Ревю Гарри Ребера на ATC SCM150 ASL PRO

Ревю Гарри Ребера на ATC SCM150 ASL PRO

    Основанная в 1974 г. , ATC Loudspeaker Technology, Limited (Acoustic Transducer Company) – британская компания по производству акустики и электроники, расположенная в Страуде, Глостершир, Англия. Создатель компании тяжелого сплава. и ее управляющий директор - австралиец Уильям (Билли) Вудман, он же является разработчиком всей обширной линейки профессиональных мониторов. ATC используется более чем 1000 студиями по всему миру, самыми известными инженерами в области записи и мастеринга для выпуска музыкальных и кинематографических аудио записей самого наилучшего качества, . как стерео, так и многоканальных. Профессиональные мониторы ATC выбраны Sony для студии DVD мастеринга в Нью-Йорке; студии мастеринга Pioneer в Барселоне; Todd-AO, Hollywood; Paramount Pictures, Hollywood; Warner Bros., Burbank; с Abbey Road Studios, London; Pink Floyd; Nimbus; Telarc; Angel Recording Studios, London; Sydney Opera House; Bob Ludwig’s Gateway Mastering; Bruce Leek Mastering; и BBC; и это только несколько профессиональных студий, ставших клиентами компании со времени выпуска первой законченной акустической системы ATC в 1976 году. Громкоговорители ATC также были выбраны DTS® для презентации ее нового 96 kHz/24-bit алгоритма на AES в Амстердаме в 2001 году, и Sony для демонстрации многоканального формата SACD в 2002 году на Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе. Активные громкоговорители ATC также использовались Sony и Philips для демонстрации обновлений SACD на 113-й конвенции AES в Лос -Анджелесе, 5-8 октября 2002. ATC установила пять громкоговорителей SCM300ASL Pro и Принцип компании - “создавать лучшие громкоговорители, которые можно купить за деньги.” Вудман, дипломированный инженер в области акустики и пианист, а также разработчик громкоговорителей с многолетним опытом, считает, что ни hi-fi громкоговорители, ни студийные мониторы не обладают всеми качествами, обеспечивающими подлинно достоверное звуковоспроизведение. Лучшие hi-fi громкоговорители обладают хорошим качеством звука, но имеют ограниченный динамический диапазон, а студийные мониторы имеют большой динамический диапазон, но сравнительно низкое качество звука. Поэтому была поставлена цель создать линейку громкоговорителей ATC, которые имели бы, по крайней мере, такое же качество звучания, как лучшие hi-fi громкоговорители, и воспроизводили бы такой же динамический диапазон как большие рупорные студийные мониторы. Одновременно, философия ATC уделяет особое внимание созданию точного поля реверберации и широкой горизонтальной дисперсии, которую Вудман считает “ключом к точному воссозданию пространственной информации при пяти или более каналах.” Для достижения этого специальная команда разработчиков ATC вручную изготавливает четыре активных сабвуфера SCM 0.1/15. В поисках точности тщательно спроектированные, хорошо демпфированные драйвера и электронику (предусилители и усилители аудиофильного качества). Производство компании включает все, от деталей, входящих в состав драйвера до окончательной сборки системы. Драйвера используют массивные магниты и корзины из Они разработаны для воспроизведения большого динамического диапазона, что гарантирует прозрачный звук с минимальной компрессией и окраской. Это справедливо для всей линейки продуктов ATC. Громкоговорители ATC тестируются с использованием ГКЧ на 20 вольт, что гарантирует нормальную работу при большой мощности как в домашнем театре, так и в профессиональных студийных приложениях. были Более того, характеристики всех громкоговорителей, выпущенных ATC измеряются, и подбираются пары с отклонением АЧХ в пределах 0.5 dB. За исключением корпусов (изготавливаемых торонними производителями) и твитеров, все компоненты громкоговорителей изготавливаются вручную и собираются на заводе ATC в условиях современного компьютеризированного производства. Результат – надежность, огромный запас, высочайшее качество, характерные для небольшого производства, в сочетании с профессиональной родословной компании. Громкоговорители ATC стали доступны в их нынешнем виде с 1980 г. Первый электронный кроссовер ATC был выпущен в 1982 г и принес компании известность после установки в знаменитой лондонской студии звукозаписи. Компания знаменита своим 75mm (3- дюймовым) soft dome СЧ драйвером, который сейчас часто копируется, в основном косметически, не содержа, как указывает ATC, уникальных свойств в части магнитной ассамблеи, технологии катушки, и линейной подвески. Их большие системы стали активными с 1985 г. С этого времени, кроссоверы, СЧ драйверы и большие мониторы были существенно улучшены, и были признаны самыми музыкальными и точными в мире.

 article_scm150_1.jpg

Активная илипассивная схема

    Причиной того, что акцент был сделан на активные схемы, стали исследования Вудмана, показавшие, что активные громкоговорители, благодаря тому, что усилитель каждого драйвера работает в ограниченной полосе частот, имеют значительно меньшие интермодуляционные искажения (IM), чем такие же громкоговорители, возбуждаемые пассивно во всем диапазоне звуковых частот. Вудман продемонстрировал в своих работах, что разница в амплитуде IM искажений составляет 20 dB в пользу активных систем, и для данной мощности усилителя, активный громкоговоритель может воспроизвести уровень на 6 dB выше, чем эквивалентная пассивная система. Результатом настойчивых поисков качества ATC стала линейка домашних и профессиональных мониторов, возможно лучших в мире по точности воспроизведения.

article_scm150_3.jpg

    В линейке продуктов Home Series, 25th Anniversary, коллекция Concept 7, с громкоговорителями Active 70 является флагманской, полностью активной 5.1 или 6.1 системой ATC (с рекомендованной WSR конфигурацией с одним задним центром), базирующейся на SCM70ASL и активным сабвуфером C7 (SCM0.1/15 Pro). (Все компоненты Concept 7 могут быть доступны без встроенных усилителей— C7 Collection Passive.) Другие системы домашнего театра в серии “Collection” меньше по размерам - Concept 6 с Active 50 и 20T (активными или пассивными), Concept 4 с T16 (только активная), Concept 2 с Active 10 (активная или пассивная), и Concept 1 (только пассивная с активным сабвуфером). С выходом двух новых многоканальных систем в этом году, системы C3 с пассивными SCM12, и системы C5 с Active 20, линейка продуктов ATC перекроет весь средний и high-end сектор систем домашнего театра.

article_scm150_2.jpg

    Домашняя линейка включает также громкоговорители ATC Active 50, 100, and 150. Линейка Professional состоит из SCM50ASL Pro, SCM100ASL Pro, SCM150ASL Pro, SCM200ASL Pro, и SCM300ASL Pro. ATC также производит SCM20ASL Pro, портативный, активный 2-х полосный монитор и два профессиональных активных сабвуфера SCM0.1/12 Pro, и SCM0.1/15 Pro, два из которых были использованы в этом ревю. И профессиональные и домашние продукты выполнены по единым высочайшим стандартам, с идентичными драйверами и усилителями. Единственное отличие - косметика. Число в названии модели соответствует внутреннему объему корпуса в литрах. Все продукты ATC, и громкоговорители и электроника, имеют 6-ти летнюю гарантию.

Mix And Match

    ATC гордится своей концепцией “Mix And Match”, позволяющей пользователю выбирать из широкого ряда активных и пассивных профессиональных и домашних громкоговорителей, с учетом оптимального удовлетворения требований по бюджету, числу каналов, уровню звукового давления (SPL), размерам помещения, и отделки. Доступные отделки включают хай-тек, традиционную отделку натуральным деревом (black ash, mahogany, cherry, natural oak, и любой спецзаказ), рояльный лак и профессиональный черный. Как опция возможна поставка стендов. Все громкоговорители ATC собираются вручную под заказ. Инженеры ATC могут разработать и собрать любые специальные корпуса (и посоветовать идеальную конфигурацию), под данную сложную инсталляцию.

    Громкоговорители ATC бывают напольные, настенные, или встраиваемые в стену. Концепция “Mix And Match” гарантирует, что пользователь получит одинаковую точность в заданном диапазоне частот для любой конкретной модели, а также широкую дисперсию и нейтральный тембр — будь то стерео воспроизведение, многоканальное воспроизведение или трек кинофильма. Т.о. при увеличении размеров, расширяется басовый диапазон и динамический диапазон при сохранении точности и тональности звучания для всех моделей.

Громкоговоритель ATC SCM150ASL Pro

    Предмет этого ревю - ATC SCM150ASL Pro. Это активный 3-хполосный монитор, идеально подходящий для больших домашних театров. Громкоговоритель нагружен на фазоинвертор с портом настроенным на нижнюю октаву громкоговорителя, чтобы ограничить рабочий ход диффузора и уменьшить механические искажения на нижних частотах. Комплект драйверов включает жестко демпфированный 20 кг (44 фунта), 375mm (15-дюймов) Super Linear басовый драйвер, уникальный 75mm (3 дюймовый) Super Linear SM75-150S soft dome СЧ драйвер ATC собственного изготовления с пропиткой пластичным демпфирующим ПВА компаундом собственной разработки, и подобранным 25mm (1 дюйм) soft dome твитером с охлаждением Vifa Ferrofluid. Твитер ATC с термозащитой LDR содержит отобранный редкоземельный магнит (из Neodymium), обеспечивающий великолепное воспроизведение высоких частот (выше 2.8 kHz). Максимальное непрерывное SPL - 117 dB, 1 m. Большие по размеру SCM200ASL Pro и SCM300ASL Pro производят еще большее SPL – до 118 dB и 121 dB, 1 m, соответственно, с расширенным басом и увеличенной пиковой способностью, сохраняя при этом характер звучания SCM150ASL Pro. Линейность АЧХ SCM150ASL - ±2 dB (от 60 Hz до 12 kHz, -6 dB от 25 Hz до 20 kHz). Горизонтальная дисперсия ±80° (-6 dB на 10 kHz), вертикальная дисперсия ±10°. Это создает широкую зону прослушивания и ограничивает отражения от пола и потолка. Это также означает, что в хорошо обработанном помещении с управляемой реверберацией, поле реверберации будет согласовано с прямым полем в зоне прослушивания. Фундаментальный резонанс системы хорошо демпфирован (Q = 0.3 - 0.5). Это гарантирует, что бас будет хорошо очерчен, и не будет маскировать детали на средних частотах. Корпус SCM150ASL Pro состоит из массивной, с ребрами жесткости, инертной передней перегородки из материала Medite, поддерживаемой по бокам и сзади жестко демпфированными стенками из толстой MDF (medium density fiberboard), и верхней и нижней панелями. Это позволяет полностью избавиться от резонансов и вибраций и успокоить корпус. Вес компонентов и корпуса – 75 кг или 165 фунтов. Цвет (в ревю) - professional black.

ATC Super Linear SM75-150S Soft Dome СЧ драйвер

article_scm150_4.jpg

    Технология ATC Soft Dome, разработанная Билли Вудманом 20 лет назад, получила широкое признание, поскольку именно она является залогом несравненной равномерности и точности среднечастотных драйверов компании. СЧ драйвер ручной сборки Super Linear Soft Dome SM75-150Sr изготавливается на заводе ATC и обеспечивает идеальное распространение звуковых колебаний, расширенную горизонтальную дисперсию и улучшенный импульсный отклик, что дает идеальную линейность. Такая широкая дисперсия важна, если мы слушаем как стерео так и многоканальные источники. Технология ATC Soft Dome способствует получению плоской частотной характеристики мощности (сумма прямого и реверберационного поля) SCM150ASL Pro. Очень важно, чтобы off-axis характеристика была гладкой и согласованной, особенно на средних частотах. Вудман наделил этот драйвер феноменальной точностью, прозрачностью и динамикой. Этим знамениты все громкоговорители ATC. SM75-150S работает в критичной полосе 380 Hz - 3.8 kHz. Конструкция драйвера с двойной подвеской включает 75mm (3 дюйма) звуковую катушку, намотанную ленточным проводом и массивную, 7.5 кг (16 фунтов) магнитную систему, работающую в магнитном поле 22,000 Gauss. 3-х дюймовая катушка расположена в зазоре 0,01 дюйма, что уменьшает термальную компрессию, т.к. катушка охлаждается магнитной системой. Конструкция ATC типа «короткая катушка/длинный магнитный зазор» гарантирует, что катушка никогда не покидает линейный участок магнитного поля. при нормальной работе. По данным ATC, получаемый звук будет свободен от обычных искажений драйверов и компрессии, которые серьезно ухудшают тональный баланс при изменении уровня сигнала. Излучаемое звуковое поле имеет гладкую, равномерную дисперсию, идеально соответствуя характеристикам высококачественного басового драйвера и твитера soft-dome. Активный сабвуфер

