CD-проигрыватель Ayon CD-1sx и усилитель Ayon Spirit III
Австрийская компания Ayon — одна из немногих, которой удаётся удачно скрещивать цифровые технологии с ламповым мейнстримом. Триодные выходные каскады в CD-проигрывателях, процессорное управление режимами мощных тетродов в усилителях – всё это делается для надёжности техники и поддержки оптимальных параметров.
Высокие объективные показатели достигаются за счёт продуманной схемотехники и тщательного подбора элементной базы самого высокого класса.
На мой взгляд, главная особенность техники Ayon в том, что звуковой тракт реально вылизывается по самым строгим аудиофильским канонам, а процессорное управление и прочая автоматика существуют как бы сами по себе и звучание не портят.
Какие же это каноны? Предельно короткий путь сигнала, работа усилительных каскадов в классе «А» и полное отсутствие обратных связей — как общей, так и местных. При этом высокие объективные показатели достигаются за счёт продуманной схемотехники и тщательного подбора элементной базы премиумного класса.
В новом проигрывателе CD-1sx, например, выходные каскады построены на двойных триодах 6Н30П, разработанных для советской военной аппаратуры. При предельной простоте схемы, отсутствии ООС и катодных повторителей эти лампы обеспечивают нелинейные искажения менее 0,001% и выходное сопротивление порядка 300 Ом. Питаются они от кенотронного выпрямителя, причём анодное напряжение подаётся с задержкой, после прогрева ламп. Уровень сигнала на аналоговых выходах RCA и XLR регулируемый, причём верхний предел 2,5 или 5 вольт задаётся переключателем LOW/HIGH на задней панели. Так что при необходимости проигрыватель можно напрямую подключить к усилителю мощности.
Весь монтаж сделан на печатных платах с позолоченными дорожками – за счёт этого достигается стабильность параметров в течение долгого времени. В цифровом тракте предусмотрен отключаемый апсэмплинг до 24 бит/192 кГц. Проигрыватель способен также конвертировать цифровое аудио с других источников по коаксиальному и оптическому входам, а также асинхронному интерфейсу USB. В последнем случае возможен приём данных PCM с разрешением до 24/192, а также потока DSD.
Главное отличие третьего поколения Spirit от предыдущих – применение на выходе новых 70-ваттных лучевых тетродов KT150.
Блок питания построен на бесшумном трансформаторе с сердечником R-Core, напряжение в схемы проигрывателя поступает от десяти отдельных стабилизаторов. Предусмотрен ВЧ-фильтр сетевого напряжения и индикация правильной фазы.
Элементная база в описании проигрывателя оговаривается особо – «быстрые» плёночные конденсаторы Wima MKP с 2-процентным допуском, ламповые панельки с позолоченными контактами, качественные разъёмы RCA и XLR от Neutrik.
Традиционно для Ayon в CD-1sx используется транспорт с верхней загрузкой и магнитным фиксатором диска. Для защиты от пыли отсек закрывается круглой акриловой крышкой. Элементы шасси фрезеруются из толстых плит алюминия, после чего шлифуются и анодируются в чёрный цвет.
Интегральный усилитель Spirit III выполнен в той же идеологии – минимум деталей на пути сигнала и отсутствие обратной связи. На второй момент стоит обратить особое внимание, т.к. получить широкую полосу и низкое выходное сопротивление (т.е. хорошее демпфирование акустики) без ООС очень непросто. Главное отличие третьего поколения Spirit от предыдущих – применение на выходе новых 70-ваттных лучевых тетродов KT150. И хотя на них имеется маркировка Tung-Sol, делаются они у нас, в Саратове. Двухтактные каскады на этих лампах в классе «А» могут работать как в тетродном (его обычно для простоты называют пентодным), так и триодном режимах. Выходная мощность получится, соответственно, 2 х 40 и 2 х 65 Вт. Усилитель рассчитан на 8-омную нагрузку, отводов на 4 Ома у него нет. В драйверах тоже стоят отечественные лампы – октальные пентоды 6Ж7 в металлических корпусах. Они не выпускаются уже лет 50, но по нагрузочной способности и линейности в триодном включении дадут 100 очков вперёд многим более поздним разработкам. На входе – классические двойные триоды 12AT7. Для снижения уровня фона накалы всех ламп, кроме выходных, запитаны постоянным стабилизированным напряжением. С этой же целью в усилителе две независимых земляных шины – для цепей питания и звуковых каскадов. В случае необходимости их можно замкнуть тумблером на задней панели. Там же, кстати, находится цифровой индикатор для контроля тока через KT150.
Регулятор громкости электронный, с коммутацией матрицы высококачественных резисторов и дисплеем, показывающим относительное значение. Переключатель входов рассчитан на 4 линейных источника, также предусмотрен режим Direct в обход регулятора громкости.
Доминирование в спектре второй гармоники и отсутствие обратных связей во всём тракте придаёт звучанию приятную гармоническую шероховатость.
Сервисные системы обеспечивают плавный пуск тока накала, задержку анодного напряжения, ограничение тока и автоматическую балансировку выходных каскадов с контролем смещения каждой лампы.
Выходные трансформаторы, обеспечивающие полосу 12 Гц – 60 кГц, помещены в стаканы из нержавеющей стали и залиты демпфирующим компаундом. Внутренняя разводка сделана посеребрённым проводом. Акустические клеммы – винтовые WBT последнего поколения.
Выглядит усилитель очень внушительно, особенно в темноте, когда светятся не только лампы, но и крупный логотип Ayon на лицевой панели.
Честно говоря, насчёт правильности выбора акустики были некоторые сомнения и у меня, и у сотрудников салона, в котором мы слушали систему. Dynaudio Contour S3.4 LE – довольно «тугие» напольники чувствительностью 86 дБ, но в предыдущем тесте показали себя как предельно точный инструмент без малейшей отсебятины и нарушений тонального баланса. Поэтому в качестве контрольных выбрали всё-таки их, решив по возможности не перегружать усилитель, рассчитанный на 8-омную нагрузку.
Но в снисхождении Spirit III не особо нуждался – мощности для озвучивания 80-метровой комнаты хватало даже в триодном режиме.
Верхний диапазон лёгкий, воздушный, информативный и одновременно спокойный, без жёстких или назойливых компонент.
Это далеко не первый наш тест компонентов Ayon, так что можно смело сделать некоторые обобщения. Доминирование в спектре второй гармоники (это фирменное кредо австрийских разработчиков, о чём мы уже не раз упоминали) и отсутствие обратных связей во всём тракте придаёт звучанию приятную гармоническую шероховатость. Благодаря этому характер струнных и деревянных духовых инструментов передаётся особенно живо и эффектно, а подача в целом получается на редкость открытой и свободной. Во многих усилителях для получения нужной выходной мощности приходится параллелить лампы, а это всё-таки некоторый компромисс. Новые тетроды KT150 позволили получить внушительную динамику при предельной лаконичности схемы – и это слышно. Ясность сохраняется и на очень малых уровнях, и на пиках громкости, плюс мгновенная реакция на резкие удары и иные динамические контрасты.
Контроль нижней полосы не столь жёсткий, как в транзисторных усилителях, здесь диффузорам дается несколько больше свободы, но это не приводит к смазыванию ритмического рисунка. Удар бочки – как в жизни, с быстрой атакой и плавно затухающими колебаниями. Гитарная струна с металлом в «голосе», но без лишнего напряжения. Верхний диапазон лёгкий, воздушный, информативный и одновременно спокойный, без жёстких или назойливых компонент. Всё это в равной степени можно считать заслугой и проигрывателя, и усилителя. Очень важно, что оба аппарата выполнены в единой идеологии и гармонично дополняют друг друга.
Говоря о CD-1sx, стоит отметить корректную работу преобразователя частоты дискретизации (SRC – Sample Rate Converter). У меня есть несколько CD, записанных с очень высоким уровнем, почти под 0 dBFS, и при их воспроизведении с апсэмплингом очень часто бывают заметны искажения, возникающие из-за цифрового клиппинга. Здесь же сколько я ни вслушивался, ничего подобного не заметил – даже на явных пиках громкости всё было чисто. При отключении SRC, в чистом формате 44,1/16, как обычно и бывает, звучание становилось чуть энергичнее и рельефнее, но заметно более грубым. Такой режим хорош для раннего рока, архивных оперных и джазовых записей. При конверсии в 192/24 появляется больше воздушных составляющих, звуковая картина рисуется тонкими, но уверенными штрихами, пространство сцены заполняется плотнее. Должен отметить, Spirit III показывает разницу между исходным форматом и пересчитанным в HD не слишком явно, что свидетельствует о высоком классе цифро-аналоговых преобразователей.
