Тест акустических систем Focal Aria Evo X №4
В конце прошлого года французская компания представила новую линейку колонок, которая задумывалась как реинкарнация популярной серии Aria 900, вышедшей в свет около десяти лет назад. Мы успели первыми познакомиться со всеми моделями нового семейства кроме флагманской Evo X №4, которую решили оставить «на сладкое».
Системы оказались интересными, с собственным характером и недюжинными музыкальными способностями.
КУЛЬМИНАЦИЯ «АРИИ»
Напомню, что римская цифра X в названии серии как раз обозначает срок, прошедший со времени появления «Арий» первого поколения. Focal — компания, которая в своих исследованиях быстро продвигается вперёд, изобретая всё новые и новые способы улучшить звучание своей акустики. Важное обстоятельство заключается в том, что Focal производит собственный ассортимент динамических головок — от крупнокалиберных басовиков до твитеров с невесомой мембраной. А важно это потому, что при создании новых моделей под них специально проектируются и динамики, что намного эффективнее, чем подгонять конструкцию под комплектующие от сторонних производителей.
Экология звука
Может показаться, что модель №4 нарушает логику серии Aria Evo X — по идее, у неё должно быть как минимум столько же басовых динамиков, как в напольных №3, а на самом деле их всего два. Фишка в том, что калибр у них не 6,5 дюймов, как у «трёшек», а десять с более низким резонансом, что в сочетании с увеличенным объёмом корпуса позволило сдвинуть границу рабочего диапазона на 2 Гц вниз. Казалось бы, небольшое достижение, но на самом деле, забегая вперёд, замечу, что при прямом сравнении с №3 разница в басе была очевидна всем присутствовавшим.
И это при том, что все СЧ- и НЧ-динамики в линейке Aria Evo X выполнены по единой технологии с фирменными патентованные диффузорами Flax (надпись на фланце среднечастотника — «F» Sandwich Technology). На самом деле это тот же самый, с незначительными изменениями композит, который Focal торжественно представила в 2013 году, выпустив серию Aria 900. Ткань из длинноволокнистого льна, выращенного во Франции, с двух сторон покрывается тончайшей стеклянной плёнкой, препятствующей поглощению влаги. В результате получается жёсткий и лёгкий сэндвич с высоким внутренним демпфированием, который и в производстве значительно дешевле и экологичнее других материалов, используемых компанией для изготовления диффузоров. Но главное даже не это — Flax превзошёл многие другие исследуемые материалы по натуральности звучания и отсутствию посторонней окраски.
Кроме того, у драйверов магнитные системы усилены для более высокой отдачи, что позволило увеличить чувствительность колонок 92,5 дБ.
Динамики, как мы уже упоминали раньше, производятся на собственной фабрике Focal в небольшом городке Сент-Этьен.
В модели Aria Evo X №4 пара 10-дюймовых драйверов в фазоинверторном оформлении озвучивает диапазон от 37 до 260 Гц. Обратите внимание на подвесы — их эластичность, ширина и высокий профиль явно намекают на возможность большого хода диффузоров. Крупный центральный колпачок увеличивает их жёсткость, минимизируя изгибные деформации на большой громкости. Кроме того, у драйверов магнитные системы усилены для более высокой отдачи, что позволило увеличить чувствительность колонок 92,5 дБ.
Фазоинверторных портов здесь два: один расположен в нижней части переднего щита, а второй выведен в зазор между нижней стенкой корпуса и массивным металлическим основанием с опорами. Это даёт больше свободы при установке колонок в комнате, но шум переднего порта может быть слышен на низких нотах. Проверим в ходе испытаний.
У среднечастотников тоже диффузоры Flax, но калибром поменьше — 6,5 дюймов. Как показывает опыт, однотипность динамиков в многополосных системах всегда благоприятно сказывается на натуральности тембров. Подвесы здесь изготовлены по патентованной технологии TMD (Tuned Mass Damper). В эластичную массу, из которой сформирована окантовка диффузора, добавлены микроскопические шарики, размер и расположение которых найдены экспериментально. Согласно описанию, такие подвесы препятствуют деформациям диффузора и гасят нежелательные вибрации.
Как уверяет производитель, новый излучатель более точно повторяет форму приходящего сигнала и даёт меньше ревербераций после резких импульсов.
Твитеры TAM у Focal появились в прошлом году, и впервые были использованы в серии Aria Evo X. Их купола выполнены из алюминий-магниевого сплава и имеют вогнутый профиль, который в сечении напоминает букву М. Как уверяет производитель, новый излучатель более точно повторяет форму приходящего сигнала и даёт меньше ревербераций после резких импульсов.
Aria Evo X №4 выглядят солидно: закруглённые вертикальные рёбра, отделка лицевой панели искусственной кожей и стеклянная верхняя плоскость говорят о том, что над обликом колонок поработали опытные дизайнеры. Модели серии выпускаются в новой отделке Moss Green High Gloss (Зелёный мох под лаком), рояльный лак Black High Gloss и в натуральном шпоне ореха Prime Walnut (на фото). Благодаря форме, сочетанию цветов и материалов выглядят колонки впечатляюще, я бы даже сказал скульптурно.
Нелишне будет ещё раз напомнить, что с 2013 года вся акустика Focal производится во Франции.
От Гиллеспи до «Металлики»
Испытательная система состояла всего из двух компонентов Marantz — сетевого CD-проигрывателя CD50N и интегрального усилителя Model 50. Слушали компакт-диски и хайрезы с ноутбука, причём выбирали треки как можно более динамичные, с характерным басом.
Перефразируя Фрейда, можно сказать: иногда бас это просто бас. У Aria Evo X №4 он есть, и его ровно столько, сколько на исходной фонограмме.
Никогда не считал, что материал диффузоров определяет характер звучания, но Flax в этом отношении можно считать исключением. Эти динамики чем-то напоминают бумажные, они столь же быстрые и подробные, но энергетика у них воспринимается более основательной, особенно в басовой полосе и нижней середине. Здесь они чрезвычайно убедительны, и вместе с тем в подаче нет ничего нарочитого и показушного. Перефразируя Фрейда, можно сказать: иногда бас это просто бас. У Aria Evo X №4 он есть, и его ровно столько, сколько на исходной фонограмме. Конечно, если выкрутить тембр НЧ на «Маранце», можно поразить басом и глухого… Кстати, даже в этом случае не будет заметно ни грубых искажений, ни призвуков переднего фазоинвертора. При усилении с отключенным темброблоком тональный баланс абсолютно линеен: на симфонической классике оркестр звучит стройно и слаженно, с идеальным балансом различных групп инструментов. Эффектно передаётся контраст между мощной басовой основой, на которую опирается звуковая картина, со в меру ярким и атмосферным верхом.
И будет уместен тот же комплемент, что мы чуть раньше сделали Aria Evo X №3: абсолютно незаметен переход от нижней полосы к средней — на электронной музыке со скользящими тонами и широчайшим частотном спектром весь диапазон, и даже с заходом на верхнюю полосу — всё цельно и чрезвычайно ровно. И когда колонки выдают tutti полным составом оркестра, это действительно впечатляет и масштабом, и детальностью картины.
С разборчивостью у Aria Evo X №4 вообще проблем нет, и «Металлика», и System of a Down звучат с гитарными риффами, подробно разложенными по спектру. Никакой каши или сумятицы. Последнее обстоятельство связано с тем, что лёгкие диффузоры точно отыгрывают сложные ритмические конструкции, и скорости хватает даже для внятного воспроизведения очень быстрых серий на тестовой записи ударной установки. Эта аккуратность очень кстати на любом жанре, от камерного джаза с синкопами до сумасшедшего трэша.
В целом же наши испытуемые отличаются очень приятным сочетанием интеллигентности с живостью и натуральностью.
Новые твитеры мне в очередной раз понравились больше, чем TNF прошлого поколения. У нынешних характер хоть и достаточно яркий, но они очень гармонично сыгрываются с F-сэндвичами, не выбиваясь из общего тонального баланса. В целом же наши испытуемые отличаются очень приятным сочетанием интеллигентности с живостью и натуральностью. На особо ярких фонограммах они могут звучать и несдержанно-празднично, но тут понятно, что эта несдержанность не в характере самих колонок, они просто честно представляют предложенный им материал.
По динамике наши испытуемые превзошли модель №3, но при этом сохранили и точность в передаче тембров, и общую линейность, т.е. эти колонки смогут озвучить большее помещения без каких-либо жертв с точки зрения качества воспроизведения. Кстати, это уже можно сказать о всей линейке — при переходе от младшей модели к более старшей (и наоборот) музыкальные способности на столь же высоком уровне, меняется лишь энергетика нижнего баса и ударная мощь. Это ценное качество заметно облегчает выбор модели, наиболее подходящей для конкретных условий прослушивания.
СИСТЕМА
- Сетевой CD-проигрыватель Marantz CD50N
- Интегральный усилитель Marantz Model 50
- Кабели
- Межблочные InAkustik Referenz NF-2404
- акустические Oehlbach State of The Art Fusion Two и InAkustik Referenz LS 1002
- силовые Oehlbach State of the Art Powercord
Focal Aria Evo X №4
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 37 — 30 000 Гц (±3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 30 Гц || Чувствительность: 92,5 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 280 и 2600 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 — 350 Вт || Отделка: Black High Gloss, Moss Green High, Prime Walnut || Габариты Ш х В х Г: 420 х 1150 х 371 мм || Масса 1 шт: 35 кг
Источник: salonav.com