Тест: Напольная акустика Gauder Akustik DARC 200 Mk II

Тест: Напольная акустика Gauder Akustik DARC 200 Mk II

Греем для прослушивания чрезвычайно интересную пару от крутого немецкого бренда. Он почти неизвестен в нашей стране, а рассказывать о его изделиях можно долго. При создании акустических систем используются уникальные решения, в частности, корпуса DARC (Dynamic Aluminium Rib Construction), заказные динамики и симметричные кроссоверы крутизной 60 дБ на октаву.

Посмотрим, в каком виде эти технологии трансформируются в музыку.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_64.jpg

ФОРМУЛА ЖИЗНИ

Разумеется, любой проект акустических систем сначала просчитывается, а уж затем реализуется материально. В наше время это доступно даже любителям — существующие компьютерные программы позволяют достаточно точно смоделировать конструкцию с учётом имеющихся динамиков и желаемых результатов.

Доктор Роланд Гаудер, основатель Gauder Akustik и идеолог всех проектов компании, в своих расчётах идёт значительно дальше — предварительно создаёт точную математическую модель каждой акустической системы. Основываясь на теории Эйлера, они комплексно учитывают все составляющие акустической системы (динамики, корпус и кроссовер) и описывают ее важнейшие характеристики, включая амплитуду вибраций корпуса и диффузоров, свойства различных материалов и влияние разделительных фильтров. Затем математически строится передаточная функция, определяющая оптимальные размеры динамиков и их параметры Тиля-Смолла.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_71.jpg

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_69.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_70.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_63.jpg

Наука для хорошего звука

Последний принцип является определяющим для Gauder Akustik — в то время, как в обычные программы нужно вводить параметры имеющихся динамиков, Роланд Гаудер делает с точностью наоборот — передаёт полученные в ходе расчётов данные производителям драйверов для реализации его математической модели в железе. Поэтому в системах компании нет стандартных комплектующих, все они создаются под конкретный проект Гаудера. Конечно, это недешёвый способ, но он позволяет создавать системы, идеальные с научной точки зрения.

Корпус каждой колонки состоит из 28 алюминиевых рёбер, между которыми проложены более тонкие ребра-демпферы, тоже из алюминия.

Если говорить о модели DARC 200 Mk II, которую мы собираемся слушать, то её описание стоит начать с корпуса. Как уже упоминалось, аббревиатура в названии означает Dynamic Aluminium Rib Construction, т.е. Динамическая Алюминиевая Ребристая Конструкция).

К этой идее Гаудер пришёл, проведя бесчисленное множество экспериментов. Выяснилось, что традиционные материалы (MDF, HDF, массив дерева) поглощают не только вибрации, но и полезную звуковую энергию. Алюминий в этом смысле значительно лучше, но тонкие стенки звенят, а с толстыми колонки становятся неподъёмными. Конструкция DARC, позволившая избежать этих проблем, впервые была применена в топовой серии Berlina. Правда, там рёбра были деревянные, и лишь позже стало понятно, что их можно делать из алюминия. Проект оказался настолько инновационным, что работу над ним согласилось финансировать Федеральное министерство исследований и развития Германии.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_Ribs.jpg

Корпус каждой колонки состоит из 28 алюминиевых рёбер, между которыми проложены более тонкие ребра-демпферы, тоже из алюминия. Этот набор стягивается шестью вертикальными стержнями (по три с каждой стороны) со строго определённым усилием. По вертикали вибрации не распространяются, поскольку стержни изолированы от рёбер полимерными трубками. Сверху устанавливается толстая обтекаемая крышка, а устанавливается вся конструкция на массивное основание, выточенное из алюминиевой плиты. Гаудер шутит: если бы сама природа создавала акустические системы, она бы именно так и сделала — с рёбрами, позвоночником и надёжной опорой. Конструкция получается довольно дорогая в производстве, но она обеспечивает структурную жесткость, подавляет вибрации и не звенит, в отличие от корпусов из полноразмерных алюминиевых панелей. Кроме того, закруглённая задняя часть увеличивает жёсткость и препятствует возникновению внутренних отражений.

Кроссоверы в этой системе — отдельная история. Во-первых, это фильтры 10-го порядка с колоссальной крутизной спада 60 дБ/октаву. Во-вторых, они балансные.

Передний щит сделан из фирменного материала на основе древесины с дополнительным демпфирующим слоем. Между среднечастотным и басовым секциями вместо подковы вставлена сплошная перегородка, разделяющая корпус на две части.

