Первый сверху
В линейке аудиокомпонентов шведской компании Primare явно недоставало отдельного цифро-аналогового преобразователя. И вот такой аппарат, наконец, появился, причём сразу во флагманской «тридцатой» линейке. Но перед тем как познакомить с ним вас, должен предупре-дить — эта модель способна изменить устоявшиеся представления о фирменном саунде Primare.
Прямая шлифованная панель, установленная на расстоянии сантиметра от кожуха, знакомые блестящие кнопки-«пуговицы» и три солидных ножки, торчащих из прочного стального шасси... Если бы меня заставили извлекать содержимое из большой двойной коробки с закрытыми глазами, я всё равно со стопроцентной уверенностью заявил бы, что она пришла из Швеции, а в ней что-то от Primare. Но вот что именно? По габаритам сравним с другими компонентами, без лотка для загрузки диска — значит, не проигрыватель. Нет у него и точёных ручек — следовательно, это не пред и не интегральник. А тут ещё и солидная масса, которая только добавляет сомнений.
Могу обрадовать тех, кто так ждал появления в модельном ряду шведской компании продвинутого и современного ЦАПа. Вот он — DAC30. У него восемь цифровых входов, в том числе профессиональный AES/EBU и интерфейс USB с терминалом B. Хотя коммутируются на самом деле только пять, судя по числу индикаторных светодиодов на лицевой панели. Всё просто: три коаксиальных входа идут в параллель с оптическими, что, в общем-то, логично — один и тот же источник редко подключают одновременно двумя линиями.
Аналоговые выходы представлены линейной и балансной стереопарами, причём XLR здесь честный, так как, согласно описанию, весь звуковой тракт конвертора выполнен в симметричной идеологии. В аналоговом тракте, надо заметить, вообще образцовый порядок: усиление доверено качественным операционникам Burr-Brown ОРА2134, в сигнальных цепях используются крупные MELF-резисторы, «проходные» конденсаторы — полипропиленовые аудио-фильские производства WIMA и EPCOS. Всё это хозяйство обслуживает отдельная система питания с тремя высокоскоростными стабилизаторами и буфером на 74000 мкФ, который набран из ёмкостей разного номинала.
С DAC30 можно снять сигнал и в цифровом виде, чтобы передать его на другой аудиофильский компонент через ко-аксиальный S/PDIF. В этом есть резон, т.к. на борту шведского конвертора имеется асинхронный цифровой приёмник Burr-Brown SRC4392, который весьма эффективно подавляет джиттер и с высокой точностью осуществляет перекон-вертирование данных на требуемую частоту — например, на 192 кГц. А непосредственно за преобразование цифры в аналог в DAC30 отвечает чип Crystal CS4398 — тоже один из лучших в индустрии ЦАПов с дельта/сигма-архитектурой и работающих в 24-битовом формате. Кстати, концепция раздельного питания реализована и для всей цифровой
АКУСТИКУ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА ПРИ НАЛИЧИИ ЭФФЕКТА ГИПЕРРЕАЛИЗМА ВООБЩЕ ЧУВСТВУЕШЬ ТАК, БУДТО ДЫШИШЬ ЕГО ВОЗДУХОМ
секции. Она получает энергию от четырёх суперскоростных контуров LDO 5А Linear Technology с ёмкостным буфером на 48800 мкФ.
Прослушивание нового конвертора я решил начать с входа USB. Включил ноутбук, подсоединил кабель, вызвал консоль управления входами, и... ничего не произошло. Знаю, что драйвер для корректной работы с конвертором требуется только для систем под Windows (его, кстати, можно скачать на сайте производителя). Но с компьютерами на Mac OS X DAC30 обязан вроде как сам находить общий язык!
Несколько раз перезагружал технику, отключал-соединял снова, и всё — безрезультатно. На всякий случай решил заменить кабель более качественным, как вдруг всё запустилось и сразу согласовалось в канале 192/24. Какой капризный интерфейс! Видимо, специалисты Primare, которые вместе с экспертами XMOS доводили до ума контроллер USB, что-то намудрили в программном обеспечении.
Второй сюрприз — высокая чувствительность к полярности питания, причём об этом даже говорится в инструкции. Если и вам после первого включения бас покажется монотонным и затянутым, а сцена — отодвинутой, невыразительной и неважно локализованой, то причина, скорее всего, кроется в неправильной фазе. Я не поленился даже достать тестер, чтобы убедиться, где у меня нулевой провод. Он должен соединяться с левой клеммой в колодке питания конвертора (если смотреть на неё так, чтобы гнездо напоминало домик), а не наоборот.
Когда всё будет настроено правильно, вы наверняка получите при воспроизведении HD-аудиофайлов редкий эффект гиперреализма. Это когда слушаешь знакомую музыку, находишь все известные тебе тональные нюансы, узнаёшь до мелочей расстановку инструментов и т.д., но к тебе приходит не 100% информации, а 110! Внимание захватывают уже не детали и даже не то, как аккуратно они воспроизведены, а именно их свойство. Ну, напри-мер: дирижёр перевернул страницу, а в это мгновение ты почувствовал, что ноты напечатаны на плотной бумаге. Или что у каждого сиденья под музыкантами тоже есть свои «голоса» — скрип одного отличается от другого. Акустику концертного зала при наличии эффекта гиперреализма вообще чувствуешь так, будто дышишь его воздухом. Причём уже не имеет значения, сидишь ли в стереофокусе или где-то сбоку. Звуковая сцена всё равно напоминает реальную среду с тремя измерениями, а не её 3D-иллюзию.
Пробую переключиться на TOSLink. Тональный баланс становится менее богатым на яркие краски, но пластики не прибавляется, эмоции становятся ещё сдержаннее. Хотя технически всё в порядке — динамика в норме, контрасты сокрушительны и нисколько не замылены, сцена без явных нарушений, диапазон широк, гармоническая разборчивость — как у любого высококлассного цифрового источника сравнимой стоимости. По всем признакам видно, что DAC30 незауряден. И уж точно не тот первый блин, который должен выйти комом. Это коробочка с очень приятным сюрпризом. Нужно только раскрыть её с правильной стороны.
Источник: Салон Audio Video | февраль 2013
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете