Фонокорректор Fezz Audio Gaia MC
Эта коробочка — очередное пополнение линейки фонокорректоров, в которой имеются модели на любой вкус и под любые головки. Дело в том, что компания предпочитает универсальным предусилителям те, что «заточены» под конкретный тип — ММ или МС. Большинство меломанов, как правило, отдаёт предпочтение чему-нибудь одному, так зачем платить за ненужное?
Сейчас у нас на испытании — продвинутый корректор для требовательных любителей винила.
ЭСТЕТИКА МИНИМАЛИЗМА
На самом деле у Fezz Audio есть пара универсальных корректоров — Gaia ММ/МС и Gratia ММ/МС, так что желающие экспериментировать с головками разных типов не остаются без внимания. Но компания разработала и несколько моделей узкого назначения — только для ММ и только для МС для меломанов, которые окончательно определились с выбором. Да и длинный модельный ряд всегда лучше, это вам любой дилер скажет.
Важной задачей стало не только получение малых шумов и искажений, но и натуральности, выразительности звучания независимо от жанра.
Я же, со своей стороны, приведу ещё один аргумент в пользу узкоспециализированных предусилителей. В бюджетных моделях оптимальное усиление для ММ и МС (40 и 60 дБ соответственно), как правило, задаётся изменением глубины обратной связи. А она, как известно, влияет не только на коэффициент передачи, но и на массу других параметров. Другими словами, одна и та же схема с различной глубиной ОС (а в нашем случае изменение серьёзное, на целых 20 дБ) будет звучать по-разному. Подобный эффект можно заметить в «ушных» усилителях, где различия в чувствительности наушников компенсируется за счёт глубины ОС.
Именно поэтому в особо продвинутых фонокорректорах для ММ и МС делаются раздельные усилительные тракты.
Всё ради музыки
У всех корректоров Fezz Audio единая предыстория, которая уже неоднократно излагалась в наших публикациях. Поэтому напомню лишь главные моменты, показывающие, с какой непросто создавалась модель-прародительница. Платформой, на которой строились все последующие модели, стала схема, разработанная по просьбе одного из ведущих музыкальных программ на радио. Важной задачей стало не только получение малых шумов и искажений (на современной элементной базе это делается элементарно), но и натуральности, выразительности звучания независимо от жанра. Кроме того, корректор заказывался небольшим и относительно лёгким. До этого Fezz Audio специализировалась исключительно на ламповых усилителях, поэтому для разработки нового устройства были привлечены лучшие специалисты в области полупроводниковой схемотехники. На создание прототипов и их придирчивые прослушивания ушло четыре месяца. Полученный опыт лёг в основу целой линейки корректоров, и то, что вы видите на фото — результат этой работы с некоторыми упрощениями.
В отличие от модели Gaia MC Mini, которую мы испытывали в августе, здесь установлен тороидальный трансформатор с габаритами, явно превышающими потребности схемы. Сделано это для снижения поля рассеяния и наводок, которые у тора и без того малы. И обратите внимание на отсутствие стабилизаторов напряжения — двухполярное питание поступает с C-R-C-R-C фильтра. Это фирменная концепция Fezz Audio, позволяющая обойтись без интегральных стабилизаторов. Дешёвые трёхвыводные могут стать источником шумов по питанию, а дискретные — дорогие и громоздкие.
И если у Gaia MC Mini звуковой тракт построен на сдвоенном операционном усилителе Burr Brown OPA3132P, то здесь мы видим пару дискретных ОУ.
Burson Audio Supreme V5i. Эти сборки специалисты Fezz Audio считают более музыкальными благодаря малому уровню шумов и искажений, а также полосе усиления до 45 кГц без введения в схему глубокой обратной связи.
Эти сборки специалисты Fezz Audio считают более музыкальными благодаря способности обеспечить малый уровень шумов и искажений.
Входное сопротивление корректора 100 Ом, практически стандартное для МС-картриджей. Компания сознательно не вводит переключатель для подбора нагрузочных резисторов, поскольку от лишних контактов на входе столь чувствительного устройства больше вреда, чем пользы.
Как и все модели серии Gaia, корректор выпускается в четырех цветовых вариантах — массивные стальные корпуса красятся белой, чёрной, бордовой и красной эмалью. Звуковая коммутация — через разъёмы RCA по входу и выходу.
Откройте для себя
Источник в нашей системе — винтажный пассиковый проигрыватель Micro Seiki BL-91L с 12-дюймовым тонармом SAEC WE-308. Аппарат известный, заслуженный. MC- картридж — ZYX Ultimate 100. Выходное напряжение у неё примерно вдвое ниже стандартного, всего 0,24 мВ.
И при этом характерный шум в колонках с места прослушивания заметен только при максимальном усилении всего тракта, т.е. вклад самого корректора совсем невелик.
Но что производит наибольшее впечатление, так это атмосфера исполнения, энергетика блюза реально захватывает.
Для начала — Buddy Guy [1], двухдисковый аудиофильский релиз. Тут и трёхмерная сцена с пространственным разделением каждого инструмента, и собранный, переданный буквально по отдельным нотам бас, и весь набор хай-хетов с реальным металлом в спектре. И, конечно, голос — со всем его богатством и интонациями. Но что производит наибольшее впечатление, так это атмосфера исполнения, энергетика блюза реально захватывает. В звучании нет ни синтетики, ни вуали, всё предельно прозрачно и отчётливо. Разделение каналов не хуже, чем на качественной цифровой записи, да и само пространство плотно заполнено и изобилует мельчайшими нюансами.
С недорогими корректорами синтетическая музыка часто звучит невыразительно из-за применения 15-центовых операционных усилителей, задавленных обратной связью. Depeche Mode, «Ultra» [2], диск с тёмным и плотным саундом в области баса и нижней середине. Многие считают, что часть композиций звучит слишком мрачно, на самом же деле даже из этого мрака можно извлечь массу музыкальной информации. Как, например, в нашем случае — нижний регистр предельно насыщен, но не сливается в неразличимый фон, более того, именно через него и проходит одна из главных смысловых линий. На эту запись взглянул (если так можно сказать) совершенно по-новому.
При внушительном масштабе сцены Gaia MC открывает верхнюю полосу, которая приятно контрастирует с рабочими барабанами.
И, наконец, проверка на звуковое разрешение в верхней полосе. Альбом Стинга «The Bridge» [3] по контрасту с DM записан легко и прозрачно, и при всей своей непопсовости звучит на редкость комфортно. При внушительном масштабе сцены Gaia MC открывает верхнюю полосу, которая приятно контрастирует с рабочими барабанами. Пространство воздушное (уверен, над этим специально работали в студии), создаёт ощущение, что слушаешь в большом помещении с высоким потолком. Во всё это красиво вписаны уходящие в высь вибрации тарелок.
Так что несмотря на кажущуюся простоту, модель Gaia MC стала достойной преемницей прототипа, создававшегося опытными специалистов для работы на радио. И что важно, не показала себя слабым звеном в системе из очень достойных компонентов.
МУЗЫКА
- Buddy Guy, «Living Proof». Silvertone, 2010
- Depeche Mode, «Ultra». Mute Records, 1997
- Sting, «The Bridge». A&M Records, 2021
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Micro Seiki BL-91L с 12-дюймовым тонармом SAEC WE-308.
- Головка ZYX Ultimate 100
- Предварительный усилитель Fezz Audio Sagita Pre
- Оконечный усилитель моно Fezz Audio Titania Power
- Акустические системы MartinLogan Electromotion ESL X, Motion 60XTi
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Gaia MC
Производитель: Fezz Audio (ПНР)
fezzaudio.ru/fezz-audio-gaia-mc
Частотная характеристика: RIAA || Входное сопротивление: 100 Ом|| Коэффициент усиления: 60 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: >-70 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): >0,15 % || Переходное затухание каналов: >95 дБ || Входы: RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Потребляема мощность: 10 ВА || Масса нетто: 1,95 кг || Габариты: 163 х 65 х 320 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, красный
Источник: salonav.com