Широкий формат
Акустические системы Harbeth HL Compact 7-ES3 (110 000 руб.)
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Акустическое оформление фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот 26—20 000
при отклонении АЧХ ±3 дБ, Гц
Сопротивление, Ом 6
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 86
Габариты, мм 520 x 273 x 315
Масса, кг 13,2
Великобритания все же своеобразная страна. Ну да, помимо движения транспорта по «неправильной» стороне улицы, там немало и иных национальных особенностей. Например, традиционная история успеха английского изготовителя Hi-Fi звучит так: имярек начал свою профессиональную деятельность на Би-би-си помощником звукооператора, а через несколько лет открыл в своем гараже производство акустических систем, которые очень понравились коллегам.
Что любопытно, подобные истории — вовсе не шутка. Ник Поулсон и Джим Роджерс, Дадли Харвуд и Спенсер Хьюз, Питер Томас и Роджер Миллз и многие другие великие инженеры прошли школу Британской вещательной корпорации. Чтобы понять всю серьезность традиций Би-би-си, надо быть англичанином. Би-би-си фактически установила направление развитие Hi-Fi, проведя в 40-е и 50-е годы ХХ века эпохальные научные исследования параметров тракта звукозаписи и звуковоспроизведения. Она была и пропагандистом музыкальной культуры, организуя прямые FM-трансляции ежегодных концертов на открытом воздухе в Гайд-парке («Промс»).
Ее диджеи, такие как Джон Пил, определяли будущее альтернативной рок-музыки. Так что для английской индустрии Hi-Fi аббревиатура BBC значила очень много. Да что там, то был вердикт свыше, объективная оценка звучания, которой доверяли. Ценя свое влияние, инженерное руководство Би-би-си тратило немало усилий и средств (налогоплательщиков, кстати) на объективную поддержку качества вещания: ведь звук и живых концертов, и рока должен был отвечать стандартам. Заложив эти стандарты в студийные мониторы (то есть акустические системы, используемые в звукозаписывающих и радиостудиях), корпорация смогла придерживаться собственных правил. Исследования звучания мониторов велись во многих областях.
Среди них — конструкция корпуса (результат — первые опыты вязкого демпфирования и стенок различной толщины для распределения резонансов), материалы диффузора (что дало ориентацию на пластики), форма АЧХ (итогом стало появление ряда типов мониторов, разделенных по звуковому почерку и помещению использования, самый известный из которых — LS 3/5А) и т. д. Среди инженеров, в начале 70-х занимавшихся разработками полимерных материалов для НЧ-диффузоров, были Дадли Харвуд и Спенсер Хьюз. (Кстати, Дадли был одним из руководителей и вообще одним из старожилов Би-би-си, куда пришел в 1947 году.) Идеологически они были противниками: Харвуда увлекали полиэтилены, а Спенсера бекстрен. Уже в 1969 году Спенсер Хьюз открыл собственную компанию Spendor, взяв половину названия от своего имени, а половину от имени своей жены Дороти (в силу ряда бюрократических причин именно Дороти Спенсер была формальным владельцем предприятия). В 1977 году примеру подчиненного последовал Харвуд, и для названия своей фирмы он тоже использовал часть своей фамилии и часть имени жены (Элизабет).
Так появился Harbeth. В 1987-м Дадли Харвуд ушел на пенсию и продал компанию работавшему на японском полупроводниковом гиганте NEC 29-летнему инженеру Алану Шоу, который и по сей день остается ее владельцем и главным разработчиком. В отличие от бесконечных рядов «ониксов», «роджерсов» и «ликов» акустические системы Harbeth по-прежнему производятся в Великобритании, на собственном заводе с сертификатом ISO9001. А теперь угадайте, где начинал свою рабочую биографию Алан Шоу? Уже в 13 лет он монтировал магнитные фонограммы на Би-би-си…
HL Compact 7: конструкция и эволюция
HL Compact 7ES-3 — крупногабаритные полочные АС стандартной для Harbeth двухполосной конфигурации: в них стоят 200-мм СЧ/ НЧ-динамик и купольный высокочастотник. НЧ-оформление — фазоинвертор. Основная особенность модели — новый полимерный материал мембраны низкочастотного излучателя, результат трехгодичной исследовательской программы RADIAL (Research And Development In Advanced Loudspeakers), проведенной Harbeth частично на государственные дотации. Благодаря правительственному гранту были привлечены сторонние инженеры и технологи, разработавшие новый материал. В отличие от обычного формованного полиэтилена мембрана Harbeth получается литьем под давлением, и линии механического напряжения в ней не хаотичны, а направлены строго радиально.
Акустическое поведение такого диффузора намеренно сделано частотнозависимым: в рабочем диапазоне частот он имеет один набор механических свойств, а за пределами диапазона — другой, существенно отличающийся. Первые плоды работы RADIAL были показаны публике в 1995 году — например, в первой версии модели Compact 7. Мембраны RADIAL — уже четвертого поколения — по-прежнему производятся непосредственно на фабрике Harbeth. Версия наших ES2 вышла в 2002 году, а в 2007-м, к тридцатилетнему юбилею фирмы, была выпущена третья модификация HL Compact 7. Она отличается от предыдущей отсутствием второй пары входных клемм (что показывает негативное отношение к подключению bi-wiring), новым подвесом НЧ-головки, усовершенствованной конструкцией высокочастотника и его защитной решетки, полностью переделанными разделительными фильтрами и изменениями в длине фазоинвертора и в демпфировании корпуса. Кстати, корпус Compact 7 отвечает строгим традициям Би-би-си. Задняя стенка у него съемная и крепится к основному каркасу на шурупах. Зачем? Сам Алан Шоу объясняет это образно: «Ударьте в колокол, и он будет звенеть очень и очень долго. Треснутый колокол замолчит моментально, даже если эта трещина толщиной с волосок».
И правда, тонкостенный каркас, в нужных местах упрочненный битумными накладками, позволяет сдвинуть резонансы корпуса из «опасного» среднечастотного диапазона туда, где они малозаметны, — в область НЧ. В модельном ряду Harbeth колонки HL Compact 7 позиционируются как самые крупные двухполосные мониторы для домашнего пользования — в отличие от серии Monitor, имеющей двойное (домашнее и студийное) назначение и начальная модель которой Monitor 30 чуть поменьше габаритами, чем объект нашего тестирования. Алан Шоу говорит, что хороший материал НЧ-диффузора должен обладать зеркальной поверхностью, то есть отражать происходящее вокруг. Внешний осмотр показывает, что так оно и есть. Передняя панель, как и задняя, крепится на двенадцати винтах, а ВЧ-головка дополнительно защищена металлической сеточкой. Высокочастотник соответствует традиции Harbeth, ведущей начало с 1987 года: он изготовлен фирмой SEAS и имеет металлический (алюминиевый) купол.
Качество звучания
Алан Шоу считает, что конструкция подставок и способ механической развязки АС с ними не очень существенны для качества звучания. Важна высота подставки, а остальное — мелочи, хотя нередко упоминаются подставки канадской фирмы Skylan. Высота должна быть такой, чтобы ось ВЧ-головки находилась примерно на высоте ушей слушателя, когда он удобно сидит. Что же касается расположения, то Шоу дает такую рекомендацию: две единицы длины между колонками и три единицы длины от них до слушателя. В ходе экспериментов с расстановкой я остановился примерно на такой же пропорции; само расстояние между правой и левой АС было меньше обычного. Если попытаться охарактеризовать звучание тракта с участием Compact 7, то нельзя не отметить удивительную организованность и аккуратность подачи музыки во всех ее пластах, от тембральных красок до эмоционального содержания.
Нельзя не отметить удивительную организованность и аккуратность подачи музыки во всех ее пластах, от тембральных красок до эмоционального содержания. Эта акустическая система старательна, сосредоточенна и дотошна
Эта акустика старательна, сосредоточенна и дотошна. Она помогает вам участвовать в происходящем на музыкальной сцене — разъясняет его, раскладывая по полочкам действия и противодействия. Симфоническая поэма Листа «Мазепа» в аутентичном исполнении оркестра Anima Eterna бесхитростна, но проникновенна. Под стук копыт будущий гетман уносится вдаль, в другие страны. «Away, away», как писал Байрон. «Неудержимей бурных вод, рванулись мы — вперед, вперед». Как и наш тракт с Harbeth Compact 7: быстро, как ветер, но без сумбура и тумана. Фанфары рвут ткань на куски, удары о жильные струны древком смычка (col legno) скрипачей — как грохот костей. Практически Totentanz (пляски смерти). А вот и они — первым треком на диске. С мощным, необычным тембром рояля «Erard» 1886 года выпуска под пальцами Р. де Вааля. Он звучит не так глубоко и звонко, как «Steinway», но дрожит силой, будто мы пьем крепкий чай после ромашкового настоя. Слегка гнусаво, но мощно и «струнно». Контрасты настроений — сильная сторона Harbeth Compact 7ES3.
Они понятны и тракту, и слушателю, они рядом с вами, стучатся к вам, вовлекают вас в действие. Отличные примеры находятся на дисках 2 и 3. «Концерт в театральном вкусе» соль мажор Франсуа Куперена — не то концерт, не то опера почти для домашнего исполнения — изобилует сменами эмоций: от сентиментальной грусти до форсированного напора, от энтузиазма до кроткого смирения. Точно размечена полярность эмоций в кантате Gloria Генделя в ее премьерной записи (с Эммой Керкби), выпущенной шведской фирмой BIS в 2001 году. Этот же диск дает возможность заметить, что псалом Dixit Dominus для солистов, хора и оркестра соль минор был записан на добрый десяток лет раньше, чем открывающая альбом Gloria, и наш тракт четко показывает контраст этих фонограмм — гулкую акустику Dixit Dominus и ровную студийную атмосферу Gloria, слегка загадочную неразборчивость хора второй части и рельефную латынь хора первого номера программы.
В передаче стереопространства пара ориентируется на правдоподобность уменьшенной копии, а не на неограниченную масштабность. Тональные краски? Вы понимаете, что вы в хороших руках, как только медные духовые взрывают гул акустического пространства в начале Третьей симфонии ре-минор Малера в интерпретации Concertgebouw Orchestra, а присутствие глубоких басов не вызывает модуляции и искажений тембра даже в последние полторы минуты этой симфонии, которые испытывают на энергетическую устойчивость любой тракт.
[ Музыкальный материал]
Liszt. Anima Eterna. Van Immerseel, de Waal (Mecenat Musical / Harmonia Mundi ZZT
041102)
Handel. Gloria, Dixit Dominus (BIS-CD-1235)
Couperin. Concert dans le goût théâtral. Capriccio Stravagante Orchestra, Skip Sempre (Astree / Naive 8820)
Mahler. Symphony No. 3. Maris Janssons, Royal Concertgebouw Orchestra (2СD/SACD RCO Live 10004)
[Контрольный тракт ]
Проигрыватели CD/SACD Сary Audio CD 303/300, Cary Audio CD500
Интегрированный усилитель Roksan M2
Акустические системы Acoustic Zen Adagio Jr
Коммутация кабелями Isoda HX-2020 (межблочные), van den Hul SCS6
(акустические), Fisch Audiotechnik Performance 2,
Acoustic Zen Tsunami (сетевые)
[ Вывод ]
Эти АС очень аккуратно обращаются и с формой, и c содержанием музыки. Возможно, им по душе контрасты поярче, байроновские страсти или диккенсова сентиментальность, а не оттенки интонаций, проза правды ближе, чем поэзия фантазии, — но так и задумано их создателями, мне кажется. Монитор для относительно небольших помещений, но с большими амбициями.
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Акустическое оформление фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот 26—20 000
при отклонении АЧХ ±3 дБ, Гц
Сопротивление, Ом 6
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 86
Габариты, мм 520 x 273 x 315
Масса, кг 13,2
Великобритания все же своеобразная страна. Ну да, помимо движения транспорта по «неправильной» стороне улицы, там немало и иных национальных особенностей. Например, традиционная история успеха английского изготовителя Hi-Fi звучит так: имярек начал свою профессиональную деятельность на Би-би-си помощником звукооператора, а через несколько лет открыл в своем гараже производство акустических систем, которые очень понравились коллегам.
Что любопытно, подобные истории — вовсе не шутка. Ник Поулсон и Джим Роджерс, Дадли Харвуд и Спенсер Хьюз, Питер Томас и Роджер Миллз и многие другие великие инженеры прошли школу Британской вещательной корпорации. Чтобы понять всю серьезность традиций Би-би-си, надо быть англичанином. Би-би-си фактически установила направление развитие Hi-Fi, проведя в 40-е и 50-е годы ХХ века эпохальные научные исследования параметров тракта звукозаписи и звуковоспроизведения. Она была и пропагандистом музыкальной культуры, организуя прямые FM-трансляции ежегодных концертов на открытом воздухе в Гайд-парке («Промс»).
Ее диджеи, такие как Джон Пил, определяли будущее альтернативной рок-музыки. Так что для английской индустрии Hi-Fi аббревиатура BBC значила очень много. Да что там, то был вердикт свыше, объективная оценка звучания, которой доверяли. Ценя свое влияние, инженерное руководство Би-би-си тратило немало усилий и средств (налогоплательщиков, кстати) на объективную поддержку качества вещания: ведь звук и живых концертов, и рока должен был отвечать стандартам. Заложив эти стандарты в студийные мониторы (то есть акустические системы, используемые в звукозаписывающих и радиостудиях), корпорация смогла придерживаться собственных правил. Исследования звучания мониторов велись во многих областях.
Среди них — конструкция корпуса (результат — первые опыты вязкого демпфирования и стенок различной толщины для распределения резонансов), материалы диффузора (что дало ориентацию на пластики), форма АЧХ (итогом стало появление ряда типов мониторов, разделенных по звуковому почерку и помещению использования, самый известный из которых — LS 3/5А) и т. д. Среди инженеров, в начале 70-х занимавшихся разработками полимерных материалов для НЧ-диффузоров, были Дадли Харвуд и Спенсер Хьюз. (Кстати, Дадли был одним из руководителей и вообще одним из старожилов Би-би-си, куда пришел в 1947 году.) Идеологически они были противниками: Харвуда увлекали полиэтилены, а Спенсера бекстрен. Уже в 1969 году Спенсер Хьюз открыл собственную компанию Spendor, взяв половину названия от своего имени, а половину от имени своей жены Дороти (в силу ряда бюрократических причин именно Дороти Спенсер была формальным владельцем предприятия). В 1977 году примеру подчиненного последовал Харвуд, и для названия своей фирмы он тоже использовал часть своей фамилии и часть имени жены (Элизабет).
Так появился Harbeth. В 1987-м Дадли Харвуд ушел на пенсию и продал компанию работавшему на японском полупроводниковом гиганте NEC 29-летнему инженеру Алану Шоу, который и по сей день остается ее владельцем и главным разработчиком. В отличие от бесконечных рядов «ониксов», «роджерсов» и «ликов» акустические системы Harbeth по-прежнему производятся в Великобритании, на собственном заводе с сертификатом ISO9001. А теперь угадайте, где начинал свою рабочую биографию Алан Шоу? Уже в 13 лет он монтировал магнитные фонограммы на Би-би-си…
HL Compact 7: конструкция и эволюция
HL Compact 7ES-3 — крупногабаритные полочные АС стандартной для Harbeth двухполосной конфигурации: в них стоят 200-мм СЧ/ НЧ-динамик и купольный высокочастотник. НЧ-оформление — фазоинвертор. Основная особенность модели — новый полимерный материал мембраны низкочастотного излучателя, результат трехгодичной исследовательской программы RADIAL (Research And Development In Advanced Loudspeakers), проведенной Harbeth частично на государственные дотации. Благодаря правительственному гранту были привлечены сторонние инженеры и технологи, разработавшие новый материал. В отличие от обычного формованного полиэтилена мембрана Harbeth получается литьем под давлением, и линии механического напряжения в ней не хаотичны, а направлены строго радиально.
Акустическое поведение такого диффузора намеренно сделано частотнозависимым: в рабочем диапазоне частот он имеет один набор механических свойств, а за пределами диапазона — другой, существенно отличающийся. Первые плоды работы RADIAL были показаны публике в 1995 году — например, в первой версии модели Compact 7. Мембраны RADIAL — уже четвертого поколения — по-прежнему производятся непосредственно на фабрике Harbeth. Версия наших ES2 вышла в 2002 году, а в 2007-м, к тридцатилетнему юбилею фирмы, была выпущена третья модификация HL Compact 7. Она отличается от предыдущей отсутствием второй пары входных клемм (что показывает негативное отношение к подключению bi-wiring), новым подвесом НЧ-головки, усовершенствованной конструкцией высокочастотника и его защитной решетки, полностью переделанными разделительными фильтрами и изменениями в длине фазоинвертора и в демпфировании корпуса. Кстати, корпус Compact 7 отвечает строгим традициям Би-би-си. Задняя стенка у него съемная и крепится к основному каркасу на шурупах. Зачем? Сам Алан Шоу объясняет это образно: «Ударьте в колокол, и он будет звенеть очень и очень долго. Треснутый колокол замолчит моментально, даже если эта трещина толщиной с волосок».
И правда, тонкостенный каркас, в нужных местах упрочненный битумными накладками, позволяет сдвинуть резонансы корпуса из «опасного» среднечастотного диапазона туда, где они малозаметны, — в область НЧ. В модельном ряду Harbeth колонки HL Compact 7 позиционируются как самые крупные двухполосные мониторы для домашнего пользования — в отличие от серии Monitor, имеющей двойное (домашнее и студийное) назначение и начальная модель которой Monitor 30 чуть поменьше габаритами, чем объект нашего тестирования. Алан Шоу говорит, что хороший материал НЧ-диффузора должен обладать зеркальной поверхностью, то есть отражать происходящее вокруг. Внешний осмотр показывает, что так оно и есть. Передняя панель, как и задняя, крепится на двенадцати винтах, а ВЧ-головка дополнительно защищена металлической сеточкой. Высокочастотник соответствует традиции Harbeth, ведущей начало с 1987 года: он изготовлен фирмой SEAS и имеет металлический (алюминиевый) купол.
Качество звучания
Алан Шоу считает, что конструкция подставок и способ механической развязки АС с ними не очень существенны для качества звучания. Важна высота подставки, а остальное — мелочи, хотя нередко упоминаются подставки канадской фирмы Skylan. Высота должна быть такой, чтобы ось ВЧ-головки находилась примерно на высоте ушей слушателя, когда он удобно сидит. Что же касается расположения, то Шоу дает такую рекомендацию: две единицы длины между колонками и три единицы длины от них до слушателя. В ходе экспериментов с расстановкой я остановился примерно на такой же пропорции; само расстояние между правой и левой АС было меньше обычного. Если попытаться охарактеризовать звучание тракта с участием Compact 7, то нельзя не отметить удивительную организованность и аккуратность подачи музыки во всех ее пластах, от тембральных красок до эмоционального содержания.
Нельзя не отметить удивительную организованность и аккуратность подачи музыки во всех ее пластах, от тембральных красок до эмоционального содержания. Эта акустическая система старательна, сосредоточенна и дотошна
Эта акустика старательна, сосредоточенна и дотошна. Она помогает вам участвовать в происходящем на музыкальной сцене — разъясняет его, раскладывая по полочкам действия и противодействия. Симфоническая поэма Листа «Мазепа» в аутентичном исполнении оркестра Anima Eterna бесхитростна, но проникновенна. Под стук копыт будущий гетман уносится вдаль, в другие страны. «Away, away», как писал Байрон. «Неудержимей бурных вод, рванулись мы — вперед, вперед». Как и наш тракт с Harbeth Compact 7: быстро, как ветер, но без сумбура и тумана. Фанфары рвут ткань на куски, удары о жильные струны древком смычка (col legno) скрипачей — как грохот костей. Практически Totentanz (пляски смерти). А вот и они — первым треком на диске. С мощным, необычным тембром рояля «Erard» 1886 года выпуска под пальцами Р. де Вааля. Он звучит не так глубоко и звонко, как «Steinway», но дрожит силой, будто мы пьем крепкий чай после ромашкового настоя. Слегка гнусаво, но мощно и «струнно». Контрасты настроений — сильная сторона Harbeth Compact 7ES3.
Они понятны и тракту, и слушателю, они рядом с вами, стучатся к вам, вовлекают вас в действие. Отличные примеры находятся на дисках 2 и 3. «Концерт в театральном вкусе» соль мажор Франсуа Куперена — не то концерт, не то опера почти для домашнего исполнения — изобилует сменами эмоций: от сентиментальной грусти до форсированного напора, от энтузиазма до кроткого смирения. Точно размечена полярность эмоций в кантате Gloria Генделя в ее премьерной записи (с Эммой Керкби), выпущенной шведской фирмой BIS в 2001 году. Этот же диск дает возможность заметить, что псалом Dixit Dominus для солистов, хора и оркестра соль минор был записан на добрый десяток лет раньше, чем открывающая альбом Gloria, и наш тракт четко показывает контраст этих фонограмм — гулкую акустику Dixit Dominus и ровную студийную атмосферу Gloria, слегка загадочную неразборчивость хора второй части и рельефную латынь хора первого номера программы.
В передаче стереопространства пара ориентируется на правдоподобность уменьшенной копии, а не на неограниченную масштабность. Тональные краски? Вы понимаете, что вы в хороших руках, как только медные духовые взрывают гул акустического пространства в начале Третьей симфонии ре-минор Малера в интерпретации Concertgebouw Orchestra, а присутствие глубоких басов не вызывает модуляции и искажений тембра даже в последние полторы минуты этой симфонии, которые испытывают на энергетическую устойчивость любой тракт.
[ Музыкальный материал]
Liszt. Anima Eterna. Van Immerseel, de Waal (Mecenat Musical / Harmonia Mundi ZZT
041102)
Handel. Gloria, Dixit Dominus (BIS-CD-1235)
Couperin. Concert dans le goût théâtral. Capriccio Stravagante Orchestra, Skip Sempre (Astree / Naive 8820)
Mahler. Symphony No. 3. Maris Janssons, Royal Concertgebouw Orchestra (2СD/SACD RCO Live 10004)
[Контрольный тракт ]
Проигрыватели CD/SACD Сary Audio CD 303/300, Cary Audio CD500
Интегрированный усилитель Roksan M2
Акустические системы Acoustic Zen Adagio Jr
Коммутация кабелями Isoda HX-2020 (межблочные), van den Hul SCS6
(акустические), Fisch Audiotechnik Performance 2,
Acoustic Zen Tsunami (сетевые)
[ Вывод ]
Эти АС очень аккуратно обращаются и с формой, и c содержанием музыки. Возможно, им по душе контрасты поярче, байроновские страсти или диккенсова сентиментальность, а не оттенки интонаций, проза правды ближе, чем поэзия фантазии, — но так и задумано их создателями, мне кажется. Монитор для относительно небольших помещений, но с большими амбициями.
Источник:Журнал АудиоМагазин 1 2012
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете