Микрокосмос. Акустические системы ProAc Reference 8 Signature
В 1979 году были выпущены АС ProAc Tablette, перевернувшие представления о звуке миниатюрных акустических систем. Reference 8 Signature — специальная версия восьмого поколения мини мониторов ProAc, в начале родословной которых стояли классические Tablette.
Конструкция
Что объединяет восемь поколений мониторов ProAc? Начнем с очевидных вещей. Это очень небольших размеров корпус, двухполосная конструкция, НЧ-оформление "фазоинвертор". (В восьмой итерации фазоинвертор переехал на заднюю панель АС, а труб стало две — вместо одной.) Корпус, как всегда, отделан натуральным шпоном.
Из неочевидного — на первый взгляд — сохранена конструкция корпуса. Он сделан из березовой фанеры высокой плотности и изнутри задемпфирован битумными площадками. Что изменилось? Конечно же, динамики. Они совершенно другие. Более того, НЧ-динамики радикально непохожи в "обычной" Reference 8 и в ее версии Signature, которую мы тестируем. ВЧ-головка с мягким шелковым куполом и увеличенной площадью подвеса изготовлена по спецзаказу ProAc в Скандинавии. 100-миллиметровый диффузор НЧ-головки выполнен из бумажной пульпы и установлен в литом диффузородержателе из магниевого сплава. Специальные подвес и центрирующая шайба обеспечивают большой ход звуковой катушки. Магнитная цепь построена вокруг мощного редкоземельного магнита из неодима. Место пылезащитного колпачка заняла неподвижная пулевидная насадка на керн. Не участвуя в работе подвижной системы, она служит для выравнивания фазовых характеристик излучения в области средних частот и улучшает характеристики направленности. На керне имеется углубление для короткозамкнутого витка медной проволочки, шунтирующего паразитные вихревые токи магнитопровода.
Производитель указывает, что НЧ-динамик версии Signature в четыре раза дороже того, что стоит в обычной Reference 8, и при той же чувствительности 86 дБ обеспечивает более протяженный вглубь бас. Две пары клемм позволяют использовать двухпроводное подключение bi-wiring или bi-amping. По словам разработчика Стюарта Тайлера, 4 клеммы предназначены для коммутации bi-amping; bi-wiring же он не считает актуальным…
Качество звучания
Есть люди, которые признают только большие напольные колонки. Есть люди, которые даже не подумают сравнивать хороший мини монитор с любой напольной громадиной. Тому есть тысячи причин. Идеальных акустических систем не бывает, и потому каждый ищет для себя ту, которая понравится. Комнаты бывают разные, и в некоторых условиях большие АС попросту не могут работать нормально. Мини мониторы куда более терпимы к акустике и геометрии помещения. Это очевидно. Какие еще у них могут быть преимущества? И недостатки? Минимонитор создает такую локализацию и глубину стереокартинки, которая практически недостижима для больших громкоговорителей. Маленьким АС легче найти оптимальное место в комнате прослушивания. Превалирующая в них двухполосная конструкция потенциально обеспечивает меньше фазовых искажений.
Взамен вышеперечисленного по своей природе "малютки" лишены способности воспроизводить глубокий бас. Малые габариты отражаются и на многих свойствах динамиков, в результате чего максимальный неискаженный уровень громкости у крохотных АС неизбежно ограничен. А еще к стоимости самих громкоговорителей нужно прибавить стоимость подставок — без них минимонитор не функционирует.
Перейдем теперь от абстракции к конкретному примеру.
В нашей большой комнате прослушивания малюткам Reference 8 Signature дышалось легко и свободно.
Отдалившись, однако, на расстояние более 3 метров от АС, я начинал ощущать некий недостаток громкости и потому остановился на расстановке "ближнего поля", в примерно двухметровом равностороннем треугольнике. Отчасти это имитирует условия небольшого помещения, но с существенным отличием — расстояние до ближайших преград (стен) в нашей комнате составило никак не менее 2 метров. В этой позиции и произошло знакомство с мини-мониторами ProAc Reference 8 Signature. Изделием незаурядным, хотя и недешевым. Основная "внешняя" звуковая характеристика этих АС — тонкая сбалансированность звука, его единство и цельность. Внешность все же бывает обманчива, и требуется определить "внутренние" свойства звучания. Не звук как набор особенностей звукоизвлечения и тембра, а содержание услышанного, музыкальный смысл звука.
Звучание ProAc Reference 8 Signature имеет жесткий внутренний стержень, поэтому содержание воспроизводимой музыки доносится уверенно и приковывает внимание. Внутренние и внешние аспекты звука часто переплетены и влияют друг на друга. Описывать внешние особенности звучания гораздо легче, и я приведу некоторые из них, те, что наиболее сильно связаны с внутренними его свойствами.
Так вот, при грациозном балансе Reference 8 Signature дают очень красивую, "светящуюся" палитру тембральных красок. На крайних регистрах баланс нарушается: кажется, что самый "верх" слегка приподнят, а нижний бас весьма скромен. Последнее, учитывая миниатюрные габариты АС, не только субъективная, но и объективная реальность. Подъем в верхнем регистре может ощущаться из-за того, что у Reference 8 ровный мид-бас и нет очень распространенной в классе малых АС компенсации нехватки баса подъемом в нижней части среднего регистра. Бас у этих АС, кстати, хоть и скромен, но хорошо очерчен, без "послесвечения", вызванного неправильной настройкой фазоинвертора. Вообще тембральный голос Reference 8 особенно хорош для мужского вокала: теноров и баритонов.
Макродинамика, то есть широта размаха между самыми тихими и самыми громкими звуками, существенно сжата. Страдают, естественно, не тихие, а громкие звуки. Они мягко ограничиваются так, что вместо больших ступенек громкости между ними слышны лишь мелкие отличия. Если в музыке одновременно присутствуют мощный протяженный во времени бас и насыщенная "середина", то наблюдается эффект небольшой потери прозрачности среднего регистра.
В чем ProAc Reference 8 Signature блистательны, так это в микродинамике, в передаче тонких отличий громкости, вибрато, малозаметных "изгибов" нот. Это придает звучанию богатство интонаций и высвечивает индивидуальные особенности исполнения.
В целом, звучание у АС открытое и удивительно слаженное, с фантастически точным голосоведением. Мелкие течения и завихрения потока музыки четко выделены, но при этом сливаются в общую картину без искусственного подчеркивания границ.
Технические параметры АС ProAc Reference 8 Signature
- Диапазон частот: 38-30000 Гц
- Номинальное сопротивление: 8 Ом
- Рекомендуемая мощность усилителя: 10-100 Вт
- Уровень чувствительности: 86 дБ/Вт/м
- Габаритные размеры (ШхВхГ): 152х266х228 мм
- Варианты отделки: черное дерево, клен "птичий глаз", черный рояльный лак, белый рояльный лак
Вывод
Недешевые малютки. За довольно обычной внешностью скрываются недюжинные музыкальные способности. Неутомительный и во всех аспектах богатый звук.
Контрольный тракт
- Транспорт CD Accustic Arts Drive I;
- Ц/А-конвертор Accustic Arts DAC I-MK4;
- предварительный усилитель Electrocompaniet EC 4.8;
- усилитель мощности Electrocompaniet Nemo (AW600);
- кабели к АС Audio Note AN-B;
- кабели межблочные балансные Harmonic Technology Pro-Silway;
- акустические системы DALI Royal Menuett;
- подставки для акустических систем BLM Roman Emotion
Музыкальный материал
- Bidu Sayao. Bachiana Brasiliera no. 5. Opera Arias and Folsk Songs of Brazil (Sony Classical MHK 62355)
- Marianne Faithfull. "The Seven Deadly Sins" (Rverso 74321-60119-2)
- Marc Antoine Charpentier. Messe pour les Trepasses (Erato ECD 88121)
- Beethoven. Piano Sonatas 8!10. 13 & 14. W. Gieseking (EMI Classics/ Seraphim CDE 7243 5 69019 2 6)
С.Таранов "АудиоМагазин" №5 (70) 2006