Двойная тяга. Проигрыватель грампластинок Dual CS 505-4
Немецкая фирма Dual в представлении не нуждается, она существует уже более 100 лет. Различные модели ее проигрывателей всегда были предметами вожделения наших аудиофилов еще в те далекие времена, когда ныне почетное слово Бизнес брезгливо заменялось Спекуляцией, а виртуальная стоимость доллара составляла всего 67 копеек. Несмотря на все возрастающий авторитет “винила” и большой поток аппаратуры, проходящий через наш испытательный стенд, проигрыватель фирмы Dual предоставлен нам впервые. Поэтому интересно кратко ознакомиться с историей фирмы и конструктивными особенностями ее изделий на примере модели Dual CS 505_4.
В Германии в 1900 году Кристиан Штейдингер (Christian Steidinger) основал компанию “Братья Штейдингер” для производства заводных пружинных механизмов, ставших впоследствии, с 1909 года, моторами для граммофонов.
В 1927 году в граммофон, кроме механического пружинного мотора, был добавлен электродвигатель, и с этого момента проигрыватель стал называться Dual. О пружинном приводе давно забыли, но название Dual сохранилось до сих пор.
В 1937 году проигрыватель грампластинок Dual получил высокую награду на Всемирной выставке в Париже.
В 1952 году была выпущена первая пьезоэлектрическая головка звукоснимателя собственного производства.
В 1958 году был разработан и выпущен стерео проигрыватель виниловых дисков. Началась эра Стереозвука! В последующие годы фирма Dual успешно внедрила в производство много новшеств: например, автоматическое проигрывание грампластинок, силиконовое демпфирование тонарма, компенсацию скатывающей силы (антискейтинг) — а в 1973 году фирма даже успела отреагировать на кратковременный всплеск квадрофонической моды, продемонстрировав полный комплект квадрофонического оборудования на выставке в Берлине.
Конечно, за долгие годы работы фирмы, особенно в период конкуренции CD и “винила”, были не только взлеты, но и падения. Сейчас же фирма Dual находится снова на подъеме, и свидетельством этому служит предоставленный нам на экспертизу проигрыватель грампластинок DualCS 505_4.
1. Проигрыватель оснащен тонким легким немагнитным диском с фетровым демпфирующим матом. Благодаря малой массе диск не резонирует на инфранизких частотах, поэтому исключается интермодуляция, ощущаемая на обычных массивных дисках.
Малая толщина диска способствует эффективному демпфированию с помощью фетрового мата вредных звуковых частот, возникающих в результате акустической обратной связи.
2. Система головки и тонарма типа ULM (ультранизкой массы) обеспечивает высокую динамическую гибкость преобразователя в области средних и верхних частот и малую чувствительность к инфразвуковым воздействиям, обычно создающим излишнюю гулкость звучания.
3. Привод диска проигрывателя осуществляется пассиком от синхронного двигателя. Предусмотрена механическая подстройка скорости вращения (pitch control) в пределах полутона хроматической гаммы, что вполне достаточно для управления тональностью.
4. В головке установлена эллиптическая игла. Регулировка скатывающей силы (антискейтинг) предусмотрена для двух режимов — сухого и влажного проигрывания. Влажное проигрывание более бесшумно, но требует применения чистой дистиллированной влаги и тщательного ухода за грампластинкой.
5. Рабочая длина тонарма устанавливается с помощью специального шаблона, высота тонарма регулируется соответствующим винтом, прижимная сила — градуированным роликом.
6. Проигрыватель имеет несимметричные выходы с разъемами RCA.
Прослушивание
У экспертов — любителей музыки, имеющих длительный слуховой опыт экспертиз и профессиональную инженерную подготовку, всегда при знакомстве с конструкцией испытуемого образца возникает некоторое предвзятое мнение о его звуковых свойствах. Тем более, когда конструкция отличается от общепризнанных, проверенных временем, “канонических” инженерных решений. А это встречается часто, особенно среди изделий средней ценовой категории. Учитывая специфику “вкусов” слушателей, разработчики вводят в аппарат так называемые “приманочные” параметры — свойства, привлекающие определенной комфортностью звучания, часто в ущерб глубокой и утонченной его музыкальности, воспринимаемой далеко не всеми слушателями.
Идеология ULM (Ultra Low Mass) имеет самое прямое отношение к вышесказанному. В реальных жилых помещениях она обеспечивает весьма комфортный, живой звук. Это происходит частично за счет некоторой псевдо реверберации при воздействии излучаемых звуковых волн от АС на легкую подвижную систему “диск — головка — тонарм”, частично за счет “утаивания” низких резонансов комнаты, обычно разрыхляющих нижний регистр.
Этот легкий аналитический пессимизм, нередко интересный для аудиофилов, стимулировал нас к прослушиванию полного музыкального материала — и мы, невольно вспомнив Франца Кафку, погрузились в этот процесс, наслаждаясь воздушным, чистым, живым звучанием.
Слушая Владимира Горовца, мы ясно ощущали неповторимую индивидуальность его туше, часто теряющуюся в других проигрывателях. Даже явная перемодуляция канавки в этюде А.Скрябина здесь практически не ощущалась. Открыто и эмоционально звучали записи в формате Living Stereo, особенно “Шабашведьм”, где мы чувствовали себя реальными участниками событий.
Образно и рельефно прозвучал набор шведских тест-записей, подтвердив широкие художественные возможности аналогового звуко-воспроизведения.
Любители классического джаза получили истинное наслаждение, полностью прослушав грампластинку в нашем списке.“Секрет” привлекательности звучания проигрывателя Dual CS 505_4, оснащенного системой ULM, прост: он объясняется высокой огибающей способностью подвижной системы миниатюрного звукоснимателя и отсутствием обычной массивности нижнего регистра, свойственной большинству традиционных проигрывателей.
Правда, сейчас пошла мода на тактильные датчики, когда бас не только лезет в уши, но и толкает в зад. Любителям такого “комфорта” целесообразно предварительно прослушать предлагаемый звуковой тракт, учитывая, что далеко не все впечатления зависят от свойств проигрывателя грампластинок.
Вывод
Проигрыватель грампластинок Dual CS 505_4 обладает выраженной комфортностью звучания и незаурядной способностью к передаче художественных музыкальных образов. Его можно рекомендовать аудиофилам, любителям живого красивого звука и поклонникам серьезной выразительной музыки.
Вениамин Зуев АудиоМагазин 5 2007