Саундбар Focal Dimention

Саундбар Focal Dimention
    Мы уже давно тестируем саундбары и не питаем на их счёт никаких иллюзий. Когда появился прототип «звукового проектора» (Pioneer PDSP-1), а затем — первая серийная его модель (Yamaha YSP-1), многие энтузиасты поверили, что возможно получить объёмный звук, не загромождая комнату множеством колонок и не опутывая её проводами, и что технический прогресс скоро избавит этот вид техники от присущих ему недостатков — сложной конструкции и связанной с этим высокой себестоимости, а главное — сильной зависимости от акустики помещения. В прототипе Pioneer эта проблема решалась сложнейшей настройкой с помощью компьютера под конкретную комнату, что и привело в итоге к тому, что разработка так и не пошла в серию. Yamaha отнеслась к этому проще, но своим дилерам настоятельно рекомендовала делать в магазинах специальные выгородки, поскольку на открытых пространствах звуковые проекторы оказывались совершенно неэффективными. Понятно, что в условиях реальной квартиры система работала несколько иначе, чем в шоу-руме, а потому интерес к подобным устройствам стал стихать. Тогда-то и появилось понятие soundbar — звуковой «батончик»: несложная система с несколькими излучателями (а не 18, 22 и даже 42, как у Yamaha), обычно комплектуемая внешним активным сабвуфером, которая не претендовала на конкуренцию с традиционными многоканальными комплектами, но прекрасно справлялась со своей главной задачей — компенсировать ограниченные звуковые возможности телевизоров. Эти конструктивно простые устройства отличаются малой себестоимостью, относительно невысокой ценой, их охотно покупают, а потому с энтузиазмом выпускают едва ли не все производители телевизоров и акустики.

focal-dimension copy.jpg

    Тем не менее идея создать в этом форм-факторе систему с действительно достойным звуком и реалистичным окружением не переставала будоражить инженеров. Можно вспомнить, к примеру, саундбар Panorama от B&W, однако высокая цена ограничивала распространение подобных решений.
    Новый саундбар Focal Dimension задумывался с такой же благородной целью, но его разработчики постарались сделать его более доступным, не нанося при этом ущерба звучанию. Идея разработки Dimension возникла в 2012 году, когда специалисты Focal обнаружили европейский патент WO2005/015950, описывающий широкополосный драйвер 4” с чрезвычайно малой глубиной установки (порядка 36 мм). Созданные на основе того патента динамики позволили довести глубину корпуса до 6,5 см — это было необходимо, чтобы саундбар зрительно сочетался с современными телевизорами. Порты фазоинвертора вывели на торцы корпуса — благодаря их особой конфигурации удалось избавиться от турбулентных призвуков. При этом частотный диапазон расширили до 50 — 25000 Гц, что позволило изначально отказаться от сабвуфера в базовой комплектации — он стал опцией, продаваемой отдельно. А поскольку усилитель в Dimension 6-канальный, бас-машину сделали пассивной. В достаточно ёмком корпусе противофазно на противоположных стенках корпуса расположили пару фирменных эллиптических динамиков, а их магнитные системы соединили жёсткой стяжкой. Благодаря этому подавляются вибрации, что особенно важно, поскольку саб используется в роли подставки под телевизор. С ним частотная характеристика расширяется до 35 Гц.
    Корпус саундбара выполнен из алюминия — это придаёт ему необходимую жёсткость, а сечение в виде параллелограмма способствует подавлению внутренних резонансов. При настенном монтаже такая форма устраняет обратные отражения от экрана телевизора. Как видим, конструкторы здесь тщательно продумали даже мельчайшие звуковые нюансы, на которые разработчики массовых саундбаров обычно не обращают внимания.

Amb_Dimension_Lyon_06 copy.jpg

    Проблему с влиянием акустики помещения решили с помощью мощного DSP SHARC 4-го поколения c разрядностью 32/40 бит с плавающей запятой — он управляет фазовыми и временными задержками, формируя звуковые образы тыловых каналов по бокам от слушателя, не используя при этом переотражения от стен. Это дало возможность отказаться от драйверов с узконаправленным излучением и применить динамики с широкой дисперсией, обеспечив тем самым формирование устойчивой и реалистичной звуковой сцены. Усилители построены на чипах TDA7498 — они уже применялись Focal в активной акустике Bird и Easya, а потому хорошо знакомы разработчикам. Блок питания пришлось вынести в отдельный модуль — внутри саундбара для него уже не оставалось места.
    Управление — компактным пультом и сенсорной панелью на правой стороне колонки. Она подсвечивается при нажатии кнопок на пульте или приближении руки — в панель встроен специальный proximity-сенсор. Следует заметить, что при конструировании электроники для Dimension компания не использовала готовые модули от азиатских производителей, как это делается обычно при создании подобной техники, но привлекала к сотрудничеству ведущих европейских специалистов в тех областях, где опыт самой Focal представлялся недостаточным — выйти на связь с ними помогли коллеги из Naim.
    Первый прототип колонки сделали к середине 2013 года, но эксперты компании его забраковали, поскольку требуемая цель — правильное построение объёмного звукового поля в кино в сочетании с выразительным воспроизведением музыки в стерео — по их мнению, не была достигнута. Успеха добились к концу того же года и даже успели представить Dimension на выставке «CES2014» в Лас-Вегасе, где новинка вызвала немалый интерес. Потребовалось ещё несколько месяцев, чтобы наладить серийное производство, так что тот экземпляр, что мы взяли на тестирование — из самой первой поставки в Россию. А вот сабвуфер Dimension Sub появится в нашей стране осенью — дожидаться его мы не стали и решили для начала послушать новинку в базовом варианте.
    У нас в комнате прослушивания нет возможности для настенного монтажа, поэтому колонку установили на столе, воспользовавшись опорными уголками из металла (входят в комплект).
    Перед подключением следует провести настройку с помощью трёхпозиционных микропереключателей, которые расположены сзади в нише с разъёмами. Рядом с ними — пояснения, которые позволяют обойтись без предварительного чтения руководства. Надо выбрать расстояние между слушателем и колонкой (меньше 2 м, 2 — 4 м, больше 4 м), положение (на столе с некоторым расстоянием от его края, на стене, на подставке или на самом краю стола), степень заглушённости комнаты (высокая, средняя, низкая) и наличие сабвуфера (отсутствует, Dimension Sub, внешний активный).
    Эквалайзера с пресетами, без которого не могут обойтись другие саундбары, здесь нет, поскольку отсутствует необходимость корректировать звучание, чтобы сделать его более эффектным, оно и без того выразительное. Единственная доступная регулировка — уровень низких частот, но и она требуется лишь для коррекции незначительного спада на низких частотах при работе без сабвуфера и в помещении с неблагоприятной акустикой.
    Коммутация стандартная: вход HDMI для источника, выход HDMI для подключения к телевизору (с поддержкой ARC), оптический вход Toslink (для получения звука от телевизора), линейный выход на сабвуфер, аналоговый вход 3,5 мм для внешних аудиоисточников и сервисный разъем mini-USB для обновления прошивки. И никаких модных «плюшек» вроде Bluetooth или воспроизведения музыки с USB-носителей. Это система для взрослых людей, которых интересует в первую очередь звучание, а не возможность поиграть со смартфоном.
    Подключаю в роли источника Blu-ray-плеер и начинаю с просмотра фильмов. В нашей комнате, весьма сложной для саундбаров из-за поглотителей на стенах, Dimension создаёт относительно компактное, но на удивление реалистичное звуковое поле с предельно точным тональным балансом и обилием подробностей. Несмотря на отсутствие сабвуфера, звук плотный, мощный, басы чёткие, чистые, хотя и не претендуют на особую глубину. Ударные эффекты (сцена погони из «Терминатора-3»), конечно, не поражают воображение, но требовать большего от столь компактной системы было бы наивно. Должен заметить, что многие массовые саундбары с сабвуфером проигрывают Dimension по качеству низких частот. Думаю, в небольших комнатах (12 — 14 м2) сабвуфер и не понадобится, а вот для больших площадей он настоятельно рекомендуется. Кстати, возможность подключения внешнего активного саба предусмотрена для тех случаев, когда телевизор подвешен к стене и нет возможности для установки Dimension Sub.
    Музыка в стерео — сложное испытание для саундбаров, успешно проходят его лишь самые дорогие модели, да и то — с некоторыми оговорками. Здесь для них оснований нет: прекрасно выстраивается сцена — и в глубину, и в ширину, панорама цельная, без провалов и привязки к колонке. Верха безупречны, нет в них совершенно никакой цифровой резкости — звук комфортен и вместе с тем информативен и прозрачен. Если бы не знал, что усилители работают в классе D, никогда бы об этом не подумал.
    Середина гармонична и естественна — сказывается работа широкополосных спикеров. И только на оркестровых пьесах ощущается нехватка самых низких частот — сабвуфер здесь всё-таки необходим. И лично я бы отдал предпочтение пассивному Dimension Sub — очень сомневаюсь, что за 20 тыс. руб. можно приобрести что-то более интересное из активных моделей. Тем более что со штатным сабом гарантируется полная совместимость. Думаю, ради этого можно и телевизор снять со стены — при условии, конечно, что звук для вас важнее изысканного интерьера.


За
Привлекательный дизайн, высокое качество исполнения. Убедительный звук и в кино, и при воспроизведении музыки в стерео.

Против
Без сабвуфера здесь всё же не обойтись.

Вердикт
Редкий случай, когда саундбар способен конкурировать с традиционными многоканальными системами. И при этом доступнее сопоставимых по звуку конкурентов.

Источник: Салон Audio Video | август 2014
Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: