Усилители мощности Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power
Перед нами – логичное продолжение чистой аудиофильской идеи, т.е. однотактного усиления на культовых прямонакальных триодах 300B. В новом варианте модель Mira Ceti 300B представляет собой моноблок с параллельным включением выходных ламп, и пара таких оконечников может стать гораздо более энергичным вариантом, чем стерео интегральник с четырьмя «трёхсотками» на одном шасси. А как обстоят дела с легендарным звуковым почерком этих триодов в новом варианте?
Новый монофонический вариант Mira Ceti 300b можно считать квинтэссенцией всех аудиофильских канонов, сложившихся за долгие годы. Во-первых, моноблоки однотактные. Это значит, что ввиду отсутствия фазоинверсного каскада звуковой тракт у них чрезвычайно короткий – предварительный каскад, драйвер и выходная лампа с трансформатором. Плюс пять-шесть сопротивлений и пара конденсаторов. В однотактниках отсутствуют т.н. коммутационные искажения (ступенька), а нелинейные и интермодуляционные значительно ниже, чем у усилителей класса АВ. В спектре искажений доминирует вторая, самая благозвучная гармоника. И, наконец, однотактные выходные каскады всегда работают в чистом классе «А» с постоянным потреблением тока от источника питания. На заре аудиотехники все усилители были Single Snd, включая и знаменитый WE91 от Western Electric, с которого и началось повальное увлечение меломанов конструкциями на триоде 300B.
Помимо низкого КПД сказывается и чрезвычайно дорогая конструкция выходного трансформатора, который должен обладать взаимоисключающими параметрами.
Выход из круга
Существенный недостаток SE усилителей – низкий КПД, поэтому они и не получили широкого распространения. В Mira Ceti 300b Mono Power эта проблема решена за счёт параллельного включения двух выходных триодов, что обеспечило 15 честных ватт мощности независимо от импеданса акустических систем – 4 или 8 Ом.
Второй момент, ограничивающий распространение однотактных ламповых усилителей при всех их преимуществах – высокая стоимость одного ватта мощности. Помимо низкого КПД сказывается и чрезвычайно дорогая конструкция выходного трансформатора, который должен обладать взаимоисключающими параметрами. Например, для глубокого баса требуется высокая индуктивность первичной обмотки (т.е. большое количество витков), а для расширения ВЧ-диапазона ей ёмкость должна быть минимальна. Кроме того, в SE через первичную обмотку протекает постоянный анодный ток выходной лампы, и чтобы сердечник не входил в насыщение, в нём делается немагнитный зазор. Из-за этого падает индуктивность, и её нужно наращивать увеличением количества витков, что приводит к росту сопротивления обмотки (т.е. потерь) и её ёмкости. Выйти из этого замкнутого круга может только опытный конструктор, но в любом случае хороший однотактный трансформатор получается сложным, громоздким и дорогим в производстве.
В Mira Ceti 300b Mono Power установлены уникальные SE выходники на торах с зазором в витом сердечнике, что позволило получить отличные параметры.
Как я уже неоднократно упоминал, польская Fezz Audio начинала бизнес с производства тороидальных трансформаторов, и к сегодняшнему дню достигла в этом деле реальных успехов. В Mira Ceti 300b Mono Power установлены уникальные SE выходники на торах с зазором в витом сердечнике, что позволило получить отличные параметры при относительно невысокой себестоимости и приемлемых габаритах. Полоса усиления моноблоков, по данным производителя, от 12 Гц до 60 кГц (-3 дБ) при нелинейных искажениях менее 0,1%.
И хотя выходной трансформатор по праву считается сердцем лампового усилителя, не менее важен и ещё одна часть схемы, заметно влияющая на характер звучания – драйверный каскад. Он усиливает сигнал до нескольких десятков вольт, необходимых для раскачки выходных ламп. Как и в интегральнике Mira Ceti 300b, для этой ответственной миссии были выбраны двойные октальные триоды 6SN7 – самые линейные из всех когда-либо производившихся. Сочетание 6SN7 и 300В считается классическим из-за чрезвычайно короткого шлейфа искажений – в спектре этой двойки только вторая и третья гармоника.
Внутри стального шасси усилителя деталей совсем немного. Анодный дроссель намотан на тороидальном сердечнике, после кремниевого выпрямителя установлен фильтр из двух конденсаторов 220 мкФ х 500 В.
Ламповые панельки впаяны в узкую печатную плату, на ней же установлены все элементы звукового тракта. Межкаскадные конденсаторы исключительно плёночные.
Все лампы – современного российского производства с узнаваемым логотипом Electro-Harmonix. Сетевой и выходной трансформаторы закрыты круглыми экранами из нержавеющей стали.
Входной сигнал подаётся на единственное гнездо RCA, а с него — на сетку первой лампы. Для акустики сопротивлением 4 и 8 Ом предусмотрены отдельные отводы от вторичной обмотки трансформатора.
Mira Ceti 300b Mono Power выпускается в четырёх цветах – чёрном (Black Ice), белом (Bleach), бордовом (Big Calm) и красном (Burning Red).
Грили, закрывающие лампы – опция, в стандартную комплектацию не входят, но в Россию усилители поставляются с этим полезным аксессуаром.
Сумма от деления
Система для испытаний моноблоков была собрана из известных нам компонентов: сетевой проигрыватель Aurender N200 в качестве источника, предварительный усилитель Fezz Audio Sagita и две пары акустических систем — MartinLogan Motion 60XTi и Electromotion ESL X.
Сначала слушаем с традиционными корпусными Motion 60XTi. Для пристрелки выбираю в каталоге Tidal раздел Dubstep и запускаю подряд несколько треков Lindsey Stirling. Прирост динамики по сравнению с интегральным Mira Ceti 300b был вполне ожидаем, но разница оказалась нереально велика. Саунд получился густым и плотным, а некоторые басовые ноты в ритм-секции были не столько слышны, сколько угадывались где-то на границе восприятия. Не верилось, что колонки с заявленной границей 35 Гц способны на такой инфраниз. На самом деле, никаких чудес нет – выходные трансформаторы не пропускают субгармоники, возникающие из-за интермодуляции в нижнем регистре. Каскады на 6SN7 и 300В вообще дают очень чистый, буквально отмытый звук во всём рабочем диапазоне, на что сразу реагирует ухо, привыкшее к обычной мешанине на низких частотах. Хотя всё, что есть в записи, вы услышите – даже на синтезированной музыке можно почувствовать прозрачность звучания в сочетании с богатством тембров и обилием нюансов.
Здесь от такого же силового трансформатора питается пара выходных ламп, а не четыре, и результат получается потрясающий. Причём в буквальном смысле.
Но главное отличие моноблоков Mira Ceti от интегрального варианта, конечно, динамика. Здесь от такого же силового трансформатора питается пара выходных ламп, а не четыре, и результат получается потрясающий. Причём в буквальном смысле – акустические системы выдают самый настоящий ударный саунд, будто в системе не 15-ваттники, а как минимум 100-ваттные «концы». У аудиофилов бытует мнение, что ламповые ватты не такие, как транзисторные, и хотя внятного объяснения этому найти пока не удалось, субъективно эффект проявился и с Mira Ceti Mono Power.
Очень редко испытываю ламповые усилители на треках Noisia, но в этот раз решил рискнуть – поставил несколько фрагментов с альбома «Outer Edges». И оконечники выдержали этот краш-тест практически без потерь – лишь на самых резких пиках слегка затягивалась атака. Тем не менее, поверить, что слушаешь однотактники на 300B было решительно невозможно.
И что ещё порадовало — при всей контрастной и взрывной динамике проявлялись и врождённые черты прямонакальных триодов: в обрушивающемся грохоте Noisia каждый звук был прорисован чётко, отдельные удары при всей сложности ритмической конструкции не сливались. Раскрыть гармонию этого нагромождения звуков способен далеко не каждый усилитель – большинство ламповых не вытягивают динамический диапазон, а мощные транзисторные часто превращают чётко выстроенную звуковую конструкцию в неудобоваримую кашу. Mira Ceti Mono Power идеально держат золотую середину – и резкие звуки выдают мгновенно, размашисто, и спектр раскладывают на гармонические составляющие. Получается убедительно и интеллигентно.
В обрушивающемся грохоте Noisia каждый звук был прорисован чётко, отдельные удары при всей сложности ритмической конструкции не сливались.
При подключении электростатических Electromotion ESL X отмеченные выше особенности возводятся в некоторую степень – бас уходит глубже, причём без потери структуры, общий драйв буквально накрывает. Звуковая панорама заметно раздаётся в ширину. На Carmina Burana – настоящий хор с реальным оркестром, с тончайшими переходами от piano к forte и потрясающей детальностью в среднем диапазоне. На той же Noisia удар обретает ощутимую тяжесть, динамический диапазон субъективно теряет верхнюю границу. Саунд в целом приобретает фундаментальность, прочную опору, с которой приятно контрастирует отмеченная выше прозрачность. Более того, с Mira Ceti Mono Power мы выиграли не только в драйве, но и в построении сцены – независимое питание каналов усилителя реально расширяет пространство.
Так что разделение каналов на два идентичных моноблока заметно улучшает количественные показатели системы без потери того самого триодного звучания, которое уже столько лет ценится аудиофилами и меломанами.
КОМПОНЕНТЫ
- Источник: сетевой проигрыватель Aurender N200
- Предварительный усилитель Fezz Audio Sagita
- Акустические системы MartinLogan Electromotion ESL X, Motion 60XTi
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA, Asimi Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power
Производитель: Fezz Audio (Польша)
fezzaudio.ru
Схемотехника: параллельный однотакт, класс А || Аналоговый вход: RCA || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 3 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 12 Гц – 60 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 15 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,1% || Потребляемая мощность: 115 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, бордовый, красный || Габариты (Ш х В х Г): 360 x 215 x 340 мм || Масса: 13 кг
Источник: salonav.com