Музыка в Вене… и у Вас дома. Акустические системы Vienna Acoustics Mahler
Расположенная в столице Австрии компания по производству акустических систем, разумеется, выбрала себе название Vienna Acoustics (VA). Свою же флагманскую АС, относящуюся к бескомпромиссному high-end, создатели окрестили Vienna Acoustics Mahler. В модельный ряд, выпускаемый в городе с “самыми глубокими традициями музыкальной культуры”, входят АС, названия которых не содержат цифр (впрочем, паспортные данные ими также не изобилуют). Производимые фирмой акустические системы носят имена великих композиторов, творивших в Вене: Strauss, Bach, Beethoven, Berg, Brahms, Haydn, Mozart, Schonberg, — и только недавно благодаря развитию систем домашнего кинотеатра появились такие названия, как Waltz или Oratorio.
О производителе
Компания Vienna Acoustics GmbH была основана в 1989 году: нынешний главный конструктор фирмы Петер Ганстерер (Peter Gansterer), получив диплом по акустике, решил сделать свое хобби — изготовление АС — постоянным занятием. Реализация проекта началась с построения завода — важно было иметь полный технологический цикл. Первым изделием стал коаксиальный настенный громкоговоритель. На выставке CES продукция фирмы экспонируется с 1991 года. Напольная модель Isis достигла подлинного международного успеха — благодаря интересу Sumiko, американского дистрибьютора фирмы. С 1998 года Vienna Acoustics владеет производством, что позволяет П. Ганстереру сосредоточиться исключительно на разработках, идеологию которых он тщательно обдумывает — даже во время посещения концертов в Goldener Musikvereinssaal. Отличительные черты компании — внимание ко всем мелочам в технологии и комплексные меры по обеспечению качества: компьютерный расчет и корпусов и излучателей ведется по методу анализа конечных элементов (Finite Element Analysis), что позволяет с высокой точностью моделировать работу на любой мощности; разрабатываются собственные ТУ и конструкции громкоговорителей, которые заказывают на Scan-Speak или иногда на SEAS; сборка АС осуществляется вручную образованными и опытными сотрудниками. Хотя пьезодатчики, расположенные на корпусах прототипов АС, позволяют построить точную компьютерную модель распространения колебаний, П. Ганстерер для принятия конечных решений обращается к прослушиваниям. Технология Vienna Acoustics подчинена интересам натуральности звучания, которую жители Вены слышат в многочисленных концертных залах города, куда приезжают выступать лучшие исполнители.
Фирма известна удачными разработками динамиков: среднечастотными излучателями 5,5”, созданными на базе XPP — уникального прозрачного полимера, и низкочастотными Spider Cone смалым КНИ во всем рабочем диапазоне частот. В стадии доводки находится супертвитер из углеволокна (до 60 кГц).
Фирма выпускает две линейки громкоговорителей: стилизованную под модерн серию Aluminium с динамиками и кроссоверами специальной конструкции, благодаря которой хорошей АЧХ можно добиться даже повесив АС на стену, и “хайэндную” серию Classic Line (включает в себя Mahler), компоненты которой отличает особо искусная фанеровка. П. Ганстерер объясняет: “В развитых странах, например в США, половина АС Vienna Acoustics применяется в многоканальных системах, и если представить систему с Mahler (фронт), Maestro (центр) и тыловыми Haydn, а тои Beethoven, то звучание уровня high-end обяжет к аккуратному выбору местоположения АС. Вот почему дизайн и оформление выполняются на уровне не ниже стандартов самой лучшей мебели, включая фанеровку натуральным шпоном самого высшего сорта (Grade AExtra) или даже с применением собственной, более жесткой спецификации”.
Лежащее в основе AC Vienna Acoustics желание передать атмосферу живого исполнения музыки потребовало больших затрат труда на устранение посторонних призвуков, и даже аналитичность считается недопустимой. П. Ганстерер, создав прототип АС, передает копию технологам. Далее именно с ней сверяют все выпущенные экземпляры. Особенностью производства являются сверхжесткие допуски — например, создан спец робот по намотке катушек индуктивности с точностью 0,7%. Головки же после измерений делят на группы –1 дБ, 0 дБ и +0,5 дБ (относительно эталона по параметру чувствительности в критическом частотном диапазоне), фильтры тоже учитываются по девиациям АЧХ 0,1 и 0,2 дБ. Таким образом, в пару подбираются АС с максимально совпадающими параметрами, для чего динамик и фильтр рассматривают как единый элемент, определяющий АЧХ. В итоге звучание АС отличается обилием и точностью пространственной информации.
Конструкция АС
Применяя алюминий в корпусах систем “младшей” серии, П. Ганстерер настроен категорически против производства металлических динамиков. Так, у Vienna Acoustics Mahler почти во всем диапазоне частот работают шелковый купол и бумажные диафрагмы. ВЧ полосу обслуживает тканый купол от Scan-Speak диаметром 0 мм — элитная модель D29, доработанная по заказу Vienna Acoustics, ВЧ-динамик виброизолирован силиконовым гелем, напоминающим резину (инжектированным при монтаже по периметру отверстия в корпусе). По заявлению изготовителя, это дает возможность сфокусировать не только ВЧ, но и НЧ, ибо “басовики” тогда ставят без прокладок — более жестко. Купол D29 пропитывается вручную, и нанесение в центре и по краям разных составов обеспечивает чистоту звука. Высокая частота разделения — 4 кГц, позволила укомплектовать “высокочастотник” “музыкальным” фильтром 1-го порядка с конденсаторами предельно высокого качества — металлопленочными MKP от Mundorf ($70 в розницу).
Конструкторской находкой Vienna Acoustics является СЧ-звено, при доводке подвергшееся 73 прослушиваниям и усовершенствованиям: пара 7-дюймовых СЧ-головок Scan-Speak высшего класса, названных изготовителем mid-woofer, вступает с 70 Гц. Верхний динамик работает вплоть до уже указанной частоты разделения 4 кГц, а нижний — в полосе 70–200 Гц (крутизна среза 6 дБ/окт.), затем он испытывает фильтрацию на 400 Гц (12 дБ/окт.) и 800 Гц (18 дБ/окт.). Благодаря этому параметры СЧ-излучателя плавно изменяются в названном необычайно широком частотном диапазоне, и на 70 Гц он приобретает удвоенную площадь, обеспечивая максимальную незаметность искажений, связанных с разделением полос. Улучшение мид-баса потребовало размещения 7-дюймовых динамиков в акустически изолированных и разновеликих объемах. АС обладает образцовой АЧХ на СЧ, но кривая импеданса обязывает усилитель иметь запас по току.
НЧ-секцию с двумя 10-дюймовыми “низкочастотниками” Eton П. Ганстерер назвал сабвуфером, поскольку у своих АС он не делает частоты разделения НЧ/СЧ выше 110 Гц. Механически прочная сотовая конструкция диффузоров Eton позволяет не беспокоиться об окраске, вносимой ростом искажений по мере повышения мощности и понижения частоты сигнала. У Vienna Acoustics Mahler два фазоинвертора, причем один на 2 см короче другого, чтобы избежать ярко выраженного проявления резонансных явлений на одной частоте. Они расположены на задней стенке АС; рациональность решения заключается в том, что АС с нижней границей АЧХ 22 Гц не станут придвигать к стене, а шипение воздушной струи при таком размещении фазоинвертора менее заметно. Боковое расположение НЧ-динамиков позволяет сделать переднюю панель с малой площадью (чем достигается минимизация ближних отражений). Узкая передняя панель при значительной толщине — 40 мм (залог жесткости) — обеспечивает сфокусированность звуковой сцены.
Прослушивание
У Vienna Acoustics Mahler оказались очень ясные и деликатные высокие. Многократные заявления других изготовителей о необходимости металлических куполов для освоения целинных просторов повышенной громкости и расширенного частотного диапазона заставили меня проследить за поведением ВЧ-головки при наращивании SPL. Оказалось, что ни искажения, ни компрессия сигнала у Vienna Acoustics Mahler не мешали росту звукового давления до почти концертного уровня. Композиция Genesis “One For The Vine” (диск 1) дала возможность оценить звонкий металл перкуссии одновременно с чистым, без призвуков, вокалом Ф. Коллинза. Прозрачность звучания позволяла различать наряду с плотным мидбасом и детальные СЧ; вокал и инструменты не сливались воедино и уверенно локализовались на звуковой сцене. На “All In A Mouse’s Night” Стив Хаккетт исполняет на гитаре звукоподражания “кошки и мышки”— они звучат убедительно благодаря отличным выразительным способностям АС. Vienna Acoustics Mahler имеют нейтральное звучание и плотный бас, который свободен от тяжести. Он натурален, не создает иллюзию спортивности, высокой скорости или, напротив, вольготности НЧ-колебаний, синтезирующих новые обертоны, а дает слушателю возможность сосредоточиться на исполнительской манере и на колористике фонограммы. Можно менять баланс звучания АС (под помещение или систему): два тумблера, Bass и High, позволяют внести акцент на низких частотах+2 дБ и смягчить ВЧ на –0,6 дБ. Кроме того, расположение АС, имеющих зеркальную симметрию, НЧ-головками наружу повышает мощь НЧ, а внутрь —увеличивает детальность в самом нижнем басе (в целом, меньше влияя на частотный баланс).
Живая атмосфера концертного зала была отлично воссоздана на записи струнного квартета ре-минор Шуберта “Death and the Maiden” (диск 5) в исполнении симфонического оркестра по партитуре, переложение которой было сделано Гюставом Малером. Этим АС великолепно удавалось бережно передать красоту тембров и сохранить массу микродинамических оттенков. При этом Vienna Acoustics Mahler отменно синхронизированы: не затягивают ни затухания во всем частотном диапазоне, ни бас. Несомненно, направление СЧ и ВЧ-динамиков выше головы слушателя — очередная находка: существенно меняется характер переотражений в помещении, что способствует мягкости естественных тембров и масштабности пространственных образов.
Контрольный тракт
- Универсальный CD/SACD/DVD_проигрыватель MSB Super DVD Audio Player ;
- CD-транспорт North Star Model 192;
- Предусилитель-ЦАП Boulder 1012;
- усилитель мощности Theta Digital Citadel ;
- кабели к АС Siltech LS-100 G3;
- кабели межблочные Harmonic Technology Pro-Silway II (XLR), Tributaries A1 (XLR);
- цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Platinum (симметричный);
- кабели сетевые Siltech SPX-30 Classic, Siltech SPX-20.
Музыкальный материал
- Genesis. “Wind & Wuthering” (Atco 82690)
- Genesis. “Tree Sides Live” (Atco 82694)
- Cecilia Bartoli. “The Vivaldi Album” (London/Decca 466569)
- J. Strauss. “I Edition,Vol 5” Christian Pollack/Slovak Sinfonietta Zilina (Marco Polo 8225281)
- Schubert & Dvorak Quartets. C. Rosekrans/Royal Philharmonic Orchestra (Telarc CD380610).
Вывод
Vienna Acoustics Mahler уже с первого взгляда привлекают внимание элитными динамиками, высочайшей тщательностью исполнения и эстетической тонкостью — в такой мере, что цена позволяет говорить о преимуществе этих АС перед конкурентами. Но главные открытия приносит звучание. Оно абсолютно универсально в жанровом отношении. Его многоликость позволяет раскрыться индивидуальности исполнителей, особенностям различных записей и даже характеру компонентов аудиосистемы. Детальное и мощное звучание не создает неприятных призвуков и даже таинственным образом лишено аналитичности. Легкости силуэта АС сопутствуют монументальная звуковая сцена, полный частотный диапазон и свободная динамика. АС сильны, умны и изящны... как хорошая музыка.
Юрий Кряжевских журнал АудиоМагазин 2 2005