Многоканальный AV усилитель PRIMARE SPA 22
Многоканальный AV усилитель PRIMARE SPA 22
Обычно, говоря о Primare Systems, используют определение «скандинавский», что объясняется, с одной стороны, тем, что компания возникла в 1985 году в Дании, а спустя одиннадцать лет была перебазирована в Швецию, а с другой — что к созданию аппаратуры приложили руку такие известные в аудиомире люди, как Бо Кристенсен, Майк Бладелиус, Бент Нильсон и Ларс Педерсон
Предлагая аппаратуру для создания домашнего кинотеатра, большинство производителей делают ставку на AV-ресиверы. Но часто ли вы слушаете аналоговое радио вне кухни или автомашины, или встроенного FM-приемника МРЗ-плейера или сотового телефона? Если у вас есть потребность в живом эфире, то в производственной программе Primare присутствует соответствующий тюнер Т23, который может принимать также и цифровое вещание в формате DAB, что для России, однако пока проблематично. Так что AV-усилитель представляется более практичным и гибким решением, которого компания придерживается уже давно.
Новый аппарат выдержан в классическом для изделий Primare сдержанном скандинавском дизайне с минимальным количеством органов управления на передней панели, которые к тому же можно заблокировать командой с пульта ДУ. В этом случае все управление возлагается на последний. Усилитель может стать центром достаточно разветвленной системы, поскольку допускает подключение до пятнадцати звуковых источников (шесть цифровых и девять аналоговых, из которых восемь — двухканальные, а один — многоканальный, обозначенный EXTERNAL 7.1, который принимает от пяти до восьми каналов). Каждому звуковому входу может быть поставлен в пару один из тринадцати видеовходов. Вообще-то, у SPA22 цифровых входов звука девять, но три — универсальные входы HDMI.
В усилителе реализованы два необычных для аппаратов такого класса технических решения. Во-первых, предусмотрен конструктивный апгрейд (возможна, как в системном блоке компьютера, физическая замена всех модулей на более современные по мере их появления), что гарантирует усилителю долгую жизнь. Пару модулей можно заменить со стороны задней стенки: идея, правда, не нова, ибо впервые была использована еще в 70-х, но реализация крайне удобна. Первый пример уже налицо. Изначальная версия усилителя, несмотря на наличие цифровых входов HDMI, не позволяет декодировать звуковое сопровождение в HD-форматах (Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio), а понимает только многоканальный РСМ, но начиная с сентября уже доступен апгрейд, при котором необходимо заменить один модуль (цена вопроса — увеличение стоимости приблизительно на одну шестую). Отметим также, что в новом усилителе вся обработка видеосигналов осуществляется в цифровом виде (для аналого-цифрового преобразования используется 10-разрядный АЦП TVP5146 от Texas Instruments), тогда как у предшественника была возможна только коммутация компонентных видеосигналов и аналоговое преобразование S-video в компонентный. Во-вторых, это первый AV-усилитель Primare, в котором усилители мощности работают в классе D, и который питается от импульсного источника питания. Справедливости ради стоить отметить, что импульсные усилители уже использовались Primare ранее, например, в таких моделях, как CD-ресивер CDI 10. Однако в SPA22 используется новая оригинальная версия на UFPD — сверхбыстрых мощных транзисторах (по паре в каждом канале). У дешевых цифровых усилителей резко возрастают искажения при увеличении частоты: часто более чем в 100 раз и более по сравнению со значением на 1 кГц для частот 7-9 кГц и выше. Это выражается, например, в том, что женский вокал звучит грубо и металлически, а ударные больше похожи на бьющееся стекло. У реализованной Primare схемы подобных недостатков нет. Благодаря использованию UFPD выходной каскад AV-усилителя Primare не чувствителен к нагрузке и обеспечивает постоянное усиление и минимальные искажения во всей полосе, а потому способен работать с любым громкоговорителем.
В качестве бонуса, который возникает вследствие использования импульсного блока питания и выходных усилителей, можно рассматривать и уменьшение массы усилителя почти вдвое по сравнению с предыдущей моделью SPA21. Внутри у задней стенки усилителя в три яруса располагаются платы, идентичные используемым в AV-процессоре SP32, а в середине — плата выходных усилителей импульсного источника питания. При одинаковых габаритах разница в массе составляет всего 3 кг. Выходы от платы усилителей через фильтры, помещенные в экран, подключаются к клеммам. Поскольку они располагаются в нижнем ряду, то использованы клеммы со специальными защитными колпачками, допускающими подключение кабеля только снизу.
Индикация осуществляется матричным дисплеем, форма которого уже давно является одним из фирменных признаков аппаратуры Primare. При выборе входа появляется его название (во всю высоту дисплея четырнадцать точек), а затем в две строки (по семь точек) индицируется текущее состояние усилителя: вход, уровень громкости, выбранный режим работы и т.д. Система вложенных меню, по которой только и можно произвести настройку, достаточно традиционная как по структуре, так и по отображению. Это вызвано использованием стандартного генератора OSD LC74763 от Sanyo. Система меню позволяет выбрать число каналов, и для каждого канала индивидуально частотную характеристику каждого, уровень громкости, межканальный баланс и задержку, величину которой при регулировке можно индицировать в миллисекундах, метрах или в футах. Заметим, что даже при отключенном сабфувере нижняя граничная частота всех других каналов не может быть ниже 40 Гц.
Работу в театральном варианте мы оценивали только со встроенными усилителями, т.е. в конфигурации 5.1. Звуковая картина получилась объемная и очень цельная, как на динамичных фрагментах, так и камерных с хорошей локализацией диалогов. Особый интерес у нас вызвал встроенный ЦАП (см.техкомментарий), и поэтому при прослушивании CD мы подключили источник по цифровому, а не по аналоговому входу. Звучание оказалось значительно чище и музыкальней и, как заметили коллеги, интересней, чем с собственным ЦАП'ом нашего не самого дешевого проигрывателя.
Частотная характеристика усилителя оказалась достаточно ровной и протяженной: спад на 0,5 дБ наступил только при 45 кГц. При этом нелинейные искажения, находясь на уровне 0,05% для низких и средних частот, возросли на высоких только до 0,11%. Выходная мощность во всем диапазоне оказалась даже больше заявленной более чем на 20%. Оригинальная схема позволила получить у усилителя с цифровых выходом достаточно большой коэффициент демпфирования: почти 100. Декодер продемонстрировал прекрасное разделение каналов для всех цифровых форматов: во всех случаях, как и для аналогового многоканального входа, разделение больше 70 дБ. Очень порадовал встроенный ЦАП. Такого чистого и гладкого спектра на аналоговом выходе мы не наблюдали давно. Даже у многих дорогих проигрывателей, которые проходили через нашу лабораторию, интермодуляционные помехи часто были значительно больше. Прослушивание полностью оправдало наши ожидания в этой части.
У задней панели усилителя расположилась этажерка плат (сверху вниз):
цифровое видео, аналоговое видео и аналоговый звук.
Цифровой звук находится на вертикальной плате (на фото справа).
Перед ними — плата цифровых усилителей мощности и импульсного источника питания
Алексей Грудинин журнал «Стерео» сентябрь 2009