Проигрыватель компакт-дисков Audio Research CD5
Audio Research Corporation как-то умудряется в оптимальных пропорциях объединять в своих изделиях здоровый консерватизм и соответствие веяниям времени, старое и новое. Проигрыватель компакт-дисков CD5 как раз обладает этими чертами, да еще и оснащен лучшим из «уцелевших» до сих пор транспортов.
Вряд ли кто-то сейчас не знает, что Red Book («Красная книга») — это международный стандарт хранения оцифрованного звука на компакт-дисках, разработанный компаниями Philips и Sony в далеком 1980 году. Далее следуют тезисы, что звуковая информация по стандарту представлена в импульсно-кодовой модуляции с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрешением сигнала 16 бит. Однако эту аудиоклассику впору уже трактовать в другом, экологическом смысле. Всем ведь хорошо известна другая Красная книга — перечень редких и исчезающих видов растений и животных на планете Земля. А любители прогресса любой ценой с удовольствием повторяют, что компакт-диск уже умер или умирает и никакие специальные меры по поддержке «морально устаревшего» формата его не спасут. Сейчас на марше высокое разрешение, универсальные транспорты, файловый стриминг, повышение частоты дискретизации и разрядности сигнала при обработке внутри ЦАПа до очень экзотических в ряде случаев значений. Иным уже и физические носители не требуются, они целиком перешли на стримеры и хранение музыки в сети. И когда на таком фоне появляется обыкновенный, традиционный, но качественно сделанный CD-плеер, который всего-то и умеет, страшно сказать, что воспроизводить диски CD и CD-R/RW, у кого-то это вызывает недоумение. А другие, в том числе и ваш автор, радуются, как биологи, которые видят все еще живым и дееспособным свой любимый вид из Красной книги.
Вряд ли кто-то сейчас не знает, что Red Book («Красная книга») — это международный стандарт хранения оцифрованного звука на компакт-дисках, разработанный компаниями Philips и Sony в далеком 1980 году. Далее следуют тезисы, что звуковая информация по стандарту представлена в импульсно-кодовой модуляции с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрешением сигнала 16 бит. Однако эту аудиоклассику впору уже трактовать в другом, экологическом смысле. Всем ведь хорошо известна другая Красная книга — перечень редких и исчезающих видов растений и животных на планете Земля. А любители прогресса любой ценой с удовольствием повторяют, что компакт-диск уже умер или умирает и никакие специальные меры по поддержке «морально устаревшего» формата его не спасут. Сейчас на марше высокое разрешение, универсальные транспорты, файловый стриминг, повышение частоты дискретизации и разрядности сигнала при обработке внутри ЦАПа до очень экзотических в ряде случаев значений. Иным уже и физические носители не требуются, они целиком перешли на стримеры и хранение музыки в сети. И когда на таком фоне появляется обыкновенный, традиционный, но качественно сделанный CD-плеер, который всего-то и умеет, страшно сказать, что воспроизводить диски CD и CD-R/RW, у кого-то это вызывает недоумение. А другие, в том числе и ваш автор, радуются, как биологи, которые видят все еще живым и дееспособным свой любимый вид из Красной книги.
Совсем недавно мы писали о линейке усилителей Audio Research, работающих в классе D, и ее конкретном представителе — интегрированном аппарате DSi200, который построен по интересной схеме и обладает совершенно необычным для своего класса функционирования прозрачным ламповым звучанием. В контексте взаимоотношений старого и нового в рамках отдельно взятой компании шаг в сторону класса D, безусловно, надо считать новым, а вот сделанную настройку устройства — однозначной данью старым фирменным традициям. Плюс надо упомянуть винтажную внешность, вызывающую исключительно положительные эмоции у ряда граждан (либо прохладное отношение со стороны других, предпочитающих более современный дизайн).
Переходя к проигрывателю компакт-дисков Audio Research CD5, можно сказать, что условно старого в нем гораздо больше, чем нового. Это самая что ни на есть классическая конструкция, крепкая и качественная, но идейно простая, достаточно минималистская по коммутации и, как уже говорилось выше, способная воспроизводить только промышленные и самописные CD либо CD-слой на гибридных дисках SACD. Она создана по полностью балансной схеме, с независимыми регулируемыми источниками стабилизированного питания для ключевых узлов. Аппарат, появившийся в 2008 году, является единственным в каталоге фирмы современным источником без лампового выходного каскада; он сделан на FET-транзисторах. По заявлению производителя, в этой разработке были предприняты меры по устранению механических вибраций и усилено демпфирование шасси, транспорта и других избранных частей конструкции. Транспорт — Philips Pro2M с верхней загрузкой (задвигающаяся горизонтальная шторка изготовлена из алюминиевого листа и перемещается исключительно вручную), магнитным прижимом и литым алюминиевым шасси. Обработка цифрового сигнала поручена чипу Burr-Brown PCM1792, способному преобразовывать входящие данные до параметров 24 бит / 192 кГц, хотя Audio Research и не использует в своем плеере возможность апсемплинга. В техпаспорте на аппарат написано, что он является CD-проигрывателем и цифровым транспортом, хотя, честно говоря, для функций транспорта у него маловато цифровых выходов — всего два. Зато те, что есть, трактуются как максимально правильные для бытового непрофессионального устройства — балансный и коаксиальный на разъеме BNC. Сами разъемы очень приличные (балансные — Neutrik), крупные, без признаков огорчительной экономии на коммутации. Еще имеются два аналоговых выхода — балансная и небалансная стереопара, и, собственно, все.
Переходя к проигрывателю компакт-дисков Audio Research CD5, можно сказать, что условно старого в нем гораздо больше, чем нового. Это самая что ни на есть классическая конструкция, крепкая и качественная, но идейно простая, достаточно минималистская по коммутации и, как уже говорилось выше, способная воспроизводить только промышленные и самописные CD либо CD-слой на гибридных дисках SACD. Она создана по полностью балансной схеме, с независимыми регулируемыми источниками стабилизированного питания для ключевых узлов. Аппарат, появившийся в 2008 году, является единственным в каталоге фирмы современным источником без лампового выходного каскада; он сделан на FET-транзисторах. По заявлению производителя, в этой разработке были предприняты меры по устранению механических вибраций и усилено демпфирование шасси, транспорта и других избранных частей конструкции. Транспорт — Philips Pro2M с верхней загрузкой (задвигающаяся горизонтальная шторка изготовлена из алюминиевого листа и перемещается исключительно вручную), магнитным прижимом и литым алюминиевым шасси. Обработка цифрового сигнала поручена чипу Burr-Brown PCM1792, способному преобразовывать входящие данные до параметров 24 бит / 192 кГц, хотя Audio Research и не использует в своем плеере возможность апсемплинга. В техпаспорте на аппарат написано, что он является CD-проигрывателем и цифровым транспортом, хотя, честно говоря, для функций транспорта у него маловато цифровых выходов — всего два. Зато те, что есть, трактуются как максимально правильные для бытового непрофессионального устройства — балансный и коаксиальный на разъеме BNC. Сами разъемы очень приличные (балансные — Neutrik), крупные, без признаков огорчительной экономии на коммутации. Еще имеются два аналоговых выхода — балансная и небалансная стереопара, и, собственно, все.
На фасаде CD5 симметрично располагаются два одинаковых крупных окна. Одно из них при включении в сеть оказывается ваккумным флуоресцентным дисплеем с большими зелеными символами (на него выводится стандартная информация по диску и по трекам), а второе — это оформленная в едином стиле панель управления с мягкими черными клавишами. Проигрыватель выглядит так же спокойно и надежно, как интегрированный усилитель Audio Research DSi200 — в стиле «ладно скроено, крепко сшито». Пульт ДУ представляет собой алюминиевый шлифованный брусок с мягкими бархатистыми кнопками, содержащий календарь треков и все опции управления, включая перевод аппарата в режим ожидания. В прилагаемой инструкции по эксплуатации нет никаких хитростей — описаны обычные для CD-плеера пункты, ведь и сам компонент выполнен без особых затей типа переключаемых цифровых фильтров и разветвленных меню. Он задуман классическим и по форме и по содержанию, и этот мотив все определяет, от опций воспроизводимых дисков до совершенно ясного управления.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики плеера Audio Research CD5 обусловлена снижением уровня выходного сигнала на верхней границе звукового диапазона (0,7 дБ), но такой спад не будет различим на музыкальном материале. Различие в амплитудных значениях между каналами совсем невелико, не более 0,06 дБ (рис. 1). Показатель КНИ при проигрывании дорожки с максимальным уровнем записи несколько завышен — 0,026% (1 кГц). С уменьшением амплитуды значение коэффициента измеряется тысячными долями процента (0,006% для –12 dBFS, рис. 2). Уровень интермодуляционных искажений для комбинации частот 19 и 20 кГц составляет 0,016% (рис. 3). Небалансный выход обеспечивает максимальный сигнал 2,6 В и стабильное сопротивление 280 Ом для всей полосы воспроизводимых частот. Отношение сигнал/шум равно 110 дБ. Межканальная изоляция сигнала выполнена на высоком уровне.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики плеера Audio Research CD5 обусловлена снижением уровня выходного сигнала на верхней границе звукового диапазона (0,7 дБ), но такой спад не будет различим на музыкальном материале. Различие в амплитудных значениях между каналами совсем невелико, не более 0,06 дБ (рис. 1). Показатель КНИ при проигрывании дорожки с максимальным уровнем записи несколько завышен — 0,026% (1 кГц). С уменьшением амплитуды значение коэффициента измеряется тысячными долями процента (0,006% для –12 dBFS, рис. 2). Уровень интермодуляционных искажений для комбинации частот 19 и 20 кГц составляет 0,016% (рис. 3). Небалансный выход обеспечивает максимальный сигнал 2,6 В и стабильное сопротивление 280 Ом для всей полосы воспроизводимых частот. Отношение сигнал/шум равно 110 дБ. Межканальная изоляция сигнала выполнена на высоком уровне.
В тесте Audio Research CD5 выступал в компании с нашим традиционным лабораторным усилителем Bryston B-100 SST2 и акустическими системами PMC OB1i. По звучанию скажу, что в качестве альтернативного названия для данного материала вполне подошло бы такое: «Деликатные манеры», и это лучше всего описывает почерк проигрывателя. Он очень похож по характеру подачи на Audio Research DSi200, но все сказанное для усилителя надо смягчить и поделить в несколько раз. Допустим, там, где у усилителя отмечались мягкость и сглаживание острых акцентов, у плеера это тоже заметно, но в значительно меньшей степени — скорее намечено, чем явно присутствует. И для других параметров верно то же самое. В целом звучание можно охарактеризовать как весьма свободное, непринужденное, с тонкой прихотливой ритмикой и бережной отработкой деталей. Артикуляция в вокале рождает ассоциации с акустикой Audio Physic — тому немецкому бренду, как никакому другому, удаются безупречная дикция и визуализация проговаривания слов и слогов. А здесь в таком же стиле работает проигрыватель компакт-дисков. Тонально Audio Research CD5 воспринимается как вполне нейтральный, с некоторым спадом отдачи в нижней части спектра.
Мелодические линии прорисовываются очень ясно, свободно прослеживаются «вдоль трека», мелкие паузы ставятся изящными точечными касаниями, атака самую толику смягчена (см. замечание выше о фирменном характере), но неизменно присутствует фокус звука. Аппарат хорошо чувствует тонкие тембральные различия, хотя в тембрах доминируют собственно тоны, а не информативные шумы. Легкость и связность при исполнении быстрых барочных треков почти безупречная, как будто кто-то поет и волшебным образом ни разу не берет дыхание. Отдельно можно похвалить глубину и объем тихих фрагментов — все «видно» четко и ясно, как в прозрачном озере со спокойной до самого дна водой. Оборотная сторона у медали тоже имеется — прозрачные тембры и сниженная отдача по басу приводят к некоторой разреженности и недогруженности симфонической музыки, ряд инструментов с важной басовой составляющей получаются ощутимо менее плотные, и на масштабных форте отмечается некая напряженность. Также плееру можно было бы пожелать добавить к врожденной деликатности немного больше энергетики и напора, чтобы воспроизведение было более ровным по жанрам. Впрочем, это нетрудно поправить другими компонентами. Рок и олдскульный не очень тяжелый металл исполняются просто отлично — интересно, объемно и живо, с массой вкусных мелких деталей и фишек в вокале и у гитар. К сожалению, мне не удалось послушать фирменную связку из усилителя и CD-плеера, но в сторонних сочетаниях аристократичный Audio Research CD5 оказывает весьма облагораживающее влияние на систему, а любителям вокала всех направлений этот аппарат строго рекомендован.
Мелодические линии прорисовываются очень ясно, свободно прослеживаются «вдоль трека», мелкие паузы ставятся изящными точечными касаниями, атака самую толику смягчена (см. замечание выше о фирменном характере), но неизменно присутствует фокус звука. Аппарат хорошо чувствует тонкие тембральные различия, хотя в тембрах доминируют собственно тоны, а не информативные шумы. Легкость и связность при исполнении быстрых барочных треков почти безупречная, как будто кто-то поет и волшебным образом ни разу не берет дыхание. Отдельно можно похвалить глубину и объем тихих фрагментов — все «видно» четко и ясно, как в прозрачном озере со спокойной до самого дна водой. Оборотная сторона у медали тоже имеется — прозрачные тембры и сниженная отдача по басу приводят к некоторой разреженности и недогруженности симфонической музыки, ряд инструментов с важной басовой составляющей получаются ощутимо менее плотные, и на масштабных форте отмечается некая напряженность. Также плееру можно было бы пожелать добавить к врожденной деликатности немного больше энергетики и напора, чтобы воспроизведение было более ровным по жанрам. Впрочем, это нетрудно поправить другими компонентами. Рок и олдскульный не очень тяжелый металл исполняются просто отлично — интересно, объемно и живо, с массой вкусных мелких деталей и фишек в вокале и у гитар. К сожалению, мне не удалось послушать фирменную связку из усилителя и CD-плеера, но в сторонних сочетаниях аристократичный Audio Research CD5 оказывает весьма облагораживающее влияние на систему, а любителям вокала всех направлений этот аппарат строго рекомендован.
Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Audio Research CD5 | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 0,5—20 000 (по уровню +0 / –1 дБ) | Отношение сигнал/шум (XLR, ниже 20 кГц), дБА – 114 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,06 | Разделение каналов (1 кГц), дБ – 120 | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный BNC, стереопара XLR, стереопара RCA | Выходное сопротивление (XLR / RCA), Ом – 500 / 250 | Энергопотребление (maximum / standby), Вт – 20 / 14 | Габариты, см – 48 x 13,4 x 31,1 | Масса, кг – 11,8
Проигрыватель с очень сбалансированным изысканным почерком, лишенный нарочитости или мнимой эффектности и обладающий внятным, детальным и прозрачным звучанием, достаточно близким к нейтральному. Передачу всех нюансов вокала отметим как отдельный сильный момент.
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Audio Research CD5 | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 0,5—20 000 (по уровню +0 / –1 дБ) | Отношение сигнал/шум (XLR, ниже 20 кГц), дБА – 114 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,06 | Разделение каналов (1 кГц), дБ – 120 | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный BNC, стереопара XLR, стереопара RCA | Выходное сопротивление (XLR / RCA), Ом – 500 / 250 | Энергопотребление (maximum / standby), Вт – 20 / 14 | Габариты, см – 48 x 13,4 x 31,1 | Масса, кг – 11,8
Результаты инструментальной экспертизы
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц, дБ: 0,7
Разбаланс каналов, не более, дБ: 0,06
КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %: 0,026
КНИ (1 кГц, –12 dBFS, 7,5 кОм), %: 0,006
КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %: 0,016
Отношение сигнал/шум, дБ: 110
Выходное сопротивление (на 1 кГц), Ом: 280
Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ: < –110
Максимальный уровень выходного напряжения, В: 2,6
Вывод:
Проигрыватель с очень сбалансированным изысканным почерком, лишенный нарочитости или мнимой эффектности и обладающий внятным, детальным и прозрачным звучанием, достаточно близким к нейтральному. Передачу всех нюансов вокала отметим как отдельный сильный момент.
Мария Савина
Источник: HI-FI.ru
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете