Тест JVC DLA-NP5: самая продвинутая лампа на сегодня

Тест JVC DLA-NP5: самая продвинутая лампа на сегодня

Редкое сочетание современных функций, высокой контрастности и лампы

На московском шоу Hi-Fi & High End Show 2023, прошедшем в октябре прошлого года, проектор JVC DLA-NP5 получил специальный приз. Он не был ни новой моделью, ни самой дорогой, ни флагманом линейки — но при этом и заурядным проектором его точно не назовешь. Формально в линейке JVC он появился еще два года назад вместе с троицей лазерных 8K-моделей с индексами NZ, но продаваться стал лишь в прошлом году из-за преодоленного ныне кризиса поставок электронных компонентов.

932cd39-7775-4f9d-8c75-595c6fe24181.jpg

Отсюда следует, что его конструкция сформирована уже явно больше двух лет назад, однако при этом функционально он явно превосходит своих непосредственных конкурентов, например, из линейки Sony. Но сравнивать его с ними по большому счету не имеет смысла. И все потому, что, в отличие от них, в качестве источника света в нем используется классическая лампа высокого давления.

Последнее обстоятельство делает его в своем роде уникумом. Современные тенденции говорят, что все дорогие проекторы ныне непременно должны работать с лазерным или как минимум светодиодным источником света вместо лампы. А JVC DLA-NP5 никак не назовешь дешевым: это именно дорогой аппарат, принадлежащий к элите проекторного царства, с редкой в проекторном мире технологией формирования изображения и уникальными технологиями вроде сетчатых поляризационных фильтров, позволяющих получить высочайшую контрастность среди проекторов вообще.

В итоге сложно найти аппарат, с которым его можно было бы хоть как-нибудь сравнить. Самым близким к нему проектором является его же брат — JVC DLA-NZ7. Внешне — вообще брат-близнец: у них одинаковые корпуса и объективы. И даже варианты отделки могут быть идентичны — вместо черной можно выбрать и белую. 

e07668c-a790-4da9-a2f7-fd8a8d64b993.jpg
Задняя часть у NP5 выглядит также, как у "ламповых" проекторов предыдущей N-серии

И на первый взгляд в сравнении NZ7 по всем очкам кладет на лопатки NP5: он ярче, он лазерный, может показывать 8K-видео, а время жизни источника света у него кратно больше. Но стоят ли все эти преимущества вдвое большей цены? Вот на этом моменте многие, будьте уверены, крепко задумаются.

Ведь все эти преимущества имеют и обратную сторону. Скажем, яркость, а точнее, световой поток — это параметр, который нужно учитывать вкупе с размером экрана и помещения. И если они отнюдь не велики, то и яркость (поток) большая не нужна. Даже вредна! Проекторы такого типа и класса не имеет смысла покупать, чтобы смотреть в освещенном помещении.

137663d-8641-4877-8418-51cef384f04b.jpg
У NZ7 задняя часть с увеличенными радиаторами, как у лазерных JVC

Поддержка 8К сегодня становится все более призрачным преимуществом: контента кроме роликов с YouTube так и не появилось за все эти годы, ни одного фильма и сериала в этом формате не снято и ремастированных старых лент с ним не выпущено. Да и то, что есть сегодня в 8К, на небольших по размеру экранах не выглядит как-то значительно лучше, чем 4К даже в исполнении высших 8К-проекторов — таков сам видеоматериал. На огромных полотнах — да, преимущество видно, но на малых, до 120 дюймов по диагонали — увы.

0722821-a671-41a8-921e-854968793f53.jpg

Остается время жизни источника света. То, что оно у лазера в несколько раз больше, чем у лампы, привлекает, причем безоговорочно и решительно всех. Все-таки 20 000 часов против двух-четырех тысяч — это однозначная победа. Однако если лампу сменить в проекторе относительно легко, то лазерно-фосфорную установку — сложно до крайности. И не просто сложно, а невероятно дорого. Она обойдется дороже примерно в десять раз. И сам проектор с ней дороже в двое. Невольно задумаешься, не правда ли?

