Обзор интегрального усилителя darTZeel CTH-8550 MKII
Автор, Крис Томас, пишет: «CTH-8550 MkII – удивительный усилитель, и его уникальность в том, что он позволяет вам лицом к лицу прильнуть к искусству под названием музыка, а его электрические параметры перестанут вызывать у вас интерес. Вы просто будете слушать музыку, вовлекаться и верить в нее. Если вы цените в музыке не только форму, но и эмоциональное содержание, darTZeel подарит вам по-настоящему глубокие переживания. Я его обожаю».
В этом тексте достаточно восторженных оценок усилителя в высоком стиле слова, но не меньше весьма метких и остроумных рассуждений. Яркое творение яркой индивидуальности, всецело преданной своему делу и, конечно, музыке (речь идет о главе компании darTZeel Эрве Делетразе) и не должно описываться монотонным и безразличным языком.
Интегральный усилитель darTZeel CTH8550 MKII
Крис Томас, май 2021
Источник: https://hifiplus.com/articles/dartzeel-cth-8550-integrated-amplifier/
Любой музыкант, на каком бы инструменте он ни играл, находится в постоянном поиске своего голоса или звука. Когда я слушаю игру великого пианиста, саксофониста или скрипача, я всегда выделяю его индивидуальный стиль, который сквозит в оживляемой его инструментом музыке. Это именно то, что больше всего меня привлекает и, возможно, является причиной моего долголетнего увлечения домашним аудио. Когда вы вспоминаете великих исполнителей и размышляете о том, почему вы предпочитаете одних другим, вы, как мне кажется, при этом отталкиваетесь от этого чудесного таланта заставить инструмент говорить со слушателем на языке музыки. С помощью технических средств, использующих законы физики, при наличии хорошего слуха и вкуса они общаются с нами через наши домашние аудио системы, вызывая у нас живой отклик на смысловой и эмоциональный посыл их откровений.
Любопытно, что Эрве Делетраз называет свои усилители инструментами. Послушав некоторое время его интегральный усилитель CTH-8550 Mark II, с ним полностью согласился. В прошлом году я уже испытывал предварительный усилитель NHB-18NS и усилитель мощности NHB-108 model two, и никак не могу забыть то впечатление, которое они на меня произвели. Как и этот интегральный усилитель, те две модели мощно нацелены на выполнение единственной миссии – довести до слушателя замысел музыканта, воплощенный в одной из самых сложных форм искусства. И это именно то, чего мы ждем от лучших аудио систем, сколько бы они ни стоили.
Испытать эти два аппарата, бесспорно, большая честь для эксперта. И наряду с впечатлением от них в моем сознании зародился вопрос: что заставляет меня верить в неоспоримую исключительность усилителей darTZeel на фоне огромного количества их конкурентов, не менее настойчиво претендующих на чемпионство? Хочу пояснить: это не единственные настолько «музыкальные» и приятные для моего слуха модели. Но они определенно входят в ту немногочисленную категорию аппаратов, которые способны отвлечь меня от текущих занятий и заставить присесть и просто послушать музыку.
В усилителе CTH сразу и безошибочно опознается принадлежность к бренду darTZeel. Красный корпус и ярко-золотистая лицевая панель хорошо узнаваемы как по виду, так и по качеству металлообработки. Это, конечно, причуда дизайнера, но в хорошем смысле. Этот усилитель, который собирают вблизи Женевского озера, придуман и реализован настоящим любителем музыки в поистине бескомпромиссном ключе. И давайте скажем честно: аппараты такого уровня никогда не бывают дешевыми. Но если большинство заказных изделий, и не только аудио компонентов, но и автомобилей, фотоаппаратов, часов и пр., имеют тенденцию несколько разочаровывать, как только они попадают к нам в руки, то изделия darTZeel никогда никому не приедались.
С учетом мощности усилитель CTH упакован в сравнительно компактный корпус с золотистыми ручками спереди и сзади, придающими внешности аппарата сугубо рациональный мотив. Но помимо того, что уровень воспроизведения музыки при этом очень высок, особое удовольствие получаешь от тактильного контакта с двойным кольцом ручки регулятора и от плавности отклика усилителя при ее вращении. Производитель усилителей darTZeel называет этот регулятор громкости «регулятором удовольствия», хотя в основном ваши взаимодействия с аппаратом могут осуществляться с помощью поистине великолепного пульта ДУ. Этот образчик элегантности, выполненный из алюминия с тем же золотистым покрытием, обеспечивает полный доступ ко всем функциям и опциям настройки усилителя. Меня особенно впечатлило то, что пульт работает даже тогда, когда сам усилитель не находится в пределах его «видимости». Благодаря этому свойству мне не приходилось выбираться из дальних уголков моего помещения и подходить вплотную к усилителю, чтобы изменить уровень громкости!
Любая сессия прослушивания должна быть одновременно расслабляющей и мобилизующей внимание, иногда она сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Необходимость вставать каждый раз со стула для того, чтобы изменить громкость или переключить вход усилителя, неизбежно мешает процессу, чего не должно быть. Но в качестве дружеского пожелания и самой вежливой просьбы к Эрве: пожалуйста, оснастите пульт ДУ какими-нибудь ножками или чем-то еще в этом роде. При всей своей красе он скользкий, как кубик льда, и по этой причине легко может упасть на пол с подлокотника. Мелочь, конечно, но если бы я был владельцем darTZeel, я бы прикрепил мягкие накладки к нижней стенке пульта, от чего он, возможно, несколько потерял бы в элегантности, но зато приобрел бы в практичности.
Корпус усилителя безупречен настолько, насколько это возможно благодаря программному обеспечению 3D-CAD, важному козырю мистера Делетраза. Лазерная резка и сварка его усилиями доведены до очень высокого уровня. Задняя панель усилителя – образец продуманного дизайна. Ее относительно небольшое пространство отлично организовано: семь стандартных входов (RCA и XLR и, конечно, Zeel 50 Ом на BNC), отличные акустические разъемы (под бананы 4 мм и лопатки), а также выходы RCA и darT плюс пара портов USB. На лицевой же панели находится вышеупомянутая ручка «регулятора удовольствия» (Pleasure Control) и несколько маленьких кнопок для выбора входа и активации различных функций, напоминающих тщательно отполированные шарики от стальных шарикоподшипников. При этом они не слишком бросаются в глаза на фоне доминирования ручки громкости и дисплея, отображающего уровень громкости и необходимого для конфигурации входов через меню настроек. Дисплей хорошо читается даже при значительных углах зрения. Можно не обращать особого внимания на такие детали, как горизонтальную выемку на лицевой панели, в которой размещаются все 16 кнопок и окно ИК-приемника, или ручка громкости с логотипом darTZeel в центре, но лично для меня все это элементы изысканного дизайна. Конечно, это дело вкуса, и красота всегда в глазах смотрящего. Такая умеренная эксцентрика мне по нутру, к тому же она придает darTZeel значительности. И, как и следовало ожидать от интегрального усилителя с такой мощностью, усилительная схема в ключе двойного моно сочетается с массивным тороидальным трансформатором блока питания.
Трансформатор меньших размеров «на спине» основного питает схему предварительного усиления. Мне сказали, что таким образом две части усилителя становятся автономными, что дает возможность использовать только предварительную секцию усилителя либо только его силовую часть путем настроек в меню, хотя я ни разу не воспользовался этой возможностью. Еще одна интересная подробность – специальный USB-ключ для инициализации аппарата, которым я пренебрег поначалу. Эта флешка содержит следующие данные: имя владельца, серийный номер аппарата, версия программного обеспечения и установка напряжения сетевого питания. Эти данные необходимы для установки разных версий пошивки и программного обеспечения.
Понятно без слов, что компоненты подобного уровня должны работать в тщательно настроенной системе с не менее качественными компонентами. Мое прослушивание осуществлялось с CD-транспортом и ЦАП'ом dCS Vivaldi, а стриминг был организован с помощью dCS Bridge и Roon Nucleus. Все компоненты системы были установлены на аппаратной стойке Stillpoints ESS и подключены сверхбыстрыми кабелями Nordost Odin 1. Кабели этой же серии служили для подключения darTZeel к паре АС Wilson Audio Duette 2. Могу утверждать, что это была удачно скомпонованная система с одухотворенным звучанием.
Только что распакованный усилитель поначалу зазвучал довольно скромно, но после 24 часов работы музыка запела по-новому, и качество звучания усилителя продолжало расти еще какое-то время. Длительные, наполненные эмоциями прослушивания оставили у меня незабываемые впечатления и желание к ним вернуться. Надо ли говорить, что в эти смутные времена странного карантина данная система послужила оказала мне неоценимую услугу в виде психологической терапии?
При своих 200 Вт на нагрузке 8 Ом CTH-8550 MkII является немного более мощным усилителем по сравнению с NHB-108, но с учетом потребностей моей системы я бы сказал, что обе эти модели более, чем адекватны. Похоже, что они обладают большим запасом мощности, которую могут отдавать в нагрузку с поразительной скоростью вне зависимости от уровня громкости. И при этом 8550 – один из самых лучших усилителей, что я слышал, для полуночных сессий на малой громкости.
Есть одна интересная подробность по поводу раздельных предварительного усиления и усиления мощности по сравнению с интегральными усилителями, особенно при оценке соответствующих моделей одного производителя, которую я хотел бы затронуть перед тем, как перейду к прослушиванию. Расхожий аудиофильский штамп гласит, что раздельный вариант всегда предпочтительнее – лучше разделение инструментов, локализация, и т.д. и т.п. В целом я с этим согласен, однако здесь есть одно «но». Мой многолетний опыт показывает, что некоторые интегральные модели демонстрируют какую-то неуловимую и удивительную целостность прочтения музыкального произведения. Скучный аудиофил внутри меня настаивает на преимуществах раздельного варианта, но я должен сказать, что есть что-то особенное в том, как CTH-8550 обращается с музыкой, что покоряет меня целиком и полностью. Кажется, что он всегда на стороне музыки, а не аудиофильского звука. Однако не поймите меня превратно, при всем этом я все же скорее предпочту раздельные предусилитель и усилитель darTZeel интегральному усилителю. Просто CTH-8550, этот красноречивый рассказчик музыки, никогда даже близко не звучит так, как, казалось бы, должен звучать «компромиссный» интегральный аппарат.
Идеальная аудио система должна быть подобной хамелеону и совершенно независимой от того, какую музыку она воспроизводит. И довольно часто бывает, что когда вы слушаете что-то новое с новым компонентом в системе, вы получаете новый опыт и свежие эмоции, которые постепенно закрепляются в вашем сознании. Так произошло с альбомом «Is That So?» Джона Маклафлина с Шанкаром Махадеваном и Закиром Хуссейном. Издавна будучи почитателем Маклафлина, я считал, что, изучив ряд его альбомов и побывав на его концертах с кипящей энергетикой, я решил, что знаю о нем все и что он начинает выдыхаться. Его подобная пулемету гитара начинает казаться пародией на ранние записи Mahavishnu Orchestra. Мне больше нравилось, когда он начинает играть медленнее и мелодичнее. «Is That So?» – это полнозвучное звуковое полотно индийской духовной музыки с вкраплениями пространственного вокала Махадевана, скользящего поверх необычных аккордов и мелодий. В то же время Джон формирует фоновый звук с помощью гитары с синтезатором, дополненных причудливой перкуссией Закира. Эта музыка создает особую атмосферу и навевает особое настроение, будь то день или ночь. Но имейте в виду, что это очень острое блюдо, которое лучше подавать небольшими порциями.
Система с darTZeel воспроизвела эту запись как гибрид театрального представления и индийского фестиваля. Этот усилитель обнажил все подробности с потрясающей точностью, но при этом с теплотой и богатством оттенков, одновременно умиротворяющим и тревожащим воображение. Это не имеет отношения к частотной характеристике или плотности баса, здесь все дело скорее в текстуре звуковой ткани и сложном взаимодействии гармонической структуры вокала с инструментом Маклафлина, которому последний определил весьма сложную роль. Здесь превалирует впечатление от самой музыки и вовлечение в нее над оценкой чисто звуковых артефактов. Стоит закрыть глаза, и система исчезает, а вы получаете настолько мощные эмоции, насколько это вообще возможно.
Влияние системы или, конкретнее, усилителей с их индивидуальным звуковым почерком на звучание музыки – это то, что поражает меня с той поры, когда я пытался разгадать секреты великолепных усилителей QZ Дэвида Бернинга много лет назад. Свобода, с которой звуки музыки возникают и живут в пространстве, резко контрастирует с ощущением «электрической» природы звука, формируемой усилителями. Обе системы на основе darTZeel, которые мне пришлось слушать на протяжении прошлого года, по большому счету звучали одинаково. Ощущение влияния усилителя в обеих случаях было ничтожно малым. Отдельные ноты и музыкальные фрагменты возникали свободно, и, должен сказать, та непринужденная точность, с которой усилители darTZeel конвертируют свою немалую мощность в драматизм музыкальных событий, это одно из основных преимуществ изделий данного бренда. Их можно ассоциировать с открытым окном, и те масштабы, с которыми эти усилители создают звуковое пространство, наглядно демонстрируют, как мало реальной свободы звука, закодированной в записи, удается восстановить очень многим усилителям иного происхождения.
Тембральная окраска гитары с нейлоновыми струнами всегда лучше вписывается в звучание оркестра по сравнению с искрящейся бравадой инструмента со стальными струнами. Именно контраст оркестровой мощи с крошечным образом акустической гитары делает Аранхуэсский концерт Родриго выдающимся музыкальным произведением. Подобным же образом сюита Хосепа Понса в исполнении виртуоза гитарного фламенко Томатито налагает тяжелейшие требования на систему по части адекватной передачи глубины звуковой сцены. В то время как многие системы блистают добродетелями, к которым обычно стремятся аудиофилы, они при этом как бы сковывают звуковое пространство, вызывая чувство напряжения, и все это кончается тем, что вместо живой музыки получается некий эрзац. А ведь в такой музыке есть и мощь, и буйство красок, и романтика фольклора Северной Африки, преодолевшего Средиземное море и влившегося в вихревые потоки знакомых мелодий с хлопками в ладоши, дробью каблуков и треском ударных. darTZeel элементарно справляется с этим кипящим звуковым сплавом. Он свободно жонглирует любым количеством шаров, не роняя ни одного. Звуковая панорама, создаваемая им, безгранична, и каждому музыканту хватает пространства и «воздуха» для того, чтобы оживить эту сложную музыкальную пьесу. Моя система продемонстрировала полное безразличие к сложностям, стоящим перед ней. Она доказала, что на любой самый сложный вызов у нее всегда найдется адекватный ответ. В основе чудесного процесса оживления музыки стоит находится выверенное сочетание скорости и мощности. Ничто не ускользает от darTZeel в составе систем, которые можно причислить к категории High End. Он стремится к ясной цели, которая выше, чем простая демонстрация звучания конкретного усилителя: он реализует редкую способность рассказать вам содержание музыкального произведения во всей его красоте и экспрессии.
Забудьте о дискуссиях по поводу ламп и транзисторов. Усилители типа darTZeel выше подобных споров. Есть такие усилители, которые просто очень приятно слушать вне зависимости от их начинки. И это пример такого усилителя. Он, несомненно, относится к тем аппаратам, которые оживляют голоса и передают нам то, о чем эти голоса рассказывают. Ему свойственны богатство тембров, предельная прозрачность, натуральность текстуры звука и высочайшая разрешающая способность от микро- до макродинамики, а также безупречная ритмичность, что тоже очень важно. С таким усилителем вы забудете о постоянных попытках оценивать звук. Это начнет казаться пошлым. Система просто оживет и задышит. Это то, что произошло у меня. CTH-8550 MkII – удивительный усилитель, и его уникальность в том, что он позволяет вам лицом к лицу прильнуть к искусству под названием музыка, а его электрические параметры перестанут вызывать у вас интерес. Вы просто будете слушать музыку, вовлекаться и верить в нее. Если вы цените в музыке не только форму, но и эмоциональное содержание, darTZeel подарит вам по-настоящему глубокие переживания. Я его обожаю.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
-
Тип: Интегральный усилитель про схеме двойного моно
-
Выходная мощность: 200 Вт RMS (230 Вт пик) @ 8 Ом
-
330 Вт RMS (360 Вт пик) @ 4 Ом
-
Входы: 4× RCA, 1× XLR, 2× Zeel BNC, 1× MM, 1× MC (вход фонокорректора – опция)
-
Выходы: 1× RCA, 1× RCA (на запись), 1× darT BNC, 1 пара акустических на канал (4 мм или под лопатку)
-
Частотный диапазон: 3 Гц – 300 кГц
-
Полные нелинейные искажения: 1% @ 7 Гц – 77 кГц
-
Отношение сигнал-шум: 115 дБ (A)
-
Размеры: 170 × 440 × 335 мм (В×Ш×Г).
-
Глубина с ручками: 415 мм
-
Вес: 28 кг
Источник: soundex.ru