В нижнем отсеке ёмкостью 60 литров работает пара заказных НЧ-драйверов с 230-миллиметровыми диффузорами, у которых тонкий алюминиевый слой усилен подложкой из сверхлегкого полимера со структурой пчелиных сот. Порт фазоинвертора выведен в зазор между основанием и полом. В таком оформлении басовое звено озвучивает диапазон от 24 до 180 Гц.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_75.jpg

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_76.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_73.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_67.jpg

Заказной 6,5-дюймовый среднечастотник конструктивно идентичен НЧ-драйверам — у него диффузор с той же структурой. Он способен линейно воспроизводить диапазон вплоть до 7 кГц, но фильтруется значительно ниже, на 3,5 кГц. При этом в среднюю полосу укладывается весь вокальный диапазон с минимальными нелинейными и фазовыми искажениями.

Модель DARC 200 Mk II выпускается с разными твитерами по желанию будущего владельца — в стандартном варианте это дюймовый излучатель с бериллиевым куполом, а за доплату ставится эксклюзивный, у которого 20-миллиметровый купол имеет алмазное напыление. У нас как раз последний вариант, с верхней рабочей границей 38 кГц.

Для правильной установки колонок предусмотрены особые меры: сзади в плоскость основания вмонтирован пузырьковый уровень, а высота каждого из четырёх шипов контролируется по ступенчатой вставке.

Кроссоверы в этой системе — отдельная история. Во-первых, это фильтры 10-го порядка с колоссальной крутизной спада 60 дБ/октаву. Во-вторых, они балансные, т.е. сигнал от каждой входной клеммы проходит через одинаковое количество одинаковых деталей. И хотя стоимость таких фильтров выше из-за удвоенного количества элементов (а это комплектующие от Mundorf и Intertechnik), они вносят гораздо меньше искажений, особенно на высокой громкости. Расчёт кроссоверов оказался настолько сложным, что для комплексного решения нескольких многомерных уравнений пришлось задействовать несколько крупнейших университетских суперкомпьютеров в Германии. Гаудер уверен, что резкий спад АЧХ гарантирует каждому динамику работу в наиболее оптимальном для него диапазона без потерь энергии за пределами отведённой полосы, как это бывает при фильтрах низкого порядка.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_79.jpg

Кроме того, в кроссоверах используется оригинальная технология TDC (Time Delay Control), обеспечивающая временное согласование СЧ и ВЧ полос. В обычных разделительных фильтрах сигнал СЧ/НЧ проходит через катушки индуктивности, которые дают задержку. Поскольку в ВЧ-секции катушек нет, сигнал на твитер приходит первым, а на СЧ и НЧ динамики — с задержкой, т.е. со сдвигом фазы. В системах Gauder Akustik этот эффект отсутствует.

Кроссоверы в DARC 200 Mk II предусматривают подключение по bi-wiring, а также частотную коррекцию в нижней и верхней полосах. С помощью перемычек можно задать подъём и спад АЧХ по НЧ и ВЧ в пределах -1,5/0/+1,5 дБ. Кроме того, в нижней части основания корпуса имеется джампер, который добавляет +4 дБ в диапазоне 35 — 70 Гц. Если его вынуть, АЧХ в этом диапазоне будет линейной.

Gauder_Akustik_Arcona_80_Mk2_SD_Bass2.jpg    Gauder_Akustik_Arcona_80_Mk2_SD_Bass.jpg

И это ещё не всё: как и в модели Gauder Arcona 80 Mk II SD, предусмотрена более точная рум-коррекция с помощью опциональных модулей с подъёмом от 1 до 3,5 дБ. Они ставятся вместо штатного джампера.

Для подключения к усилителю в нашей версии колонок DV (Double Vision) установлены массивные входные клеммы WBT NextGen из меди с родиевым покрытием, которые, по мнению производителя, даже лучше, чем позолоченные.

Cзади в плоскость основания вмонтирован пузырьковый уровень, а высота каждого из четырёх шипов контролируется по ступенчатой вставке.

DARC 200 Mk II производятся на фабрике недалеко от Штутгарта в нескольких цветовых вариантах — чёрном, белом, серебристом алюминии и в золоте. Также можно выбрать цвет промежуточных ребер-демпферов. Снизу колонки подсвечиваются приятным зелёным цветом (это в нашем варианте, но через приложение Gauder Akustik можно выбрать любой цвет из палитры RGB), для этого они подключаются к электрической сети через понижающий адаптер.