В общем, с учетом всего вышеперечисленного остается последнее — проверить такие аппараты в деле, чтобы составить наконец объективное мнение о призере и его месте на проекторном Олимпе. Чему и будет посвящена данная статья.

Сначала о том, что у них общего. В начале статьи я сказал, что проекторы относятся к высшему классу. На каком основании? Дело не только в цене, но и в конструкции. Это трехматричные аппараты, что на сегодня — большая редкость. Соответственно, они гарантированно и полностью лишены недостатка, называемого эффектом радуги — расслоения светлых деталей картинки на цветовые составляющие.

Они относятся к классу LCoS-проекторов, то есть яркость в них формируется жидкими кристаллами плавно, а не широтно-импульсной модуляцией. Поэтому формируемая ими картинка меньше напрягает зрение.

Наконец, это не просто LCoS-проекторы, а D-ILA. У них отражающие матрицы снабжены особыми поляризаторами сетчатого типа, которые представляют собой, если упрощенно говорить, металлические жалюзи наноразмера. Они физически дают свету проходить через них лишь в одном направлении. Эти поляризаторы — запатентованная разработка JVC, позволяющая достигать самой высокой контрастности у проекторов. Их много раз сравнивали с аппаратами других фирм, в том числе и с LCoS-типа, и результат был всегда однозначным: JVC побеждали, поэтому в частности и не имеет смысл их сравнивать в лоб.

Оптика

Она — полностью стеклянная! От цветоделительных призм до последней линзы объектива! Более того, в объективе используются линзы с просветлением, как у дорогих фотообъективов. Такого теперь нет ни у кого в этом классе. У конкурентов стекло осталось только в самых дорогих моделях полупрофессионального класса вроде Sony VPL-GTZ380. При этом у JVC все D-ILA-модели обладают такой оптикой, а у NZ7 и NZ8 оптические системы точно такие же, как у NP5.

1b52410-3ab0-4bd0-bb31-ba2c728fd8b8.jpg
Объектив у JVC DLA-NP5 точно такой же, как и у NZ7, с линзами из стекла с просветлением

Отличие лишь в отсутствии системы e-Shift, которая у NZ7 формирует 8К-изображение. Полезна она не только для вывода 8К-видео на экран, но и для улучшения 4К-видео с помощью своеобразного масштабирования. Картинка в итоге становится более гладкой и аналоговой, но заметно это, естественно на большом экране, как минимум на 135-дюймовом (на котором проекторы и сравнивались).

После уменьшения картинки зумом дюймов до 120 ее аналоговость у NZ7 по сравнению с NP5 и с четырех, и даже с полутора метров уже трудно отличается на глаз, что логично: у всех современных проекторов JVC межпиксельное расстояние на 4К-матрицах столь малое, что картинка и без e-Shift выглядит предельно слитной. Межпиксельную сетку на 135-дюймовом экране видно с расстояния в 25-30 см, а сами пиксели получаются меньше миллиметра.

d0bc27f-5295-48fd-bf85-95510684a31b.jpg

Теоретически система e-Shift, как дополнительный элемент в оптической системе, должна влиять на контрастность и равномерность освещенности в кадре, а именно делать картинку менее контрастной и не столь равномерно освещенной. В официальных характеристиках контрастность одинаковая — нативная 40 000:1, а динамическая 400 000:1.

Динамическую контрастность в реальности сравнивать не имеет смысла, потому что у NZ7 помимо диафрагмы яркость меняется и посредством димминга лазеров (двухфакторным управлением яркостью свечения диодов). Максимальная статическая же контрастность (при закрытой диафрагме) у NP5 получилась около 38 100:1, а у NZ7 — 57 700:1. Так вышло из-за того, что у NZ7 и световой поток выше — он официально составляет 2 200 лм против 1 900, а на практике достигает примерно 2 130 лм против 1 820 у NP5 (режим изображения Натуральный, полностью открытая диафрагма).

Если измерять контрастность на «шахматном поле» по методике ANSI, то контрастность получается около 300:1 у NP5 и 315:1 у NZ7, что на глаз не различимо вообще. Но если смотреть видео, NP5 воспринимается даже контрастнее NZ7 при отключенном димминге лазера, потому что темные участки выводятся темнее и картинка выглядит в целом плотнее. При этом увеличенная яркость последнего не выглядит значительной.

Равномерность освещения у обоих проекторов примерно одинакова, но на 15% яркости сигнала (на нем возможные огрехи наиболее заметны) явно видна разница в уровне яркости получающейся картинки и изначальной настройке цветового баланса моделей.

4fbcafd-612c-4f2e-8959-816b384cd4e3.JPG
JVC DLA-NP5

У NP5 он явно тяготеет к зеленому цвету, а у NZ7 - к синему.

45d1aea-7324-4650-b97d-5a8400941a70.JPG
JVC DLA-NZ7

И такое положение вещей в целом сохраняется на всем диапазоне яркости.

1f73262-69e0-4e47-a84e-3e02825eb270.jpg
JVC DLA-NP5

dfff02a-7792-485a-9788-cc6d668dddbc.jpg
JVC DLA-NP5

Цвета

Цветовой охват в имеющихся на просторах сети обзорах у обоих проекторов на графиках Calman выглядит абсолютно идентично и по замерам составляет 82,6-86% площади стандарта DCI-P3. Если же мерить комплексом ColorFacts, площади графиков будут похожими, но крайние точки совпадать не будут: у NP5 охват изначально смещен больше в зеленую область, у NZ7 — в синюю и красную.

6211cdd-40ad-4366-970d-2ad872e3b898.jpg
JVC DLA-NP5

e61e658-796c-49a2-9092-cad0a367da54.jpg
JVC DLA-NZ7

Что не только заметно визуально, но и логически вполне объяснимо: дает о себе знать синий лазер, генерирующий вот такой спектр.

9aaae2b-6def-4b9f-b531-3aab297500e3.jpg
JVC DLA-NZ7

Вне зависимости от этих тонкостей оба проектора требуют корректировки насыщенности цветов, потому что изначально градации на краях диапазона сливаются, делая неразличимыми некоторые детали изображения.

8abdebc-ec07-45ef-8a56-42c3b8640d22.JPG

Но корректировка и для NP5, и для NZ7 должна проводиться предельно аккуратно: охват и в SDR, и в HDR изначально меньше требуемых для отображения соответствующих видеоматериалов с Rec.709 и Rec.2020.

f0f0be4-cb42-42c0-a097-87981b59a6c2.JPG

После калибровки они еще уменьшатся, а для HDR-видео у обеих моделей проекторов еще и нет так называемых DCI-фильтров, которые делают палитру по-настоящему богатой.

Значит ли это, что картинка у них выглядит бледной? Отнюдь! По богатству цветов ее можно назвать выдающейся — в этом плане у JVC ничтожно мало конкурентов. Природа, и особенно джунгли и цветы, выглядят великолепно: смотреть, скажем, документальные фильмы вроде «Планета Земля 2» от ВВС одно удовольствие, они выглядят практически так же, как и на более дорогих моделях фирмы. И сцена в баре из «Анчартед: На картах не значится», где все пышет оттенками рыжего и алого, выглядит почти также.

08e528e-03d0-4acf-9eab-2570dab243f7.jpg

Только снятые на пленку джунгли из того же «Хищника» выглядят чуть проще, чем на NZ9 — «DCI-фильтр» последнего значительно расширяет охват именно в зеленой области, но в целом эти джунгли смотрятся одинаково на NP5 и NZ7, что объяснимо: по характеристикам они похожи.

По давней традиции JVC ставит на все свои модели разные процессоры, но у NP5 и NZ7 кажется, что одинаковые. По крайней мере цветовые переходы они «рисуют» одинаково — без бандинга и сокрытия промежуточных оттенков. 

9a4a31a-002c-4cda-abdc-791346750954.JPG

С детальностью та же история. Всякие мелочи, тонкие линии, контуры проекторы рисуют одинаково аккуратно. Разница, как уже говорилось, в присутствии некоей «аналоговости» у NZ7 при включенной системе e-Shift, которая, повторю, не добавляет деталей на 4К-контенте, а делает картинку гладкой.

8d3aaa0-bbc5-4d11-91d9-c408260091c2.JPG
Это не стоп-кадр, а фото экрана. Чтобы получить такую четкость в движении,
достаточно прибавить по два деления в настройках CMD

Особенность ее настройки в том, что при ее выключении картинка заметно огрубляется. Что касается подчеркивания деталей, то оно регулируется у обоих проекторов в меню MPC Level, где на данный момент (с актуальными прошивками) оптимумом можно назвать среднюю позицию «High-Res 1» у обеих моделей.

d01c3d2-3abe-4998-bd6b-191731b11962.JPG

По большому счету разница в изображении у этих проекторов заключается в динамике, то есть динамическом диапазоне, от чего NZ7 при включенном димминге лазерных диодов выглядит контрастней, особенно если включить первую позицию, с которой моменты увеличения или уменьшения яркости от сцены к сцене отследить вообще невозможно — настолько все плавно регулируется.

62189a5-57d2-4e79-ab9f-60d7e3e4ee15.JPG

У NP5 яркость лампы тоже не совсем статична, она тоже регулируется, но в очень малом диапазоне, который на глаз также не отследить. Однако благодаря тон-маппингу фирменной системы Frame Adapt Create NP5 очень точно выбирает уровни яркости темных и ярких участков, от чего картинка тоже выглядит контрастной и динамичной без потери деталей в тенях и на ярких моментах.

44697f8-a6cd-424c-b861-02cc94833cd3.JPG

Много раз упоминавшийся фильм «Sully» или «Чудо на Гудзоне» с Хэнксом выглядит в его исполнении безупречно. 

e5565a3-56fc-4eae-8506-b6d3ded6f236.JPG

Приведенная на скриншоте настройка HDR Quantiser ему на самом деле не нужна: оптимальное ее значение для таких безупречно выпущенных фильмов — это «0». Она необходима скорее для релизов с ошибками кодирования HDR-видео, вроде излишне темного «Прибытия» Дени Вильнева или «Великого Гэтсби».

JVC DLA-NP5 так точно адаптирует контент к своей конструкции, что даже новое издание «Схватки» с Де Ниро и Аль Пачино на UHD Blu-ray, которое везде кажется слишком темным, на этом проекторе показывается так, что придраться вообще не к чему — ни одна деталь не пропадает, не уходит в темноту или молоко, да и синей гамма не кажется, но зато видна задумка режиссера Майкла Манна, снимавшего предельно жесткий и мрачный фильм.

Выводы

Если наличие лампы не смущает, то JVC DLA-NP5 объективно выглядит прямым конкурентом лазерным собратьям. Показывает он точно не хуже.

ДОСТОИНСТВА

Высочайшая контрастность в свом классе, образцовая цветопередача, поддержка HDR10+, частоты 120 Гц

НЕДОСТАТКИ

Cрок «жизни» лампы

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

  • Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

  • Разрешение: 4096x2160

  • Разрешение на экране: 4096х2160

  • Объектив, зум: моторизированный, х2.0

  • Сдвиг линз: по вертикали ±80%, по горизонтали ±34%, моторизованный

  • Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4 000 ч (экономичный режим)

  • Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов

  • Световой поток (максимальный): 1 900 ANSI люмен при максимальном режиме работы лампы

  • Динамическая контрастность: 400 000:1

  • Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/120p

  • Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096 х 2160/120р

  • Входы: HDMI v2.1 с HDCP 2.3 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)

  • Акустический шум: 19 дБ в экономичном режиме работы

  • Габаритные размеры (ШxВxГ без выступающих частей): 500x234x495 мм

  • Масса: 19,6 кг


Источник: stereo.ru

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: