Напольная акустика Q Acoustics 5040
Продолжаем исследовать рынок в поисках акустических систем, подходящих для небольших комнат. В прошлый раз мы испытали мониторы Q Acoustics 5020, а сейчас готовим к прослушиванию модель постарше — 5040. Несмотря на то, что системы эти напольные, идеология у них та же — две полосы и основательный корпус, спроектированный с использованием самых современных методов. По традиции будем слушать колонки с разными источниками, заодно выясним, как они споются с ламповым и транзисторным усилителями.
ОТТЕНКИ НАСТРОЕНИЯ
Тот, кто хоть раз пытался самостоятельно изготовить колонки, знает, насколько непредсказуемым может быть результат даже если поначалу проект кажется совсем простым. Конечно, какой-то звук получится в любом случае, но чтобы результат реально порадовал, нужно иметь некоторый набор знаний. И чем выше требования к будущему изделию, тем шире должен быть кругозор разработчика. Британская Q Acoustics посвятила исследованиям и экспериментам не один десяток лет, и в каждую новую линейку обязательно внедряет что-нибудь особенное.
В напольных системах 5040 таких изюминок оказалось несколько.
Лучшее из прошлого и настоящего
Напомню, что новая 5000-я серия, к которой относятся наши нынешние визави, в иерархии Q Acoustics располагается между дорогой (и хорошо нам известной) линейкой Concept и более демократичной 3000i. Моделей в ней пять — мониторы 5010 и недавно испытанные нами 5020, напольные 5040 и старшие 5050, а также громкоговоритель центрального канала 5090. Во всех системах используются идентичные по конструкции динамики, что позволяет комбинировать их в любых количествах и сочетаниях не опасаясь получить разноголосицу.
Младшая напольная модель 5040 сочетает в себе как многократно проверенные решения, так и собственные наработки, полученные в ходе многолетних исследований. К первым относится классическое расположение динамиков на переднем щите — это широко распространённая конфигурация д’Апполито, имеющая ряд преимуществ. Первое — расширенная диаграмма направленности в вертикальной плоскости, поэтому колонки можно слушать и сидя, и лёжа, а на приличном расстоянии — и стоя. Второе свойство симметричной конструкции — отсутствие широких боковых лепестков на горизонтальной диаграмме и, как следствие, меньшие отражения от стен комнаты. Вот почему 5040 рекомендованы для установки в небольших помещениях.
Ещё одно классическое решение — близкое расположение излучателей друг к другу, чем обеспечивается их более точная синхронизация по времени. Кстати, колонки хоть и напольные, но двухполосные, с усиленным НЧ-звеном.
А вот теперь — о фирменных решениях Q Acoustics. Прежде всего, это специально разработанные для 5000-й серии динамики с патентованной конструкцией C3 (Continuous Curved Cone). В переводе — «непрерывно скруглённый диффузор».
И в самом деле, это вогнутая полусфера, образующая совместно с подвесом общий плавный профиль. Такой диффузор отличается высокой жёсткостью, гарантирующей поршневой режим работы с малыми искажениями, хорошим внутренним демпфированием и расширенной диаграммой направленности. Всё это благоприятно сказывается на звучании.
Младшая напольная модель 5040 сочетает в себе как многократно проверенные решения, так и собственные наработки, полученные в ходе многолетних исследований.
Усиленная магнитная система позволила увеличить отдачу драйверов на 50% по сравнению с обычным динамиком 5-дюймового калибра и за счёт этого повысить чувствительность систем до 91,5 дБ. Что, в свою очередь, заметно упрощает выбор подходящего усилителя. За счёт приличного внутреннего объёма (27 литров) при низкой настройке фазоинвертора пара драйверов воспроизводит бас от 39 Гц. Предусмотрена и простая рум-коррекция — поролоновая заглушка для порта, с помощью которой можно приподнять нижнюю границу.
Дюймовый твитер для 5000-й линейки позаимствован у дорогих моделей Concept. В напольных 5040 частота раздела та же, что и в мониторах 5020 — 2500 Гц, и это не удивительно, поскольку динамики у них одинаковые. Для защиты от вибраций твитер развязан от корпуса колонки прокладкой вибропоглощающего материала и помещён в отдельную камеру, чтобы исключить тыловое воздействие басовых драйверов.
При создании корпусов были использованы две фирменные технологии Q Acoustic. Первая, P2P (Point-2-Point) предусматривает установку стяжек между боковыми стенками, которые устанавливаются в местах, максимально подверженных вибрациям.
Вторая проблема актуальна для высоких и узких корпусов — т.н. органный резонанс, из-за которого колонка начинает подыгрывать на определённой частоте. Обычно для борьбы с ним делаются перегородки, закладывается звукопоглотитель и т.д. Технология HPE (Helmholtz Pressure Equalizer) позволяет выровнять давление по всей высоте корпуса и тем самым исключить условия для возникновения стоячих волн.
Технология HPE (Helmholtz Pressure Equalizer) позволяет выровнять давление по всей высоте корпуса и тем самым исключить условия для возникновения стоячих волн.
Как и в мониторах 5020, передний щит здесь покрыт слоем бутилкаучука, поверх которого наклеен лист акрила с вырезами для динамиков. Крепёжные элементы скрыты под декоративными кольцами.
Пара солидных винтовых клемм — собственной конструкции. При высокой надёжности контакта и солидной массе они почти не выступают из задней стенки корпуса. Тыловая часть колонки опирается на широкое ажурное основание из хромированного металла — для устойчивости.
Вариантов внешней отделки четыре: матовый чёрный и белый, а также имитация дуба (на фото) и красного дерева.
Мониторы с расширением
Первая часть испытаний — воспроизведение HD-файлов по локальной сети с помощью медиаплеера Lyngdorf TDAI-3400. Усилитель — транзисторный интегральник Parasound HINT, достаточно мощный и динамичный. Впрочем, при чувствительности 91,5 дБ особая мощность этим колонкам не требуется.
Смотрите, что получается — в модели 5040, как и в недавно испытанных 5020, две полосы, да и динамики те же, лишь усилено НЧ/СЧ звено. Поэтому сходство в характере звучания обеих систем поразительное — всё, что было отмечено по поводу мониторов, можно было бы повторить и сейчас. И это, на мой взгляд, очень важно, поскольку у напольных систем столь же выдающиеся способности по части создания трёхмерной звуковой сцены с чёткой фокусировкой виртуальных объектов большая редкость. Более того, эта острота сочетается с гораздо большим масштабом пространства. И если 5020 давали максимум пространственной информации в режиме ближнего поля, то наши нынешние испытуемые распространяют этот эффект на гораздо большую площадь — 3D в полной мере воспринимается даже с пяти метров. На многих треках картина к динамикам вообще не привязывается, особенно если колонки слегка повернуть на слушателя. Не исключено, что немалую роль здесь играет двухполосная конструкция с относительно несложными фильтрами.
Именно это делает 5040 системами всежанровыми — любая музыка звучит живо, глубоко и с богатыми тембрами. И что важно, без каких-либо корпусных призвуков.
И в самом деле, системы 5040 можно рассматривать как мониторы с расширенным динамическим и частотным диапазоном. Слитность, однородность звукового поля, подробнейший расклад звуковой картины у них как у компактных полочников, а ударному потенциалу могут позавидовать и некоторые трёхполосные башни. Именно это делает 5040 системами всежанровыми — любая музыка звучит живо, глубоко и с богатыми тембрами. И, что важно, без каких-либо корпусных призвуков.
Теперь подключаем колонки к двухтактному интегральнику Mastersound Duetrenta с выходом на пентодах КТ120. По линейному звуковому балансу и чёткому удару в низкочастотной области можно было судить, что колонки не стали сложной нагрузкой для лампового усилителя. Управляемость диффузоров образцовая, поэтому и басовые ноты на редкость рельефны. С лампами 5040 звучат чуть более раскованно и свободно, с насыщенным спектром акустических инструментов. Разборчивость при этом очень высокая, никакой каши не ощущается ни на «Металлике», ни на симфонической классике. Причём независимо от громкости — и на тихих фрагментах, и на пиковых всплесках детальность одинаково высока.
Перемены ожидаемы, но динамика всё же удивила. Пространство раскрылось ещё шире, да и сама комната будто прибавила в размерах.
Теперь послушаем винил. Источник проверенный — проигрыватель Music Hall Stealth с головкой Goldring Ethos. Перемены ожидаемы, но динамика всё же удивила. Пространство раскрылось ещё шире, да и сама комната будто прибавила в размерах. Тонких нюансов, которыми изобиловали хай-резы, стало меньше, в картине начали преобладать более крупные формы, что дало более яркие впечатления в целом. Буквально открылся бас, которого объективно больше не стало, просто повысилась его заряженность. И колонки с 5-дюймовыми басовиками легко выдавали эту энергетику с уверенным заходом в глубину. Да и сама музыка становилась как-то ближе, с заметным эмоциональным настроением.
Так что в 5040 — системы с достаточно нейтральным характером, подходящим и для цифры, и для винила, и для самых разных усилителей. Но скучать с ними не придётся, это уж точно.
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Music Hall Stealth с головкой Goldring Ethos
- Фонокорректор Parasound JC 3+
- Предусилитель/стример Lyngdorf TDA i3400
- Интегральные усилители Parasound HINT и Mastersound Duetrenta
- Акустические стойки Coda Racks
- Кабели:
- межблочные WireWorld Oasis 8
- акустические WireWorld CL3
- силовые WireWorld Stratus 7
Q Acoustics 5040
Производитель: Armour Home Electronics (Великобритания)
Конфигурация: 2 полосы, 3 излучателя || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (-6 дБ): 39 — 30000 Гц || Номинальное/минимальное сопротивление: 6/3 Ом || Чувствительность: 91,5 дБ (2,83 В/1 м || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 150 Вт || Частота раздела полос: 2500 Гц || Эффективный объём: 27 л || bi-wiring: нет || Габариты с шипами и основанием: 967 x 293 x 361 мм || Отделка: матовая чёрная, матовая белая, дуб и красное дерево || Масса одной шт. 18 кг
Источник: salonav.com