Тест интегрального лампового усилителя Vincent T.A.C. T-22
Компания T.A.C. (Tube Amp Company), аппараты которой мы впервые тестировали почти 2 года назад, возникла как совместный проект Джоса Дерека и Уве Бартеля. В общих чертах, Джос отвечал за творческую часть, в то время как Уве занялся коммерческой стороной проекта. В информации о компании процесс её генезиса отражён достаточно поверхностно, да и для нас с вами важнее совсем другое. Помимо страстного увлечения ламповым звуком (что, к слову декларируется большинством ламповых компаний — куда ж в наше время без страсти?), перед творческим коллективом была поставлена задача создания бюджетных ламповых аппаратов.
Реализация этой задачи потребовала переноса производственных мощностей в Китай и оставила потенциальных конкурентов TAC без шанса на выигрыш в этой гонке. Ибо, как известно, коммерческий успех любой компании строится на продаже именно бюджетного сегмента. А этим куском пирога сотрудники новоиспеченной компании ни с кем делиться не собирались.
Ещё одной отличительной чертой продукции компании является её стабильность и редкая сменяемость модельных рядов. Ламповый усилитель — это не новомодный гаджет. Даже беглый взгляд на динамику рынка ламповых изделий позволяет понять, что каждый аппарат — во многом изделие предельное.
Схемотехника и технологии производства ламп так же конечны; достигнув вершины технологической эволюции, усилительные устройства уже не эволюционируют, а производители пытаются выжать прибавку в звуке за счет применения изощренных схем обратной связи, более тщательного отбора ламп и применения микросхем в цепях автоматической регулировки параметров режима работы.
Всё это, по большому счету, сродни приросту скорости автомобиля после автомойки. Все этот прирост «замечают» и «чувствуют», но всерьёз на эту тему говорить не принято. Пусть мы живём в чудесное время расцвета духовности, но воспитание-то у нас по большей части атеистическое. И производитель в битве за звук, по счастью, пока ещё склонен обращаться к паяльнику, а не к ладану.
Таким образом, перспектива вывести ламповую схемотехнику на новый уровень выглядит ненамного оптимистичней, чем, скажем, судьба кинескопных телевизоров или ленточных магнитофонов. Зато перспектива сделать ламповую технику доступной для всех желающих вполне реальна. И предоставленный нам на тест T.A.C. T-22, премьера которого состоялась в конце прошлого года, — лучшее тому доказательство. Усилитель построен по классической двухтактной схеме. Роль драйверов и фазоинверторов в секции предварительного усиления выполняет лампа 6N3 — двойной триод косвенного накала. В выходном каскаде установлены EL34, включенные в пентодном режиме.
Технических подробностей относительно того, каким образом организован режим смещения ламп, не имеется. По всей видимости, в этой модели используется автоматическое смещение, избавляющее будущего владельца от необходимости следить и регулировать ток смещения на сетке. Также производитель упоминает про обратную связь, сигнал которой снимается непосредственно с обмоток выходного трансформатора. Звуковые обмотки трансформатора предусматривают возможность подключения нагрузки с импедансом 4 и 8 Ом.
Усилитель может быть выполнен в серебристой или черной отделке. Наличие пульта дистанционного управления — приятное дополнение для ламповой схемотехники. Использование моторизованного потенциометра и реле, установленных в сигнальных цепях, позволяет не только регулировать уровень громкости, но и переключать входы.
Прослушивание
Любители лампового звука — отдельная каста со своими идолами и обрядами. Со своей картиной мира, шкалой ценностей, даже мифологией. Они могут исповедовать объективный или же, наоборот, субъективный подход к аудиоэкспертизе, могут упрекать друг друга в непонимании тонкостей ламповой схемотехники или в физиологической и эмоциональной глухоте (в зависимости от того, за какую «команду» выступают оппонирующие стороны). Но самое главное — это наличие двух непримиримых лагерей, в одном из которых засели сторонники однотактных усилителей, а в другом окопались приверженцы пуш-пульных аппаратов. Если на свете есть любители ламп, для которых в первую очередь важен звук, то их не видно за дымовой завесой и непрекращающимися вылазками в стан противника то с одной, то с другой стороны. Увы, примирение этих группировок представляется возможным только после того, как на планете исчезнет последняя радиолампа. Надеюсь, что это произойдёт не скоро.
Увы, однотактники, как правило, маломощны и дороги, двухтактники появляются на свет с родовым проклятием — переходными искажениями выходного каскада. Безысходность ситуации заключается в том, что эти проблемы принципиально неразрешимы. Но если что-то (например, переходные искажения) нельзя искоренить вовсе, то можно хотя бы минимизировать, сделав некритичным для влияния на звук. Это уже хоть и трудно, но возможно. И значит, прежде чем решать проблему, сперва неплохо бы убедиться в её наличии. А для этого нужно взять хорошо записанный тестовый материал с хорошим разрешением, динамическим диапазоном и солирующими инструментами, исполняющими свои партии на малом уровне громкости.
