Проигрыватель компакт-дисков Canor Audio CD2 VR+ и интегральный усилитель Canor Audio TP 106 VR+

Проигрыватель компакт-дисков Canor Audio CD2 VR+ и интегральный усилитель Canor Audio TP 106 VR+

Страны Восточной Европы последние пару десятилетий как-то выпали из поля зрения российских покупателей. И между прочим, совершенно напрасно. Погоня за «истинно западными» брендами мешает рассмотреть и оценить отличные вещи почти штучного производства и качества по очень гуманным ценам, сделанные в бывших братских (времен СССР) государствах

1.jpg

История Canor Audio началась с изготовления аудиокомпонентов по заказу других производителей. Например, достаточно известен факт выпуска фонокорректоров для виниловых проигрывателей ProJect. Первая модель фирменного усилителя, TP101, возникла скорее как реализация хобби основателя фирмы. Выбор чисто ламповой концепции был обусловлен совпадением двух обстоятельств — личными склонностями владельца компании и его персональным пониманием «правильного звука» и переходом в Canor Audio бывшего главного конструктора усилительного подразделения JJ Electronic. Изначально был определен ряд ключевых позиций, которые сохранились и в двух следующих усилителях (фирма не относится к числу тех, кто ежегодно меняет модельный ряд). Среди них — одноблочная конструкция, позволяющая удерживать разумную цену и позиционировать продукцию в среднем, а не в топ-классе. По той же причине пришлось отказаться от балансных входов и дорогих печатных плат. Кроме того, была избрана двухтактная схема работы усилителя для достижения разумно высокой выходной мощности. Ультралинейный режим включения выходных тетродов использовался в русле той же философии, для обеспечения лучшей динамики на разной нагрузке. Зафиксировав эту достаточно старую, зато надежную и отработанную схему, фирма приложила все усилия к извлечению максимума возможного при заданной цене. Подход к реализации питания, подбору деталей и ламп, компоновке и организации внутрикорпусного пространства, исповедуемый Canor Audio, свойственен, скорее, работе продвинутых самодельщиков и штучным экземплярам, а не поточным изделиям с заметными компромиссами. Слово «самодельщик» тут употреблено в самом позитивном смысле, означающем, что вещь делается словно для себя, тщательно и без пренебрежения культурой монтажа и прочими второстепенными, но важными для финального результата вещами. Из не второстепенных можно отметить главную фишку серии VR (Vacuum voltage Regulation), присутствовавшую, впрочем, и у ранних моделей компании, — кенотронное питание анодов ламп, то есть использование электровакуумных диодов для выпрямления переменного входного напряжения.

2.jpg

Для не очень мощных ламповых усилителей подобное решение является оптимальным, поскольку кенотрон генерирует более узкий спектр сетевых помех, возникающих при переключении полупериодов работы диода (по сравнению с полупроводниковыми устройствами), и более низкий их уровень. Кроме того, «мягкий старт» (постепенное нарастание напряжения на аноде в процессе разогрева накала кенотрона) дает дополнительный плюс в виде защиты усилительных ламп. В прежних моделях фирмы в схеме двухполупериодного выпрямления использовались по два диода на канал (полпериода работает один диод, следующие полпериода — второй). В новой линейке для этой цели применены двойные диоды (с двумя анодами, подключенными в противофазе). Большой тороидальный трансформатор в блоке питания TP 106 VR+ имеет сердечник, пропитанный в вакуумной камере, во избежание возникновения механического гула при работе под нагрузкой. Для минимизации наведенных помех в самом трансформаторе и в сигнальных цепях, кроме общего экранирующего короба, применяется также изоляция первичной и вторичных обмоток друг от друга двумя слоями медной фольги. Для регулирования напряжения входного и оконечного каскадов используются отдельные обмотки, лампы подключены к ним через высококачественные Mundorf MCap ZN — бессвинцовые станиолевые фольговые конденсаторы с полипропиленовым диэлектриком. Как уже говорилось, выходной каскад функционирует в ультралинейном режиме. Пара выходных согласующих трансформаторов с секционированными бифилярными (параллельными) обмотками имеет катодные отводы от первичной обмотки для организации ООС умеренной глубины. До 20 Вт выходной мощности TP 106 VR+ работает в чистом классе А. более низкий их уровень. Кроме того, «мягкий старт» (постепенное нарастание напряжения на аноде в процессе разогрева накала кенотрона) дает дополнительный плюс в виде защиты усилительных ламп. В прежних моделях фирмы в схеме двухполупериодного выпрямления использовались по два диода на канал (полпериода работает один диод, следующие полпериода — второй). В новой линейке для этой цели применены двойные диоды (с двумя анодами, подключенными в противофазе). Большой тороидальный трансформатор в блоке питания TP 106 VR+ имеет сердечник, пропитанный в вакуумной камере, во избежание возникновения механического гула при работе под нагрузкой. Для минимизации наведенных помех в самом трансформаторе и в сигнальных цепях, кроме общего экранирующего короба, применяется также изоляция первичной и вторичных обмоток друг от друга двумя слоями медной фольги. Для регулирования напряжения входного и оконечного каскадов используются отдельные обмотки, лампы подключены к ним через высококачественные Mundorf MCap ZN — бессвинцовые станиолевые фольговые конденсаторы с полипропиленовым диэлектриком. Как уже говорилось, выходной каскад функционирует в ультралинейном режиме. Пара выходных согласующих трансформаторов с секционированными бифилярными (параллельными) обмотками имеет катодные отводы от первичной обмотки для организации ООС умеренной глубины. До 20 Вт выходной мощности TP 106 VR+ работает в чистом классе А. 

3.jpg

При снятой крышке взору открываются печатные платы с токопроводящими медными дорожками двойной толщины, металлический кожух, скрывающий большой тороидальный трансформатор, батарея крупных конденсаторных банок, группы ламп и два выходных трансформатора. Разные секции для каждого канала — питание, предусиление и оконечные каскады — разделены между собой металлическими экранами по всей высоте корпуса. Исключительно аккуратный монтаж и разводка вкупе с общей компоновкой оставляют ощущение технически красивой вещи, сделанной на очень высоком уровне. Все лампы внутри саратовские; упомянем интересную деталь: для разных стран изготовитель делает комплекты ламп производителей, близких к потребителю территориально (для бывшего чехословацкого рынка и прилегающих районов ставятся лампы JJ Electronic). Своя логика и логистика в этом есть, хотя простор для замены ламп остается всегда. В усилительном каскаде нашего аппарата использованы четыре драйверных триода 12AT7, четыре лучевых тетрода Electro-Harmonix E6550 EH, а в питании — два выпрямительных диода Sovtek 5AR4, по одному на канал. Несмотря на упоминавшиеся выше признаки хорошей самодельной конструкции, по сервису и поддержке, в том числе гарантийной, усилители, разумеется, отвечают строгим брендовым стандартам. Мало того, после сборки и первичного прогрева абсолютно все экземпляры измеряются на принадлежащем фирме комплексе Audio Precision на предмет соответствия заявленных и реальных параметров.

4.jpg

Проигрыватель компакт-дисков CD-2 VR+ оснащен приводом Philips L1210/65, секция ЦАП выполнена на Burr-Brown PCM 1792А (24 бит / 192 кГц). На входе преобразователя ток-напряжение стоят по два операционных усилителя Burr-Brown OPA134PA на канал. Выходной буфер ламповый, и снова на саратовских Electro-Harmonix — двух 12AX7 и двух 6922. Питание, естественно, кенотронное, на одном двойном выпрямительном диоде EZ81. Мощный и сложно организованный трансформатор имеет восемь вторичных обмоток (отдельно на сервисные цепи, операционники и две для двух анодов кенотрона). Из присутствующих на рынке современных версий лампы EZ81 имеются саратовский вариант Electro-Harmonix и словацкий JJ Electronic (близкая копия Tesla). Однако, по заявлению производителя, в CD2 VR+ работает оригинальный Tesla NOS. Как и в усилителе, после него установлены конденсаторы Mundorf MCap ZN. Напряжение на выходе плеера превышает стандартное значение и составляет, по данным Canor Audio, 2,9 В RMS, что точно совпадает с нашими лабораторными измерениями. 

Если искать отличия версии VR с плюсом в индексе от базовой, то они заключаются в тщательном подборе ламп в усилительных каскадах, конденсаторах Mundorf после кенотронов и предварительном прогреве. Кроме того, в «плюсовой» версии усилителя иной квартет оконечных ламп — 6550, а не 6L6GC, и несколько увеличилась выходная мощность.

Солидные и увесистые аппараты имеют единый оригинальный дизайн. В его основе лежит сочетание черного и желтого — желтой цветовой индикации и черных алюминиевых корпусов со шлифованными плитами сантиметровой толщины спереди и остальными стенками, имеющими очень необычную покраску с серебряной искрой, отчетливо и остро играющей под лампами освещения. На передних панелях обоих устройств есть широкая горизонтальная полоса из акрила с центральным кругом для лого Canor. У плеера она выполняет функции экрана, на котором огромными символами отмечаются номера треков и тайминг. Крупная мягко поворачивающаяся рукоятка регулятора громкости на усилителе (добротный классический Alps «Blue Velvet») снабжена неизменным желтым ободом подсветки. Акустических клемм на задней панели усилителя всего две пары; вывод с трансформатора оптимизирован под нагрузку 6 Ом, выводы для других нагрузок, привычные для ламповых конструкций, отсутствуют. К модулям прилагаются одинаковые универсальные пульты ДУ — длинные брусочки из мягкого прорезиненного пластика с алюминиевой накладкой, удобные в работе и хорошо лежащие в руке. 

5.jpg

В дополнение к обычным тестовым акустическим системам PMC OB1i в нашем распоряжении оказались в этот раз превосходные полочники Dynaudio Confidence C1, которые и были предложены паре Canor Audio. Результат получился настолько интересный и глубокий по звуку, что весь тест преимущественно слушалась именно эта связка, а колонки РМС использовались только для подтверждения или прояснения нескольких моментов. Нелишне заметить, что модели Dynaudio — тяжелая и, вообще говоря, «не ламповая» нагрузка. Однако для усилителя TP 106 VR+ это был отличный шанс продемонстрировать свое конструктивное превосходство, и он не подвел. Из отмеченных минусов стоит упомянуть лишь ограниченный нижний бас (по сравнению с другими комплектами электроники, работавшими в партнерстве с теми же АС), а также легкие огрехи в динамике, наблюдавшиеся в пиковые моменты выступлений симфонического оркестра. Впрочем, последние проявлялись мягко и, я бы даже сказала, деликатно, если сопоставлять их с классическими признаками проседания транзисторных усилителей. В остальном звучание и подача музыкального материала оставили самые позитивные впечатления. Прежде всего, не было явного выпячивания середины частотного диапазона и перегрева тембров, а также их утрированного укрупнения. Если подходить со всей строгостью, то можно отметить совсем легкое уплотнение в нижней середине, субъективно смещавшее тональный баланс буквально на пару градусов вниз. Но и то это становилось заметным исключительно в барочной музыке для сопрано или флейты, отчасти для клавесина. Хотя последний получился очень «по-клавесинному» наполненный, красивый, переливчатый и ясный, как и шелковистая труба, и лютня с отличной фактурой струн. Крайне лестных отзывов достойно воспроизведение скрипки, барочной и классической, — сугубо специфическое в каждом случае, с тонкой передачей звучания самого инструмента и авторских приемов исполнения. Звуковой почерк в целом оказался насыщенный, пластичный и прозрачный, совсем не грузный, чуть мягкий по верхам и в целом, но не глухой, с изобилием воздуха и отличной прорисовкой объема. Ни разу ни в одном из тестовых фрагментов мы не уловили гудения баса или его плохой фокусировки. Несмотря на ограничение по самому низу, basso continuo в барочных композициях был прорисован очень четко и верно, записи органа показали хорошо структурированный бархатистый бас благородного оттенка безо всякой тянучки на педалях и с чуть расширенными контурами звуков, характерными для этого инструмента. Аналогично и рояль отметился превосходной артикуляцией, одновременно деликатной и решительной, приятным легким рокотом малой октавы и очень хорошими открытыми струнами. Пожалуй, за столь индивидуальную и верную передачу структуры и характера баса самых разных инструментов стоит сказать «браво, Canor!». Темпоритмически все преподносилось просто безукоризненно, спокойно и вместе с тем стремительно, с тонкими биениями ритма и темпа, причудливым плетением ажурных рисунков у трубы и флейты, тончайшими переливами во второй октаве рояля, ювелирными паузами и отлично сделанными хвостиками нот. В «Аппассионате» Бетховена в исполнении Эмиля Гилельса в самом напряженном разливе ближе к финалу практически ничего не смешалось и не заболталось — это достойно куда большей цены. Конструкция питания заслуживает самых горячих похвал во всех отношениях. Симфонический оркестр порадовал глубоким и масштабным звучанием с мягким и свободным разворачиванием мелодических линий. Надо сказать, что пара Canor Audio выдает действительно большой звук, гармонично сбалансированный тембрально и тонально, — не в смысле крупных высвеченных тембров (это не всегда уместно, хотя и эффектно), а именно в виде широкой слитной волны. Опять же можно заметить, что всевозможные вздохи-шорохи воздуха и прочие призвуки достаточно намечены, но не выпячены, а тонкие тембровые различия у близких инструментов чуть нивелированы. Но общая вдохновенность, гармоничность, свобода звучания и изобилие воздуха и объема все это искупают. По сумме достоинств словацкий дуэт звучит очень здорово и по-взрослому, с высоким уровнем музыкальности, осмысленности и полноты передачи музыкальных посланий — всем тем, чем в первую и главную очередь характеризуется хорошая аппаратура.   

Результаты измерений:

График АЧХ проигрывателя Canor Audio CD2 VR+ выявляет достаточно стабильное поведение (рис. 1). 

6.jpg

Флуктуации по краям частного диапазона умеренные, не превышающие в сумме 0,81 дБ. Разбалансировка между каналами практически отсутствует (0,03 дБ). Желтый граф для низкоомной нагрузки 600 Ом указывает на стабильное выходное сопротивление в большей части диапазона СЧ-ВЧ (180 Ом) и его резкий рост на НЧ (2,2 кОм на 20 Гц). Значение КНИ имеет тенденцию к снижению с уменьшением уровня воспроизводимого сигнала. При проигрывании трека с сигналом 1 кГц и уровнем 0 dBFS коэффициент составил 0,023%, а при –12 dBFS упал до 0,006%. 

7.jpg

На рис. 2 проиллюстрированы спектральные составляющие гармонических искажений при уровне –3 dBFS (0,016%). 

8.jpg

На рис. 3 показан уровень разностной гармоники 19—20 кГц (0,015%, –6 dBFS). Уровень шума –110 дБ относительно максимального сигнала на выходе 2,9 В является очень хорошим значением. Стоит отметить практически отсутствующий проникающий сигнал (менее –100 дБ на 10 кГц).

9.jpg

На рис. 4 дана АЧХ усилителя Canor Audio TP106 VR+ раздельно для левого и правого каналов при нагрузке 8 Ом, а также для левого канала на 4 и 2 Ом. Выходное напряжение при балласте 8 Ом соответствует мощности 1 Вт. Снижение амплитуды сигнала происходит пропорционально выходному сопротивлению, которое, нужно отметить, мало для лампового усилителя. Коэффициент демпфирования — 17 ед. При работе на низкоомную нагрузку наблюдается сужение полосы пропускания, и в худшем случае (2 Ом) верхняя граничная частота составляет 43 кГц (–3 дБ), против 61 кГц для 8 Ом. В области звуковых частот характеристика стабильна — неравномерность не превышает 0,14 дБ. Максимальная выходная мощность с КНИ на уровне 10% неизменна для слышимых частот и на 8 Ом равна 47 Вт (рис. 5 для трех частот, красная кривая — 1 кГц, синяя — 80 Гц, желтая — 10 кГц). 

10.jpg

Барьер коэффициента нелинейных искажений в 1% усилитель выбирает при мощности 38 Вт. Разбег уровня сигнала между каналами меньше 0,1 дБ, переходное затухание между ними не менее 66 дБ (10 кГц) (рис. 6).

11.jpg

Паспортные данные:

Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Canor Audio CD2 VR+ | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,25 дБ) | Отношение сигнал/шум (20—20 000 Гц), дБ – более 102 | Гармонические искажения + шум (1 кГц), % – менее 0,005 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыход – стереопара RCA | Выходное сопротивление, Ом – менее 200 | Энергопотребление (максимальное), В∙А – 100 | Габариты, см – 43,5 x 12,2 x 35 | Масса, кг – 12

Тип – ламповый интегральный усилитель | Название – Canor Audio TP 106 VR+ | Входное сопротивление, кОм – 60 | Выходная мощность (при нагрузке 4 Ом), Вт – 55 x 2 | Частотная характеристика (при выходной мощности 5 Вт), Гц – 20—20 000 (по уровню ±0.1 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 5 Вт), % – менее 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 93 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), Tape Loop (RCA) | Энергопотребление (stand-by/maximum), Вт – не указано | Габариты, см – 43,5 x 17 x 39 | Масса, кг – 26

Оценки:

1.Дизайн – 95%

2.Качество изготовления – 95%

3.Звучание – 95% 

4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95% 

Плюсы: отличный живой звук, масса музыкальных событий, очень хорошие натуральные тембры, исключительно верный вкус саунда

Минусы: нижний бас слегка ограничен, иногда заметны мягкие ограничения по динамике в нагруженных треках и моментах

Вывод:

Прекрасная жанрово универсальная пара, тонко и точно передающая музыкальный смысл и эмоции записей. Уровень воспроизведения далеко превышает ожидаемый в этом ценовом сегменте, а масштаб и объем звучания характерны скорее для куда более мощной техники


Источник: hi-fi.ru


Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: