Третий путь компании Primare
Первым пунктом нашего путешествия стали два завода компании Dynaudio, на которых осуществляется производство практически замкнутого цикла. В наш век узкой специализации и глобализации такой способ представляется несколько устаревшим (но правильным для Hi-Fi) – тем больше восхищения вызывает бизнес-талант ее руководства, обеспечивающий Dynaudio успех. Посетив Densen, мы смогли убедиться, что еще не вся промышленность перекочевала из Европы в Азию, а владелец фирмы видит преимущества в изготовлении ее продукции на датской почве.
Компания Primare, которой посвящен этот очерк, сообразуясь с велениями времени, приняла щедрое предложение КНР воспользоваться ее недорогими трудовыми ресурсами. Хоть нам и не пришлось побывать на китайском заводе, откуда выходят электронные компоненты фирмы, думаем, что оснащенностью и организацией производства он мало отличается от того, где делаются печатные платы для Densen.
Что в остатке?
Итак, из Дании наша группа проследовала в Швецию, в городок Векше, где в скромном по размерам здании размещены офисные службы, большой склад и цех технического контроля компании Primare. Все без исключения изготовленные в Китае аппараты прибывают сюда и подвергаются самому тщательному анализу: проверяется все – от работоспособности каждого входа до промежуточных характеристик и параметров отдельных блоков и элементов. Используются при этом мощные измерительные комплексы, такие как System One Dual Domain и SYS-2722 фирмы Audio Precision. Компоненты затем подвергаются двухдневному прогону и повторному контролю. В Векше же расположен отдел разработок, которым руководит Бьорн Холмквист, названный главой компании Ларсом Педерсеном в разговоре с нами «настоящим сокровищем».
Гостеприимство
А беседа эта состоялась у Ларса дома, куда он пригласил журналистов. Как объяснил нам хозяин, это его новое жилище; прежнее – большой дом – он оставил семье сына, а сам с женой перебрался в этот, совсем маленький. Зато его подвал отведен под домашний кинотеатр, который глава Primare отделал и оборудовал своими руками. Кино и музыка для него – не только хобби: персональный кинозал используется и в профессиональных целях. Фактически это комната прослушивания и лаборатория, которых нет в офисе компании. Ларс сознательно не оснастил его самой дорогой, элитной техникой (впрочем, бюджетной ту, что есть, тоже не назовешь) – она соответствует уровню компонентов Primare, которые, естественно, составляют электронную часть этого ДК (на момент нашего визита испытывался еще только готовившийся к презентации многоканальный усилитель мощности). Его целью было показать, что и с такой аппаратурой можно добиться результатов самого высшего класса, в чем мы и убедились, посмотрев фрагменты фильма и послушав музыку.
Пути к успеху
В судьбах трех компаний и их владельцев много общего, а различия лишь доказывают, что в такой «артистичной» отрасли, как Hi-Fi, процветания можно добиться только будучи талантливым организатором бизнеса. Что ж, пожелаем успеха всем его участникам, в том числе и российской дистрибьюторской компании Alef, организовавшей наше путешествие по Скандинавии.
Расскажите, пожалуйста, об истории вашей компании
– Мое участие в Hi-Fi-бизнесе началось в 20-летнем возрасте с продажи пластинок. Это было в Копенгагене; я датчанин, родился в Дании. Затем я перебрался в Швецию и работал плотником – изготавливал корпуса и некоторые виды мебели; до сих пор я многие вещи в доме делаю своими руками. В 1984-м я занялся дистрибуцией, в основном стоек под аппаратуру, – организовал для этого компанию. В 1989 году я ее продал, а вырученные деньги вложил в производство ламповых усилителей Copland – с владельцем этой фирмы я подружился еще в Дании, а дела у него к тому времени шли не очень хорошо. И вплоть до 1995 года я занимался их выпуском. Поначалу работа шла в моем доме, а затем на заводе неподалеку от Векше. И надо сказать, мы добились успеха и завоевали хорошую репутацию в этом бизнесе. Наверное, поэтому ко мне обратился владелец датской компании Primare, которая производила очень дорогую элитную технику. Ее хорошо встречала пресса, но она катастрофически плохо продавалась. Он предложил купить компанию. Я не видел рынка для продукции фирмы в том ее качестве и предложил, сохранив преемственность, сделать ее более доступной по цене. Мы нашли в Дании инвестора для покупки Primare, и с тех пор корпорация Consolidated Holdings AS является ключевым владельцем фирмы, я совладелец. Поскольку Primare уже много лет – весьма успешная компания, мы вполне независимы в своих решениях.
Я хочу заметить, что на Hi-Fi распространяются все законы бизнеса, но есть одно отличие. Здесь для того чтобы добиваться успеха, надо искренне любить музыку и кино. И не только это. Надо смотреть вперед, интересоваться новыми технологиями, иметь широкие связи в нашем бизнесе, правильно вкладывать деньги. В этом же ряду надо упомянуть и перевод производства продукции Primare в Азию. Нам говорили: «Что вы делаете! Люди хотят покупать вещи, сделанные в Швеции!» На это мы можем ответить, что компоненты Primare продолжают оставаться шведскими, поскольку задумываются и разрабатываются они нашими специалистами, а перенос производства позволяет снизить их стоимость. Это, конечно, помогает зарабатывать деньги, но главное – при меньшей цене большее количество людей может позволить себе приобрести качественное стерео или обустроить ДК.
Кто является типичным покупателем продукции Primare?
– Это представители верхней части среднего класса. До 2009 года больше всего техники мы поставляли в скандинавские страны, но теперь на первое место вышла Россия. У вас не оказалось такого провала в продажах; я думаю, что в этом большая заслуга нашего дистрибьютора – компании Alef. Правда, мне кажется, что со стабилизацией ситуации в экономике мы вернемся к прежнему соотношению.
Как осуществлялся перевод производства в Азию и когда?
– Мы начали этот процесс в конце 90-х годов, и происходил он поэтапно. Мы привыкли жить в той части света, где очень высока культура производства и где много хороших инженеров. Мы боялись, что у продуктов, изготовленных не здесь, будет много отказов. Но я познакомился с одним предпринимателем из Тайваня, владельцем фабрики, который обрисовал мне реальную картину. На Тайвань очень большое влияние оказывает Япония, которой он принадлежал до войны, так что там вполне можно производить качественные продукты за более умеренные, чем в Европе, деньги.
Но не все оказалось так просто в Китае. Чтобы гарантировать необходимый уровень качества, нам пришлось сменить несколько поставщиков, пока мы не нашли компанию, наполовину принадлежащую датской промышленной группе. На двух ее заводах производится продукция многих известных Hi-Fi- и High-End-брендов, то есть они специализируются на ней. Все равно необходим самый пристальный контроль; и надо всегда учитывать разницу не только языков, но и менталитетов. В Скандинавии люди прямые – я говорю своим сотрудникам: «Есть проблема», и мы ее сразу же решаем; а в Китае мы ее обсуждаем один день, другой, а потом я не могу понять, почему все делается не так, как мы вроде бы согласовали. И все же брак в поставленной продукции достигает 5% – это очень много. Поэтому мы проводим самую тщательную проверку каждого аппарата – можно назвать много компаний, которые разорились из-за того, что не уделяли этой стороне дела должного внимания. Очень важно также иметь обратную связь, чтобы исправлять системные ошибки.
А если отказала уже приобретенная конечным потребителем техника, вы ее отправляете назад производителю?
– Нет, в каждой стране мы создаем сервисный центр Primare, специалисты которого ее ремонтируют, консультируясь при необходимости с нами. В России его, кстати, организовывать не пришлось – компания Alef имеет свой собственный с достаточно квалифицированными кадрами.
Источник: журнал WHAT Hi-Fi февраль 2010