В целом же техника Ayon развивает некоторые мифы о ламповом усилении и очередной раз подтверждает моё любимое правило: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее – как».
Высокие объективные показатели достигаются за счёт продуманной схемотехники и тщательного подбора элементной базы самого высокого класса.
На мой взгляд, главная особенность техники Ayon в том, что звуковой тракт реально вылизывается по самым строгим аудиофильским канонам, а процессорное управление и прочая автоматика существуют как бы сами по себе и звучание не портят.
Какие же это каноны? Предельно короткий путь сигнала, работа усилительных каскадов в классе «А» и полное отсутствие обратных связей — как общей, так и местных. При этом высокие объективные показатели достигаются за счёт продуманной схемотехники и тщательного подбора элементной базы премиумного класса.
В новом проигрывателе CD-1sx, например, выходные каскады построены на двойных триодах 6Н30П, разработанных для советской военной аппаратуры. При предельной простоте схемы, отсутствии ООС и катодных повторителей эти лампы обеспечивают нелинейные искажения менее 0,001% и выходное сопротивление порядка 300 Ом. Питаются они от кенотронного выпрямителя, причём анодное напряжение подаётся с задержкой, после прогрева ламп. Уровень сигнала на аналоговых выходах RCA и XLR регулируемый, причём верхний предел 2,5 или 5 вольт задаётся переключателем LOW/HIGH на задней панели. Так что при необходимости проигрыватель можно напрямую подключить к усилителю мощности.
Весь монтаж сделан на печатных платах с позолоченными дорожками – за счёт этого достигается стабильность параметров в течение долгого времени. В цифровом тракте предусмотрен отключаемый апсэмплинг до 24 бит/192 кГц. Проигрыватель способен также конвертировать цифровое аудио с других источников по коаксиальному и оптическому входам, а также асинхронному интерфейсу USB. В последнем случае возможен приём данных PCM с разрешением до 24/192, а также потока DSD.
Главное отличие третьего поколения Spirit от предыдущих – применение на выходе новых 70-ваттных лучевых тетродов KT150.
Блок питания построен на бесшумном трансформаторе с сердечником R-Core, напряжение в схемы проигрывателя поступает от десяти отдельных стабилизаторов. Предусмотрен ВЧ-фильтр сетевого напряжения и индикация правильной фазы.
Элементная база в описании проигрывателя оговаривается особо – «быстрые» плёночные конденсаторы Wima MKP с 2-процентным допуском, ламповые панельки с позолоченными контактами, качественные разъёмы RCA и XLR от Neutrik.
Традиционно для Ayon в CD-1sx используется транспорт с верхней загрузкой и магнитным фиксатором диска. Для защиты от пыли отсек закрывается круглой акриловой крышкой. Элементы шасси фрезеруются из толстых плит алюминия, после чего шлифуются и анодируются в чёрный цвет.
Интегральный усилитель Spirit III выполнен в той же идеологии – минимум деталей на пути сигнала и отсутствие обратной связи. На второй момент стоит обратить особое внимание, т.к. получить широкую полосу и низкое выходное сопротивление (т.е. хорошее демпфирование акустики) без ООС очень непросто. Главное отличие третьего поколения Spirit от предыдущих – применение на выходе новых 70-ваттных лучевых тетродов KT150. И хотя на них имеется маркировка Tung-Sol, делаются они у нас, в Саратове. Двухтактные каскады на этих лампах в классе «А» могут работать как в тетродном (его обычно для простоты называют пентодным), так и триодном режимах. Выходная мощность получится, соответственно, 2 х 40 и 2 х 65 Вт. Усилитель рассчитан на 8-омную нагрузку, отводов на 4 Ома у него нет. В драйверах тоже стоят отечественные лампы – октальные пентоды 6Ж7 в металлических корпусах. Они не выпускаются уже лет 50, но по нагрузочной способности и линейности в триодном включении дадут 100 очков вперёд многим более поздним разработкам. На входе – классические двойные триоды 12AT7. Для снижения уровня фона накалы всех ламп, кроме выходных, запитаны постоянным стабилизированным напряжением. С этой же целью в усилителе две независимых земляных шины – для цепей питания и звуковых каскадов. В случае необходимости их можно замкнуть тумблером на задней панели. Там же, кстати, находится цифровой индикатор для контроля тока через KT150.
Регулятор громкости электронный, с коммутацией матрицы высококачественных резисторов и дисплеем, показывающим относительное значение. Переключатель входов рассчитан на 4 линейных источника, также предусмотрен режим Direct в обход регулятора громкости.
Доминирование в спектре второй гармоники и отсутствие обратных связей во всём тракте придаёт звучанию приятную гармоническую шероховатость.
Сервисные системы обеспечивают плавный пуск тока накала, задержку анодного напряжения, ограничение тока и автоматическую балансировку выходных каскадов с контролем смещения каждой лампы.
Выходные трансформаторы, обеспечивающие полосу 12 Гц – 60 кГц, помещены в стаканы из нержавеющей стали и залиты демпфирующим компаундом. Внутренняя разводка сделана посеребрённым проводом. Акустические клеммы – винтовые WBT последнего поколения.
Выглядит усилитель очень внушительно, особенно в темноте, когда светятся не только лампы, но и крупный логотип Ayon на лицевой панели.
Честно говоря, насчёт правильности выбора акустики были некоторые сомнения и у меня, и у сотрудников салона, в котором мы слушали систему. Dynaudio Contour S3.4 LE – довольно «тугие» напольники чувствительностью 86 дБ, но в предыдущем тесте показали себя как предельно точный инструмент без малейшей отсебятины и нарушений тонального баланса. Поэтому в качестве контрольных выбрали всё-таки их, решив по возможности не перегружать усилитель, рассчитанный на 8-омную нагрузку.
Но в снисхождении Spirit III не особо нуждался – мощности для озвучивания 80-метровой комнаты хватало даже в триодном режиме.
Верхний диапазон лёгкий, воздушный, информативный и одновременно спокойный, без жёстких или назойливых компонент.
Это далеко не первый наш тест компонентов Ayon, так что можно смело сделать некоторые обобщения. Доминирование в спектре второй гармоники (это фирменное кредо австрийских разработчиков, о чём мы уже не раз упоминали) и отсутствие обратных связей во всём тракте придаёт звучанию приятную гармоническую шероховатость. Благодаря этому характер струнных и деревянных духовых инструментов передаётся особенно живо и эффектно, а подача в целом получается на редкость открытой и свободной. Во многих усилителях для получения нужной выходной мощности приходится параллелить лампы, а это всё-таки некоторый компромисс. Новые тетроды KT150 позволили получить внушительную динамику при предельной лаконичности схемы – и это слышно. Ясность сохраняется и на очень малых уровнях, и на пиках громкости, плюс мгновенная реакция на резкие удары и иные динамические контрасты.
Контроль нижней полосы не столь жёсткий, как в транзисторных усилителях, здесь диффузорам дается несколько больше свободы, но это не приводит к смазыванию ритмического рисунка. Удар бочки – как в жизни, с быстрой атакой и плавно затухающими колебаниями. Гитарная струна с металлом в «голосе», но без лишнего напряжения. Верхний диапазон лёгкий, воздушный, информативный и одновременно спокойный, без жёстких или назойливых компонент. Всё это в равной степени можно считать заслугой и проигрывателя, и усилителя. Очень важно, что оба аппарата выполнены в единой идеологии и гармонично дополняют друг друга.
Говоря о CD-1sx, стоит отметить корректную работу преобразователя частоты дискретизации (SRC – Sample Rate Converter). У меня есть несколько CD, записанных с очень высоким уровнем, почти под 0 dBFS, и при их воспроизведении с апсэмплингом очень часто бывают заметны искажения, возникающие из-за цифрового клиппинга. Здесь же сколько я ни вслушивался, ничего подобного не заметил – даже на явных пиках громкости всё было чисто. При отключении SRC, в чистом формате 44,1/16, как обычно и бывает, звучание становилось чуть энергичнее и рельефнее, но заметно более грубым. Такой режим хорош для раннего рока, архивных оперных и джазовых записей. При конверсии в 192/24 появляется больше воздушных составляющих, звуковая картина рисуется тонкими, но уверенными штрихами, пространство сцены заполняется плотнее. Должен отметить, Spirit III показывает разницу между исходным форматом и пересчитанным в HD не слишком явно, что свидетельствует о высоком классе цифро-аналоговых преобразователей.
В целом же техника Ayon развивает некоторые мифы о ламповом усилении и очередной раз подтверждает моё любимое правило: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее – как».
Источник: www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете