Французские сады. Интегрированный усилитель Lavardin IT
Физика и лирика
В Lavardin утверждают, что на разработку и создание интегральника с названием IT они потратили 12 лет исследований и тысячи часов прослушивания (соответственно, фирма была зарегистрирована под уже практически готовый продукт). В нем впервые была применена фирменная технология Memory Free, которая, как считают инженеры Lavardin, является ключевым условием получения такого звучания, которое сопоставимо со звучанием лучших однотактных ламповых усилителей и делает французские аппараты уникальными. Суть эффекта в вольном изложении часто описывается в пресс-релизах и в Интернете, хотя строгого научного объяснения я найти не смогла и, честно говоря, не думаю, что таковое существует в природе. Подробнее об этом — чуть ниже, а пока обрисую еще раз то, что в Lavardin называют memory distortions (искажения из-за памяти материала).
Разработчики фирмы полагают, что в транзисторных схемах присутствует специфический тип искажений, связанный с прохождением электронов через полупроводник. Утверждается, что в отличие от вакуума ламп среда полу проводника получает обратный эффект от прохождения сигнала в виде памяти (иными словами, после прохождения импульса среда не возвращается в состояние, полностью идентичное исходному). И эта ≪память полупроводника≫ и есть то роковое обстоятельство, из-за которого транзисторные усилители звучат резко и не так прозрачно, как ламповые. Запатентованная же Lavardin технология Memory free призвана уменьшить эффект памяти, улучшив качество звука.
Tехнические параметры
Тип |
интегрированный усилитель |
Входной импеданс, кОм | 10 |
Входная чувствительность, мВ | 330 |
Выходная мощность, Вт | 55 x 2 (8 Ом) / макс. 105 х 2 (2 Ом) |
КНИ (полная мощность), % | 0,001 |
Аудиовходы | аналоговые стерео (RCA х 4) |
Аудиовыход | аналоговый стерео (RCA Tape Out) |
Энергопотребление (idle / max), Вт | 35 / 400 |
Габариты, мм | 430 x 135 x 340 |
Масса, кг | 12 |
Откровенно говоря, для меня это объяснение выглядит слишком эзотерично и нестрого, поскольку оставляет много вопросов. В частности, даже касательно противопоставления ламп и транзисторов по степени идеальности среды: сами по себе ламповые усилительные каскады тоже далеко не безупречны и подвержены искажениям разного типа. Об одном потенциально интересном явлении мы рассуждали с Константином Мусатовым в февральском номере журнала за этот год, в статье ≪Объективно о субъективном≫ (это эффект электростатического трясения сеток, численных оценок которого в настоящий момент нет, равно как и у французских разработчиков нет оценок обнаруженного ими эффекта). В любом случае, вакуумная среда ламп вовсе не является идеальным проводником для сравнения в контексте данного обсуждения. Для транзисторных схем хорошо известен набор ≪обычных≫ искажений, следующих из физики и структуры материала и не связанных с особыми эзотерическими явлениями. Наконец, выдвигались ≪механические≫ объяснения неидеальности звучания: можно вспомнить разработчика Westlake Audio Гленна Феникса с запатентованным эффектом его же имени, суть которого заключается во всеобщих и неизбежных механических вибрациях, сильно снижающих порог максимально достижимого качества звучания. Отмечу, что из всего вышеперечисленного только классические - тепловые и прочие искажения хорошо и внятно описаны и делались попытки их численной оценки. О точности этих оценок и верности использованных методик можно спорить, но они хотя бы есть. Прочее же пока остается в области интуитивного нащупывания верного ответа. Серьезная программа по исследованию необычных специфических предложений возможна лишь на солидной основе и на базе научной лаборатории, обладающей нужным оборудованием, с привлечением квалифицированных физиков, в том числе специалистов по конденсированным средам и физике твердого тела. Пока этого нет, озарения, даже запатентованные, остаются всего лишь красивыми гипотезами.
Музыкальный материал
1. Telemann. ≪Concertos for Woodwind Instruments≫. Camerata Koln (DHM, 05472 77367-2)
2. ≪Baroque Music for Brass and Organ≫. Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)
3. Rimsky-Korsakov. Symphony № 2 ≪Antar≫. Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Jarvi (DG, 423 605-2)
4. Schubert. Symphony No. 4 D 417 ≪Tragic≫ in C-major. Kolner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Gunter Wand (RCA, 09026 63943 2)
5. Beethoven. Piano Sonata No. 23 in F minor ≪Appassionata≫. E. Gilels (DG, 457 296-2)
6. ≪Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi≫. W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
Впрочем, сказанное не означает, что никак нельзя повлиять на некий интуитивно нащупанный, но теоретически не обоснованный эффект. Если кому-то повезло найти удовлетворительное эмпирическое решение, то почему бы его и не использовать и даже не запатентовать. Тут все законно. В Lavardin так же отмечают, что эффекты, подобные обнаруженному ими, не могут быть измерены традиционными однотоновыми методиками на стационарном сигнале. Это справедливое замечание снова возвращает нас к беседе с Константином Мусатовым и к напоминанию, что подобная ситуация не является эксклюзивной только для memory distortion. Строго говоря, любые корректные измерения параметров усилителей должны включать в себя какие-то новые методики на многотоновой выборке и на нестационарном сигнале.
