Усилители мощности Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power

Усилители мощности Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power

Перед нами – логичное продолжение чистой аудиофильской идеи, т.е. однотактного усиления на культовых прямонакальных триодах 300B. В новом варианте модель Mira Ceti 300B представляет собой моноблок с параллельным включением выходных ламп, и пара таких оконечников может стать гораздо более энергичным вариантом, чем стерео интегральник с четырьмя «трёхсотками» на одном шасси. А как обстоят дела с легендарным звуковым почерком этих триодов в новом варианте?

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_01.jpg

ДЕЛЕНИЕ С УМНОЖЕНИЕМ

Новый монофонический вариант Mira Ceti 300b можно считать квинтэссенцией всех аудиофильских канонов, сложившихся за долгие годы. Во-первых, моноблоки однотактные. Это значит, что ввиду отсутствия фазоинверсного каскада звуковой тракт у них чрезвычайно короткий – предварительный каскад, драйвер и выходная лампа с трансформатором. Плюс пять-шесть сопротивлений и пара конденсаторов. В однотактниках отсутствуют т.н. коммутационные искажения (ступенька), а нелинейные и интермодуляционные значительно ниже, чем у усилителей класса АВ. В спектре искажений доминирует вторая, самая благозвучная гармоника. И, наконец, однотактные выходные каскады всегда работают в чистом классе «А» с постоянным потреблением тока от источника питания. На заре аудиотехники все усилители были Single Snd, включая и знаменитый WE91 от Western Electric, с которого и началось повальное увлечение меломанов конструкциями на триоде 300B.

Помимо низкого КПД сказывается и чрезвычайно дорогая конструкция выходного трансформатора, который должен обладать взаимоисключающими параметрами.

Выход из круга

Существенный недостаток SE усилителей – низкий КПД, поэтому они и не получили широкого распространения. В Mira Ceti 300b Mono Power эта проблема решена за счёт параллельного включения двух выходных триодов, что обеспечило 15 честных ватт мощности независимо от импеданса акустических систем – 4 или 8 Ом.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_04.jpg

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_05.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_07.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_09.jpg

Второй момент, ограничивающий распространение однотактных ламповых усилителей при всех их преимуществах – высокая стоимость одного ватта мощности. Помимо низкого КПД сказывается и чрезвычайно дорогая конструкция выходного трансформатора, который должен обладать взаимоисключающими параметрами. Например, для глубокого баса требуется высокая индуктивность первичной обмотки (т.е. большое количество витков), а для расширения ВЧ-диапазона ей ёмкость должна быть минимальна. Кроме того, в SE через первичную обмотку протекает постоянный анодный ток выходной лампы, и чтобы сердечник не входил в насыщение, в нём делается немагнитный зазор. Из-за этого падает индуктивность, и её нужно наращивать увеличением количества витков, что приводит к росту сопротивления обмотки (т.е. потерь) и её ёмкости. Выйти из этого замкнутого круга может только опытный конструктор, но в любом случае хороший однотактный трансформатор получается сложным, громоздким и дорогим в производстве.

В Mira Ceti 300b Mono Power установлены уникальные SE выходники на торах с зазором в витом сердечнике, что позволило получить отличные параметры.

Как я уже неоднократно упоминал, польская Fezz Audio начинала бизнес с производства тороидальных трансформаторов, и к сегодняшнему дню достигла в этом деле реальных успехов. В Mira Ceti 300b Mono Power установлены уникальные SE выходники на торах с зазором в витом сердечнике, что позволило получить отличные параметры при относительно невысокой себестоимости и приемлемых габаритах. Полоса усиления моноблоков, по данным производителя, от 12 Гц до 60 кГц (-3 дБ) при нелинейных искажениях менее 0,1%.

И хотя выходной трансформатор по праву считается сердцем лампового усилителя, не менее важен и ещё одна часть схемы, заметно влияющая на характер звучания – драйверный каскад. Он усиливает сигнал до нескольких десятков вольт, необходимых для раскачки выходных ламп. Как и в интегральнике Mira Ceti 300b, для этой ответственной миссии были выбраны двойные октальные триоды 6SN7 – самые линейные из всех когда-либо производившихся. Сочетание 6SN7 и 300В считается классическим из-за чрезвычайно короткого шлейфа искажений – в спектре этой двойки только вторая и третья гармоника.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_03.jpg

Внутри стального шасси усилителя деталей совсем немного. Анодный дроссель намотан на тороидальном сердечнике, после кремниевого выпрямителя установлен фильтр из двух конденсаторов 220 мкФ х 500 В.

Ламповые панельки впаяны в узкую печатную плату, на ней же установлены все элементы звукового тракта. Межкаскадные конденсаторы исключительно плёночные.

Все лампы – современного российского производства с узнаваемым логотипом Electro-Harmonix. Сетевой и выходной трансформаторы закрыты круглыми экранами из нержавеющей стали.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_08.jpg

Входной сигнал подаётся на единственное гнездо RCA, а с него — на сетку первой лампы. Для акустики сопротивлением 4 и 8 Ом предусмотрены отдельные отводы от вторичной обмотки трансформатора.

Mira Ceti 300b Mono Power выпускается в четырёх цветах – чёрном (Black Ice), белом (Bleach), бордовом (Big Calm) и красном (Burning Red).

Грили, закрывающие лампы – опция, в стандартную комплектацию не входят, но в Россию усилители поставляются с этим полезным аксессуаром.

Сумма от деления

Система для испытаний моноблоков была собрана из известных нам компонентов: сетевой проигрыватель Aurender N200 в качестве источника, предварительный усилитель Fezz Audio Sagita и две пары акустических систем — MartinLogan Motion 60XTi и Electromotion ESL X.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_02.jpg

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_10.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_11.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_12.jpg

Сначала слушаем с традиционными корпусными Motion 60XTi. Для пристрелки выбираю в каталоге Tidal раздел Dubstep и запускаю подряд несколько треков Lindsey Stirling. Прирост динамики по сравнению с интегральным Mira Ceti 300b был вполне ожидаем, но разница оказалась нереально велика. Саунд получился густым и плотным, а некоторые басовые ноты в ритм-секции были не столько слышны, сколько угадывались где-то на границе восприятия. Не верилось, что колонки с заявленной границей 35 Гц способны на такой инфраниз. На самом деле, никаких чудес нет – выходные трансформаторы не пропускают субгармоники, возникающие из-за интермодуляции в нижнем регистре. Каскады на 6SN7 и 300В вообще дают очень чистый, буквально отмытый звук во всём рабочем диапазоне, на что сразу реагирует ухо, привыкшее к обычной мешанине на низких частотах. Хотя всё, что есть в записи, вы услышите – даже на синтезированной музыке можно почувствовать прозрачность звучания в сочетании с богатством тембров и обилием нюансов.

Здесь от такого же силового трансформатора питается пара выходных ламп, а не четыре, и результат получается потрясающий. Причём в буквальном смысле.

Но главное отличие моноблоков Mira Ceti от интегрального варианта, конечно, динамика. Здесь от такого же силового трансформатора питается пара выходных ламп, а не четыре, и результат получается потрясающий. Причём в буквальном смысле – акустические системы выдают самый настоящий ударный саунд, будто в системе не 15-ваттники, а как минимум 100-ваттные «концы». У аудиофилов бытует мнение, что ламповые ватты не такие, как транзисторные, и хотя внятного объяснения этому найти пока не удалось, субъективно эффект проявился и с Mira Ceti Mono Power.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_14.jpg

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_13.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_15.jpg   Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_16.jpg

Очень редко испытываю ламповые усилители на треках Noisia, но в этот раз решил рискнуть – поставил несколько фрагментов с альбома «Outer Edges». И оконечники выдержали этот краш-тест практически без потерь – лишь на самых резких пиках слегка затягивалась атака. Тем не менее, поверить, что слушаешь однотактники на 300B было решительно невозможно.

И что ещё порадовало — при всей контрастной и взрывной динамике проявлялись и врождённые черты прямонакальных триодов: в обрушивающемся грохоте Noisia каждый звук был прорисован чётко, отдельные удары при всей сложности ритмической конструкции не сливались. Раскрыть гармонию этого нагромождения звуков способен далеко не каждый усилитель – большинство ламповых не вытягивают динамический диапазон, а мощные транзисторные часто превращают чётко выстроенную звуковую конструкцию в неудобоваримую кашу. Mira Ceti Mono Power идеально держат золотую середину – и резкие звуки выдают мгновенно, размашисто, и спектр раскладывают на гармонические составляющие. Получается убедительно и интеллигентно.

В обрушивающемся грохоте Noisia каждый звук был прорисован чётко, отдельные удары при всей сложности ритмической конструкции не сливались.

При подключении электростатических Electromotion ESL X отмеченные выше особенности возводятся в некоторую степень – бас уходит глубже, причём без потери структуры, общий драйв буквально накрывает. Звуковая панорама заметно раздаётся в ширину. На Carmina Burana – настоящий хор с реальным оркестром, с тончайшими переходами от piano к forte и потрясающей детальностью в среднем диапазоне. На той же Noisia удар обретает ощутимую тяжесть, динамический диапазон субъективно теряет верхнюю границу. Саунд в целом приобретает фундаментальность, прочную опору, с которой приятно контрастирует отмеченная выше прозрачность. Более того, с Mira Ceti Mono Power мы выиграли не только в драйве, но и в построении сцены – независимое питание каналов усилителя реально расширяет пространство.

Fezz_Audio_Mira_Ceti_300b_Mono_Power_06.jpg

Так что разделение каналов на два идентичных моноблока заметно улучшает количественные показатели системы без потери того самого триодного звучания, которое уже столько лет ценится аудиофилами и меломанами.

КОМПОНЕНТЫ

  • Источник: сетевой проигрыватель Aurender N200
  • Предварительный усилитель Fezz Audio Sagita
  • Акустические системы MartinLogan Electromotion ESL X, Motion 60XTi
  • Кабели:
    • межблочные Atlas Mavros Ultra RCA, Asimi Ultra RCA
    • акустические Hi Fidelity Cables
    • сетевые Mudra Akustik HP

Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power

Производитель: Fezz Audio (Польша)

fezzaudio.ru

Схемотехника: параллельный однотакт, класс А || Аналоговый вход: RCA || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 3 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 12 Гц – 60 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 15 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,1% || Потребляемая мощность: 115 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, бордовый, красный || Габариты (Ш х В х Г): 360 x 215 x 340 мм || Масса: 13 кг


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: