Фонокорректор Fezz Audio Gaia MC Mini
Большинство производителей стараются выпустить на рынок универсальные корректоры, способные работать с любыми головками, и за счёт этого расширить круг потенциальных покупателей. А если вы уже определились с выбором, например, в пользу МС и не хотите платить за лишнее?
Для таких любителей винила и создавалась компактная модель Gaia MC Mini из серии «поставил, подключил и забыл».
При взгляде на новый корректор Fezz Audio сразу вспоминается афоризм Альберта Энштейна: «Сделай настолько просто, насколько это возможно, но не проще». Но внешность, как это часто бывает, в данном случае обманчива, хотя сколько ни разглядывай, эту коробочку ничего особенного не увидишь. Вроде типичная «конструкция выходного дня» (была такая рубрика в советском журнале «Радио»). Но на самом деле, всё очень далеко не так.
На разработку схемы с привлечением лучших специалистов в этой области ушло четыре месяца.
Модель Gaia MC Mini построена на базе уже известного нам корректора Gaia MM Mini с очень интересной историей. Напомню в общих чертах для понимания того, как непросто иногда достигается техническая лаконичность. Прототип ММ-корректора создавался по заказу Войцеха Падьяса, ведущего музыкальной программы на радио RMF Classic. Он попросил Матиаса Лачовски, конструктора Fezz Audio, разработать корректор для подготовки передач, посвящённых виниловым релизам. Помимо высоких технических характеристик он должен был обладать ещё одним, самым важным свойством — способностью одинаково выразительно и музыкально воспроизводить все жанры — от народной музыки до блюза, электроники и симфонической классики. На разработку схемы с привлечением лучших специалистов в этой области ушло четыре месяца, и окончательный вариант был утверждён после многочисленных экспертных прослушиваний. Так что пусть вас не вводит в заблуждение устройство Gaia MC Mini, показанное на нижнем фото.
У этой модели даже плата та же самая, что у ММ-версии, изменены лишь номиналы некоторых элементов в обвязке операционного усилителя, чтобы повысить усиление с 40 до 60 дБ. В основу схемы положен сдвоенный ОУ Burr Brown OPA3132P со входом на полевых транзисторах. Его высокие показатели позволили обойтись всего одним каскадом в каждом канале при малых шумах (-91 дБ) и искажениях (0, 008%). В схеме нет ни одной случайной детали, все они отобраны в ходе многочисленных прослушиваний.
В источнике питания используется трансформатор на Ш-сердечнике, что необычно для Fezz Audio, но самое главное — разработчики отказались от стабилизаторов напряжения в пользу многозвенных RC-фильтров для плюсовой и минусовой шин питания ОУ. В этом явно прослеживается результат того самого слухового тюнинга, о котором упоминал выше. По крайней мере, с точки зрения шумов такое решение может быть предпочтительнее трёхвыводных стабилизаторов.
В основу схемы положен сдвоенный ОУ Burr Brown OPA3132P со входом на полевых транзисторах.
Входное сопротивление корректора 100 Ом, это значение устраивает большинство МС-картриджей, имеющихся на рынке.
Gaia MC Mini выпускается в трёх цветовых вариантах: белом, чёрном, бургундии и красном. Коммутация предельно проста — стереопара RCA на вход и такая же на выход, плюс клемма заземления. Стальной корпус эффективно защищает чувствительную схему от внешних наводок.
Система для прослушивания была собрана богатая. Источник — мечта винильщика, винтажная классика в виде проигрывателя Micro Seiki BL-91L с пассиковым приводом и роскошным 12-дюймовым тонармом SAEC WE-308. Головка, разумеется, с подвижной катушкой — ZYX Ultimate 100. Выходное напряжение у неё невысокое, всего 0,24 мВ.
Сигнал с корректора подавался на интегральник Fezz Audio Torus 5060 с подключенной напольной акустикой MartinLogan Motion 20i.
Первая проверка — на шумы. При выключенном проигрывателе выкручиваю громкость на усилителе до максимума, ухо вплотную к твитеру. Едва заметная смесь белого шума с «воздушным» фоном, наведённым извне на головку. В 10 см от колонки тишина абсолютная.
Корректор способен продемонстрировать высокое гармоническое разрешение дорогого картриджа, но при этом не акцентирует шумы подержанных пластинок.
Теперь проверим фазовую идентичность каналов. Ставлю монофонический релиз квартета Хэнка Мобли [1], вслушиваюсь. Инструменты расположены в центре звуковой сцены, их виртуальные образы рельефны, тембры натуральные, контрасты не смазываются. Контрабас, рояль, тарелки — всё раздельно, хотя в моно пространство всегда строится несколько условно. Самих колонок как бы и нет в комнате, картинка устойчивая, не «гуляет». По всей видимости, частотнозависимые цепи в Gaia MC Mini собраны из элементов с малыми допусками.
Корректор способен продемонстрировать высокое гармоническое разрешение дорогого картриджа, но при этом не акцентирует шумы подержанных пластинок. Например, на треке «The Devil’s Triangle» с LP «In The Wake of Poseidon» Кинг Кримсон [2], музыка долго и плавно выплывает из тишины, при этом внимание не отвлекается на щелчки и шорохи — эффект получается именно тот, что был задуман при записи. Конечно, по большей части это заслуга головки, но и корректор, несмотря на свою невысокую цену, выдерживает испытание. Фантастический стереоэффект, прекрасно оформленный бас, а тарелки во вступлении — реальное серебро, хотя и прописаны вблизи порога слышимости. Передаётся и объём пространства, т.е. музыка живёт отнюдь не в вакууме. Слушать интересно.
Ценно и то, что Gaia MC Mini звучание не подкрашивает, а это бывает в недорогих моделях даже с идеальной RIAA характеристикой.
Теперь — классика, «Фантастическая Симфония» Берлиоза. [3]. Хорошая запись звучит очень красиво, прозрачно, многопланово и масштабно. Динамика на всех уровнях передаётся правильно — ни на оркестровые tutti, ни на соло отдельных инструментов, корректор атаку не затягивает. OPA3132P достаточно быстрый ОУ, и разработчики явно постарались, чтобы этот параметр обвязкой не ухудшить.
Ценно и то, что Gaia MC Mini звучание не подкрашивает, а это бывает в недорогих моделях даже с идеальной RIAA характеристикой. Саунд достаточно выразительный, и выразительность достигается не за счёт попыток что-то приукрасить, добавить праздника, а какой-то особой натуральностью звучания. Классика от этого особенно выигрывает.
Хотя не только. От «Ultra» Depeche Mode я не ждал особых откровений, но мрачноватый мессидж, заложенный в эту музыку, система донесла во всей красе. Тональная палитра здесь преднамеренно скудная, но ощущения однообразия не возникает из-за обилия звуков и мелких нюансов, оттеняющих общий строй. И энергетический накал, заложенный в, казалось бы, однообразных аккордах, ощущается вполне явственно.
Вот такая «простая» вещь получилась у Fezz Audio. Никаких подстроек, переключателей и иных атрибутов навороченных моделей. Тем не менее, это вполне адекватная альтернатива недорогому МС-трансформатору, для которого, кстати, ещё понадобится пара приличных кабелей. Для классического винтажа в виде Micro Seiki BL-91L эта коробочка стала необходимым и вполне достаточным дополнением.
МУЗЫКА:
- Hank Mobley Quartet. Mono, Blue Note 5066, 1955
- King Crimson, «In The Wake of Poseidon». Island Records, 1970
- Hector Berlioz, «Symphonie Fantastique». Deutsche Grammophon, 1970
- Depeche Mode, «Ultra». Mute Records, 1997
- The Beach Boys, «Love You». Reprise Records, 1977
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Micro Seiki BL-91L с 12-дюймовым тонармом SAEC WE-308.
- Головка ZYX Ultimate 100
- Интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060
- Акустические системы MartinLogan Motion 20i
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Gaia MC Mini
Производитель: Fezz Audio (Польша)
fezzaudio.ru/gaia-mini-mc
Частотная характеристика: RIAA || Входное сопротивление: 100 Ом|| Коэффициент усиления: 60 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: >-90 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): >0,15 % || Переходное затухание каналов: >91 дБ || Входы: RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Потребляема мощность: 5 ВА || Масса нетто: 1,1 кг || Габариты: 160 х 65 х 170 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, красный
Источник: salonav.com