Тест стереоусилителя Cayin CS-150A: лампа все еще способна удивлять
Как оставить от лампового звука все хорошее и избавиться от всего плохого? Спросите Cayin
Для чего чаще всего покупают ламповые усилители? Конечно же, для того, чтобы получить тот самый теплый ламповый звук — комфортный, приятный, уютный, немного неторопливый, лишенный суеты. Одним словом — ради специфической атмосферы. И когда меня спрашивают, какой ламповик купить для получения такого эффекта, я нередко рекомендую низко- и среднебюджетные аппараты Cayin серии CS.
Ряд моделей из этой серии я тестировал, и результат был неизменный: хорошее соотношение цена/качество/мощность плюс полное соответствие ожиданиям в плане характера звука. Одним словом — классический ламповик, каким его обычно представляют. Но когда я познакомился со старшей моделью CS-150A, мое отношение к серии CS, да и к производителю в целом, поменялось.
Знакомство
Ассортимент ламповых стереоусилителей Cayin достаточно широк. Он начинается с совсем скромных маломощных моделей, выдающих по 9 Вт на канал, и CS-150A с его 100 Вт в ультралинейном и 55 Вт в триодном режимах является самым старшим и самым мощным аппаратом из актуальной линейки.
Особенно примечательно то, что все ламповики Cayin выполнены в едином, абсолютно классическом форм-факторе с некоторыми нюансами в оформлении. По этой причине сходу понять, насколько дорогой и мощный усилитель стоит перед вами, довольно проблематично. И в данном случае речь скорее о том, что даже бюджетные модели бренда выглядят солидно и дорого, а не о том, что старшие аппараты кажутся простыми. Особого лоска добавляет аккуратность изготовления всех деталей и покраска основной части корпуса в синий металлик.
Это в полной мере касается и CS-150A. Ручки громкости и селектора входов массивные, металлические, а риска на регулировке громкости подсвечивается. Управление основными функциями возможно с пульта ДУ, который также изготовлен из алюминия и выглядит весьма солидно, соответствуя стоимости и классу усилителя.
Среди ламповиков Cayin, принадлежащих к среднему сегменту, есть много моделей с расширенной функциональностью. Они имеют фонокорректоры, цифровые входы и даже Bluetooth. Поскольку CS-150A является старшей моделью, в которой по умолчанию все подчинено качеству звука, ничего лишнего в схеме нет.
Для удобства коммутации добавили один балансный вход и вход на усилитель мощности, обеспечивающий интеграцию в кинотеатральную систему и позволяющий задействовать внешние, более продвинутые регуляторы громкости, которые иногда можно встретить в топовых ЦАПах и других устройствах — вот и все усложнения. Подключение акустики реализовано традиционным способом: с двумя отводами трансформатора на 4 и 8 Ом, что позволяет лучше согласовать усилитель с акустикой. Впрочем, к вопросу согласования мы еще вернемся чуть позже.
Конструкция и лампы
Первая и самая очевидная особенность конструкции CS-150A — это, конечно же, набор ламп: они сразу на виду. На выходе установлены по две мощных КТ150 на канал, а во входных и драйверных каскадах используются лампы 6SN7. И те, и другие имеют маркировку американского бренда Tung-Sol, а производятся, как известно, на Саратовском ламповом заводе, что подтверждает надпись Made In Russia.
Загадочная дополнительная лампа, установленная в самом центре аппарата и отмеченная еще одним американским логотипом RCA, имеет маркировку 22DE4. По сути это электровакуумный диод, который используется в качестве выпрямителя в блоке питания.
Питанию в усилителях разработчики Cayin в принципе уделяют много внимания. Так, например, в большинстве моделей используются тороидальные трансформаторы, изготавливаемые на заказ. А в CS-150A к этому решили добавить еще и ламповый выпрямитель взамен обычного полупроводникового, что явно вносит свой вклад в качество звучания.
И раз уж речь пошла о трансформаторах, имеет смысл упомянуть и сигнальные. На выходе в CS-150A установлены кастомные версии на Ш-образном железе, которые подбираются для каждого аппарата по парам.
Из тонкостей конструкции стоит отметить использование навесного монтажа, сокращающего пути сигнала и количество паек, а также применение высококлассных комплектующих: керамических гнезд для ламп, посеребренных кабелей, конденсаторов и резисторов аудиофильского качества. Для регулировки громкости используется моторизированный потенциометр ALPS, а коммутация сигнала реализована на реле.
Настройка
При первоначальном запуске усилителя необходимо провести целый ряд манипуляций по его настройке. Для начала необходимо проверить токи смещения выходных ламп и скорректировать их при необходимости.
Всю процедуру разработчики упростили насколько это в принципе было возможно: на верхней панели располагаются стрелочный индикатор, тумблеры и потенциометры, для поворота которых потребуется небольшая отвертка. Никаких дополнительных измерительных приборов, а шкала индикатора не имеет каких-то маркировок, там лишь отмечена зона, в пределах которой должна находиться стрелка.
На прогретом усилителе нажимаем тумблер — и индикатор показывает текущее состояние соответствующей лампы; если стрелка оказалась вне рабочей зоны, очень медленно и аккуратно поворачиваем потенциометр и затем переходим к следующей лампе. Так устанавливаются рабочие режимы, которые время от времени стоит проверять. С автосмещением, конечно, было бы проще, но звук был бы не так хорош. Поэтому ради качества можно иногда уделить внимание техническому обслуживанию любимого усилителя.
Следующие настройки — это два тумблера, расположенные слева от регулятора громкости. Один из них, NFB, меняет глубину отрицательной обратной связи, а второй, BIAS, опять же связан с током смещения, но меняет режим работы сразу всех ламп выходного каскада и помогает лучше согласовать усилитель с акустикой (уже после того, как вы выбрали правильную выходную клемму, разумеется).
На практике разные положения переключателя BIAS дают несколько разную степень контроля нижних частот. Бас можно сделать либо более четким, собранным и хорошо контролируемым, либо более рыхлым и за счет этого более объемным. Нельзя сказать, что разница радикальная, но она определенно прослеживается, особенно на более сложной нагрузке.
Эффект от работы переключателя глубины обратной связи NFB также заметен в нюансах: с более глубокой обратной связью звук более собранный, сфокусированный, можно даже сказать, что более аналитичный, а с меньшей глубиной звучание более мягкое и расслабленное.
Третий переключатель выбирает режимы работы схемы: ультралинейный или триодный. Это единственный из трех тумблеров, который не механический, а электронный, и его функция продублирована на пульте ДУ. Подразумевается, что как раз выбор схемотехники и будет использоваться при прослушивании наряду с выбором входов и регулятором громкости. Поэтому о том, какой он производит эффект, я сейчас расскажу подробнее.
Скорость звука
Для тестирования усилителя выбрали две модели акустики высокого класса: ELAC Concentro S503 и Penaudio Serenade Signature. Обе модели обладают исключительным разрешением, благодаря чему не станут узким местом в системе. При этом и полочники, и напольники имеют чувствительность 87 дБ и справляется с ними далеко не каждый усилитель, особенно ламповый.
У ELAC рекомендуемая мощность указана в диапазоне 120-200 Вт, а в случае с Penaudio все интереснее: в паспорте хоть и заявлено 40 Вт, но вполне очевидно, что трехполосным напольникам с двумя басовиками ток нужен немаленький, особенно если есть желание включить чуть погромче. Одним словом, задача перед CS-150A была поставлена весьма серьезная — и он не спасовал. Даже в менее мощном триодном режиме усилитель вполне уверенно работал и с ELAC, и с Penaudio.
И один только этот факт уже открывает достаточно заманчивые перспективы: перед нами полный стереоусилитель с чисто ламповой схемотехникой, который справляется с достаточно сложной и требовательной нагрузкой. Без каких-либо хитростей с биампингом, без пары моноблоков, без гибридных лампово-транзисторных схем. Просто берем один ламповик и не особенно ограничиваем себя в выборе акустики. А дальше — еще интереснее!
Кнопка переключения режимов триодный/ультралинейный делает из CS-150A два усилителя с разным характером подачи музыкального материала. В триодном звучание более сглаженное и красивое. Тембральная окраска наиболее богата, верх мягкий, середина певучая и выразительная, бас объемный и масштабный.
Сцена голографична, ощущаются пространство и воздух записей, источники звука хорошо локализируются в пространстве. Характер подачи похож скорее на качественный транзисторник класса А: ламповая природа звука особенно не ощущается, разве что в каких-то нюансах и на сложном материале.
Ультралинейный режим вполне ожидаемо выдает более бодрый, энергичный и драйвовый саунд. Музыка подается плотно и напористо, бас четкий, хорошо контролируемый, появилось ощущение, что верха стали чуть острее и ярче, чем были в триоде. Ламповых призвуков, опять же, почти нет, благодаря чему сохраняются и фокусировка звуковой сцены, и высокое разрешение.
Но больше всего удивили динамические возможности усилителя: на быстрой музыке CS-150A демонстрирует такую атаку, которой позавидуют многие транзисторные аппараты. Я, озадаченный этим наблюдением, включал и метал, и разнообразную электронную музыку, и даже старика Чака Берри — а усилитель проявлял исключительную скорость реакции и ни разу не сбился с ритма. После этого я вернулся в триодный режим и, надо сказать, он тоже не отличается медлительностью и вальяжностью, как это обычно бывает.
Получается, что в модели CS-150A разработчики Cayin избавились от типовых проблем ламповиков: и четные гармоники звук не перекрашивают, и с динамикой полный порядок. При этом в звуке остались цельность, выразительность и естественность, свойственные лампам в целом, равно как и прозрачность и детальность, присущие высококлассным ламповым аппаратам.
Если говорить о жанровости, то с грамотным переключением режимов кнопкой на пульте CS-150A можно назвать на 100% универсальным аппаратом. В самом крайнем случае можно даже встать с дивана и щелкнуть переключателем обратной связи, чтобы звук уж совсем идеально подходил под воспроизводимый материал.
В подавляющем большинстве случаев достаточно просто включать триодный режим для джаза, блюза, камерной классики, вокала и акустической музыки и не забывать переключаться в ультралинейный режим при прослушивании симфонических произведений, рока, метала, электроники и поп-музыки.
Итог
После знакомства с Cayin CS-150A мое отношение к бренду, точнее, к его ассортименту ламповиков, поменялось в лучшую сторону. Раньше я воспринимал его как производителя вполне классических ламповых усилителей с сочетанием цена/качество/мощность более привлекательным, чем у европейских, американских и японских приозводителей, но с неизменно традиционным «теплым ламповым» саундом.
Теперь же понятно, что Cayin способен производить по-настоящему уникальные аппараты, способные удивить и порадовать даже искушенных аудиофилов. Разработчики выжали из этой конструкции максимум качества и обеспечили высокую мощность, которая избавляет пользователя от необходимости тщательно подбирать акустику. А строго дозированная и совершенно не доминирующая ламповая теплота не вызывает дискомфорта, делает усилитель по-настоящему универсальным и музыкальным. Ну и динамика, конечно, выше всяких похвал.
Справедливости ради замечу что Cayin CS-150A — не единственный ламповик на рынке, звучание которого способно конкурировать по динамике с транзисторными моделями. С ходу назову еще пару брендов, производящих подобные аппараты — тот же Octave имеет ламповики мощностью 110-120 Вт со схожим характером, но в своем бюджете конкурентов у Cayin CS-150A, по-моему, нет, и по этой причине он становится практически единственной альтернативой гибридным усилителям и связкам типа ламповый пред + транзисторный оконечник.
ДОСТОИНСТВА
гибкие возможности настройки звучания, отличная динамика, высокая мощность, выгодное соотношение цена/качество
НЕДОСТАТКИ
ручная настройка ламп
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
-
Выходная мощность: 2х55 Вт — триодный режим, 2х100 Вт ультралинейный режим
-
Диапазон частот: 9-50000 Гц (-3 дБ)
-
Соотношение сигнал/шум: 90 дБ
-
Искажения: 2%
-
Входы: 2х RCA, XLR, Pre In
-
Выходы: клеммы на 4 и 8 Ом
-
Габариты: 420х218х389
-
Вес: 34 кг
Источник: stereo.ru