Карбонарии. Акустические системы ProAc Carbon Pro Eight
Пару лет назад на суд заинтересованной общественности была представлена новая флагманская модель. Колонки относятся к высшей ценовой категории, и здесь уместно упомянуть, что сам изготовитель для своей продукции использует словосочетание reassuringly expensive, т.е. определяет ее как «обнадеживающе дорогую». Идеологический посыл состоит в том, что, по мнению британских маркетологов, акустические системы с высокой стоимостью не могут издавать дешевые звуки. При всей спорности такого заявления, для колонок ProAc оно верно. За цифрами на ценнике стоит кропотливая конструкторская работа, позволяющая достичь оптимально лаконичного внутреннего устройства колонок. Предельное внимание уделяется подбору комплектующих и тщательному контролю над процессом сборки. А для всех акустических систем ProAc — это следует особо отметить — применяется исключительно ручная сборка. Не забудем и тот факт, что компания использует в колонках материалы, созданные с применением передовых технологий. Результатом всех этих усилий является натуральный, правдивый звук, по достоинству оцененный специалистами и покупателями.
Акустические системы ProAc Carbon Pro Eight
Технические характеристики (по данным производителя)
Номинальный импеданс | 4 Ом |
Рекомендованная мощность усилителя | 10-500 Вт |
Частотный диапазон | 20 Гц – 30 кГц |
Чувствительность | 91,5 дБ |
Габариты | 1230 х 240 х 450 мм |
Масса | 68 кг |
Именно высокотехнологичный материал дал название новым флагманам, которые нам предстоит тестировать. О том, что слово сarbon в наименовании модели свидетельствует о применении в ее конструкции углеродного волокна, сообщают сами производители, подчеркивая его феноменальные свойства, совместившие в себе легкость и прочность, причем степень прочности настолько высока, что годится для кузовов болидов «Формулы-1». В Carbon Pro Eight углеволокно используется как материал для излучателей и в отдельных элементах корпуса.
Рассмотрим конструкцию подробнее. Прежде всего обращает на себя внимание пара НЧ-динамиков с диффузорами диаметром 160 мм, изготовленными из сплетенных, а затем подвергнутых термической обработке углеродных волокон. Диффузоры имеют дополнительную пропитку полимерным составом. Внешняя поверхность отполирована, внутренняя покрыта лаком. Полировка контролирует распределение массы излучателя. Оба динамика нагружены на порт фазоинвертора, который, в свою очередь, выходит на опорную углеволоконную плиту в основании корпуса. Волновод 3-дюймового среднечастотного купольного динамика тоже сделан из углеволокна. Для передачи высоких частот используется сверхлегкий ленточный твитер, лента которого сделана из гофрированной фольги, а магнитная система изготовлена на основе сплава AlNiCo. Стенки корпуса производятся из ДВП высокой плотности — HDF. Дополнительное демпфирование осуществляется внутренними битумными пластинами. Общая толщина битумной изоляции и стенок корпуса составляет 35 мм. Клеммы произведены компанией J.A.Michell Engineering.
Производитель предлагает несколько вариантов отделки шпоном внешней поверхности. Покупатель, руководствуясь собственными вкусовыми пристрастиями, может выбрать черный ясень, эбеновое или, как его еще часто называют, черное дерево (АС с такой отделкой и были в нашем распоряжении), палисандр, клен или вишню. Все варианты шпона покрываются рояльным лаком. Динамики закрывает гриль из тонкой синтетической ткани. Колонки устанавливаются на шипы. Страна производства — Англия.
Прослушивание
Бывают акустические системы, которые приближают звуковую сцену вплотную к слушателю, обволакивают его звучанием и погружают в самую гущу музыкальных событий. Бывают системы, которые дистанцируются от слушателя. Carbon Pro Eight относятся ко второму типу. Степень отстранения небольшая; если проводить аналогию с концертным залом, то слушатель оказывается в пространстве между первыми рядами и серединой виртуального партера. Местоположение слушателя варьируется согласно особенностям каждой конкретной фонограммы, но дистанция остается в любом случае. Такая, выведенная вовне, позиция повышает степень объективности при восприятии музыкального контента, позволяя охватить его в целом. Важно отметить, что отстраненность ни в коей мере не препятствует сопереживанию эмоциональным посылам воспроизводимой музыки. Звучание раскрепощено, оно естественно, тембры натуральны. Высокая, но не утомляющая разрешающая способность Carbon Pro Eight заставляет по-новому вслушиваться в знакомые до каждой ноты произведения, в известные до мельчайшего изменения интонации исполнителей.
Сборник хитов британского коллектива Madness под исчерпывающим названием «Ultimate Collection» ранее был прослушан мной неоднократно, в том числе и на предыдущих моделях акустических систем ProAc. Carbon Pro Eight предлагает иную трактовку знакомых треков. Будет преувеличением сказать, что привычная музыка воспринимается как впервые услышанная, но ее явно можно назвать «посвежевшей». Свежесть, незамутненность, определенная новизна — все это складывается из мельчайших нюансов, открывшихся подробностей, рельефности звуковых образов и многообразия фактур. В таком «обновленном» звучании интересно прослушать весь диск до конца, проследить творческую эволюцию Madness за шесть лет, поскольку сборник содержит песни, записанные в период с 1979-го по 1985-й год. В ранних треках присутствует спонтанность, «загрязненность» звукоизвлечения, какая-то панковская небрежность, хотя отнести музыку группы к стилю панк было бы ошибочно. Колонки объективно отображают эту звуковую «несерьезность», которая в конце семидесятых годов прошлого века стала закономерным ответом на слишком серьезный и усложненный саунд коллективов, исполняющих арт-рок, прогрессив-рок и подобные им стили. Непосредственность сменила тщательную продуманность музыкальных конструкций, ирония пришла на место пафосу и многозначительности.
Однако проходит несколько лет — и из записей Madness 1980-х годов исчезает нарочитая несыгранность, а вместе с ней и легкость. Усложняются аккорды и гармонические переходы, аранжировки становятся затейливей, звучание приобретает коммерческий характер. Акустические системы в данном случае выступают в качестве бескомпромиссных передатчиков музыкального сигнала, их подача материала всего лишь отчетливо демонстрирует творческую метаморфозу коллектива. Заметно возросшее исполнительское мастерство музыкантов; заметно и то, что в музыке группы остается неизменным, — энергия, стремление к плотному саунду, резкость духовой секции.
Устойчиво активным, если не сказать агрессивным, является у Madness звучание баса. И воспроизведение этого инструмента «восьмерками» заслуживает всяческих похвал. Признаюсь, я привык к тому, как низкочастотную составляющую воспроизводят другие акустические системы фирмы ProAc, а именно — Response 2.5. Передача баса этой моделью меня вполне устраивала: ее, пусть с небольшими оговорками, можно было считать исчерпывающей, однако Carbon Pro Eight доказывают, что предела совершенству не существует и применение в конструкции излучателей из углеродного волокна более чем оправдано. Артикулированный, пластичный, насыщенный, «осязаемый» бас, акцентированный в той степени, которая определена исполнителем и звукорежиссером. При этом не возникает никакой обособленности от остальных составляющих спектра. Высокие частоты, за воспроизведение которых отвечает ленточный твитер, естественны, как и СЧ, передаваемые тканым куполом.
Диски легкой музыки из архивов звукозаписывающего гиганта Capitol объединяет комфортное, насыщенное и прозрачное звучание. Два сборника из серии «Ultra Lounge» были использованы для тестирования. На диске «Organs In Orbit» солирующим инструментом выступает хаммонд-орган, демонстрируя все тембральное богатство, присущее этому электроакустическому устройству. Звучание органа может быть невесомым, словно бы парящим в воздухе, — и Carbon Pro Eight прекрасным образом это состояние отображают. А еще орган может впечатлять ураганной мощью сфорцандо, и колонки без проблем этот звуковой натиск выдерживают, впечатляя сочностью передачи нижнего регистра. Орган может брать на себя роль перкуссионного инструмента, и дополнительные синкопированные ритмические акценты добавляют композиции драйва, безукоризненно передаваемого акустическими системами. Звуковая сцена на этих записях достаточно широка и глубока, но звуковые объекты в таком пространстве не теряются, они представлены с голографической четкостью, с соответствующей внутренней драматургии крупностью, создавая акустическую перспективу.
Диск «Space Capades» из серии «Ultra Lounge» содержит изящные оркестровые, иногда вокально-оркестровые миниатюры в исполнении коллективов под руководством таких мастеров легкого жанра, как Лес Бакстер, Дин Эллиот и других, не менее достойных. Затейливая перкуссия, преимущественно латиноамериканская, остроумное использование терменвокса и различных экзотических инструментов привносят в треки карнавальное настроение. Carbon Pro Eight, будучи системами, обладающими высокой степенью вовлеченности, несмотря на определенную отстраненность от слушателя, погружают в атмосферу необременительного веселья и легкости.
Вывод
Акустические системы британской компании ProAc известны бескомпромиссным, реалистичным и открытым звучанием. Флагманская модель Carbon Pro Eight является достойным подтверждением репутации фирмы с историей, превышающей три десятилетия. Тщательно продуманная конструкция, безукоризненный производственный процесс, использование передовых материалов — все это дает результат, который тоже можно назвать безукоризненным. Carbon Pro Eight — это правильный выбор для того, кто может его себе позволить.
Контрольная система
CD-проигрыватель Primare CD32;
предварительный усилитель Primare PRE32;
оконечный усилитель Primare A32;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Magic Link II;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.
Источник: журнал prohighend.ru