Мне кажется, что для этого прекрасно подойдёт фрагмент третьего акта из оперы «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти, в исполнении блистательной Шин Йонг Ок. И потому я достаю диск, и музыка переносит меня в мир шотландских страстей начала XVIII века.
Красивое и чувственное сопрано солистки «Метрополитен Опера» наряду с высоким исполнительским мастерством обладает удивительной эмоциональностью и чистотой. Запись позволяет расслышать малейшие шорохи и даже скрип паркета под обувью певицы. Ощущение присутствия очень правдоподобно. А вот переходных искажений я не услышал, как ни вслушивался. По всей видимости, это свидетельствует, как минимум, о правильном выборе угла отсечки выходного каскада и выборе наиболее линейной части характеристики лампы в качестве рабочего режима.
Пронзительная рок-баллада «Another Day» с альбома «Imagesand Words» Dream Theater выявила у T.A.C. T-22 не только достоверную передачу тембра голоса Джеймса Лабри и инструментов, но также хорошую макродинамику и приличный запас по мощности блока питания. Ударная установка воспроизводится именно так, как и должна. Майк Портной за барабанами творит поистине прекрасное, а усилитель вливает всю эту мощь в акустические системы, заставляя нас поверить в присутствие барабанной установки в непосредственной близости от нас. И как ни странно, заявленных 40 Вт для этого оказывается не просто достаточно, а, по ощущениям, — достаточно с избытком.
Правда, следует уточнить, что подбор акустических систем к ламповому усилителю все же производится по более строгим критериям, чем к усилителю транзисторному. В нашем случае наиболее подходящей оказалась 4-омная, 2,5-полосная акустическая система европейского производства, но в процессе прослушивания обнаружилось, что, будучи подключенной к 8-омному выходу звукового трансформатора, она звучит лучше, чем в варианте с 4-омным подключением.
Собственно, ничего нового в этом нет. Это ещё тот секрет Полишинеля, но некоторые будущие владельцы могут подключить 4-омные акустические системы «как положено» — и в результате потерять и в музыкальном плане, и в четкости в басу, и в ясности среднечастотного диапазона.
T.A.C. T-22 оказался на удивление блюзофильским усилителем. Я переслушал на нём массу своих любимых исполнителей и остался очень доволен. Живо. Ярко. Эмоционально.
Нервный, местами надрывный вокал Линдсея Бакингема и хрипловатый голос Стиви Никс переданы правдиво, с такой проникновенностью, такими эмоциями, которые и сделали их в своё время самыми яркими лицами проекта Питера Грина и Мика Флитвуда. Хотя «Green Manalishi» в исполнении T-22 тоже очень хороша. Поразительно, насколько может быть талантлив автор, если даже жесточайшая зависимость не мешает ему рождать подобные хиты.
Из классических произведений наиболее выигрышно на T-22 слушаются небольшие камерные коллективы и хоры. Исполнение духовной музыки добарочного периода отличается подчеркнутым мелодизмом, разборчивостью полифонического орнамента и обилием «воздуха» в записях. Безусловно, что не аппарат закачивает туда этот «воздух». Он не интерпретирует, он всего лишь позволяет реализовать в звуке то, что присутствовало на записи изначально. Именно за это «всего лишь» мы и ценим ламповую схемотехнику и не даём ей исчезнуть под напором более современных и более технически совершенных решений.
Ради интереса я попробовал прослушать на T.A.C. несколько команд, играющих хардкор. Не могу сказать, что он не справился. Но меня не убедил. Здесь, однако, я с большой степенью вероятности могу предположить некое «сопротивление материала», на которое жаловался ещё Лев Николаевич при написании «Война и мир», а также (с еще большей степенью вероятности) склонен винить в этом моё собственное отношение, через которое, как через призму, я пытаюсь воспринимать наиболее тяжелые музыкальные жанры, оставаясь при этом наглухо эмоционально закрытым. Так что любителям подобных направлений я рекомендую прослушать T-22 самостоятельно. Я же избавлю их от необъективных оценочных суждений.
И напоследок хотел бы высказать мысль, которая многим может показаться банальной. Как известно, в ламповом усилителе самое главное — это, простите за тавтологию, лампа (безусловно, и звуковые трансформаторы, но сейчас не о них). Усилитель, собранный в Китае, поставляется с китайскими лампами, что совершенно логично. А это значит, что у будущего владельца есть простой и бюджетный способ попытаться добиться прибавки в звучании, просто сменив комплект ламп. Будут ли это лампы Electro-Harmonix или Svetlana — дело вкуса. Главное, что появляется ещё одна возможность сделать звук чуть лучше, а жизнь чуть ярче.
Вывод
Достойный и доступный усилитель, позволяющий получить настоящее ламповое звучание по цене крупносерийного транзисторного усилителя. Музыкален. В меру всеяден. Пригоден для дальнейшего апгрейда. А ценовая политика производителя переводит этот усилитель в разряд «брать и бежать».