — имеется в виду отсутствие всякой нарочитости и искусственного подкрашивания материала разными способами), но абсолютно правильно. В частности, идеальный мягкий драйв великолепно гармонирует с интеллигентностью мастеринга дисков Трейси Чэпмен. Получается просто замечательно, гармонично и соразмерно, светло и лирично по общему впечатлению, несмотря на немного грустный настрой некоторых треков. Пожалуй, это одна из лучших Трейси среди всех, что я слышала за последние полгода. Диски мучительно не хотелось выключать, возникало неодолимое желание наслаждаться ими до конца.
Небольшой басок отличается выдающейся чистотой и фокусировкой, контрабас выдает чистейшие щипки струн и проводку смычком, нижний регистр собран практически эталонно. Маленькие стекловолоконные мидвуферы колонок оказались на высоте положения.
Что касается наиважнейшей лично для меня части теста — академической музыки разных эпох и стилей, то ее Pienza исполняют красиво и сдержанно, не столько эффектно, сколько глубоко и естественно, с хорошими размерами инструментов и блестящим позиционированием. Тембры превосходны, шумы мягко приглушены и уведены на второй план. В звуке нет никакой бархатистости, шоколадности и прочих итальянских излишеств, все преподносится очень ровно, интеллигентно и исчерпывающе. При воспроизведении барочных записей возникает ощущение, что ансамбль танцует медленный танец сам с собой, в идеальном гармоничном пространстве. Орган, конечно, немного позванивает средними регистрами из-за дефицита баса, зато по фактуре и фокусировке этот бас исключительно точный и подвижный. Еще один конек Pienza — атмосферность и передача настроения диска. Колонки просто купаются в эмоциях, причем без малейшего утрирования или нарочитости. Бесподобно передаются переборы струн барочной лютни — будто бы видишь пальцы музыканта; щипки не мягкие и не грубые, а строго адекватные. Женское сопрано подобно шелковистому струящемуся шлейфу. Акценты вплоть до мельчайших расставлены во всех записях изумительно — в точку. На фоне ансамблевого волшебного барокко и симфонический оркестр воспринимается не хуже — снова очень атмосферно и раскованно. Объем, несомненно, не такой большой, как бывает у крупнолитражных АС, но прекрасно передаются длинные лиги, движение и сюжет. БСО живет и дышит, что удивительно с учетом миниатюрности акустических систем. Не думаю, что возможно лучшее воссоздание игры оркестра колонками таких габаритов. Линия вечности в увертюре к вагнеровскому «Тангейзеру» разворачивается медленно-медленно и очень сокровенно, не разрываясь ни на миг, зачарованность момента просто потрясающая. Четыре знаменитых форте этой записи проходят одно за другим, чисто, с идеально собранными мощными вступлениями, ясной медью, артикулированно, прозрачно и наполненно. На редкость естественны, без накачки и натяжек, нарастания и спады.
Наконец, те, кому интересны современные агрессивные жанры и брутальный металл, немало удивятся тому, как отрабатывают эту музыку итальянские крохи — ровно, чисто, раздельно, не сваливая в кашу ни единого фрагмента и линий двойных бас-бочек. Одним словом, Rosso Fiorentino Pienza — это настоящее маленькое волшебство.
Измерения
Неравномерность АЧХ акустических систем Rosso Fiorentino Pienza, полученной на оси твитера на расстоянии 1 м, крайне мала. Флуктуации графика в широкой полосе, охватывающей всю область средних и высоких частот, не выпадают из коридора в 2,2 дБ (рис. 2). Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ равна 48 Гц, что является очень хорошим показателем для полочных АС. Учитывая умеренный прирост нелинейных искажений с увеличением громкости, можно смело говорить о приличном динамическом запасе колонок (рис. 3). Средняя величина КНИ для интервала 100 Гц — 10 кГц составляет 0,31% (при среднем уровне звукового давления 88 дБ / 1 м). Колебание значений входного импеданса умеренное (рис. 1), минимум в 6,8 Ом расположен на среднечастотном участке в районе 200 Гц.
Вывод
Волшебные маленькие колонки свободно, уверенно и поразительно адекватно справляются с любыми предложенными жанрами вплоть до самых сложных. По качеству извлекаемого звука модель достойна находиться в компании с лучшими компонентами, и чем выше будет уровень системы, тем заметнее окажется спокойное и естественное совершенство Pienza. Конструкция и запас по подводимой мощности позволяют АС без проблем играть даже в довольно просторных помещениях, а в комнате площадью около 20 «квадратов» они будут просто безупречны.
Источник: журнал "АудиоМагазин"
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете