Акустические системы JBL 4305H WX
Была создана целая гамма динамических головок с применением оригинальных, совершенных технологий. В создании новых динамиков уже почти 20 лет принимают активное участие бывшие сотрудники нашего ВНИИ ИРПА (Всесоюзный научноисследовательский испытательный институт радиовещательного приема и акустики им. А.С. Попова) — Александр Вой швилло и Сергей Александров.
Сегодня акустику JBL можно встретить в ведущих студиях и концертных залах мира. Студийными мониторами JBL пользуются такие фирмы, как Capitol, Deutsche Grammophon, London/Decca, Elektra, EMI, RCA, Warner Brothers.
Выпуск акустических систем серии N4300 начался еще в 70х годах про шлого века. Сейчас перед нами одна из “младших” представительниц этого культового семейства 4305Н WХ, изго товленная в Китае.
Конструкция
Акустические системы JBL 4305Н WX — полочные мониторы. Несмотря на скромную толщину стенок, корпуса их весьма жесткие, без ощутимых вибраций и резонансов. Внешняя поверхность АС отделана натуральным матовым шпоном. На задней стенке установлены две золоченые клеммы для подключения к усилителю.
Акустические системы — 2полосные. Нижние и средние частоты (до 4,5 кГц) воспроизводятся обычным динамиком с диффузором диаметром 150 мм, изготовленым из бумажной массы. Для обеспечения устойчивого поршневого режима он отпрессован с концентрическими ребрами жесткости и армирован целлюлозными волокна ми. Внешний подвес — резиновый с линейной упругостью. Динамик нагру жен на эффективный оптимально со гласованный фазоинвертор, состоящий из двух длинных труб, выведенных внизу на переднюю панель.
Над НЧ/СЧ динамиком расположен высокочастотный рупорный излучатель — о нем следует поговорить подробнее. В подавляющем большинстве акустических систем, оснащен ных рупорными излучателями, при меняются упрощенные, “широкогорлые” рупоры. Это когда диффузор (диафрагма) или мембрана работают на простой рупор, лишь концентрирующий излучение в данном направлении, сужающий характеристику направленного действия (ХНД) и за счет этого несколько повышающий звуковое давление в своем диапазоне частот. В нашем же случае рупорный излучатель более сложной, оптимальной конструкции. Титановая мембрана высокой жесткости с диаметром 25 мм нагружена на предрупорную (компрессионную) камеру, то есть акустический трансформатор. Это обеспечивает особо высокую отдачу (КПД) при весьма малых нелинейных и частотных искажениях. Специальная форма выходного отверстия рупора формирует нужную, оптимальную конфигурацию ХНД. Такая характе ристика весьма целесообразна для полочных систем, за которыми может близко находиться отражающая поверхность стены.
Акустические системы 4305Н WX имеют довольно высокую чувстви тельность и поэтому не требуют большой мощности усилителя, хотя и могут выдерживать подводимую долго временную мощность до 150 Вт. Что вполне соответствует студийным пра вилам и нормам.
Эта двухполосная система со взаимно близким расположением излучателей позволяет получить оптимально сформированное звуковое поле на близком расстоянии от стереобазы — всего 1,5 метра, что удобно для студийной работы звукорежиссеров и звукооператоров.
Для повышения субъективной комфортности звучания в разных условиях при различных фонограммах предусмотрен регулятор уровня громкости ВЧ рупора, в пределах от +1 дБ до –7 дБ. В крайнем левом положении регулятора громкости практически полностью отключается ВЧ рупор.
Достаточно узкая характеристика излучения рупора, направленная на слушателя, обеспечивает четкую стереопанораму и, благодаря отсутствию переотражения от стен и потолка, — высокую разрешающую способность в верхнем регистре.
Для удобства эксплуатации в со временных помещениях, насыщенных самой различной электроникой, акустические системы JBL 4305H WX надежно магнитоэкранированы.
Прослушивание
Мы хорошо знакомы с давних вре мен с моделями акустических систем фирмы JBL. Еще в далекие советские времена во ВНИИИРПА было несколь ко вариантов моделей JBL, которые мы изучали и использовали в различных аудиотрактах.
Акустические системы фирмы JBL всегда отличались высокой надежно стью, долговечностью и перегрузочной способностью. Даже у малогабаритных мониторов с небольшими динамиками звучание оставалось чистым на запре дельных уровнях громкости.
В целом звучание 4305Н WХ нам нравится, но оно, как и следовало ожи дать, имеет отчетливо выраженный “мо ниторный” характер, свойственный про фессиональной студийной аппаратуре.
Акустические системы — это, пожалуй, наиболее ответственные компоненты звукового тракта, определяющие конечный результат его работы. Проектируются АС, как правило, с необходимыми целевыми компромиссами — и потому могут вызывать у слушателей самые противоречивые оценки. Мы упрощенно разделяем слушателей на две категории: аудиофилов — сторонников аналитического осознанного звучания — и меломанов, обладающих подсознательным, чувственным “доминантным” восприятием.
По данным музыкальной психофизиологии, имеются и другие категории слушателей, которых немного, — и на них мы останавливаться не будем. Именно поэтому профессиональная, студийная контрольная аппаратура существенно отличается от аппаратуры, предназначенной для эмоционального наслаждения одаренных меломанией слушателей.
Во время одной из записей большого симфонического оркестра в студии фирмы “Мелодия” я предложил нашему весьма авторитетному звукорежиссеру — меломану Герхарту Мар тиновичу Цессу следующее: поменять строгую студийную аппаратуру на музыкально выразительную. Он сказал, что увлекающая музыкальная вырази тельность окажется помехой оперативной регулировке параметров звукового тракта. Действительно, мониторы — это деловые аналитические системы, они необходимы для студийного контроля звучания, для музыкального обучения, анализа партитур, оценки технических способностей музыкантов. Хорошие мониторы уверен но ласкают слух аудиофилов и потому пользуются вполне заслуженным авторитетом у подавляющего большинства слушателей.
Представленные нам на прослушивание акустические системы JBL 4305Н WХ очень хорошие, и потому остановимся подробнее на их звуковых свойствах. Слушая их, мы искренне любовались звучанием, забывая о музыке, чего не было на других студийных системах. Однако всетаки экспертиза оказалась не из простых: несмотря на близость музыкальных вкусов, мы расходились в оценках не которых особенностей характера звучания, но это не столь важно. Общее мнение свелось к тому, что эти АС — действительно мониторы, они воспроизводят практически всё, до мело чей, в самых сложных оркестровых фонограммах. Даже в непривычных диссонирующих аккордах можно уловить каждую ноту. JBL 4305Н WХ — услужливые добросовестные помощники звукорежиссеров в любых музыкальных жанрах. Конечно, они не в состоянии передать самый нижний регистр “Poem of Chinese Drums” (7, трек 10), но в этом нет особой необходимости ни для звукорежиссера, ни для любителя музыки. Главное заключается в том, что свободно, легко и со всеми нюансами воспроизводится ми кро и макродинамика этого сложного для исполнения и восприятия музыкального произведения. Эмоциональной свежестью звучания скрипки по радовал нас Иегуди Менухин в про грамме “West meets East” (“His Master’s Voice”, Stereo ASD 2294). Наделенная сверхскромными вокальными данными Лиза Экдаль (Lisa Ekdahl) исполнила песни своего друга Сальвадоре По (Salvadore Рое) с уди вительной захватывающе интимной выразительностью (СD RСА Victor, 74321).
Эти АС также уверенно воспроиз водили все оттенки иронического гро теска в пении Бобби МакФеррина, вызывающие у слушателей искренний смех (УоYo Ma. Bobby McFerrin. Hush. Sony Masterworks, SK 48177). Регулятор уровня высоких частот позволяет получить желаемый, субъек тивный тональный баланс. Базовый регистр при небольших уровнях гром кости остается насыщенным, а звучание — вполне комфортным. Несмотря на сравнительно высокую частоту раз дела — широкую полосу частот, от данную НЧ/СЧ динамику, — даже на значительной громкости не ощущается ни интермодуляции, ни эффекта Допплера.
Мы считаем, что выбранные разработчиками конструктивные компромиссы вполне оправданы и оптимально реализованы в данных акустических системах.
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Частотный диапазон 50 Гц – 35 кГц
Чувствительность 89 дБ (2,83 В/ 1 м)
Номинальный импеданс 6 Ом
Частота раздела полос 4,5 кГц
Долговременная мощность 150 Вт
Габариты (Ш х В х Г) 273 х 460 х 284 мм
Масса 11,5 кг
[ Контрольный тракт ]
Проигрыватель компакт-дисков LUA Cantilena Mk II Midi;
проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 Mk II;
фонокорректоры Dynavector DVP-75, Dynaco PAS-4;
головка звукоснимателя Sumiko Celebration Pearwood Signature (MC);
интегральный усилитель LUA 4545C;
межблочные кабели Audio Quest Python;
кабели к АС XLO Electric Signature 2 type 5.2;
сетевые кабели Fisch Audiotechnik Performance-3, IsoTek Optimum.
[ Музыкальный материал ]
Грампластинки
Test Record 1: Depth of image, Opus 3
Test Record 2: Timbre, Opus 3
Richard Strauss. Alpine Symphony (EMI Records, ASD 1435771)
Pierre Boulez. Le marteau sans mai^tre (CBS, 76 191)
Witches’ Brew (Living Stereo, RCA Victor LSC-2225)
Компакт-диски
Burmester Audiosystem Vorfuhrungs-CD II
Burmester Audiosystem Vorfuhrungs-CD III
Stereophile Test CD3 (Stereophile, STPH 006-2)
Musique Ouverture de l’esprit invitation au voyage au re^ve (Triangle Electroacoustique,
CD de demonstration 2003-2004)
[ Вывод ]
Акустические системы JBL 4305Н WX вполне приемлемы для строгого аудиомониторинга в студийных условиях. Они способны также удовлетворить звуковые потребности широкого круга аудиолюбителей, но для “мониторинга души” меломана – вряд ли пригодны. Поклонникам серьезной симфонической музыки и джазовой классики целесообразно предварительное прослушивание в знакомом звуковом тракте.
Сегодня акустику JBL можно встретить в ведущих студиях и концертных залах мира. Студийными мониторами JBL пользуются такие фирмы, как Capitol, Deutsche Grammophon, London/Decca, Elektra, EMI, RCA, Warner Brothers.
Выпуск акустических систем серии N4300 начался еще в 70х годах про шлого века. Сейчас перед нами одна из “младших” представительниц этого культового семейства 4305Н WХ, изго товленная в Китае.
Конструкция
Акустические системы JBL 4305Н WX — полочные мониторы. Несмотря на скромную толщину стенок, корпуса их весьма жесткие, без ощутимых вибраций и резонансов. Внешняя поверхность АС отделана натуральным матовым шпоном. На задней стенке установлены две золоченые клеммы для подключения к усилителю.
Акустические системы — 2полосные. Нижние и средние частоты (до 4,5 кГц) воспроизводятся обычным динамиком с диффузором диаметром 150 мм, изготовленым из бумажной массы. Для обеспечения устойчивого поршневого режима он отпрессован с концентрическими ребрами жесткости и армирован целлюлозными волокна ми. Внешний подвес — резиновый с линейной упругостью. Динамик нагру жен на эффективный оптимально со гласованный фазоинвертор, состоящий из двух длинных труб, выведенных внизу на переднюю панель.
Над НЧ/СЧ динамиком расположен высокочастотный рупорный излучатель — о нем следует поговорить подробнее. В подавляющем большинстве акустических систем, оснащен ных рупорными излучателями, при меняются упрощенные, “широкогорлые” рупоры. Это когда диффузор (диафрагма) или мембрана работают на простой рупор, лишь концентрирующий излучение в данном направлении, сужающий характеристику направленного действия (ХНД) и за счет этого несколько повышающий звуковое давление в своем диапазоне частот. В нашем же случае рупорный излучатель более сложной, оптимальной конструкции. Титановая мембрана высокой жесткости с диаметром 25 мм нагружена на предрупорную (компрессионную) камеру, то есть акустический трансформатор. Это обеспечивает особо высокую отдачу (КПД) при весьма малых нелинейных и частотных искажениях. Специальная форма выходного отверстия рупора формирует нужную, оптимальную конфигурацию ХНД. Такая характе ристика весьма целесообразна для полочных систем, за которыми может близко находиться отражающая поверхность стены.
Акустические системы 4305Н WX имеют довольно высокую чувстви тельность и поэтому не требуют большой мощности усилителя, хотя и могут выдерживать подводимую долго временную мощность до 150 Вт. Что вполне соответствует студийным пра вилам и нормам.
Эта двухполосная система со взаимно близким расположением излучателей позволяет получить оптимально сформированное звуковое поле на близком расстоянии от стереобазы — всего 1,5 метра, что удобно для студийной работы звукорежиссеров и звукооператоров.
Для повышения субъективной комфортности звучания в разных условиях при различных фонограммах предусмотрен регулятор уровня громкости ВЧ рупора, в пределах от +1 дБ до –7 дБ. В крайнем левом положении регулятора громкости практически полностью отключается ВЧ рупор.
Достаточно узкая характеристика излучения рупора, направленная на слушателя, обеспечивает четкую стереопанораму и, благодаря отсутствию переотражения от стен и потолка, — высокую разрешающую способность в верхнем регистре.
Для удобства эксплуатации в со временных помещениях, насыщенных самой различной электроникой, акустические системы JBL 4305H WX надежно магнитоэкранированы.
Прослушивание
Мы хорошо знакомы с давних вре мен с моделями акустических систем фирмы JBL. Еще в далекие советские времена во ВНИИИРПА было несколь ко вариантов моделей JBL, которые мы изучали и использовали в различных аудиотрактах.
Акустические системы фирмы JBL всегда отличались высокой надежно стью, долговечностью и перегрузочной способностью. Даже у малогабаритных мониторов с небольшими динамиками звучание оставалось чистым на запре дельных уровнях громкости.
В целом звучание 4305Н WХ нам нравится, но оно, как и следовало ожи дать, имеет отчетливо выраженный “мо ниторный” характер, свойственный про фессиональной студийной аппаратуре.
Акустические системы — это, пожалуй, наиболее ответственные компоненты звукового тракта, определяющие конечный результат его работы. Проектируются АС, как правило, с необходимыми целевыми компромиссами — и потому могут вызывать у слушателей самые противоречивые оценки. Мы упрощенно разделяем слушателей на две категории: аудиофилов — сторонников аналитического осознанного звучания — и меломанов, обладающих подсознательным, чувственным “доминантным” восприятием.
По данным музыкальной психофизиологии, имеются и другие категории слушателей, которых немного, — и на них мы останавливаться не будем. Именно поэтому профессиональная, студийная контрольная аппаратура существенно отличается от аппаратуры, предназначенной для эмоционального наслаждения одаренных меломанией слушателей.
Во время одной из записей большого симфонического оркестра в студии фирмы “Мелодия” я предложил нашему весьма авторитетному звукорежиссеру — меломану Герхарту Мар тиновичу Цессу следующее: поменять строгую студийную аппаратуру на музыкально выразительную. Он сказал, что увлекающая музыкальная вырази тельность окажется помехой оперативной регулировке параметров звукового тракта. Действительно, мониторы — это деловые аналитические системы, они необходимы для студийного контроля звучания, для музыкального обучения, анализа партитур, оценки технических способностей музыкантов. Хорошие мониторы уверен но ласкают слух аудиофилов и потому пользуются вполне заслуженным авторитетом у подавляющего большинства слушателей.
Представленные нам на прослушивание акустические системы JBL 4305Н WХ очень хорошие, и потому остановимся подробнее на их звуковых свойствах. Слушая их, мы искренне любовались звучанием, забывая о музыке, чего не было на других студийных системах. Однако всетаки экспертиза оказалась не из простых: несмотря на близость музыкальных вкусов, мы расходились в оценках не которых особенностей характера звучания, но это не столь важно. Общее мнение свелось к тому, что эти АС — действительно мониторы, они воспроизводят практически всё, до мело чей, в самых сложных оркестровых фонограммах. Даже в непривычных диссонирующих аккордах можно уловить каждую ноту. JBL 4305Н WХ — услужливые добросовестные помощники звукорежиссеров в любых музыкальных жанрах. Конечно, они не в состоянии передать самый нижний регистр “Poem of Chinese Drums” (7, трек 10), но в этом нет особой необходимости ни для звукорежиссера, ни для любителя музыки. Главное заключается в том, что свободно, легко и со всеми нюансами воспроизводится ми кро и макродинамика этого сложного для исполнения и восприятия музыкального произведения. Эмоциональной свежестью звучания скрипки по радовал нас Иегуди Менухин в про грамме “West meets East” (“His Master’s Voice”, Stereo ASD 2294). Наделенная сверхскромными вокальными данными Лиза Экдаль (Lisa Ekdahl) исполнила песни своего друга Сальвадоре По (Salvadore Рое) с уди вительной захватывающе интимной выразительностью (СD RСА Victor, 74321).
Эти АС также уверенно воспроиз водили все оттенки иронического гро теска в пении Бобби МакФеррина, вызывающие у слушателей искренний смех (УоYo Ma. Bobby McFerrin. Hush. Sony Masterworks, SK 48177). Регулятор уровня высоких частот позволяет получить желаемый, субъек тивный тональный баланс. Базовый регистр при небольших уровнях гром кости остается насыщенным, а звучание — вполне комфортным. Несмотря на сравнительно высокую частоту раз дела — широкую полосу частот, от данную НЧ/СЧ динамику, — даже на значительной громкости не ощущается ни интермодуляции, ни эффекта Допплера.
Мы считаем, что выбранные разработчиками конструктивные компромиссы вполне оправданы и оптимально реализованы в данных акустических системах.
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Частотный диапазон 50 Гц – 35 кГц
Чувствительность 89 дБ (2,83 В/ 1 м)
Номинальный импеданс 6 Ом
Частота раздела полос 4,5 кГц
Долговременная мощность 150 Вт
Габариты (Ш х В х Г) 273 х 460 х 284 мм
Масса 11,5 кг
[ Контрольный тракт ]
Проигрыватель компакт-дисков LUA Cantilena Mk II Midi;
проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 Mk II;
фонокорректоры Dynavector DVP-75, Dynaco PAS-4;
головка звукоснимателя Sumiko Celebration Pearwood Signature (MC);
интегральный усилитель LUA 4545C;
межблочные кабели Audio Quest Python;
кабели к АС XLO Electric Signature 2 type 5.2;
сетевые кабели Fisch Audiotechnik Performance-3, IsoTek Optimum.
[ Музыкальный материал ]
Грампластинки
Test Record 1: Depth of image, Opus 3
Test Record 2: Timbre, Opus 3
Richard Strauss. Alpine Symphony (EMI Records, ASD 1435771)
Pierre Boulez. Le marteau sans mai^tre (CBS, 76 191)
Witches’ Brew (Living Stereo, RCA Victor LSC-2225)
Компакт-диски
Burmester Audiosystem Vorfuhrungs-CD II
Burmester Audiosystem Vorfuhrungs-CD III
Stereophile Test CD3 (Stereophile, STPH 006-2)
Musique Ouverture de l’esprit invitation au voyage au re^ve (Triangle Electroacoustique,
CD de demonstration 2003-2004)
[ Вывод ]
Акустические системы JBL 4305Н WX вполне приемлемы для строгого аудиомониторинга в студийных условиях. Они способны также удовлетворить звуковые потребности широкого круга аудиолюбителей, но для “мониторинга души” меломана – вряд ли пригодны. Поклонникам серьезной симфонической музыки и джазовой классики целесообразно предварительное прослушивание в знакомом звуковом тракте.
Источник: журнал "АудиоМагазин", 6 2010
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете