Три шага
В предыдущем выпуске «АудиоМагазина» мы рассказывали о верхней модели младшей линейки Chorus 700 прославленной французской компании Focal. Объект настоящего тестирования — полочные АС той же серии, располагающиеся в трех шагах, то есть довольно далеко, от лидера. Предстоит выяснить: так ли уж широки эти шаги?
Читатель обратит внимание, что оба компонента относятся к, в общем-то, непрофильной для нашего журнала категории недорогого Hi-Fi. Однако, как в свое время замечал Роберт Харли (автор популярной «Энциклопедии High End», переведенной на русский), далеко не всегда цена определяет класс продукта. Всем известно: какой-то один компонент часто оказывается явно (объективно) лучше по звучанию, чем другой, существенно более дорогой. Так что, собственно говоря, «АудиоМагазин» интересуется не дорогой, а хорошей аудиотехникой.
Рассмотренные нами в прошлый раз Chorus 726 — старшие напольные АС и по совместительству «старшина» семейства, а Chorus 706 — это бóльшие полочники (или, если кому-то не нравится последнее слово с некоторым фурнитурным оттенком, мини-мониторы). Таким образом, сейчас мы не только исследуем Chorus 706, но и заочно сравниваем их с 726-ми.
Сопоставление двух колонок из одной линейки (я знаком с обеими моделями) на первый взгляд не обещает ничего интересного. Действительно, кто-то может сказать: «Да чего там, все ясно: баса будет поменьше, ну и остальное по мелочи. В общем, почти то же самое…» Но, во-первых, 706-е отстоят от 726-х не на один, а на четыре шага и к тому же неодинаковы по типу: одни напольные, другие полочные. Во-вторых, различаются не только тестируемые модели, но и авторы, которые их рассматривают и выслушивают (словечко из лексикона старых докторов, не расстававшихся с фонендоскопом). Это весьма важно, так как «АудиоМагазин» — журнал авторский. Наконец, в-третьих, поскольку мы стремимся детально освещать любые вопросы, будь то индивидуальный тест, как в данном случае, статья теоретического толка или рецензия на музыкальную запись, то суждение вроде «баса будет поменьше» удовлетворить, конечно, не может.
Французская компания сформировала серию Chorus 700 так, что ступени в ней (сверху вниз или в обратном направлении) получились совсем небольшие. Можно сказать, линейка не шагает, а семенит. Действительно, когда опускаешься сверху очень постепенно (дозированно), то уменьшаются количество и калибр динамиков. А спецификации спадают еще более плавно. Это, в общемто, обычно и для Hi-Fi, и для High End — производители следят, чтобы в модельных рядах не образовывалось пустот.
В серии Chorus 700 нас интересуют АС, относящиеся к классическому стерео (таких тут пять — три напольные и две полочные). Chorus 726 — 3 полосы, Chorus 716 и 714 — 2,5, остальные — 2 полосы. Та же картина наблюдается в оснащении головками. Твитер у колонок один и тот же, размеры вуферов и мидвуферов — 165 и 130 мм (6,5 и 5 дюймов) при разном их количестве и компоновке. Низкочастотное оформление во всех случаях — фазоинвертор, круглый порт находится спереди снизу.
Каждая Chorus 726 укомплектована тремя 165-мм головками, Chorus 706 — одной. Разумеется, это одни и те же динамики. Производители исключительно редко применяют технологически разные излучатели в акустике одной серии, независимо от класса продукции. Косвенно об этом говорит единая частота раздела у всех моделей: 3000 Гц. Вторая, нижняя частота у некоторых «хорусов» тоже без вариантов: 300 Гц.
Tехнические параметры Focal Chorus 706 (по данным производителя)
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт (RMS) 25—120
- Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 90
- Номинальное сопротивление, Ом 8
- Частотный диапазон (±3 дБ), Гц 55—28 000
- Количество полос 2 (НЧ/СЧ – 165 мм, ВЧ – 25 мм)
- Габариты, мм 390 х 120 х 263
- Масса, кг 8,2
Коротко обозначим, чем акустическая система жертвует (в формальном и звуковом отношении), утрачивая частотную полосу (две полосы против трех) и «самостоятельность» (напольность). Трехполоска обеспечивает более широкий частотный охват в нижнем регистре за счет большего числа динамиков и большего объема корпуса и, как правило, обладает более высокой мощностью.
Что касается двухполосных АС, то их заметное преимущество заключается в более простом кроссовере (принято считать, что чем он проще, тем лучше звучание), который меньше вмешивается в структуру сигнала, а также, как ни парадоксально, в меньшем количестве динамиков (чем их меньше, тем излучающая система ближе к теоретическомму идеалу — точке). Как следствие, при помощи двухполосной схемы легче получить когерентное — аккуратное в фазовом отношении — излучение. В звучании среднестатистической двухполосной полочной пары (безотносительно модели) более явственно ощущается т. н. мониторность; оно, как правило, при прочих равных, более строгое, точное. Возможно, не случайно в качестве синонима термина «полочная колонка» прижилось слово «мини-монитор» (речь о домашней акустике, поскольку у профессионалов любые АС — это мониторы). Напольные башни не называют макро- или макси-мониторами…
Рассмотрим основные различия между моделями по спецификациям. По нижней границе частотного диапазона (одна из самых важных метрик при сравнении напольных и полочных АС одной линейки) 706-е отличаются от 726-х на 7 Гц (по уровню –3 дБ); здесь нельзя сказать «всего на 7 Гц», потому что, как мы понимаем, 7 Гц в басу — это весьма немало, тогда как в верхнем регистре 7 Гц — незаметная песчинка, там счет идет на килогерцы. 726-е значительно выигрывают по номинальной и максимальной (музыкальной) мощности. Обе модели 8-омные и близки по чувствительности.
В тесте Chorus 726 мой коллега немало рассказал о воплощенных в 700-х «хорусах» фирменных технологиях компании из Сент-Этьена, поэтому здесь я упомяну о них в двух словах.
Динамики — наиболее важные конструктивные узлы младших линеек Focal (в старших добавляется много другого интересного). 165-мм мидбасовый драйвер толкает воздух диффузором переменной толщины, изготовленным по технологии Polyglass, в соответствии с которой лицевой (передний) конус из полимера с включениями частичек кварца соединен с такой же по форме целлюлозной основой. Налицо стремление взять на вооружение позитивные свойства бумаги и избавиться от негативных сторон материала: полимерный слой обеспечивает необходимую жесткость и подавление изгибных мод, возникающих при отработке прежде всего мощного сигнала; другими словами, он демпфирует мембрану, что значительно увеличивает диапазон поршневого (неискаженного) режима работы.
Необходимо подчеркнуть, что динамики Focal занимают видное место в истории Hi-Fi. И в первую очередь — знаменитый твитер с инвертированным куполом: в нашем случае из алюминиево-магниевого сплава, а в сиятельных верхних подразделениях Focal — из бериллия (конечно, головки различаются не только материалом диафрагмы). Бериллиевый твитер, фигурирующий в «электрах» и «утопиях», — едва ли не лучшая высокочастотная головка за все время существования аудио. Компания не отдает своих излучателей на сторону; мне известен лишь один подобный случай в High End.
Что важно, и излучатели, и сами колонки изготавливаются во Франции. Можно сказать, что продукция Focal (в т.ч. недорогая) — полностью европейская. Безусловно, своей славой акустика фирмы во многом обязана очень высокой инженерной и производственной культуре, привитой Жаком Маулем и поддерживаемой долгие годы.
АС очень аккуратно отделаны виниловой пленкой под орех (второй вариант — черный лак) — от бюджетного Hi-Fi не стоит ждать большого декоративного разнообразия. Пленка неплохо имитирует текстуру дерева. В общем, внешний вид модели лаконичный, сдержанный, неброский. Признаюсь, по дизайну эти «хорусы» (четвертый рестайлинг за время существования линейки) симпатичны мне больше всех предыдущих: они хотят понравиться, но не заискивают.
Звучание
Chorus 706 — преемник модели с таким же именем, только с индексом V в конце, получивший награду Diapason d’Or (французский приз — французскому продукту). Как видим, хорошая родословная.
Сказанные чуть выше слова «хотят понравиться, но не заискивают», пожалуй, можно отнести и к звучанию, под «заискиванием» имея в виду какие-то особые хайфайные вкусности и приправы, которых в данном случае нет. Играют 706-е точно, суховато и остро (но никогда не режуще). В Hi-Fi есть как аудиокомпоненты с довольно сильно выраженной собственной индивидуальностью, так и те, что уступают место музыке, стремясь раствориться в ней. Изделия Focal относятся ко вторым, и Chorus 706 на своем уровне подтверждают это. В результате на первый план выходит индивидуальность музыки.
Определяющие, главные черты почерка этой модели — строгость и отличная динамика, в первую очередь последняя. Отслеживая динамический рельеф, подчас непростой, АС ни в чем не дают слабины: звуковое лицо остается спокойным, на нем не видно ни намека на гримасы или потуги. Все просто: колонки не делают того, что не могут, не стремятся покорять макродинамические кручи, басовые глубины… Не заискивают.
В общем, можно сказать, что характер звучания оказался предсказуем. Союз 165-мм мидбасовика и твитера представляется оптимальным как в техническом, так и в звуковом плане.
У Chorus 706 хорошо заметна (несколько лучше, чем у Chorus 726) упоминавшаяся выше мониторность, весьма привлекательное и ценное звуковое качество. Как следствие, пара выразительно преподносит сюжет музыкальной сцены с хорошими фронтальным и глубинным измерениями, красиво варьируя глубину резкости (аналогия с фотографией).
Разумеется, лидер серии полнее и энергичнее передает музыкальные события в области НЧ, отчего его звучание производит впечатление более основательного и динамичного. Вместе с тем характер баса у двух моделей один и тот же. Если говорить о 706-х, то их компактный, отзывчивый, поджарый, отнюдь не хилый и не мелкий нижний регистр позволяет пролить верный свет на разную музыку. Разумеется, без низкочастотного гигантизма. Это не только камерные жанры — вокал с роялем, струнный квартет, квинтет, камерный хор и оркестр, клубный свинг и т. д., но и значительная часть симфонического, органного и рокрепертуара.
Естественное следствие вышеупомянутых строгости и точности звучания — стилевая универсальность. Объективно АС не обнаруживают склонности к какой-то музыке. Субъективно же они наиболее экспрессивно транслируют вокальные формы (соло и ансамбли) с прозрачным (камерным) инструментальным аккомпанементом. Скажем, замечательно прозвучал изумительный альбом несравненной Патрисии Петибон «Nouveau Monde»с барочной музыкой (см. рецензию на него в этом номере). Кстати (вероятно, на сей раз случайно) Петибон — француженка.
Колонки прошли на отлично обязательный тест с академической фортепианной музыкой, дав почувствовать художественный масштаб вариаций Фредерика Ржевски на тему чилийской революционной песни «Когда мы едины, мы непобедимы» («The People United Will Never Be Defeated») в сверхвиртуозном прочтении МаркаАндре Амлена (канадец с французскими корнями).
Да, на фоне компактных моделей верхних серий с их изысканнейшей, поистине портретной передачей музыки эти мини-мониторы звезд с неба не хватают. Но ведь и цена вопроса разная. Chorus 706, очевидно, честно отыгрывают на свою вполне демократичную цену. Как минимум.
Измерения
Колонки Chorus 706 продемонстрировали превосходно сбалансированные характеристики. Флуктуации графика АЧХ весьма умеренные (рис. 2). Неравномерность в полосе средних частот не превышает 1,1 дБ. Нижняя граничная частота равна 45 Гц (–10 дБ). Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт на 1 м составила 88 дБ. Следует отметить широкую направленность и большой динамический запас. Даже при высокой громкости сигнала (рис. 3, красная кривая, 94 дБ) проблемные участки на приведенном графике отсутствуют. При меньших уровнях звукового давления средняя величина коэффициента составляет 0,35% (88 дБ). Добрый признак — стабильное поведение модуля входного импеданса в широкой полосе частот, хорошо различимой нашим слухом (рис. 1). Правда, в этой области значение указанного параметра падает ниже 4 Ом; там же находится и минимум в 3,5 Ом. С учетом поведения электрической фазы сигнала никакой опасности в этом нет и открываются широкие перспективы в выборе усилителя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
- Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м) — 88
- Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ — 1,8
- Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ — 1,1
- Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), % — 0,35
- Значение КНИ на 1 кГц, % — 0,34
- Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц) — 18,0 (1860)
- Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц) — 3,5 (250)
- Среднее входное сопротивление, Ом — 8,5
- Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц — 66 / 55 / 45
Контрольный тракт
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1
- Интегрированный усилитель Bryston B100 SST2
- Акустические системы PMC OB1i
- Коммутация кабелями Analysis Plus
Вывод
Focal Chorus 706 — классические мини-мониторы с классическим — точным, строгим и динамичным — мини-мониторным звучанием. Несмотря на привлекательную невысокую цену и невысокое положение в фирменной табели о рангах, чувствуется, что эти колонки и модели верхних серий французской компании — кровные родственники.
Источник: журнал АудиоМагазин №3 2013