Интегральный ламповый усилитель Copland CTA405
Дания — небольшая страна с весьма скромными природными ресурсами, но вряд ли в других странах мира найдется такое количество именитых компаний по производству высококлассных аудио компонентов, как в Дании. Вспомним хотя бы “Брюль и Къер”— фирму, снабжающую весь мир первоклассной измерительной техникой.
Датчане чтят свои национальные традиции, но вот появляется фирма с нетрадиционным, проамериканским названием Copland. Оказывается, что ее руководитель Уле Моллер (Ole Moller) — истый меломан — был настолько увлечен каприччиозной музыкой американского композитора Аарона Копленда, что назвал свою фирму его именем. Действительно, от каприса до каприза один шаг.
Изделия с маркой Copland редко посещают наш испытательный стенд и не часто встречаются в обзорах выставочных экспонатов. Правда, на выставке High End’2006 в Мюнхене (см. АМ №3 (68) 2006, с.27) впервые в мире был успешно продемонстрирован опытный образец цифрового корректора акустики помещения DRC_205, что свидетельствует о высоком научно-техническом уровне фирмы Copland.
В данной модели оптимально сочетаются результаты тщательных научно-технических исследований последних лет и традиционная схемотехника, проверенная временем. В соответствии с нашим ГОСТом, Copland CTA405 — это полный ламповый стерео усилитель, состоящий из фонокорректора, линейного усилителя напряжения, усилителя мощности и блока питания.
Фонокорректор предназначен для работы с высоко импедансными головками звукоснимателей, но благодаря низкому уровню шума и достаточно высокой чувствительности он прекрасно работает и с малочувствительными низкоимпедансными головками — например, с Sumiko Celebration (0,5 мВ/100 Ом).
Особое внимание было уделено блоку питания с низкоимпедансным силовым трансформатором производства датской компании Noratel с мощностью около 300 Вт и специальным безынерционным емкостным фильтром, а также выходным трансформаторам того же производителя с минимальными индуктивностями рассеяния (хорошим магнитным потокосцеплением). Благодаря этому усилитель легко отдает в нагрузку полную мощность — 100 Вт с высокой скоростью передачи фронта сигнала, воспроизводя, таким образом, частоты до 100 кГц. Величина собственной индуктивности выходных трансформаторов обеспечивает АЧХ от 5 Гц. Вторичные обмотки выходных трансформаторов рассчитаны на нагрузку 8 Ом, для подключения 4-омных АС имеются специальные отводы, это обеспечивает полную отдачу по мощности, но приводит к некоторой потере качества звучания за счет роста индуктивности. Поэтому, если от усилителя не требуется отдача полной мощности, то лучше подключать 4-омные АС к 8-омному выходу.
Выходные каскады усилителя — 2-тактные, работают в классе АВ, для симметрирования их режима предусмотрена регулировка сеточного смещения. Используются 4 лампы Electro Harmonix KT88EH российского производства. Для уменьшения искажений сигнала (линейных и нелинейных), а также для повышения фактора демпфирования нагрузки введена отрицательная обратная связь умеренной глубины.
Усилитель смонтирован в изящном жестком корпусе. На передней панели расположены ручка переключения сигнальных входов, ручка регулятора громкости (используется моторизованный потенциометр Alps 615G 50KAX2), кнопка Standby и кнопка петлевого контроля звукозаписи Tape. В центре панели имеются индикаторы включения входов. На задней панели расположены гнезда фонокорректора, линейных входов, клеммы для подключения АС (производства WBT), сетевой разъем и клавиша включения сети питания.
В комплекте поставки имеется пульт дистанционного управления RC 102, с помощью которого можно переключать сигнальные входы, регулировать громкость, переходить в режим Standby. Этот же пульт может управлять функциями CD-проигрывателей фирмы Copland.
Прослушивание
Ламповый звук всегда привлекает любителей комфортного звучания заманчивым сочетанием теплоты и чистоты. Подсознательно, а иногда и осознанно, мы прощаем ему и окраску, вызванную неравномерностью импеданса АС, и легкое затягивание атаки фронта сигнала выходным трансформатором, особенно при малой глубине отрицательной обратной связи, и некоторую потерю детальности из-за неполного потокосцепления между его обмотками при использовании 4-омного выхода, и ограничение баса из-за недостаточной мощности усилителя. Но когда мы включили Copland CTA405, то все эти, обычно замечаемые придирчивым интеллектом, мелочи исчезли, их просто не было. Неожиданная естественность, непосредственность живого исполнения, тонкая нюансировка мелодических линий, проникая в душу, завораживали. Создавался какой-то повышенный романтический тонус, способствующий отчетливости восприятия индивидуальных особенностей творческого почерка исполнителей: взрывного, контрастного туше и непривычной агогики Иво Погорелича (2, трек 11), подчеркнутой патетики Владимира Горовица (6), затаенных эмоций Телониуса Монка (4). Рельефно и многогранно воспроизводилось мастерство великих скрипачей (7). Изумляла и радовала музыкальная прозрачность больших оркестров (5, 7).
Стало ясно, что Copland CTA405 не входит в привычную компанию усилителей, которые “воскресли” с началом лампового ренессанса из середины прошлого века и приятно отвлекли нас от надоевшего “транзисторного” звука, но не решили проблему желанного повышения музыкальной выразительности. И только в последнее время в результате кропотливых разработок на современном научно-техническом уровне стали появляться ламповые модели, способные вполне удовлетворить как пристрастных меломанов, так и привередливых аудиофилов. К таковым можно уверенно отнести и наш Copland CTA405. Этот усилитель не “бьет по ушам”, не выдает “пулеметных очередей” на пассажах щипковых инструментов, не “свингует” вместо плохого джаза (бывают и такие модели с искусственным акцентированием ритма). Он скромно и правдиво воспроизводит фонограмму, сохраняя все богатство музыкальных красок композиций и особенности творческих интерпретаций исполнителей.
Источник: АудиоМагазин 4 2007