Универсальный источник Playback Designs MPT8/MPD8 и интегральный усилитель Vitus Audio SIA-030
Послушать две новинки, а точнее три, поскольку источник у нас двухблочный в одной системе — возможность в наше время нечастая. Как всегда, устроим всесторонние испытания: на стриме, с воспроизведением CD и винила. Да ещё и усилитель может работать в разных классах и режимах.
Разнообразие вариантов всегда интересно, поскольку даёт много пищи для размышлений.
ЦИФРА: ПОЛНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Вот как иногда бывает: в прошлый раз мы слушали универсальный проигрыватель Playback Designs MPS-8 с моноблоками Vitus Audio SM-103 Mk II, а сегодня у нас всё наоборот — источник поделен на транспорт и ЦАП, а усилитель интегральный. В первом случае разработчики стремились реализовать свои технологии с максимально возможным качеством, а во втором — объединить каналы усиления с минимальными компромиссами для качества звучания. Посмотрим, что у нас получится при объединении этих концепций в одной системе.
Мечты сбываются
Сетевой транспорт MPT8 и конвертер MPD8 относятся к линейке Dream, в которой используется новая, созданная с нуля архитектура. В ней воплощены результаты экспериментов на нескольких поколениях прототипов, проводимых на протяжении последних двух лет, а также колоссальный опыт инженеров Андреаса Коха (Andreas Koch) и Берта Герлаха (Bert Gerlach) в области цифровых алгоритмов и схемотехники воспроизводящих устройств. Всё это способствовало созданию действительно бескомпромиссной, гибкой и программируемой платформы, способной не только обеспечить максимальное качество процессинга, но и совершенствоваться в дальнейшем по мере развития цифровых технологий.
Какой же смысл был в разделении транспорта и ЦАПа? Разработчики Playback Designs выяснили, что цифроаналоговые конверторы чрезвычайно чувствительны к помехам, наводимым остальной цифровой начинкой на шины питания и линии, по которым передаются тактовые импульсы. Это, а также ВЧ-наводки на аналоговые каскады, и становится причиной т.н. «цифрового звучания».
А начинки в транспорте MPT8 много. Прежде всего, это CD/SACD-привод, разработанный компанией D&M специально для аудиотехники высокого класса. Механика собрана на литом шасси, что гарантирует стабильность работы, минимум вибраций и как следствие — повышенную точность считывания.
Специально созданный протокол обеспечивает раздельную передачу потоков для левого и правого каналов.
Второй важный модуль — стример на базе платформы Stream-X2, обеспечивающий прямое подключение к потоковым сервисам Tidal, Qobuz, Deezer и vTune. Кроме того, предусмотрено воспроизведение файлов с USB-накопителя или внешнего сетевого хранилища. Эта функция поддерживается программным музыкальным сервером Syrah, который также отвечает за автоматическое копирование компакт-дисков на внутренний SSD-накопитель. По умолчанию его ёмкость 2 Тб, но под заказ возможно увеличение до 4, 6 и 8 Тб.
Опция Roon Core Server позволяет интегрировать Dream MPT8 в любую аудиосеть Roon с поддержкой PCM до 24/192 и DSD64. Stream-X2 также работает как рендерер DLNA и UPnP. а также как полноценный сервер Roon, которым можно управлять посредством приложения Roon для iOS/Android.
Из особенностей транспорта отмечу также линейный источник питания с раздельными стабилизаторами для каждого функционального модуля, а также особый интерфейс PlayLink, по которому осуществляется передача данных к конвертору MPD8. Во-первых, он оптический (оптоволоконный кабель в комплекте), благодаря чему осуществляется полная гальваническая развязка между устройствами, а во-вторых, специально созданный протокол обеспечивает раздельную передачу потоков для левого и правого каналов. PlayLink, в свою очередь, поддерживает PCM 32/384 и DSD256.
Цифровые входные сигналы фильтруются, очищаются от помех и джиттера с помощью фирменных алгоритмов Playback Designs.
Производитель особо указывает, что главной задачей при создании архитектуры MPD8 была полная развязка ото всего, что могло бы ухудшить качество сигнала на аналоговые выходах. В рамках этой концепции тракт после ЦАПА разделён на левый и правый каналы отдельных платах с самостоятельными источниками питания. Все цифровые входные сигналы фильтруются, очищаются от помех и джиттера с помощью фирменных алгоритмов Playback Designs. Особое внимание было уделено конструкции тактового генератора, который не должен подвергаться вредным воздействиям внешних источников. При совместной работе с транспортом MPT8 эта проблема не столь серьёзна, но ЦАП может получать сигнал и по другим интерфейсам — AES/EBU, Coax, TosLink, USB-A и LAN.
Стоит упомянуть и ещё один важный момент. Во многих цифровых устройствах аудиотракт и схемы управления/индикации работают с разными тактовыми частотами, из-за чего, как выяснили специалисты Playback Designs, возникают перекрёстные помехи, ухудшающие качество звучания. И в MPT8, и в MPD8 все обслуживающие схемы, включая дисплеи (со статической индикацией для минимизации помех), тактируются тем же клоком, что и цифровое аудио.
По всем входам, кроме коаксиального и TosLink, поддерживается PCM до 32/384 DSD246. Сам конвертер дискретный, с дифференциальной архитектурой и фирменным алгоритмом преобразования. В схеме имеется прецизионный регулятор выходного уровня, раздельный по каналам. Разумеется, аналоговый сигнал выдаётся на XLR и RCA.
Программное обеспечение в MPT8 и в MPD8 со временем будет бесплатно обновляться через Интернет. Кроме того, предусмотрена кастомизация архитектуры каждого устройства под конкретного пользователя.
Усилитель выдаёт 2 х 200 Вт на 8 омах в классе АВ и 2 х 30 Вт в классе А. На 4-омной нагрузке эти значения удваиваются, что свидетельствует о колоссальной энерговооружённости источника питания.
Сжатие без потерь
У Ханса Оле Витуса (Hans Ole Vitus), основателя компании Vitus Audio и руководителя отдела R&D, задача была прямо противоположного толка: объединив предварительный и оконечные усилители в одном корпусе, превзойти успех интегральника SIA-025, получившего массу наград от специализированных журналов. Масса усилий при создании интегральной модели была направлена на то, чтобы при внушительных мощностных и качественных показателях остаться в более-мене разумных габаритах. Задача оказалась настолько непростой, что запланированный выпуск усилителя пришлось отложить на год.
И это в самом деле так: почти половину свободного пространства внутри корпуса занимает монструозный силовой трансформатор с сердечником, набранном из пластин особой формы. На него приходится львиная доля 63-килограммовой массы усилителя. Сглаживающий фильтр состоит из восьми конденсаторов ёмкостью 51 000 мкФ каждый, что в сумме даёт почти половину фарады. И это очень серьёзный накопитель энергии, позволяющий выдавать в нагрузку колоссальный ток.
В каждом выходном каскаде используется по три комплементарные пары 200-ваттных транзисторы Sanken 2SA1216/2SC2922. Тороидальные силовые трансформаторы разработчик не признаёт, в усилителях Vitus Audio они с наборными сердечниками из пластин особого профиля. Отсюда, очевидно, и их масса.
На самом деле у SIA-030 четыре режима работы: помимо класса усиления A/AB можно задать и характер звучания — Rock или Classic. И это действительно работает.
Для подключения источников предназначены пять линейных входов — три XLR и два RCA, все разъёмы — оригинальные позолоченные Neutrik контактами. Регулятор громкости построен на магазине прецизионных резисторов, которые коммутируются миниатюрными на реле. Он обеспечивает диапазон регулировки 102 дБ (-89 — +13 дБ) с шагом 0,5 дБ. Удобную скорость изменения уровня можно задать в меню.
На задней панели усилителя можно увидеть две панели-заглушки. Они закрывают слоты для опционных модулей: продвинутого ЦАПа/стримера и ММ/MC фонокорректора с регулируемым усилением.
На самом деле у SIA-030 четыре режима работы: помимо класса усиления A/AB можно задать и характер звучания — Rock или Classic. И это действительно работает, о чём расскажу чуть ниже.
Как и все компоненты серии Signature, усилитель выпускается в трёх стандартных цветах — белом, чёрном и серебристом, а в качестве опции предлагается ещё три эксклюзивных варианта — оранжевый, тёмный шампань и титановый серый.
Массивный алюминиевый пульт ДУ зажигает свой многострочный дисплей с жёлтыми символами от лёгкого прикосновения.
Вариации на заданную тему
Система у нас получилась самодостаточная, осталось лишь добавить колонки. Солидные напольные Magico S5 Mk II для наших целей в самый раз — басовитые, динамичные, с фантастическим разрешением в верхней полосе. Для испытаний усилителя был также задействован проигрыватель винила Bergmann Magne.
И что особенно ценно, сохраняется впечатление настоящего музыкального события, а не его бледной копии.
Но сначала — хай-резы по витой паре с локального сервера и MQA-треки с Tidal. Ни в том, ни в другом случае нет явного ощущения, что слушаешь контент, претерпевший массу различных преобразований и обработок. Отсутствуют классические недочёты, присущие недорогим (а иногда и очень даже дорогим) стримерам — механистичность, синтетика, упрощённая передача спектра в верхней полосе… И что особенно ценно, сохраняется впечатление настоящего музыкального события, а не его бледной копии. Поэтому, когда мы говорим о недостатках «цифры», давайте учитывать, какими фактами мы при этом оперируем. По большей части недостатки эти не врождённые, сам формат ни в чём не виноват, а вот его реализация может подкачать. И связка Playback Designs MPT8/MPD8, в которую заложены описанные выше инженерные хитрости, этому наглядное подтверждение.
И что интересно, даже компакт-диски, записанные по технологии JVC K2, не звучат столь же открыто свободно, как WAV с разрешением 44/16, не оставляет чувство, что в звучании CD чего-то не хватает. Хотя, казалось бы, есть и бас, и энергетика, и информативность… Тракт, буквально вылизанный под стриминг, отметает любые аргументы в пользу коллекции на физических носителях. Хотя и из них транспорт выжимает всё до последней капли. Если напрямую не сравнивать с хай-резами, можно остаться в счастливом неведении. С SACD ситуация поинтереснее — на однобитовых записях и подробностей больше, и атмосфера шире. Столь очевидную разницу с CD услышать удаётся нечасто, и это комплимент не только источнику, но и усилителю тоже.
В характере SIA-030 есть некая притягательная деликатность, раскрывающая музыку с иной стороны — точность передачи тембров, пластика в течении музыки и контрастность на микроуровнях.
Кроме того, никак не ожидал такого качественного прорыва при стриминге с Tidal. Казалось, весь качественный потенциал, на который была способна передающая сторона, давно исчерпан и больше из контента ничего не выжать, как ни старайся. А вот связка Playback Designs открывает новые горизонты, причём в буквальном смысле. Пространства, атмосферности — вот чего зачастую не хватает при стриминге, но в нашем случае трёхмерная картина гарантирована на подавляющем большинстве треков.
Теперь об усилителе и его режимах. В прошлый раз, когда слушали моноблоки SM-103 Mk II, мы недооценили их качественные возможности при работе в классе «А», проигнорировав рекомендации производителя греть усилители перед прослушиванием не менее часа. В этот раз прогрев был обеспечен, и всё встало на свои места. Шестидесяти ватт на канал нашим колонкам хватило за глаза, чтобы показать и динамику симфонического оркестра, и выдать мощные удары барабанов на треках Chocolate Chip Trip. Но при этом в характере SIA-030 есть некая притягательная деликатность, раскрывающая музыку с иной стороны — точность передачи тембров, пластика в течении музыки и контрастность на микроуровнях.
Кстати, на этом этапе испытаний мы слушали винил, по большей части издания Living Stereo с расширенным частотным диапазоном и феноменальным разделением каналов. «Шахерезада» Римского-Корсакова в исполнении Чикагского Симфонического — очень впечатляюще. Но такую музыку всё-таки лучше слушать в классе АВ — расширяется масштаб сцены, более внятно передаются резкие контрасты на tutti. Да и такие колонки, как Magico S5, раскрываются совершенно по-новому и в нижней полосе, и в масштабе создаваемого пространства.
Пространства, атмосферности — вот чего зачастую не хватает при стриминге, но в нашем случае трёхмерная картина гарантирована на подавляющем большинстве треков.
Но и это ещё не всё. При смене режима Classic на Rock (совершенно не понимаю, что при этом меняется в схеме усилителя) общая динамика заметно возрастает, и саунд реально накрывает с головой. При этом спектр настолько насыщен, что получается настоящая звуковая стена, состоящая из массы чётко различимых фрагментов.
Такое количество вариантов SIA-030 даёт полную свободу реализации собственных представлений о том, как должна звучать музыка того или иного жанра. В сочетании с универсальным источником, способным в первозданном виде выдать цифровой контент в любом формате, получилась система на все случаи жизни. А если в SIA-030 добавить фонокорректор, можно вообще не думать о её дальнейшем расширении.
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Bergmann Magne
- Фонокорректор S.A.Lab Lilt Phono
- Сетевой транспорт Playback Designs MPT-8
- Цифроаналоговый конвертер MPD8
- Интегральный усилитель Vitus Audio SIA-030
- Акустические системы Magico S5 Mk II
- Кабели: ZenSati Seraphim
Playback Designs Dream MPT-8
Производитель: Playback Designs LLC (США)
playbackdesigns.com
Тип устройства: сетевой CD/SACD-транспорт/стример || Воспроизведение дисков: SACD (2 канала), CD-DA, CD-R, CD-RW || Диапазон частот: н.д. || Цифровые входы: AES/EBU, Coax, TosLink, USB-A, LAN, PlayLink || Цифровые выходы: AES/EBU, PlayLink || Поддержка онлайновых сервисов: Deezer, Qobuz, Tidal, vTuner || Сетевые протоколы: LAN, UPnP, Roon || Поддержка файлов: WAVE, WMA, FLAC, AAC, AIFF, Apple Lossless || Поддержка аудио: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD 11,2 МГц || Музыкальный сервер: Syrah || Стриминговый клиент: StreamX2 || Потребляемая мощность: 100 ВА || Габариты: 460 х 130 х 430 мм || Масса: 18,2 кг
Playback Designs Dream MPD-8
Тип устройства: DAC со встроенным регулятором уровня || ЦАП: дифференциальный дискретный || Цифровые входы: AES/EBU, Coax, TosLink, USB-A, LAN, PlayLink || Аналоговые выходы: стереопары XLR, RCA || Цифровые выходы: AES/EBU, PlayLink || Сетевые протоколы: LAN, UPnP, Roon || Поддержка файлов: WAVE, WMA, FLAC, AAC, AIFF, Apple Lossless || Поддержка аудио: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD 11,2 МГц || Максимальное напряжение на аналоговых выходах XLR: 13,5 В RMS || Выходное сопротивление: >1 Ом || Потребляемая мощность: 100 ВА || Габариты: 460 х 130 х 430 мм || Масса: 19 кг
Vitus Audio SIA-030
Производитель: AVA Group A/S (Дания)
Тип усилителя: интегральный, два канала, класс A/AB || Входы: 2 х RCA, 3 х XLR || Выходы: по 2 универсальных винтовых на канал || Номинальная выходная мощность на нагрузке 4/8 Ом в классе АВ: 200/400 Вт || То же, в классе А: 30/60 Вт || Гармонические искажения: <0,01% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): >120 дБ || Полоса усиления: более 800 кГц || Выходное сопротивление: 0,075 Ом || Масса: 63 кг || Варианты отделки: стандартные — белый, чёрный, серебристый; специальные — оранжевый, тёмный шампань, титановый серый || Габариты: 435 х 270 х 500 мм
Источник: salonav.com