Ламповая вселенная. CD проигрыватель Vincent CD-S6 Гибридный стереоусилитель Vincent SV-236
К ламповой технике невозможно быть равнодушным. Одни приходят в восторг от «лампового звука», другие считают, что электровакуумные приборы - это несовершенные электронные компоненты. Истина, как всегда, где-то рядом, и состоит она в том, что в большей степени на звук влияет конкретная реализации той или иной схемотехники. Достаточно интересным и результативным нам видится применение ламп в компонентах Vincent
Одна идея на двоих
Два устройства, прибывшие Е в нашу тестовую лабораторию, образуют удивительно слаженную пару. Оба сконструированы по одной идеологии и похожи как внешне, так и внутренне. Подобное единение стало возможным потому, что они в буквальном смысле были созданы друг для друга. Первым на свет появился усилитель Vincent SV-236. Достаточно долго он продавался как самостоятельный компонент, и его концепция не находила отражения среди CD-плееров. Несколько позже главный идеолог компании Уве Бартэл решил, что необходимо устранить эту несправедливость. Перед разработчиками встала задача воплотить в гибридном CD-проигрывателе уровень качества и характер звучания усилителя SV-236. Результатом стал принципиально новый аппарат Vincent CD-S6.
Для того чтобы понять истинную ценность этого тандема, необходимо разобраться, в чем же состоит смысл комбинирования ламп с цифровой и транзисторной техникой. Лампы дают более приятный и живой звук, но проигрывают транзисторам по некоторым электрическим характеристикам. Свои преимущества и недостатки есть и у транзисторной техники. Инженеры Vincent решили не выбирать между теми и другими и предпочли совместить их в единой конструкции. Суть данного подхода заключается в том, чтобы использовать лампы и транзисторы там, где они наиболее эффективны. Посмотрим, что получилось в результате. Для простоты проследим путь сигнала по всей схеме — от носителя до акустики.
С высококачественного транспортного механизма Philips сигнал попадает на аудио ЦАП Burr-Brown PCM 1732 с параметрами 24 бит/96 кГц (который, кстати, умеет работать и с данными с дисков HDCD). Сразу после превращения «цифры» в «аналог» в дело вступают лампы. Преобразователь ток-напряжение собран на 12АХ7, а выходной буфер — это двойной триод 12AU7. Характерная особенность ламп — естественный спад частотной характеристики в верхней области, что является естественным фильтром, который отсекает ВЧ-помехи, проникающие в аналоговый сигнал из цифровой части. В блоке питания использованы схемы стабилизации на основе как полупроводниковых элементов, так и пары ламп.
Во входных каскадах усилителя также трудятся лампы 12АХ7. В оконечных каскадах установлено по 4 мощных MOSFET-тран-зистора на канал. Их присутствие обосновывается весьма просто—с технической точки зрения транзисторы представляют собой более подходящий элемент для получения высокой мощности. В результате «транзисторная» энергия соседствует с «ламповой» насыщенностью звука.
Весь тракт, начиная от ламп в проигрывателе и заканчивая выходными транзисторами, способен работать в классе А. При повышении нагрузки выше отметки 10 Вт усилитель автоматически переходит в класс АВ, но до того мы имеем чистый класс А — от ЦАПа до акустики.
Искусство исполнения
Внешность аппаратов вы годно выделяет их среди всех возможных соперников. Количество металла, пошедшего на изготовление передних панелей, как раз такое, как и положено в солидных компонентах Hi-Fi и High End. Так что качество корпусов нареканий не вызывает. Алюминия не пожалели, индивидуальности хоть отбавляй, а главное — сделано все на самом высоком уровне.
Но куда важнее иное — качество исполнения музыки. Поэтому быстро включаем устройства и... ждем, когда завершится первоначальный прогрев. А пока лампы приходят в рабочий режим, стоит сделать одну очень важную оговорку относительно предстоящего прослушивания. Владельцы техники Vincent в один голос утверждают, что после распаковки аппарат начинает по-настоящему хорошо звучать только после 50-100 часов работы. Так что не судите строго, мы будем говорить о том, что услышали после двухчасового прогрева.
Звучание компонентов можно охарактеризовать как мягкое, чистое и телесное, они словно наполняют помещение музыкой, не оставляя ни одного миллиметра свободного пространства. Это и есть одно из проявлений «лампового» звука. Другая отличительная особенность са-унда (которую тоже можно отнести на счет ламп) — легкая размытость звуковой картины, как будто музыка играет за тонкой, едва различимой вуалью. Надо отдать должное умению плеера Vincent CD-S6 и усилителя Vincent SV-236 прорабатывать пространство — этот дуэт формирует удивительно объемную и хорошо очерченную сцену. Тональный баланс у пары ровный практически во всем диапазоне, и лишь в низкочастотном регистре на нашей акустике наблюдается небольшой подъем среднего баса с ранним спадом нижнего. Очень интересно преподносятся верха. Они по-ламповому комфортные и мягкие, но нет ощущения какого либо их недостатка.
Видимо, малое время прогрева не позволило нам оценить степень живости и выразительности звучания. Во всяком случае, наш опыт явно противоречит традиционному мнению, сложившемуся об этих компонентах. Мы услышали довольно отстраненный саунд, не вовлекающий в прослушивание, а, скорее, беспристрастно играющий музыку. Обычно же гибридной технике Vincent приписывают исключительную эмоциональность и выразительность.
Крайне любопытный факт мы наблюдали в процессе эксплуатации. При работе в классе А половина энергии обычно преобразуется в тепло, а когда усилитель простаивает, то на радиаторы уходят все 100% мощности. Для Vincent SV-236 это не характерно. Его огромные радиаторы, несомненно, горячи, но не настолько, как это происходило бы на обычном транзисторном усилителе, действующем в классе
Не выходя из класса А
Для того чтобы усилитель не вышел из класса А, ему необходима крайне легкая нагрузка. Подберите акустику с высокой чувствительностью (от 90 дБ и выше), и вы получите достаточную громкость, не выводя при этом компонент за заветную границу в 10 Вт.
Максим НАУМОВ журнал DVDXpert март 2009