ATC SCM0.1/15 Pro

article_scm150_5.jpg

    При построении многоканальной студии DVD мастеринга Sony в Нью-Йорке, возникла потребность в согласованном сабвуфере с глубоким басом и звуковым давлением (SPL) на 10 dB большем, чем сумма всех остальных каналов. Это привело к разработке активного сабвуфера ATC SCM0.1/15 Pro. На домашнем рынке сабвуфер называется C6, и входит в состав Concept 6 и 7. SCM0.1/15 Pro - “down-firing” активный сабвуфер. Это конструкция с закрытым корпусом (акустическая подвеска), включающая модифицированную версию 20 кг (44 фунта), 375mm (15 дюймов) драйвера, используемого в SCM150ASL Pro. Используя технологию Super Linear Magnet (SLM), драйвер возбуждается массивным встроенным 1,000 Вт (650 Вт RMS) MOSFET усилителем и обеспечивает более 118 dB SPL с малыми искажениями, вплоть до частот ниже 20 Hz. Частоты среза (по уровню -6 dB) - 18 Hz и 2 kHz. Линейность АЧХ 25 Hz - 1 kHz, ±2 dB. Все басовые драйверы ATC имеют демпфированный спад и минимальные фазовые искажения в НЧ диапазоне. ATC гарантирует отсутствие горбов и окраски до точки спада АЧХ. Огромный усилитель мощности и надежный Super Linear (SL) драйвер гарантируют, что Искажения в LFE канале будут минимальны даже при очень больших уровнях громкости. Намотанная вручную, 10mm (7/16 дюйма) короткая звуковая катушка ATC, использует сверхплотный плоский бескислородный медный провод для краевой намотки (OFC) и работает в 20mm (7/8 inch) длинном узком магнитном зазоре с линейной подвеской, обеспечивающей большой линейный ход диафрагмы и двухстороннюю вентиляцию магнита. Это уменьшает воздушный поток и искажения и повышает кпд и долговременную надежность. ATC предпочитает принцип «короткой катушки в длинном зазоре», поскольку, по словам Вудмана, это решение оптимально в части геометрии, дает улучшенный отвод тепла, и как следствие, понижает рабочую температуру звуковой катушки, а также стабилизирует индукцию катушки при изменении ее мгновенного положения в магнитном зазоре. Гибкий интерфейс обеспечивает простое управление фазой, уровнем, частотой среза и контуром для регулировки фильтра. Требования по полосе пропускания регулируются с учетом рекомендованного Dolby® и THX® 80 Hz кроссовера. Модуль усилителя SCM0.1 реализует также реверсирование фазы при комбинировании с громкоговорителями окружения. Если регулятор Contour установлен в положение Flat+, то АЧХ будет плоской. При переводе Contour в Flat-, АЧХ будет такой же, но с реверсированием фазы, что позволяет лучшим образом суммировать акустические волны от громкоговорителей окружения и сабвуфера, в зависимости от их относительного расположения и параметров помещения. Модуль усилителя SCM0.1 также включает театральный эквалайзер с глубиной регулировки 6 dB в полосе 40 - 60 Hz, для усиления звуковых эффектов кинофильма. Регулятор lowpass изменяет частоту кроссовера, как указано на панели —50 Hz, 60 Hz, 70 Hz, 80 Hz, 90 Hz, 2 kHz. Для этого ревю мы использовали два сабвуфера SCM0.1/15 Pro для канала НЧ эффектов (LFE), с установками Flat+ с регулятором low-pass установленным в 2 kHz.

Модуль ATC Tri-Amplifier

    В 1985, ATC совершила очередной прорыв, когда Тим Айзек сделал первые прототипы модуля активного усиления (“active amplifier pack.”) Хотя признавалось, что активные системы потенциально имеют лучшие звуковые характеристики, они медленно внедрялись в hi-fi кругах (стерео и домашний театр), где огромные суммы денег тратились на усилители. В случае ATC, каждый моноблок усилителя мощности в системах активных громкоговорителей оптимизирован по полосе частот и типу возбуждаемого преобразователя. Три усилителя, каждый со своим собственным изолированным истабилизированным источником питания и одним силовым трансформатором, смонтированы на едином шасси. Усилители на MOSFET работают в классе A/B, причем в классе A до 2/3 максимальной мощности, но дают все преимущества по пиковым перегрузкам, когда требуется класс B. Выходная мощность SCM150ASL Pro - 200 Вт для басового, 100 Вт для СЧ и 50 Вт для ВЧ драйвера. . Используется несколько видов защиты – выключатели с тепловыми расцепителями на радиаторе, предохранитель на задней панели, и терморезисторы для защиты твитера. Выходные транзисторы состоят из параллельных пар комплементарных N-канальных и P- канальных MOSFETS, смонтированных непосредственно на один большой радиатор по схеме ATC Grounded Source®. Никакой коррекции нет, используются фазокомпенсированные фильтры кроссоверов 4-го порядка (24 dB на октаву) и жесткое демпфирование для высокой линейности АЧХ (±1.5 dB, 100 Hz-10 kHz), с отличным тональным балансом (лучше 1 dB), что дает идеальный стерео образ. ATC предпочитает разрабатывать драйвера с линейной АЧХ и простыми фильтрами, нежели использовать простые драйвера и сложную коррекцию перед фильтрами для исправления аномалий АЧХ драйверов. Используется аналоговая фазовая коррекция на регулируемых фильтрах Батерворта в точках кроссоверов, чтобы скорректировать фазовую характеристику драйверов в этих областях. Это обеспечивает коррекцию временных задержек из-за разных путей прохождения звука от разных драйверов при их монтаже на перегородку в одной плоскости. Такая коррекция позволяет направить главный лепесток диаграммы излучения на частоте кроссовера на слушателя, и настроить акустический центр громкоговорителя. Это улучшает полярную характеристику и повышает излучаемую мощность, и, т.о. улучшает когерентность звукового сигнала. Схемы фильтров, обрабатывающие сигнал, не создают для него никакой дополнительной нагрузки. Активная цепь кроссовера представляет собой широкополосный балансный входной каскад с низкими искажениями. Электронные кроссоверы настраиваются на 380 Hz и 3.8 kHz. Фаза усилителей для НЧ и СЧ регулируется электронным образом, что обеспечивает фазовую коррекцию в пределах 180 градусов, гарантируя т.о., что система будет в фазе в точке кроссовера (невозможно в пассивной системе). На вход каждого из 3-х каналов через XLR разъем и буфер на микросхеме подается балансный или небалансный сигнал, который далее поступает на три фильтра усилителей, разделяющие сигнал по полосе частот и уровню для подачи на каждый из драйверов. Входной импеданс 3-х полосного модуля усиления - 10,000 Ом, что требует сигнала напряжением 1 вольт. Как говорилось выше, цепи кроссоверов не корректируют сигнал в соответствии с характеристиками драйверов, но сами драйвера оптимизированы. Однако, также как и активный сабвуфер, SCM150ASL Pro содержит НЧ эквалайзер с глубиной регулировки до +6 dB в полосе 40 - 60 Hz. ВСЕ усилительные модули в активных громкоговорителях ATC включают индикатор статуса: “green” указывает, что усилитель включен, а “red” сигнализирует о перегрузке. Переключение с green на red показывает, что усилитель достиг полной мощности. Постоянное или долгое свечение красным указывает, что работает схема подавления усиления. Тогда как транзисторные усилители входят в режим ограничения при перегрузке по входу, вызывая повреждение драйверов и искажения, схемы MOSFET, разработанные ATC имеют гораздо меньший уровень искажений, чем обычные транзисторные усилители, особенно на больших мощностях. Разработка включает запатентованные схемы мгновенной реакции на прямоугольный сигнал и подавления усиления до ограничения. Активные схемы подавления усиления на FET - сверхбыстродействующие и вносят нелинейные искажения только когда работают (максимум: 1 процент). ATC заявляет, что в нормальных условиях они абсолютно прозрачны. Их задача – защитить драйвера от повреждений и уменьшить нагрузку на усилитель. Если эти схемы не работают, они не оказывают воздействия на звук. В то время, как обычные усилители часто перегружаются и входят в ограничение на больших уровнях, ATC может играть очень громко без напряжения и ограничений, (что очень важно для мониторинга больших уровней и пиков саундреков фильмов), превосходя по максимальному SPL наши эталонные громкоговорители, Dunlavy Signature Series SC-Vs, производства Dunlavy Audio Labs. При длительных тестах прослушивания мониторов ATC SCM150ASL Pro я ни разу не обнаружил КАКИХ-ЛИБО отклонений качества звука, даже при превышении паспортного SPL на саундтреках таких фильмов, как The Haunting и The Fast And The Furious, и во время сессий прослушивания дискретных многоканальных записей на больших “студийных” уровнях SPL. Я прослушал несколько DVD саундтреков с опасным для системы глубоким басом —Air Force One (Superbit™), Dark City, Mission: Impossible, The X Files (DTS), Titanic, The Matrix, Saving Private Ryan (DTS), The Thirteenth Floor, The Bone Collector, Titan A.E. (DTS), U-571 (DTS) Pearl Harbor (DTS) b A.I. Artificial Intelligence (DTS) - и везде ATC играли безукоризненно. 3-х полосный модуль усиления ATC сейчас используется в Active 50, 100, и 150 в домашней линейке продуктов, и в SCM ASL Pro 50, 100, и 150 в серии Professional. 4-х полосный модуль усиления P4 используется для возбуждения SCM300ASL Pro и SCM200 ASL Pro. Портативные активные 2-х полосные мониторы ATC SCM20ASL Pro также обеспечивают точное звуковоспроизведение с высоким уровнем SPL, до 108 dB на расстоянии 1 м.

Пассивные системы

    Линейка ATC содержит также ряд пассивных громкоговорителей—SCM 7,10,12, и 20 SL, а немного позже появятся 3-х полосные SCM 35. Кроме этого, громкоговорители Active 50, 100, и 150 можно заказать в пассивном варианте. Линейка пассивных громкоговорителей содержит кроссоверы современной разработки, учитывающей весь многолетний опыт, и выполнены из суперкачественных материалов (индуктивности с воздушным сердечником, металлизированные полипропиленовые конденсаторы, и T-образные аттенюаторы). Используются акустические фильтры 4-го прядка и корректор импеданса для СЧ драйвера. Как и в активных моделях, все компоненты подобраны и настроены для получения плоской АЧХ.

с очень малой погрешностью (не хуже ±2 dB) и с повторяемостью в пределах 1 dB.

Технология ATC Super Linear Magnet Material (SLMM)

article_scm150_7.jpg

    Технология Super Linear Magnet Material (SLMM), внедренная в 1996, является результатом двухлетних исследований и разработок Билли Вудмана в области природных нелинейных свойств мягких марок стали, а также искажений, обусловленных вихревыми токами и гистерезисом в магнитной ассамблее драйвера. ATC считает внедрение SLMM огромным прорывом в разработке драйверов с подвижной катушкой. Под гистерезисом понимается несоответствие между магнитной энергией, прикладываемой к магнитной ассамблее драйвера из мягкой стали, током катушки и степенью намагничивания стали этим количеством энергии. Задает эти соотношения параллелограмм или “коробка гистерезиса”. Другие производители качественной акустики тоже в курсе этой проблемы, но решают ее по-разному. ATC считает, что путем демпфирования или подавления вихревых токов, циркулирующих и проникающих вглубь металла драйвера на 4–5 мм, и вызывающих пагубные эффекты, 3-я гармоника нелинейных искажений, создаваемых вихревыми токами, может быть ослаблена на 10-15 dB в полосе 100 Hz - 3 kHz. Это делает искажения в драйверах сравнимыми с электроникой. Технология SLMM также уменьшает порог шума всех систем ATC на 15-18 dB в звуковой полосе частот. Для достижения этого результата, ATC заменила магнитный участок из мягкой стали, концентрически окружающий звуковую катушку в верхней части сердечника и внутреннюю часть, смежную с катушкой, двумя кольцами SLMM. SLMM – изолятор, и не проводит ток, но он магнитно проницаем. Он формуется из порошка полимерного композита частиц железа с изоляционным оксидным слоем. SLMM позволяет наведение магнитного потока от постоянного магнита и подачу энергии в катушку, но подавляет вихревые токи. Кольца SLMM, устанавливаемые с обеих сторон катушки в магнитных цепях из мягкой стали существенно снижают вихревые токи, повышают импеданс, и как следствие, э.д.с. в катушке. В результате открывается невиданный ранее уровень детализации и прозрачности, особенно в части звуков окружения и эффектов малой громкости, с меняющейся артикуляцией и глубиной, с явным общим эффектом, в частности улучшение характеристик среднего баса.

Подбор громкоговорителей

    Я часто говорил на страницах Widescreen Review, что точные, подобранные громкоговорители должны быть установлены в каждой из пяти (шести, включая задний центр окружения) канальных векторных точек, расположенных по кругу, на равном расстоянии и под равным углом относительно позиции слушателя, сидящего в оптимальном месте, называемом “sweet spot” или “the chair”. Положение громкоговорителей критично как для чистого стерео образа, так и для безукоризненной, дискретной многоканальной “holosonic™” панорамы. Если нужно пойти на компромисс в части идеального сценария воспроизведения, использующего прецизионно подобранные громкоговорители в домашнем театре и/или дискретной многоканальной музыкальной системе, то главная пара громкоговорителей должна быть максимального качества, поскольку она является основой создаваемой многоканальной системы. Производители, создающие действительно точные громкоговорители, а их всего несколько, обеспечивают наилучшее решение при таком компромиссе. ATC - один из производителей, имеющих общую философию для всей линейки продуктов. Все продукты линейки имеют одинаковую точность и тональный баланс, и различаются только полосой частот. Соответственно, возможно точное воспроизведение многоканального звукового поля, несмотря на разные громкоговорители. При правильном управлении басом, или при его перенаправлении, когда бас ниже 80 Hz (или ниже, чтобы не допустить натиска направленности) из центрального канала и громкоговорителей окружения может быть направлен в главную стерео пару или в LFE сабвуфер, можно достигнуть лучших (пусть и не идеальных) результатов, чем в случае менее точных, недорогих систем. Любая модель линейки ATC способна воспроизводить музыку, речь, и эффекты с требуемой точностью, прозрачностью и динамикой. Линейка продуктов компании “Mix And Match” обеспечивает широкий выбор громкоговорителей для интеграции в ЛЮБОЕ окружение с получением полноценных ощущений от домашнего театра и дискретной многоканальной музыкальной системы.

Управление басом

    Дискретная система звуковоспроизведения 5.1 была разработана как 5 каналов с полной полосой частот и дополнительный канал “.1” для воспроизведения НЧ эффектов (LFE) с высоким SPL. Калибровка этого канала обеспечивает уровень на 10 dB выше, чем для основных каналов в полосе частот 20 Hz - 120 Hz. Управление басом позволяет перенаправить бас из маломощных громкоговорителей и без ущерба увеличить динамический диапазон и общий уровень звукового давления по сравнению с многоканальной системой громкоговорителей. Попросту, низкие частоты разрушительной силы отводятся от хрупких громкоговорителей в сабвуферы, специально разработанные для воспроизведения этих частот. В случае подобранных громкоговорителей с полной полосой частот, имеющих жизненную динамику и расположенных по векторам каналов в комнате, распределение звукового давления, равномерность общей АЧХ и фазовая характеристика системы, а также ощущение пространства и когерентность звукового поля оптимизируются наилучшим образом. По возможности, управления басом следует избегать в высококачественных системах. При использовании управления басом для расширения НЧ диапазона пяти основных каналов, ATC рекомендует установить фильтр ВЧ для пяти основных каналов на нижней частоте громкоговорителей, и фильтр НЧ частот, чтобы смешать пять каналов, добавить LFE канал в нужной пропорции и подать весь низкочастотный контент в один или более сабвуферов. Эту систему использует большинство домашних театров, хотя она не оптимальна. Ни в этом ревю, ни дома, в своей референсной системе Dunlavy Signature, я не использую управление басом

Контроллер серии SLDMCU6

    MCU6, модель линейки гибких 6-канальных контроллеров серии SLDMCU6 (управляемых с проводного ПДУ MCU6-REM), была разработана для поддержки передачи линейных сигналов по длинным кабелям. В этом случае могут возникнуть проблемы подключения источников к активным громкоговорителям и ситуации, когда усилители расположены близко к громкоговорителям (как в случае отдельных моноблоков усилителей мощности). Блок MCU6 оборудован 6-ю балансными входами и выходами с золотым покрытием (с отдельными многооборотными потенциометрами для регулировки усиления в диапазоне 14 dB для точной настройки каждого канала) и аналоговыми цепями усиления с одним поворотным регулятором уровня. Кроме этого, в MCU6 предусмотрено, что выходной уровень может устанавливаться и управляться либо двумя кнопками предустановки, либо регулятором уровня. Кнопки предустановки маркируются эталонными уровнями. Их абсолютные значения должны быть установлены техником или инженером (уровень устанавливается на источнике). Требуется только установка выходного уровня 85 dB, поскольку уровень 79 dB ровно на 6 dB ниже этой точки. Работа двух предустановок вместе устанавливает уровень 75 dB. Когда используется одна или обе предустановки, вращающийся регулятор отключается. Статус уровней предустановки индицируется светодиодами в центре кнопок. Блок MCU6 обеспечивает также коммутацию на передней панели для подключения сабвуферов LFE канала для поддержки пяти других каналов. Блок имеет функцию On/Off, управляемую по линии 5 V или 12 V. Требуя всего 1 -2 вольт на входе для получения максимальной выходной мощности активные громкоговорители ATC могут подключаться по кабелям длиной до 15 м ко всем современным многоканальным процессорам. ATC может обеспечить соответствующее согласование.

