Акустические системы Epos ES14N
Производители аудиотехники иногда придают современным системам черты моделей-легенд, чтобы привлечь покупателей. Однако сейчас перед нами нечто иное — колонки, не похожие на предшественников, но продвигающие их же инженерную концепцию, реализованную на более высоком современном уровне. А такие переиздания представляют очень большой интерес.
ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО
Epos давно не радовала новинками. Некогда весьма популярная британская марка (не путать с одноименными швейцарскими часами и датским производителем игровых гарнитур), выпускавшая относительно недорогие, но весьма стильные акустические системы, но Майк Крик, основатель компании в силу своего возраста уже не мог уделять своему бизнесу достаточно времени и, в конце концов, решился на продажу своего бренда.
Три года назад Epos объявила о переходе в собственность инжиниринговой компании Fink Audio Consulting (известна тем, что проектировала акустику по заказу таких брендов, как Mission, Naim, Q Acoustics и Tannoy). Новый владелец, Карл-Хайнц Финк, сразу заявил, что намерен начать с нуля: выпускаемые модели были сняты с производства, складские запасы распроданы, но ожидаемого дилерами быстрого перезапуска модельного ряда Epos так и не произошло.
Однако Карл-Хайнц не обманул. Он решил вернуться к самым истокам бренда и вместо разработки очередных бюджетных колонок взялся неспешно конструировать нечто особенное. Причем он это делал — беспрецедентный случай! — в открытую, детально описывая свои идеи, макеты и даже результаты измерений в личном блоге karl-heinz-fink.de.
В итоге на создание одной стендовой модели у него ушло более двух лет. Это, кстати, и объясняет, почему «Эпосы» от Финка, впервые показанные на прошлогоднем мюнхенском High End Show, а теперь представленные и в России, получились гораздо дороже тех моделей, что проектировались прежней командой Майкла Крика. Интеллектуальные вложения на единицу выпускаемой продукции оказались просто не сопоставимыми.
Антиретро
В своём описании новой конструкции производитель дает отсылку на оригинальные Epos ES14 середины восьмидесятых, получивших высокие оценки даже у самых притязательных американских аудиофилов. То, что вы видите на фото – совершенно новая разработка, а не косметическое обновление, поэтому от оригинала осталось не так много. Обе модели представляют собой крупные двухполосные полочники с тыловым фазоинверторным портом. Излучатели также имеют общие черты: в обоих поколениях используются мидбасы с 18-сантиметровым (14 дюймов) полипропиленовым диффузором. А вот твитеры разные: современный ES14N имеет 28-миллиметровый купол из анодированного алюминия, в то время как у оригинала был стандартный дюймовый.
Его полипропиленовый диффузор имеет переменную кривизну и толщину для выравнивания градиента давления.
Робин Маршалл, основатель Epos и автор первых культовых систем, не случайно выбрал столь специфические драйверы, да ещё с полипропиленовыми диффузорами вместо классической бумаги. До этого он занимался проектированием контрольных мониторов для BBC и пришел к выводу, что именно такой калибр оптимален для согласования с пищалками при использовании разделительных фильтров первого порядка (они не «перекручивают» фазу, как схемы с высокой крутизной).
Финк принципиально решил идти тем же путем, но использовал тщательные компьютерные расчёты для согласования головок и кроссоверов. Так он пришел к пониманию, каких именно характеристик нужно добиться от динамиков для работы с фильтрами первого порядка, а затем — и к полному переосмыслению их конструкции.
То, что вы видите на лицевой панели Epos ES14N — не просто драйвер с «мопсом» (так Финк назвал неподвижный фазовыравнивающий элемент, который заодно служит и теплоотводом звуковой катушки). Его полипропиленовый диффузор имеет переменную кривизну и толщину для выравнивания градиента давления. В звуковой катушке (диаметр 36-мм, высота 18 мм) применяется двухслойная обмотка из медного провода на каркасе из стекловолоконного композита. В самом же приводе помимо основного магнита есть вспомогательное ферритовое кольцо и вставки из неодима, которые расширяют магнитное поле и устраняют изменения индуктивности катушки при ее смещении. Корзина у динамика пластиковая, с наполнением из стекловолокна для лучшего демпфирования. Предусмотрена нейтрализация вихревых токов, тщательно просчитан резиновый подвес (довольно свободный, кстати), крепежный фланец и т. д.
Твитер с увеличенным до 28 мм калибром купола имеет расширенную полосу в область средних частот с более гладким спадом.
До мелочей проработан не только главный драйвер, но и все остальное. Твитер с увеличенным до 28 мм калибром купола имеет расширенную полосу в область средних частот с более гладким спадом. Наклон лицевой панели служит для синхронизации твитера с мидбасом по времени отклика. Двойные стенки корпуса лучше подавляют внутренние резонансы. Особая стойка с мощной «ногой» (очень тяжелая, кстати) по максимуму нейтрализует корпусные вибрации…
Единственная ретро-деталь — это утопленные клеммы под «бананы», закрепленные непосредственно в корпусе. Финк отказался от привычных терминальных панелей в пользу самого простого решения, потому что оно лучше для звука в силу меньшего числа контактных переходов. Правда, этот принцип сразу нарушается, если ваши кабели с «вилками» — для присоединения таких к ES14N понадобятся специальные адаптеры.
Пугающий реализм
Идеи, воплощенные в знаменитых студийных мониторах BBC различных серий, разработкой и производством которых занимались множество британских компаний (Harbeth, Spendor, Graham, Rogers…), растиражированы во многих конструкциях и часто преподносятся в рекламных целях как образцы настоящего «английского звука».
Динамический потенциал — одно из самых сильных достоинств мониторов. Ударная динамика — очень быстрая, резкая и реалистичная.
Уверен, что вы вычеркните многих из виш-листа, когда услышите ES14N. Сделанные немецким инженером системы, на мой взгляд, превосходят лучших из перечисленных выше по всем критериям: в ясности передачи любой тембральной фактуры, в широте частотного диапазона, в мощности и динамике, в микродинамической нюансировке и эмоциональной открытости.
Тональный баланс немного ярковат, отдельные тона в области 2 — 5 кГц на слух немного выделяются, но при этом у систем практически нет «зон невнятности» — по всему звуковому спектру они обладают ровным высоким разрешением. Это ощущается по естественной прозрачности, по узнаваемости каждого воспроизведенного образа, по какой-то запредельной для мониторов таких размеров четкости нижнего регистра.
Похоже, Карл Хайнц сознательно стремился к наилучшему фазовому согласованию, а не к идеальной линейности АЧХ. К небольшой частотной неравномерности наш слух быстро адаптируется, а к рассогласованности драйверов — нет. Скорее наоборот, это то, что в не самых удачных конструкциях АС со временем начинает раздражать все больше и больше.
Нижний регистр начинается от 40 Гц, при этом мониторы самым достойным образом берут любой бас выше — он здесь не имеет ни искусственных оттенков, ни навязчивого характера. Но для этого нужен усилитель с очень хорошим контролем. Стоило уменьшить у тестового оконечника Т+А А200 глубину обратной связи, как бас заметно потерял в динамике.
У ES14N хватает угарного драйва, а где надо передать панч и глубину баса, то тут они могут сравниться и с напольными системами.
Динамический потенциал — одно из самых сильных достоинств мониторов. Ударная динамика — очень быстрая, резкая и реалистичная. На средних и высоких тоже царит такая конкретика, что хоть убавляй — колонки легко выдали весь боевой запал усилителя T+A.
Со сценой тоже никаких проблем: трехмерная картинка не самая глубокая, но очень собранная, каждый виртуальный образ очерчен, проработан и завершен. Некоторые до того реалистичны, что способны напугать слушателя — как встреча с «живой скульптурой» на улице.
Когда на ES14N воспроизводится джаз, симфоническая или камерная музыка, звучание кажется более открытым или выпуклым, более контрастным, чем на роке, прогрессиве или электронике. Обычно бывает наоборот: сбалансированные под мощную современную музыку системы становятся слишком бледными на акустических записях, а заточенные под классику звучат более агрессивно на тяжелом репертуаре. Здесь же — удивительная жанровая гибкость.
Отмечу и отсутствие зажатости или равнодушия, характерного для многих контрольных мониторов. У ES14N хватает угарного драйва, а где надо передать панч и глубину баса, то тут они могут сравниться и с напольными системами. Кстати, по «безбашенности» (в хорошем смысле) они немного напоминают большие классические мониторы, но намного их нейтральнее и не добавляют в звуковую картину лишней окраски.
Наконец, новые «Эпосы» очень информативны — причем именно музыкально, а не технически. В любом треке мгновенно читаются не только особенности студийной работы и сведения мастера, но также эпоха, атмосфера и даже признаки места, где делалась запись. Кроме музыкального замысла отлично проявляется идея аранжировщика. Если послушаете поздние альбомы Nirvana, которые многие критиковали за слишком мутное «гаражное» звучание, то с ES14N поймете, каким представляли себе настоящий гранж музыканты и продюсеры. И вот такая честность вместо имитации — практически на любой музыке. «Нирвану» я привел только как один из примеров.
СИСТЕМА
- Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
- Сетевой проигрыватель T+A MP200
- ЦАП T+A DAC200
- Усилитель мощности T+A A200
- Кабели
- USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
- межблочные Black Rodium Symphony 18 XLR
- акустические Abby Road Reference Speaker
- силовые ISOL-8 ISOLink
- фильтр питания ISOL-8 Powerline Chromo
Epos ES14N
Производитель: Epos Loudspeakers (Германия)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 23 000 Гц (-6 дБ), 33 — 25 000 Гц (-10 дБ) || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 6/4,3 Ом || Частоты раздела полос: 2700 Гц || Искажения: 0,2% (на 1 Вт) || Отделка: натуральное дерево, белая, черная || Габариты ШхВхГ: 250 х 491 х 385 мм || Масса 1 шт.: 15 кг
Источник: salonav.com