Результирующим выводом из предположений инженеров Lavardin стали запатентованные усилительные контуры (блоки размещаются на платах по боковым стенкам аппарата и видны при снятой крышке). К сожалению, нигде не объясняется, какое же именно решение удалось удачно найти для снижения memory distortion (может быть, оно подсказало бы способ преодоления других проблем). Но ведь существует такая вещь, как ноу-хау.
Измерения
Спад частотной характеристики усилителя Lavardin IT начинается достаточно рано и на частоте 20 кГц достигает 1,5 дБ (рис. 1). Полоса пропускания сигнала по уровню -3 дБ составляет 30 кГц. Указанные значения стабильны и не претерпевают значимых изменений при различных нагрузках и уровнях выходного сигнала. Коэффициент демпфирования достаточный для рекомендуемых производителем типов акустических систем — 65 единиц. Взвешенное отношение сигнал/шум для области звуковых частот 104 дБА. Проникновение сигнала между каналами не будет различимо. Ослабление на 10 кГц не менее 57 дБ. Привносимые искажения крайне малы во всем рабочем диапазоне частот и выходных мощностей. Максимальное значе ние последнего параметра при балласте 8 Ом составляет 45 Вт, на 4-омную нагрузку — 72 Вт.
Системный подход
В настоящее время компания выпускает не только усилители (интегрированные и моноблоки), но и соединительные кабели, стойки под аппаратуру и даже, с привлечением родственной фирмы, акустические системы под названием Lecontoure. Последние нам на тест не достались, зато комплект кабелей и очень ладную массивную стойку мы получили. Для поддержки всего этого оборудования российский дистрибьютор — компания ≪Техно-М≫ — предложил нам использовать акустику Harbeth Monitor 30.1 на стойках Skylan. Колонки, созданные к 35-летию Harbeth, обладают традиционно ровным и достаточно высоким импедансом, компенсирующим низкую чувствительность (85 дБ, 1 В, 1 м).
Сам усилитель умеренно тяжел и собран в цельноалюминиевом корпусе с боковыми радиаторными батареями. На задней панели присутствуют четыре небалансных входа и выход петли записи, а также по паре акустических клемм на канал. Рядом с ними есть предупреждение, что номинальное сопротивление подключаемых АС должно составлять 8 Ом. На передней панели симметрично располагаются всего две ручки: селектор входов на реле и регулятор громкости, а между ними — кнопка сети. Ручки, как и сам корпус, выточены из алюминия и имеют бороздки, указывающие их текущее положение. Все металлические части сделаны на высокоточном оборудовании с минимальными допусками французской фирмой CEVL. После снятия крышки взгляду открывается внутреннее пространство, заполненное достаточно свободно. Спереди посередине располагается блок питания с крупным тороидальным трансформатором, целиком закрытый металлическим кожухом. Между кожухом и основанием корпуса снизу проложен виброизолирующий мат. Конденсаторы фильтра питания электролитические, установлены на горизонтальной плате (все печатные платы - производства Lavardin) за кожухом: по четыре крупных синихBC номиналом 10 000 мкФ на канал и по два фирмы Yageo по 1000 мкФ. С боков, параллельно радиаторным решеткам, вертикально установлены платы с усилительными каскадами - по четыре транзистора на канал, каждый с собственным радиатором. На выходе работает составной биполярный транзистор TIP147+TIP142 производства National Semiconductors в монолитной конфигурации Дарлингтона. Регулятор громкости с толстым медным прутком тянетсяот передней панели через весь корпус. ПДУ в комплекте отсутствует.
Что касается соединительных кабелей, полагаемых фирмой существенным и весьма желательным элементом системы, то они вначале удивили своей необычной маркировкой: CML 83 и CX 317. Однако потом стало понятно, что загадочные цифры в названиях — просто обозначение длины коннекторов в сантиметрах. Небалансный межблочник CML 83 очень короток и рассчитан на установку источника вблизи усилителя. Впрочем, комплектная фирменная стойка оказалась как раз на две полки, разнесенные по вертикали ровно на расстояние, оптимальное для коммутации: конструкторы словно отмеряли размеры по линейке.
Такой же очевидный расчет на все фирменное прослеживается и в коммутации усилителя. Не слишком длинные разъемы RCA и акустические терминалы с пластиковыми накидными шайбами поставлены с расчетом на легкий кабель и нетолстую разделку. Кабели очень гибкие и тонкие, для них заявляется ≪ультрамалый эффект памяти≫ —в русле фирменной концепции. На черной фторопластовой оплетке закреплены ярлычки с указанием направления коммутации. Кабели приехали в лабораторию в забавных круглых жестяных коробках вроде тех, в каких в середине прошлого века перевозили кинопленку. Наконец, капитальная стойка сделана из толстенных листов клееной фанеры толщиной сантиметра четыре, не меньше, и снабжена ножками из массива дерева с металлическими конусами на основаниях; светлый шпон покрыт полуглянцевым лаком (кстати, для стоек фирма не приемлет никаких иных материалов, кроме дерева). Расстояние между полками может регулироваться: ножки свинчены из двух неравных частей, одна из которых снимается. Из таких блоков можно также делать модульные конструкции с большим количеством полок. Продуманность сопровождающих элементов и аксессуаров у Lavardin на высоте, хотя в сумме за комплект кабелей и стойку придется отдать сумму, равную примерно половине стоимости усилителя.
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт | 45/72 |
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт | 45/44/43 |
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % | 0,003/0,002/0,005 |
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ | 57 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 104 |
Коэффициент демпфирования | 65 |
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц - 20 кГц, дБ | 1,53 |
Спад на частоте 80 кГц, дБ | 30 |
Слаженная компания
До основного прослушивания я познакомилась отдельно с Harbeth Monitor 30.1 в сочетаниях с разной электроникой, и почерк колонок зафиксировался как ясный, внятный, с равномерным разрешением по частотным поддиапазонам и некоторой склонностью к мягкости и спокойствию. Кроме того, удалось заметить, что акустика в некотором смысле не является аудиофильской, она не акцентируется на мельчайших деталях и не отличается выраженной голографичностью подачи, зато ей свойственны комфортная музыкальность и информативность.
Звучание Lavardin IT прозрачное, легкое и пластичное, причем прозрачность доминирует. В паре с этим аппаратом мониторы Harbeth продемонстрировали отличное чувство объема и умеренно-интеллигентную визуализацию участников ансамблей, которую я бы назвала изысканной и не прямолинейной. Ясный легкий звук не имел оттенка льдистой холодности или сухости — в тембральном отношении усилитель вполне нейтрален. Края частного диапазона показали хорошую протяженность, хотя самому нижнему регистру можно было бы добавить собранности (заменаисточника способна изменить ситуацию к лучшему). Несмотря на это, размеры и разная природа низких инструментов в ансамблевых аккомпанементах явственно прослушивались. Подачу системы можно охарактеризовать как свободную и непринужденную, не такую открытую, какую дают, например, большие электростаты или открытые ≪щиты≫, а немного более прибранную назад, но, тем не менее, очень раскованную и необычно объемно-прозрачную. Темпоритм хороший, ровный, весьма спокойный. По всем признакам усилитель отлично согласуется с акустикой, в какой-то мере повторяя ее почерк. Для меня остался открытым вопрос, связаны ли небольшие ограничения в разрешении с Harbeth Monitor 30.1 или с Lavardin IT. Как бы то ни было, некоторое сокрытие нюансов, особенно в сложной симфонической музыке, не повредило слитности воспроизведения и общим позитивным впечатлениям от звучания. Эта манера очень комфортна, причем она расслабляет постепенно и как-то незаметно, аккуратно перестраивая шаблоны восприятия и переводя на другую шкалу ценностей.
Динамические пики система проходила спокойно и чисто, только АС привносили некое ощущение корректной сдержанности. Усилитель же не давал в этом смысле поводов для критики. Академический рояль был деликатен и точен, без признаков худосочности и субтильности, мелкие паузы — игольчаты и четко расставлены. Порадовал тембральной адекватностью и нижний регистр. Ограничения почувствуют разве что любители музыки пожестче, хотя старый рок и олдскульная металлическая классика прошли вполне успешно, смягченно, но очень четко.
Вывод
Интересный усилитель в русле отчетливой звуковой концепции, не вполне универсальный по нагрузке и воспроизводимым жанрам, но очень прозрачный, спокойный и тембрально нейтральный. В паре с родственными по почерку акустическими системами создает прекрасную атмосферу информативного и интеллигентного прослушивания. Драматические моменты отыгрываются немного сдержанно, а ансамблевая музыка и сольные инструментальные выступления — неизменно легко, ровно и свободно.
Контрольный тракт
CD-проигрыватель Bryston BCD-1
Интегрированный усилитель Bryston B100 SST2
Акустические системы Harbeth Monitor 30.1
Межблочные кабели Lavardin Model CML 83
Акустические кабели Lavardin Model CX 317
Стойка под аппаратуру Lavardin K-rak
Стойки Skylan
Мария Савина, АудиоМагазин 4 2013