Акустические системы Legacy Aeris
Послушали одни из самых продвинутых систем из всех, с которыми нам доводилось иметь дело. 4,5 полосы, три типа акустического оформления, активная басовая секция и внешний процессор для рум-коррекции и фазового согласования излучателей. И сам корпус спроектирован так, чтобы оптимизировать диаграмму направленности.
Постараюсь передать впечатления от конструкции и звучания этого чуда инженерной мысли.
Замечу, что комплексный подход к достижению нужного результата всегда был в арсенале Билла Дадлстона, основателя и рулевого американской Legacy Audio. Чтобы системы могли порадовать владельца точным и музыкальным звучанием в любых помещениях, включая и очень сложные с акустической точки зрения, Билл использует метод от частного к общему — конструктивно создаёт идеальные условия для каждой частотной полосы, а затем сшивает их в единое целое с помощью современных методов звуковой обработки.
Что мы и видим очередной раз на примере модели Aeris.
Объединяй и властвуй
Басовая секция в этих АС — активная. В нижней части корпуса установлена пара 12-дюймовых драйверов с алюминиевыми диффузорами и фирменной магнитной системой Aura Neo. Масса каждого «мотора» — 6,8 кг. Для снижения интермодуляции каждый драйвер работает от собственного усилителя Ice Power мощностью 500 Вт, т.е. в каждом канале мы имеем реальный киловатт баса. Нижняя рабочая граница 18 Гц получена при поддержке пассивного излучателя с таким же 12-дюймовым диффузором, направленным вниз. Самое интересное, что параллельно с ним задействован и фазоинвертор относительно небольшого сечения, который, как мне представляется, подравнивает характеристику вблизи 80 Гц, т.е. первой частоты раздела.
Чтобы минимизировать отражения от стен комнаты, НЧ-секция имеет кардиоидную диаграмму направленности с минимальным боковым излучением. Сигнал на встроенные усилители подаётся через разъём XLR, но не напрямую от источника или преда, а через внешний DSP Wavelaunch. Мы же слушали «Аерисы» с более продвинутым процессором Wavelet от Böhmer Audio. Это уникальный и серьёзный прибор, и для особо интересующихся ниже приведено его подробное описание.
Мидбасовый диапазон (80 — 2800 Гц) озвучивается 10-дюймовкой головкой с лёгким диффузором из углеродного волокна и магнитом массой 4,5 кг. Этот динамик работает в открытом оформлении, т.е. излучает и вперёд, и назад. Традиционно Дадлстон предпочёл дипольное излучение не только в этой, но и в средней полосе тоже — благодаря высокой скорости отклика, отсутствию окраски и возможности получения нужной диаграммы направленности (в данном случае — «восьмёрки»).
Каждый драйвер работает от собственного усилителя Ice Power мощностью 500 Вт, т.е. в каждом канале мы имеем реальный киловатт баса.
Среднечастотник, озвучивающий диапазон 2800 — 8000 Гц, установлен в верхней части корпуса. Он разработан по заказу Legacy Audio в Италии, и его 8-дюймовый диффузор изготовлен с применением титана.
Специально для модели Aeris был создан твитер Dual Air Motion, в котором мембрана площадью более 100 кв. см сложена гармошкой и помещена в камеру размером 10 х 2,5 см с мощными неодимовыми магнитами. За счёт расширения полосы вниз было достигнуто чёткое согласование с СЧ-драйвером при колоссальном быстродействии. Как пишет сам Дадлстон, «у высоких частот вместо цыканья появился вес». Для расширения диапазона в ультразвуковую область, вплоть до 30 кГц, на лицевую панель был добавлен дюймовый супертвитер AMT.
Внутренние кроссоверы Aeris смонтированы на полке в открытой части корпуса, и благодаря голубой подсветке (при желании её можно отключить) даже сквозь акустически прозрачную ткань выглядят очень эффектно. При объёмном монтаже используется комбинация серебряных и медных OFC проводников с соединением звездой. Конденсаторы во всех фильтрах — не резонирующие ClarityCap.
Корпус имеет сложную архитектуру, минимизирующую временное рассогласование драйверов.
Корпус имеет сложную архитектуру, минимизирующую временное рассогласование драйверов. Передняя панель имеет толщину 57 мм, а боковые стенки — 50 мм, что в сочетании с внутренними элементами жёсткости позволило получить абсолютно инертную конструкцию, не окрашивающую звучание даже на максимальной громкости. Весит каждая колонка 77 кг.
Внешняя отделка традиционно богатая для топовых моделей Legacy — только в стандартном варианте предлагается четыре вида натурального шпона. Но можно заказать и оформление «Премиум»: черный жемчуг (на наших фото), розовое дерево, клен с отделкой «орех» и африканский махагони (натуральный или каберне). Для особых случаев предусмотрены варианты «Экзотик»: клен «птичий глаз», оливковый ясень с капом, африканский махагони лакированный (натуральный или каберне). Наценка за эксклюзивную отделку составляет от 10 до 30%.
Böhmer Audio Wavelet — психоакустика в действии
Wavelet — самостоятельный прибор от Böhmer Audio, в котором имеется ЦАП, цифровой и аналоговый предусилители и, что самое главное, мощный DSP с современной программой коррекции помещения, разработанной специально для Legacy Aeris. По многим параметрам он превосходит процессор Wavelaunch, который входит в стандартную комплектацию Aeris. После настройки с выносным микрофоном получается звуковой комплекс, объединяющий электронику и электроакустику таким образом, что устраняется большинство проблем взаимодействия с комнатой.
У Wavelet по две пары линейных стереовходов на XLR и RCA, а также интерфейсы Ethernet, USB, коаксиал и оптика. DSP работает в формате 24 бит/96 кГц с переключаемой аподизирующей фильтрацией.
Приложение для дистанционного управления по Wi-Fi можно загрузить на iPad или смартфон. Оно позволяет регулировать громкость и баланс (доступно также с пульта ДУ), а также осуществлять ряд других, более тонких настроек.
В частности, в память можно записать восемь установок эквалайзера с центральными частотами 50, 100, 150 и 300 Гц плюс регулировкой «яркости» на 13 кГц.
Параметры активного деления полос (порядок фильтров и частоты раздела, коррекция фаз и задержек) оптимизированы конкретно для Aeris и не могут быть изменены пользователем. Программа измерения и рум-коррекции Böhmer Audio Room Compensation не имеет аналогов — она полагается на точечные замеры напротив каждой АС с учётом временных параметров, а для выравнивания АЧХ использует сложный психоакустический алгоритм. Т.е. система корректирует отклик АС так, чтобы в точке прослушивания синхронизация всех её излучателей сохранялась от прихода первой прямой волны и до акустических откликов стен, потолка и пола помещения. И после такой рум-компенсации колонки уже нельзя смещать со своих точек.
Отмечу, что процессор Wavelet в комплекте с акустикой Legacy Aeris обходится значительно дешевле, чем при покупке в качестве самостоятельного компонента.
Стены драйву не помеха
Особо сложной системы для испытаний Aeris не понадобилось: источником служил сетевой проигрыватель Electrocompaniet ECM-1 Mk II, сигнал с которого по балансным аналоговым линиям подавался на процессор Wavelet, а с него — на басовую секцию АС и моноблоки Electrocompaniet Nemo 600. Слушали мы хай-резы с NAS Synology и сервер Roon Nucleus. Основной акцент делался на музыку в форматах FLAC и DSD.
Важный момент — точная стыковка басовой секции со следующей полосой; такой линейности при использовании отдельно стоящего сабвуфера добиться очень и очень непросто.
Начинаем с известного сборника Opus 3, выпущенного в своё время на SACD для демонстрации преимуществ однобитной технологии. Всё внимание — на нижний диапазон: комната у нас большая, но не без проблем со стоячими волнами. На комфортной громкости всё чисто, никаких артефактов, делаю громче… звуковое давление растёт, а комнаты как бы и нет в помине. Первое время даже возникают ассоциации с безэховой камерой, настолько точно прорисовываются уходящие в самую глубину басовые ноты. Но здесь звучание живое, не задавленные, в нём есть и свобода в передаче субгармоник, и тональная палитра, а на «живых» записях передаётся объём настоящего концертного зала. Сказывается и наличие пассивного излучателя: бас хотя и массивный, но чрезвычайно подвижный, что важно для чёткой передачи ритмической структуры. Ещё один важный момент — точная стыковка басовой секции со следующей полосой; такой линейности при использовании отдельно стоящего сабвуфера добиться очень и очень непросто.
Впрочем, это касается всей системы в целом: даже находясь вблизи передней линии временное рассогласование излучателей заметить невозможно. Сведение полос безукоризненное, определить на слух точки раздела не получилось: специально запускал записи Сесилии Бартоли и Анны Нетребко (на женском вокале частотные и фазовые нестыковки заметнее) — всё чисто, как при живом исполнении. На тяжёлом роке колонки работают абсолютно слаженно, словно гигантские широкополосники, в диапазоне от большого барабана и синтезированного инфранизкого баса до хай-хетов. В верхнем диапазоне действительно присутствует редкая основательность, придающая металлу натуральный спектр с богатыми субгармониками. Благодаря солидной площади излучения сборка Dual Air Motion способна создать звуковое давление, получающееся при ударе по настоящим 18-дюймовым тарелкам — от которого реально закладывает уши.
Благодаря солидной площади излучения сборка Dual Air Motion способна создать звуковое давление, получающееся при ударе по настоящим 18-дюймовым тарелкам.
Эксперимента ради мы решили воспроизвести музыку с ноутбука, подключив его по USB. Какого-то особого прироста качества не произошло, хотя характер звучания немного изменился — чуть потеплел средний диапазон, резче обозначилась фокусировка в сцене. Это говорит о высоком классе преобразователей (АЦП и ЦАП) в процессоре Wavelet, да и вообще, всего его тракта.
Единственный момент, который следует учитывать — у твитеров AMT, даже модернизированных, не очень широкая диаграмма, поэтому для более чёткой локализация мнимых источников с высоким спектром устанавливать «Аерисы» (и настраивать тоже) имеет смысл, немного развернув их на точку прослушивания.
Динамический потенциал этих внушительных башен переоценить трудно, а реализовать легко: в добавок к двум киловаттам собственного баса особо мощного усиления для СЧ-ВЧ секции при её чувствительности 94,5 дБ не потребуется. Наши моноблоки Electrocompaniet Nemo 600 были выбраны со значительным запасом.
Любые колонки внушительных габаритов помимо всего прочего хороши тем, что способны передать реальные размеры музыкальных инструментов, но согласовать все излучатели по временным параметрам с помощью традиционных пассивных кроссоверов крайне сложно. Поскольку эта задача в Legacy Aeris возложена на современную электронику, эти АС способны создавать однородную по плотности, детальную и масштабную пространственную картину, которая субъективно не имеет границ даже в относительно небольшой комнате. В этом пространстве и рояль, и большой барабан, и гонг имеют натуральный размер, а та же Сесилия Бартоли предстаёт перед вами буквально во плоти. «Аерисы» как бы подстраивают звуковое поле под объём помещения, и достоверность происходящего не зависит ни от громкости, ни от характера музыки — одинаково убедительны и джазовые квартеты, и клубный транс, и живые перформансы «Металлики».
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Сетевой проигрыватель Electrocompaniet ECM-1 Mk II
- Усилители мощности моно Electrocompaniet Nemo 600
- Кабели:
- межблочные Esprit Aura, Esprit G8
- акустические Esprit Eterna
Legacy Aeris
Производитель: Legacy Audio (США)
legacyaudio.com
Конфигурация: 6 излучателей, 4,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор, пассивный радиатор, открытый щит || Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 30 000 Гц (± 2 дБ) || Чувствительность: 95,4 дБ || Частоты разделения полос: 80, 2800, 8000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Номинальная мощность активной секции: 2 х 500 Вт || Рекомендуемая мощность усилителя для СЧ/ВЧ полос: 60 — 500 Вт || Стандартная отделка: 4 вида натурального шпона || Габариты (с опорами): 368 х 406 х 1473 мм || Масса: 77 кг (каждой)
Источник: salonav.com