Discovery

    Я впервые узнал о профессиональных мониторах ATC, когда был на студии Telarc в Кливленде, Огайо, на нескольких проектах записи с директором и главным инженером Джеком Реннером и продюсером Робертом Вудсом. Брюс Лик, мой друг и известный звукоинженер, работающий для Telarc, также использующий мониторы ATC, часто предлагал мне их оценить. Брюс заезжал пару раз, когда я писал ревю и помогал с установкой. На CES 2002, я несколько раз слушал презентацию SACD Sony. Тогда выход многоканального SACD плеера SCDXA777ES непосредственно подавался через многоканальный линейный драйвер ATC MCU6 на семь активных громкоговорителей ATC. Я был потрясен высоким разрешением и ощущением пространства многоканального формата SACD, воспроизводимого через акустику ATC. Я потребовал, чтобы вся система была послана к нам в Widescreen Review для написания ревю по итогам CES. Т.о. система содержит пять каналов полной полосы частот на ATC SCM150ASL Pro и два сабвуфера SCM0.1/15 Pro для выделенного канала 0.1 LFE.

Точный звук

    С первого прослушивания я был невероятно впечатлен “sound of accuracy” громкоговорителей ATC SCM150ASL Pro. На различных уровнях громкости, SCM150ASL Pro имели очень низкие искажения, плоскую АЧХ, очень широкую дисперсию, и огромный динамический диапазон. Не было никаких признаков энергозависимой компрессии драйверов при полном SPL, что обычно ухудшает тональный баланс. Я был восхищен тем, что SCM150ASL Pros сравнимы по точности звуковоспроизведения с имеющими закрытый корпус Dunlavy Signature Series SC-V, которые я привык слушать. SC-V также часто используются в студиях профессиональной записи и мастеринга (см. ревю в Issue 52, September 2001). Я расположил матово-черные ATC так чтобы они были незаметны рядом с Dunlavy в отделке из черного дуба по периметру нашего референсного круга в 20 футов диаметром, так, чтобы твитеры были на расстоянии 10 футов от позиции слушателя “sweet spot” в нашей лаборатории Reference Holosonic™ Home Theatre (см. диаграмму на обложке журнала под “Reference Systems”). Твитер одного из SCM150ASL Pro, используемого как центральный канал, был перемещен на перегородке, так, чтобы он оказался ниже фиксированных экранов ElectriMask™ AeroView® , ElectriScreen™ GrayHawk® и FireHawk® Stewart Filmscreens. Это полезная особенность SCM50ASL Pro, SCM100ASL Pro, и SCM150ASL Pro. Относительно разницы в весе. Массивные Dunlavy SC-V, 305 фунтов каждый, тяжелы, тогда как ATC SCM150ASL Pro, даже с учетом веса трех усилителей, помимо веса трех драйверов каждый из которых имеет массивную магнитную ассамблею, весят вполовину меньше, 165 фунтов.

    Как бы то ни было, корпуса тяжелые, и лучше устанавливать их вдвоем. АТС называет SCM150ASL Pro “профессиональными мониторами”, термин используемыйдля общего описания определенного стандарта точности, которой следует ожидать от громкоговорителя, используемого в качестве инструмента оценки при записи. Мастеринг и мониторинг фильмов, так, как это задумал режиссер и в соответствии с установленным в индустрии эталонным уровнем, требуют, чтобы громкоговоритель обеспечивал высокий SPL с постоянным тембром. Динамический диапазон ATC шире, чем у Dunlavy. В целом, динамический диапазон громкоговорителей с прямым излучением лучше. Даже для действительно высококачественных громкоговорителей, требования по динамическому диапазону в большинстве случаев представляют величайший компромисс. И ATC и Dunlavy способны воспроизводить непрерывное звуковое давление более 94 dB @1 m при возбуждении от усилителя мощностью не менее 100 Вт, и обеспечивать огромный динамический диапазон, легко воспроизводя пики, на 12-16 dB превышающие среднее значение, что характерно для цифровых записей. Здесь надо упомянуть акустику помещения. Даже самые точные аудиофильные системы всегда зависят от акустики помещения и правильного расположения громкоговорителей относительно границ комнаты (стен, дверей и.т.д.) и точки слушателя, если мы говорим о точном воспроизведении и хорошем стерео образе между двумя громкоговорителями. Наша референсная лаборатория – хорошо обработанное помещение с идеально контролируемой характеристикой реверберации. Это позволяет получить исключительно весомый прямой звук, и поле реверберации, не маскирующее этот прямой звук, в частности при ударных и импульсивных звуках. Т.о. мы имеем возможность делать суждение о воспроизводимом звуке, принципиально на основе первого прибытия прямого звука, что обеспечивает максимум соотнесенных по фазе или по времени сигналов, а также низкоуровневых деталей и нюансов, которые затем быстро теряются в поле реверберации. В случае точных громкоговорителей, таких как ATC и Dunlavy, чей спектр мощности равномерно возбуждает поле реверберации, мы можем оценить все возможности громкоговорителя, даже при изменениях, вносимых плохой акустикой помещения. В отличие от нескольких непомерно дорогих акустических систем, авантюрно эффектных, притягивающих своей экзотикой, косметикой и обычно привлекающих импульсивных миллионеров, ATC прецизионно точны и представляют собой «superb value for the money». Да они дороги, также как Dunlavy SCVs, несомненно не вписываются в бюджетный ряд, и доступны лишь нескольким из читателей. Но, как бы то ни было они стоят запрашиваемой цены.Корме этого, учебник о принципах разработки, «встроенный» в эти громкоговорители служит хорошим эталоном, позволяющим понять, насколько точна акустика, которую вы купили. Мониторы ATC, как и ряд других высококачественных громкоговорителей, получили высокую оценку у избранной группы уважаемых профессионалов, создающих лучшие профессиональные записи. Они производятся одной из немногих компаний, вкладывающей всю душу и сердце в свои продукты, полностью соответствующие измеряемым и слышимым стандартам точности, хорошей инженерии и искусства разработки и производства высококачественных громкоговорителей.

    Я думаю, важно отметить, что высококачественное воспроизведение присуще ATC во многом потому, что все активные компоненты прецизионным образом подобраны и оптимизированы под драйвера, что позволяет создать полностью интегрированную инженерную систему. Переходы между драйверами, как и ожидалось, были безукоризненными. Хотя активный, интегрированный принцип разработки, по крайней мере теоретически, обещает выдающиеся характеристики, это не отменяет того, что хорошо спроектированные пассивные акустические системы, возбуждаемые компетентными усилителями мощности высокого качества не могут работать также хорошо, или даже превосходить систему ATC SCM150ASL Pro с сабвуфером SCM0.1/15 Pro. Это подтверждает прямое сравнение с системой Dunlavy SC-Vs с сабвуфером TSW-V Tower в том же помещении. Усилители, возбуждающие Dunlavy сделаны по спецзаказу California Audio Labs, пять стерео пар, каждая в шасси CL-2500. Каждый канал обеспечивает на выходе 1000 ватт в 6 Ом. Обе системы, звучат с живой убедительностью, это не безжизненный завуалированный звук, которым обладает большинство громкоговорителей. На саундтреках эффекты кинофильма при воспроизведении на ATC ACM150ASL Pro звучали как наяву. Разборчивость диалогов была эталонной, имела исключительную ясность и внутреннюю детализацию. Реализм присутствовал во всех четырех составляющих, являющихся квинтэссенцией киновука—диалоги, музыка, шумы (Foley), и эффекты. Утонченные звуковые нюансы окружения передавались со сверхъестественной реальностью и ощущением пространства. Громкие, даже очень громкие звуковые пассажи фильма никогда не выглядели компрессированными, что делало взрывы, грохоты, эффекты ”sci-fi” и ”horror” завораживающими “живыми”. Передача шумов фильма, от едва слышимых звуков, таких, как шорох одежды, производимых обыденными предметами в повседневных сценах, до прыжков на крышу, и автоматных очередей, были впечатляющими. Чем выше было качество саундтрека, тем больше завораживающего реализма давали ATC. Они были абсолютно тихими, никаких шумов или шипения, даже на максимальномуровне.

    Громкоговорители абсолютно не создавали слышимого звука в комнате в отсутствие активного сигнала, даже если я прислонял к ним ухо. Способствующим фактором для этой полной тишины системы в нашей лаборатории была балансная система питания Equi=Tech’s Model ET12.5W SIF и элементы очистки питания Model 400S и 1200S компании Richard Gray’s Power. Сабвуфер ATC SCM0.1/15 – это один из лучших сабвуферов, которые я когда-либо слышал, чрезвычайно музыкальный и ритмичный и динамичный. Имея непрерывное звуковое давление 118 dB, он никогда не перегружался, даже при воспроизведении самого сложного материала, угрожающего повредить систему. Сабвуфер был чрезвычайно быстр. На самых сложном материале, таком как The Haunting, The Fast And The Furious, и.т.д., он никогда не давал сбоев. В нашей референсной лаборатории ATC воспроизводил ровный и глубокий бас ниже 16 Hz на The Haunting, и буквально был сравним по глубине баса с двумя нашими референсными пассивными сабвуферами Dunlavy SCW-Vs, содержащими несколько басовых драйверов в большом и массивном закрытом корпусе, каждый из которых возбуждался 1000-ваттным усилителем мощности California Audio Labs. При кажущейся беспредельной протяженности баса, ATC буквально наполнил им комнату для прослушивания, дав массу жизненных, физически весомых тактильных ощущений. Несомненно, ATC SCM0.1/15 – надежный сабвуфер! Будучи в прошлом музыкантом, звукоинженером и продюсером (кроме всего прочего), я был непомерно впечатлен реализмом уровня “you are there”, который давали ATC SCM150ALS Pro при воспроизведении музыки. Также как и Dunlavy, ATCs полноценно воспроизводили реальное звучание и пространственную динамику симфонического оркестра и джазовых концертов, а также электронную музыку, рок-концерты - с прецизионной точностью, разрешением, и жизненным, несжатым динамическим диапазоном, вовлекающим в музыку. Поскольку мы, в нашей референсной лаборатории имеем возможность изолировать дискретные каналы при мониторинге многоканальных музыкальных записей (или саундтреков фильмов), я смог сфокусироваться на отдельных инструментах или группе инструментов, изолировав их на многоканальных DVD-Audio и SACD записях, и это приоткрыло мне, насколько точно звучат ATC. Инструменты звучали потрясающе реально. В нашей затемненной комнате, этот реализм создавал сверхъестественное ощущение пространства и голографическое звуковое поле, будто я сидел перед музыкантами. Так реально! Просто невероятно!На качественных записях я ни разу не напрягся, прослушивая сложные моменты исполнения или отдельные инструменты, даже при очень высоком уровне SPL. Не удивительно, что требовательные профессионалы в области записи и мастеринга используют ATC для мониторинга уровней реального “живого” концерта. Динамический диапазон был потрясающе широк. Я не обнаружил никаких компрессионных аномалий. Мгновенные переходы были впечатляюще быстрыми и свидетельствовали о больших пиковых возможностях, что выражалось в некоей музыкальной сокровенности и волнении при восприятии, редко имеющих место в случае менее точных громкоговорителей. Их прозрачность, чистота и открытость были просто эталонными, они проявляли нейтральную достоверность, без какого-либо звукового отпечатка.

    Громкоговорители ATC SCM150ASL всегда заставляли меня болезненно осознать разницу записей по качеству звука, чего мы вправе ожидать от точного громкоговорителя. Они полностью открывают нам суть записи. Но действительно хорошие записи звучали настолько реально, что давали то редкое ощущение “you are there”, которое так ценят аудиофилы. Недостатки пришлось выискивать. У ATC SCM150ASL Pro нет ни всей внутренней детальности и глубины восприятия больших Dunlavy SC-V, ни такой отточено острой артикуляции баса. Ширина и глубина звуковой панорамы была великолепна и стабильна, так же как у Dunlavy. Для ATC характерно более выраженное, направленное вперед присутствие, но без какой-либо излишней направленности на средних частотах. Dunlavy были более искусны в выявлении недостатков записей, часто выраженных в центральных и фантомных образах, расположенных между крайней левой и правой точкой панорамы. Несмотря на то, что и Dunlavy и ATC можно охарактеризовать как нейтральные (ни теплые, ни холодные, ни мягкие, ни жесткие), ATC звучали чуть более “жирно” или “толсто” в нижней части среднечастотного диапазона и несколько “ тяжеловато” в басовом диапазоне. В целом, звук был чуть более “весомым” в нижней части СЧ и на басовых октавах, что создавало более “округлый” и “крупный” образ. Я, в этом отношении, предпочитаю высокое разрешение и артикулированный бас Dunlavy, а также тембральную точность и баланс в СЧ и ВЧ областях. В целом, ATC показались мне чуть менее информативными, чем Dunlavy, но еще раз говорю, многие из различий пришлось просто выискивать, и они были настолько субъективны, что могут быть интерпретированы по-другому. Это важно держать в уме при сравнении двух систем, настолько близких к идеалу. Я никогда не слышал такую потрясающе реалистичную систему.или еще одну, звучащую так же хорошо за эти деньги. Это поистине выдающийся продукт. За $18,000 за пару, ATC SCM150ASL Pro, будучи сравнительно недорогими в абсолютном смысле слова, представляют огромную аудиофильную ценность, если задуматься о том, что в состав этого комплекта входят шесть усилителей мощности Сабвуферы SCM0.1/15 Pro стоят $6,000 каждый. Общая стоимость системы - $57,000. Но я рекомендую дополнить систему еще одним SCM150ASL Pro для канала заднего центра, дополнительно $9,000. За $66,000, это будет представлять огромную ценность, как высококачественная и точная система громкоговорителей. Конечно, если вы хотите топовую активную систему от ATC, которая установлена всего в нескольких профессиональных студиях в мире, то огромные 4-х канальные SCM300ASL Pro будут стоить $35,250 за пару, возбуждаются они новым отдельным топовым 4-х полосным моноблочным усилителем мощности ATC P4. SCM200ASL Pro, следующая модель после SCM150ASL Pro стоит $30,000 за пару. Наша референная система Dunlavy Signature Series SC-V, сконфигурированная в соответствии с системой ATC в этом ревю, с двумя сабвуферами TSW-V Tower, стоит $58,500, чуть больше системы ATC, но это без усилителей. Семь каналов усиления California Audio Labs стоят дополнительно $28,000, что существенно. Тем не менее, Dunlavy можно возбуждать от гораздо менее дорогих усилителей, если их мощность не менее 100 ватт на канал в нагрузку 8 Ом. Если все это дорого для вашего бюджета, послушайте активные или пассивные модели ATC меньшего размера. Им будет свойственно такое же спокойствие, открытость и прозрачность среднечастотного и верхнего диапазона, единственное, чем придется пожертвовать – это протяженность баса и динамический диапазон. Даже если вы не можете позволить себе систему по такой цене, как бы она ни была хороша, вы все же должны быть ей благодарны за ваше самообразование, поскольку она научила вас тому, как должен звучать точный громкоговоритель. Поэтому становитесь образованней и слушайте продукты линейки ATC. Но предупреждаем, вы уже не захотите ничего другого; ATC со своей точностью навсегда завладеет вашим вкусом.

Заключение

   Хотя сейчас появилось гораздо больше хороших и недорогих громкоговорителей, чем раньше благодаря достижениям в компьютерном моделировании и производстве драйверов, а также серьезному инженерному подходу, достижение подлинной точности, которую можно измерить и услышать, стоит денег, и т.о. если вы хотите получить прибавку в качестве, которую дает действительно точный громкоговоритель, это будет стоить недешево. ATC, Dunlavy, и еще несколько производителей выпускают точные громкоговорители, дающие эту разницу в качестве. Эти два громкоговорителя – одни из лучших, хотя философия их разработки абсолютно различна. Они дорогие, но прибавка в цене абсолютно оправдана для человека, привыкшего ценить удовольствие от музыки и саундтреков, воспроизводимых с абсолютной реалистичностью. ATC SCM150ASL Pro – одни из лучших громкоговорителей в мире. Это поистине точно звучащие громкоговорители, они близки к совершенству в своей способности передавать сущность лучших саундтреков и музыкальных записей — реализм. Эти громкоговорители могут звучать как нечто живое, если это живое удалось схватить при записи. Если отбросить мелочи, я мог бы счастливо жить с этой системой ATC и слушать на ней в течение многих часов хорошие и плохие музыкальные записи и саундтреки фильмов. Если профессионалы используют ATC при записи и мастеринге, то мы, любители музыки, тем более должны быть признательны ATC за их искусство, и возможность наслаждаться музыкой и кино. Во время написания ревю, ATC обновила основные драйвера для SCM50, SCM100, и SCM150. Новые модели, называемые Home Active 50, Active 100, и Active 150, содержат обновленный ряд драйверов для всех трех громкоговорителей, которые призваны улучшить все основные рабочие параметры, сохранив при этом знаменитый характер звучания.


Источник: www.firstrow.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: