Audia Flight. Невозможное возможно
Предварительный усилитель массой в 28 кг и с энергопотреблением в 200 ВА — это звучит гордо! А когда узнаешь, что суммарная емкость конденсаторов в блоке питания составляет 60 тысяч мкФ, то и вовсе закрадывается недоумение: а что же в нем предварительного? Тем не менее, факт остается фактом, и даже более того — часть полезного пространства внутри этого неординарного аппарата сиротливо пустует, будучи отведенной под будущие опции, типа фонокорректора или USB-ЦАПа, после установки которых его «весомость» явно возрастет.
По внутренней компоновке усилитель представляет собой 2-этажную конструкцию из сигнальных плат левого и правого каналов и выделенный в отдельный отсек блок питания. Есть некая двойственность в понимании реализации регулировки громкости в тестируемом аппарате.
Производитель утверждает (а не доверять ему у меня нет причины), что использует систему на основе металло-пленочных резисторов и переключающих их реле; я же обнаружил на платах пару резистивных матриц PGA2310 от Burr-Brown, что, безусловно, неплохо уже и само по себе, но все же не является полноценной дискретной реализацией аттенюатора. Регулировка громкости осуществляется в диапазоне 100 дБ с точностью в полдецибела. Примечательно, что в качестве, например, RCA-гнезд на задней панели используются разъемы WBT 0210 Cu Ms, то есть изделия, прямо скажем, недешевые и явно свидетельствующие об отсутствии у производителя желания сэкономить.
Если «единичка» — непривычно массивный для своих задач аппарат, то «четверка» — и вовсе неподъемный, причем бо’льшая часть веса явно приходится на крайне тяжелый экранированный трансформатор блока питания, по энерговооруженности вполне подходящий какому-нибудь сварочному аппарату. Суммарная емкость конденсаторов превышает 200000 мкФ, а в выходных каскадах каждого канала трудятся по дюжине комплементарных пар биполярных транзисторов On — MJL1302A/MJL3281A (260 В/15 А/200 Вт). Еще по две пары аналогичных элементов установлены в драйверных каскадах усилителя. Включение аппарата из режима Standby производится путем нажатия на пластиковую вставку на фронтальной панели — оригинально и удобно. Для подключения акустических систем используются две пары клемм WBT 0735. Естественно, что изготовлены оба аппарата в Италии.
Предварительный усилитель Audia Flight Strumento №1
Технические характеристики (по данным производителя)
Частотный диапазон | 1 Гц – 1000 кГц |
Отношение сигнал/шум | 105 дБ |
Входной/выходной импеданс | Входной/выходной импеданс |
Энергопотребление | 200 ВА |
Габариты | 450 х 120 х 580 мм |
Масса | 28 кг |
Прослушивание
Перефразируя слова одного из персонажей Евгения Шварца: «Что может быть утомительнее, чем бороться за славу?» Audia Flight, выпустив модели «1» и «4», в очередной раз доказала, что не собирается почивать на лаврах, продолжая заниматься тем, что получается лучше всего — производством высококлассных компонентов high end-сегмента. Но одно дело — время от времени обновлять существующую линейку. И другое — понимать, что каждый новый аппарат будут придирчиво сравнивать с предыдущими и оценивать самым строгим образом, ибо планка очень высока. Внешний вид продуктов от Audia Flight всегда был, как минимум, нетривиальным, но дизайн Strumento — это просто космос. Не апокалиптически-индустриальный в духе Гигера, а, скорее, в стиле постсоциалистической утопии. Масштабность и основательность прямых линий, оттененная линиями плавными, словно снятыми с лекала Филиппа Старка.
Технические характеристики (по данным производителя)
Выходная мощность, 8/4/2 Ом |
200/400/800 Вт на канал |
Коэффициент усиления |
29 дБ |
Входная чувствительность |
1,41 В |
Частотный диапазон (1 Вт, –3 дБ) |
0,3 Гц – 1000 кГц |
Скорость нарастания выходного сигнала, 8 Ом |
>200 В/мкс |
КНИ |
<0,05% |
Отношение сигнал/шум |
110 дБ |
Входной импеданс |
7,5 кОм |
Фактор демпфирования, 8 Ом |
>1000 |
Энергопотребление |
3300 ВА |
Габариты |
450 х 280 х 500 мм |
Масса |
90 кг |
Жмем на кнопку включения, которая одновременно содержит в себе изображение эмблемы компании — и сама является частью более общего узора, образуемого сочетанием линий, при установке предварительного усилителя на усилитель мощности. Этакая концепция матрешки из Чивитавеккья. Ждем некоторое время, пока сработают коммутационные реле, и voilа!
Мы все охотимся за эмоциями, независимо от того, признаемся себе в этом или нет. Черпаем ли мы их в музыке — или в созерцании того и обладании тем, что эту музыку воспроизводит. Вид, цвет, звук — всё сливается в затейливый рисунок ощущений в калейдоскопе восприятия. Но для каждого из нас все эмоции обладают собственным «привкусом», который зависит от восприятия, привычек, настроения и, конечно, «акцента» аппаратуры. Если описывать характерный звук от Strumento, то от него веет неубиваемым апеннинским оптимизмом. Словно где-то внутри аппаратов смонтирован генератор эндорфинов, и он запускается с первыми звуками музыки.Ощущение изысканного, утонченного удовольствия не оставляет даже во время развития полного трагизма сюжета «Паяцев». Оркестровое вступление заставляет поразиться масштабности и энергетике воссоздаваемой драмы. Ариозо Канио не может никого оставить равнодушным. В исполнении Карузо сопереживанию не может помешать ни монофоническая запись, ни уровень техники того времени. Впрочем, за прошедшие со дня премьеры 120 лет каждый может выбрать версию исполнения сообразно своим вкусам и пристрастиям. Однако, если опера или барочная музыка для итальянцев — «программные» произведения, то, скажем, фьюжн — это уже повод поглубже вникнуть в «корни» исследуемого. Mahavishnu Orchestra как никто подходит на роль тестового материала вместе с самим Mahavishnu, по совместительству — одним из отцов-основателей жанра Джоном Маклафлином. Завораживающе неторопливо оживают под пальцами Кая Брюкнера последовательности септаккордов в «Танце Майя». Удивительного изящества композиция, наглядно представляющая возможности пары Strumento по воссозданию акустической обстановки записи.
Не в силах удержаться, ставлю запись дуэта Маклафлина с Пако де Лусия, исполняющих пьесу Чика Кориа «Spain»: фламенко (без которого, по собственному признанию, Маклафлин не мыслит ни своей музыки, ни музыкальной культуры вообще) как никакому другому жанру дана возможность выявить одновременно и эмоциональные способности аппаратуры, и ее динамические характеристики. Прослушивая различные музыкальные фрагменты, я подсознательно фиксировал взгляд на усилителе мощности, который у меня ассоциировался с неторопливым «роллс-ройсом», медленно крадущимся вдоль тирренского побережья. Не оттого, что не может быстрее, а оттого, что притаившийся под капотом монстр только и ждет прямого участка, нужного настроения и нажатия педали акселератора, чтобы южный ландшафт превратился в смазанные линии, возникающие из точки на горизонте, обтекающие корпус и вновь схлопывающиеся в точку где-то далеко позади. А хай-хэт будет отбивать восьмушки в ритм проносящимся телеграфным столбам.
По сравнению со своими предшественниками, пара «инструментов» серьезно обросла «мускулами». Безусловно, это в первую очередь относится к усилителю мощности, но как результат — уникальные возможности для любителей «тяжеляка». Не уверен, что создатели задавались подобной задачей, — равно как уверен в том, что среди будущих обладателей новинок компании найдется немало тех, кто по достоинству оценит подобный «бонус». При этом «фамильная» черта Audia Flight — мягкий, богатый тембрами звук — сохранена. И отливая порции очень быстрого металла от немецких ролевиков Blind Guardian, Strumento выдают мощный бас, уверенно демонстрируя свои возможности держать под контролем самые разные акустические системы, вне зависимости от их импеданса или порядка разделительного фильтра. Недаром в описании своих изделий изготовитель упирает не на эзотерику с эмпирикой, а именно на схемотехнику.«Запилы» Андре Ольбриха по мотивам Дворжака, возможно, в большей степени относятся к speed, нежели к metal, но талантливый человек талантлив во всем. Он и трэш сыграет, и пауэр сбацает, и кавера не устыдится. «Mr.Sandman» в исполнении «Слепого Поводыря» поднимает незатейливую мелодию женского квартета до истерически-радостного отбытия крыши уровня «Psycho Circus» от Kiss. Все же мощному таланту нужен мощный усилитель — и наоборот.
Очень понравилось звучание Hiroshima, творчество которых я для простоты определяю как джаз-фолк. Поскольку фронтвумен коллектива Джун — котоистка, то звук японской цитры заметно выделен и композиционно, и по уровню записи, придавая им яркий восточный колорит и ощущение легкости, которое, кажется, не покидает вас, независимо от жанра и степени экспрессии коллектива. Это не легковесность — это именно легкость, с которой проворачиваются глыбы околометалических сентенций или же воспаряют в воздухе фриджазовые экзерсисы. Например, такие, как «My Favorite Things» от Джона Колтрейна — человека, настолько свято относившегося к джазу, что и сам был в конечном итоге причислен к лику святых африканской церковью гавриитов. Расставшись с Дэвисом в силу разных причин (видимо, возраста, мировосприятия, взгляда на жизнь), Колтрейн всю свою недолгую карьеру исповедовал яркую, солнечную, жизнеутверждающую музыку. И в этом ключе мысль слушать его произведения на системе, включающей Strumento, кажется мне особо удачной. Не знаю, на чем его предпочитал слушать самый неяпонский японец Мураками, в книгах которого постоянно встречаются отсылки к американскому джазу и Колтрейну в частности, — но, думаю, услышь он эту музыку не через джукбокс, а через Audia Flight — и сносок стало бы меньше, а разъяснения переместились бы в сам текст произведения. Ловлю себя на мысли, что не могу отслеживать все тонкости внутренней математики, коды и секвенции, ибо это труд, а прослушивание импровизаций Колтрейна — чистое удовольствие: и кто же променяет одно на другое?
Вывод
Для комплекта Audia Flight Strumento нет ничего невозможного. Он способен покорить сердце любого неравнодушного к музыке. И если для техники других производителей вопрос выбора определяется понятиями «тянет — не тянет», то в случае со Strumento он отпадает сам собой, полностью переходя в плоскость личных предпочтений. А что касается предпочтений... Послушайте. И, возможно, вспомните о сиренах Гомера — а возможно, поймете, что это именно то, что вы так долго искали.
Контрольная система
SACD-проигрыватель McIntosh MCD1100;
акустические системы Sonus faber Amati futura;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Magic Link II;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.