Ещё одно интересное решение — возможность подключения опционного VU-метра, который будет показывать мощность, подводимую от усилителя к акустической системе.

Масса одной колонки DARC 200 Mk II 89 кг.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_57.jpg

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_53.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_55.jpg    Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_60.jpg

Отсекая всё лишнее

С системой, в которой мы слушали колонки, нам повезло — она состояла из хорошо нам известных компонентов (см. таблицу в конце текста). Помещение большое, квадратов около ста. Место прослушивания — метрах в пяти от передней линии. Перед нашим приездом колонки прогревались на небольшой громкости, и это стало отправной точкой для первых впечатлений.

В звучании, которое едва перекрывало рабочий шум салона, было всё — и бас, и богатая на нюансы середина, и лёгкий верх с ясно выраженными обертонами. Полное ощущение, что звучали не 90-килограммовые башни, линейные студийные мониторы с солидной басовой поддержкой. Саунд на малой громкости не умирал, а жил своей довольно яркой жизнью. А свойство это, между прочим, для трёхполосных систем чрезвычайно редкое из-за потерь энергии в массивных ДВП корпусах.

Они не мёртвые и в то же время абсолютно инертные, к тому же похоже, что конструкция DARC позволила обойтись без звукопоглощающего материала внутри.

Прибавляем уровень, колонки начинают прокачивать зал. Сцена раздаётся вширь, звуковые образы становятся крупнее, но ощущение мониторности (в лучшем смысле), линейности воспроизведения сохраняется — у колонок идеальный тональный баланс и действительно уникальные корпуса. Они не мёртвые и в то же время абсолютно инертные, к тому же похоже, что конструкция DARC позволила обойтись без звукопоглощающего материала внутри — это чувствуется по точности передачи самых тонких нюансов. Контрабас в джазовом квартете реально играет корпусом, а гармоники струн уходят среднечастотную область. Удар по тарелкам тоже как в жизни: сначала чувствуется солидная масса металла, затем — длинные шлейфы контрастных вибраций, образующих объёмное облако.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_48.jpg

Понравился и бас, заряженный и быстрый. Настолько быстрый, что если бы не нащупал рукой выход порта под основанием колонки, был уверен, что НЧ-драйверы работают в закрытом оформлении. Хотя и глубина впечатляет. А главное — чёткость структуры в самой нижней области, где привычно ожидаешь невнятный гул. Здесь нет инфранизких гармоник, которые субъективно добавляют баса (частично за счёт отклика помещения), а на самом деле провоцируют гудящие призвуки. Похоже, нижняя полоса в DARC 200 Mk II ограничена не только сверху, но и в самом низу — вредные субтона в звучании отсутствуют как явление.

Здесь нет инфранизких гармоник, которые субъективно добавляют баса (частично за счёт отклика помещения), а на самом деле провоцируют гудящие призвуки.

И, конечно, середина. Здесь среднечастотник охватывает более четырёх самых важных октав, включающих голосовой диапазон и спектр многих акустических инструментов. И воспроизводит всё чисто, без окраски, с массой музыкальных нюансов. Характером звучания СЧ-излучатель почти не отличается от твитера, поэтому переход на верхнюю полосу вообще не заметен.

Общая динамика DARC 200 Mk II впечатляет и завораживает одновременно. Бьют они в тело от души, но при этом сохраняют предельную аккуратность в тембрах и нюансировке. Оркестровое tutti — красота нереальная, мощно, с богатейшим спектром и редкой общей гармонией.

Gauder_Akustik_DARC_200_Mk_II_46.jpg

Когда в самом начале упоминал мониторность колонок, не ошибся — они показывают не только характерные особенности усилителей, но позволяют судить о качестве воспроизводимых записей. Сами же они не вносят абсолютно ничего, но и эмоциональности им не занимать.

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Playback Designs MPS-8
  • Предварительный усилитель Vitus Audio SL-103
  • Усилители мощности моно Vitus Audio SM-103
  • Кабели: ZenSati Seraphim

Gauder Akustik DARC 200 Mk II

Производитель: Gauder Akustik (Германия)

gauderakustik.com

Конфигурация: 3 полосы, 4 излучателя || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 24 — 38000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Чувствительность: 90 дБ || Рекомендуемая мощность усилителя: н.д. Вт || Частоты раздела полос: 180 Гц, 7 кГц || bi-wiring: да || Отделка: матовая чёрная, белая, серебристый алюминий, золото || Масса одной шт. 89 кг || Габариты с шипами и основанием: 1320 х 300 х 450 мм


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: