Французская правда. Акустические системы Focal Electra 1037 Be
Среди последних новинок, выпущенных на рынок одним из лидеров по производству high end-громкоговорителей — компанией Focal JMlab, особый интерес вызывают напольные АС с номером разработки 1037. Появление этой акустической пары достойно самого пристального внимания, ведь речь идет о принадлежности к Electra 1000 Be, которую от легендарной Utopia Be отделяет всего одна ступень. Такие параметры, как 3-полосная конструкция с пятью драйверами или применение твитера с вогнутым куполом из чистого бериллия и весом всего 21 мг, позволяют сразу ощутить серьезность конструкторско-производственных затрат, направленных в Electra 1037 Be на повышение верности воспроизведения, которую любители музыки всегда готовы оценить по достоинству.
Серия Electra Be увидела свет в 2004году. Тогда она вышла ограниченным тиражом в честь 25-летнего юбилея компании Focal JMLab. Идея заключалась в более доступной подаче эксклюзивных технологий, разработанных специально для флагманской серии Utopia Be. Успех юбилейной Electra побудил к дальнейшим разработкам, и вскоре благодаря мощной научно-исследовательской базе появилась серия Electra 1000Be, c которой инженеры Focal предложили очередные инновации: твитер конфигурации IAL и усовершенствованный корпус “γ-структуры”.
Выпуском новой модели Electra 1037 Be компания Focal JMLab завершила модельный ряд Electra 1000 Be. Оснащенная тремя НЧ-диффузорами диаметром 130 мм, новая разработка 1037 Be обеспечила фронтальные АС расширенным НЧ-диапазоном, предложив дополнительные возможности любителям домашнего кинотеатра и аудиофилам. В сочетании с тыловой акустикой, центральным каналом и сабвуфером SW 1000 Be модель 1037 Be создаст систему 5.1, которая позволит услышать самые смелые замыслы звукорежиссера и порадует очень глубоким низкочастотным диапазоном. Любители домашнего стерео также получили великолепный подарок: глубина и пластичность баса важны при построении достоверной и эмоциональной картины.
Для улучшения звучания громкоговорителей разработчиками 1037 Be были предложены следующие решения:
1) оптимизированные по фазовой характеристике кроссоверы OPC (Optimum Phase Crossover);
2) трехслойные диффузоры W-типа у СЧ и НЧ-динамиков;
3) сбалансированное звучание и готовность к легкой интеграции в разные аудиосистемы.
Последний пункт подразумевает, по замыслу инженеров Focal JMlab, еще и красивое внешнее оформление АС. Поэтому над образом Electra 1000 Be поработали специально приглашенные профессиональные дизайнеры из известной парижской студии промышленного дизайна Pineau et Le Porcher. В то же время геометрия передней панели диктуется, в первую очередь, выпуклой формой цельнометаллической детали из алюминиевого сплава, занимающей всю ширину АС и служащей для крепления твитера. Появление такого решения связано с разработкой, уже упомянутой как “продвинутая γ-структура” корпуса. Греческая буква “γ” здесь означает ускорение, она взята из классической формулы физики, связывающей его с силой и массой: F = m γ. Отсюда и польза диффузоров с малой массой, и требование к массивности передних панелей громкоговорителей — если хочется избавиться от призвуков. По этой причине толщина MDF у передней панели Electra 1037 Be доведена до 50 мм.
Девиз фирмы: “Недостаточно просто демпфировать панели, и каким бы жестким ни был их материал, масса должна быть максимально возможной”. Таким образом, общий вес АС составляет 51 кг. Словом, масса подвижной системы каждого из динамиков должна стремиться к нулю, а масса неподвижной системы (передняя панель, корзина драйвера, несущий корпус) — к бесконечности. Тогда и зазвучат нюансы динамических переходов — конечно, если и все остальное в колонках будет на уровне…
Кстати, об остальном. Развивая “γ-структурный” принцип с флагманской серии Utopia, компания пришла к доминированию скругленных форм и отсутствию острых углов корпуса Electra Be. Причиной стал IAL-твитер, уверенно работающий в диапазоне частот целых пяти октав (240 кГц): скругления подавляют эффект дифракции, а размещение динамика на выдающейся в сторону слушателя панели позволяет добиться лучшей диаграммы направленности. У обычных “пищалок” такому делению полос препятствовала бы высокая резонансная частота, и сигнал 2 кГц достался бы более тяжелому среднечастотнику (в данном случае —с диффузором диаметром 120 мм), а легкий дюймовый твитер, с пониженным до 680 Гц собственным резонансом, имеет малый КНИ: не более 0,3% во всей рабочей области.
Новый кроссовер, разработанный совместно с динамиками и корпусом АС, позволяет свести к минимуму фазовые сдвиги, получить максимально возможную ширину диаграммы направленности во всем рабочем диапазоне частот, что, в конечном счете, означает бесподобную трехмерность звуковой “картинки”.
Сохранить точность и линейность работы драйверов на повышенных мощностях помогают легкие и прочные диафрагмы с высоким внутренним демпфированием. Focal JMlab постоянно совершенствует свою технологию многослойных полимерных диффузоров: в 80-е годы использовались арамидные кевларовые волокна для выпуска динамиков типа Poly-Kevlar, а с 1995 года — более легкие и тонкие нити стекловолокна плюс вспененный материал, заимствованный из аэрокосмической промышленности. Новый трехслойный диффузор назвали “W-сэндвич”. С 2003 года второе поколение W-диафрагм ознаменовало серьезную качественную эволюцию — когда научились варьировать в радиальном направлении толщину и пены, и слоев стеклоткани, чтобы достигать высокой нейтральности звука.
Прослушивание
После прогрева, начиная устанавливать зависимость звучания АС от их местоположения, уже замечаешь, что Electra Be чужда нарочитость. 1037 не отдают предпочтение каким-либо аспектам музыкальной информации и перед другими. АС не вторгаются своим характером в настроение самих музыкальных композиций, по этому сразу, в первые секунды прослушивания, трудно составить их “портрет”.Только после нескольких, разных по жанрам композиций замечаешь, насколько легко акустические системы справляются с любой музыкой.
Подстраивая расстояние от колонок до стен, удается варьировать даже не бас, а “мясистость” подачи всего НЧ/СЧ-диапазона. Процесс расстановки АС в ширину подарит много удовольствия, ибо уверенная отработка сцены в глубину и “отрыв” пространственных образов от самих колонок позволят подбирать местоположение по нюансам звука, не теряя при этом важной музыкальной информации. Среди характерных черт — хорошее воспроизведение тембров, подчеркивающее красоту оркестровки; при наращивании громкости приятно удивляют динамические и колористические подробности. Великолепным образом разделяются индивидуальные партии нескольких вокалистов, не говоря уже о музыкальных инструментах, которые выделить легче.
Electra 1037 Be проявили замечательную точность, воссоздавая настроение композиций: если музыка танцевальная, вам и вправду захочется танцевать, а если драматическая — будете следить неотрывно, сопереживая разворачивающимся событиям. И CD, и SACD заиграли новыми эмоциями, ритмами, красками.
Контрольный тракт
- CD-проигрыватель Metronome Technologie T1i Signature;
- интегральный усилитель Krell FBI;
- акустические системы ProAc Response 2.5;
- кабели межблочные симметричные Siltech Classic SQ110 Mk2;
- кабели акустические Nordost Valkyrja, Nordost Frey; Supra Sword;
- кабели сетевые Siltech Classic SPX30 Mk2;
- стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.
Музыкальный материал
- Cecilia Bartoli. “Live in Italy” (London/Decca, 455981)
- Debussy/ Faure/ Ravel. Piano Trios. The Florestan Trio (Hyperion, A6711)
- Tan Dun. “Symphony 1977” (Sony Music, SK 63368)
- Santana. “Supernatural” (Arista, 07822 19080 2)
- FIM “Audio Reference IV” (FIM SACD 029)
Вывод
Строя свои громкоговорители с тем вниманием к деталям и к самому музыкальному искусству, которое присуще опытным изготовителям high-end техники, компания Focal JMlab последовательно и успешно контролирует процессы, протекающие во всех элементах акустической системы: в корпусе, в драйверах, в кроссоверах, даже внутри материала диафрагм. В результате Electra 1037 Be на любой громкости и на самом разнообразном жанровом материале не теряют увлекательной музыкальности звучания. Сбалансированность и гармоничность в полной мере характеризуют эти акустические системы. Приобретая продукт инженерного искусства, слушатель на деле получает доступ к искусству музыкальному.
Юрий КРЯЖЕВСКИХ журнал АудиоМагазин 3 2007