Музыкальное наследие
У любого изделия, будь то CD-проигрыватель, усилитель или акустика, есть «родители» — конструкторы, дизайнеры, технологи. Чаще всего их имена неизвестны широкой публике, но бывают случаи, когда инициалы создателя выносятся на лицевую панель, словно знак качества. Именно такие компоненты, с рельефным логотипом AMS, мы и будем сегодня слушать.
Аббревиатура AMS означает Antony Michaelson Signature, а Энтони Майклсон — аудиогуру, главный инженер Musical Fidelity и автор многих не просто успешных, а реально культовых моделей.
По мнению Майклсона, AMS CD — «лучший цифровой продукт, который компания выпустила за всю свою историю». А история Musical Fidelity, между прочим, насчитывает тридцать с лишним лет. Проектировался он не как «чистый» источник, а как бескомпромиссное сочетание транспорта и преобразователя, которые в случае необходимости могут использоваться по отдельности. Соответственно, при проектировании были применены наиболее удачные наработки компании, лучшие материалы и самые современные достижения в области цифрового аудио.
Привод, пожалуй, самый важный узел любого CD-проигрывателя. Чем точнее считывание, тем меньше ошибок приходится исправлять впоследствии. А исправляются они, как известно, методом экстраполяции, т.е. подстановкой неких промежуточных значений, не всегда соответствующих действительным. В результате искажается форма исходного сигнала, звучание музыкальных инструментов теряет естественность. В AMS CD установлен транспорт Philips CD Pro, по мнению многих специалистов, лучший из всех когда-либо выпускавшихся. Причём это не серийная версия, а custom made, изготовленная по спецзаказу Musical Fidelity, с прецизионной механикой и увеличенным ресурсом. Загрузка — с тонкого лотка, выточенного из нержавеющей стали.
На каких чипах построен цифровой тракт, компания не разглашает, известно лишь, что были выбраны самые дорогие из тех, что может предложить современная индустрия. Преобразование сигнала осуществляется счетверёнными 24-битными ЦАПами «дельтасигма» в дифференциальном включении. Это суперлинейные конверторы с минимальными искажениями, шумами и уровнем джиттера. Восьмикратная передискретизация сигнала позволяет увести помехи, возникающие при преобразовании, далеко за границы звукового диапазона. При этом аналоговый фильтр можно значительно упростить и тем самым уменьшить его вклад в звучание.
Выходные каскады построены по балансной схеме на транзисторах, работающих в классе А. Соответственно, имеются и аналоговые выходы XLR, которые также продублированы обычными RCA.
Из конструктивных особенностей проигрывателя стоит отметить и блок питания с 12 независимыми стабилизаторами, и экраны из мю-металла* для защиты печатных плат от наводок со стороны привода.
Сигнал на ЦАП может подаваться в форматах SPDIF (коаксиал), TosLink (оптика) и AES (балансный). Точно такой же набор интерфейсов имеется для подключения к транспорту внешнего преобразователя. Выбор нужного входа или выхода осуществляется с пульта ДУ — тяжёлого бруска из фрезерованного алюминия с маленьким кнопочками.
Сам проигрыватель тоже отличается приличной массой (более 11 кг) и солидным исполнением корпуса с толстой лицевой панелью.
Интегральный усилитель AMS-35i выполнен в точно таком же стиле, но с боковыми стенками в виде мощных радиаторов. Столь эффективный отвод тепла необходим оконечным каскадам, которые работают в «чистом» классе А при отдаваемой мощности 35 Вт. Напомню, что главная особенность таких усилителей в том, что через выходные транзисторы постоянно протекает большой ток, чем достигается высокая линейность, минимальные искажения и хороший контроль акустики. Платить за это приходится низким коэффициентом полезного действия (не более 15 — 20%), поэтому такие аппараты имеют большие размеры, массу и внушительное тепловыделение.
Вообще говоря, AMS-35i — далеко не первый усилитель подобного рода, разработанный инженерами Musical Fidelity. Лет двадцать назад был выпущен 50-ваттный интегральник A1000, который сейчас на вторичном рынке продаётся дороже, чем когда-то стоил новый. Подобная же схемотехника была реализована и в более поздних моделях — AMS50 и AMS1000.
Несмотря на то, что AMS-35i задумывался как более доступный аппарат класса А, в нём соблюдены все каноны, принятые при создании техники класса High End. Принцип «двойного моно» предусматривает собственные сетевые трансформаторы для правого и левого каналов, а также раздельные обмотки для питания предварительных и оконечных каскадов. Фирменная технология позволила получить одинаковый и очень малый уровень искажений на частотах 20, 1000, 10000 и 20000 Гц.
В усилителе предусмотрена коммутация пяти линейных входов, включая один балансный. Для расширения системы можно задействовать два выхода RCA — с постоянным и регулируемым уровнем.
Пульт ДУ такой же, как и у проигрывателя, большой и тяжёлый.
Греется усилитель не так сильно, как можно было ожидать, но в закрытую стойку его лучше не ставить. Холодный аппарат слушать также не советую, нужно дать ему постоять без сигнала минут двадцать, чтобы он «вошёл в голос». Честно говоря, думал, что 35 Вт будет маловато для нашей редакционной акустики, но субъективно усилитель звучит, как 60 — 80-ваттный. Даже на больших уровнях не было заметно ни искажений, ни особых ограничений по динамике. Звучание в целом плотное, насыщенное, с нехарактерной для большинства транзисторных аппаратов теплотой. Но теплота это не ламповая, полученная за счёт «красивых» гармоник, а приятное ощущение сбалансированности всех характеристик — тонального баланса, микродинамики, правдоподобности тембров...
Удары китайских барабанов [1] передаются сочно и резко, без посторонних колебаний диффузоров. Передемпфирования, т.е. лишней зажатости, тоже не заметно. Бас контролируется даже на самой нижней границе, где он скорее ощущается, чем слышится. Это также можно считать и заслугой проигрывателя — достоверность в нижнем регистре очень зависит от цифрового тракта. Как, впрочем, и сцена — чем меньше рассогласование каналов по фазе, тем реальнее получается пространственная картина. В нашем случае построение сцены близко к идеальному, если не считать лёгкой расфокусировки образов на удалённых планах.
Большое достоинство нашей пары — предельная деликатность при воспроизведении архивных записей [2]. Высокая прозрачность, внимание к нюансам, в т.ч. и эмоциональным, отсутствие каких бы то ни было акцентов, — всё это говорит об очень высоком профессиональном уровне разработчиков. Очень редко встречается и такое качество, как постоянство тонального баланса и стабильность сцены при любых изменениях громкости.
Фрагменты рока и блюза [3] передавались с чётким, энергичным ритмом, хорошей скоростью и мощной атакой. Несмотря на относительно невысокую мощность, усилитель не давал слабины на трудных местах, моментально реагировал на резкие динамические перепады. Рельефно прорисованный контрабас, характерные особенности вокальных партий и спектра акустических инструментов, — всё это напоминало звучание качественной студийной фонограммы.
Очень ценно и то, что система, составленная из авторских компонентов, не выказала ни малейших жанровых предпочтений, любые, даже самые сложные музыкальные фрагменты трактовались с неизменным изяществом и непринуждённостью. При совместной работе с чувствительной акустикой (от 90 дБ), у AMS-35i сейчас найдётся немного конкурентов даже в более высоком ценовом сегменте. Да и со временем эти компоненты вряд ли потеряют в цене и даже могут стать очередными аудиофильскими раритетами.
Источник: Журнал Салон Audio Video март 2011