Интегральный усилитель Fezz Audio Titania
Ламповые усилители парадоксальны — при чрезвычайной простоте схемы они крайне сложны для воплощения в железе. Поэтому цена одного ватта на выходе получается значительно выше, чем у транзисторных аналогов. Но спрос на триодные и пентодные интегральники не падает и в насквозь цифровом 21-м веке. Чем же стеклянные баллоны так привлекают любителей музыки?
Помню, какие жаркие аудиофильские баталии разгорались в 90-х, когда в Москве появились первые магазины, торгующие импортной техникой. Заголовки «Лампа или Транзистор?» не сходили с обложек аудиожурналов того времени, бесконечно муссируется эта тема на форумах и по сей день. Все эти обсуждения уже успели порядком надоесть, поэтому остановлюсь лишь на главном аргументе поборников транзисторного звука: выходной трансформатор в ламповых усилителях сужает рабочий диапазон, вносит значительные нелинейные и фазовые искажения. На самом деле большая часть этих проблем осталась в прошлом веке: современные материалы и способы намотки позволяют свести к минимуму негативные моменты, сохранив главное преимущество ламповой схемотехники — короткий шлейф гармоник на выходе.
Надеюсь, вы уже знаете, что бренд Fezz Audio вырос из небольшого семейного предприятия Toroidy, которое на протяжении многих лет поставляет сетевые трансформаторы для известных европейских и американских производителей электроники. Как следует из названия, трансформаторы эти тороидальные, намотанные на витых кольцевых сердечниках.
Но исследования специалистов Fezz Audio, продолжавшиеся около трёх лет, позволили разработать уникальную технологию изготовления выходных торов.
И вот здесь мы подходим к главному. В силу некоторых конструктивных причин торы считались непригодными для звуковых применений, особенно в однотактных усилителях. Но исследования специалистов Fezz Audio, продолжавшиеся около трёх лет, позволили разработать уникальную технологию изготовления выходных торов. В том числе, и для однотактников, что можно считать настоящим прорывом. А преимущества торов известны — малые габариты и масса, незначительные поля рассеяния, а при особой намотке — полоса пропускания от инфраниза до ультразвука. И всё это при вполне демократичной себестоимости.
Что, собственно, мы и наблюдаем воочию — интегральник Titania имеет отнюдь не монструозные габариты (высота всего 17,5 см) при про мощности 2 х 45 Вт вне зависимости от сопротивления нагрузки. Полоса усиливаемых частот — от 18 Гц до 103 кГц по -3 дБ. Трансформаторы спрятаны под кожухами сверху: в центре силовой, а по краям под треугольными экранами — выходные.
Все лампы российского производства с логотипом Electro Harmonix. Усилитель пушпульный, в каждом канале на выходе пара пузатеньких КТ88. Это один из старейших тетродов, разработанных специально для аудио и получивший широкое признание среди любителей лампового звука. Одна лампа способна рассеять на аноде до 42 Вт, так что пара в классе АВ1 запросто выдаст заявленную мощность. Баллоны эти тщательно подбираются попарно, поэтому балансировка плеч пользователем не предусмотрена. Лампы поставляются отдельно в пронумерованных коробочках, и при их установке на шасси лучше сверяться с инструкцией, чтобы их не перепутать. Предварительные каскады и драйверы построены на половинках двойных триодов 12AX7, по одному на каждый канал. Так что имеем всего три каскада усиления при 45 ваттах на выходе с коротким спектром искажений — хотел бы я увидеть хоть что-то подобное на транзисторах.
Одна лампа способна рассеять на аноде до 42 Вт, так что пара в классе АВ1 запросто выдаст заявленную мощность.
Набор органов управления столь же лаконичен — регулятор громкости и селектор входов на три положения. Соответственно, на задней панели три пары линейных входов RCA, чего вполне достаточно для современной аудиосистемы. В нашем экземпляре усилителя был добавлен вход НТ в обход всей входной коммутации. Выходы на 4-х и 8-омную акустику раздельные, чем и обеспечивается постоянство выходной мощности. Принцип разумной достаточности здесь налицо, но для более продвинутых покупателей компания предлагает встроенный Bluetooth модуль.
Titania выпускается в четырёх цветах — красном, бургундий, чёрном и белом. Сделан усилитель аккуратно, без показной роскоши и броских декоративных элементов, за исключением овального шильдика с логотипом Fezz Audio. Чувствуется, что аппарат задуман как простая в использовании и надёжная рабочая лошадка.
В этот раз винил мы не слушали, а подключили к усилителю сетевой аудиоплеер Aurender N200 с ЦАПом Brooklyn DAC+. Музыка — с локального сервера и немного стрима с Tidal. Акустика — напольные MartinLogan Motion 60XTi чувствительностью 94 дБ.
По-новому и не менее убедительно прозвучали The Beatles в ремастированной версии знаменитого концерта на крыше, не ожидал от этой записи такого напора.
Принято считать, что у каждого семейства выходных ламп свой звуковой почерк. Конечно, на него влияют и драйверные, и (в меньшей степени) входные каскады, но значительная доля правды в этом есть. За КТ88 закрепилась репутация ламп с характером, наиболее подходящим для тяжёлого рока. Мой опыт подсказывает, что это связано в первую очередь со способностью отдать в нагрузку повышенный пиковый и высокой разборчивостью в широком диапазоне мощностей. Но ведь это хорошо для любых музыкальных жанров, в чём мы и убедились испытаний.
Но в первую очередь слушаем, как усилитель контролирует нижнюю полосу акустических систем. Прибавляю громкость и запускаю несколько треков Big K.R.I.T. Не совсем мой жанр, но слушать интересно: бас заходит глубоко, но не расползается, держит форму. Ритм-секция работает в широком диапазоне, звуковой фронт един, все динамики работают синхронно. Энергетика убойная, и вот что интересно: рэп вообще-то музыка с узконаправленным ударом, этакий кумулятивный снаряд, но Titania умудряется разложить энергию по всему фронту, причём плотно, без пробелов.
По-новому и не менее убедительно прозвучали The Beatles в ремастированной версии знаменитого концерта на крыше, не ожидал от этой записи такого напора в нижнем регистре. Даже захотелось переслушать знакомую до боли запись ещё раз.
Идём дальше — Dream Theater, «Awaken The Master». Насыщенная подробностями панорама, атмосфера накалена до предела. Музыка мощная, быстрая, впечатляет полной нагрузкой на барабанные перепонки. Динамические контрасты на редкость впечатляющи. При этом я не заметил какой-то грубой, тупо оглушающей подачи — мельчайшие фрагменты этой картины прекрасно различались. Тарелки — настоящий металл.
Я не заметил какой-то грубой, тупо оглушающей подачи — мельчайшие фрагменты этой картины прекрасно различались. Тарелки — настоящий металл.
Усложняю задачу: отрывки из симфоний Малера и Бернстайна. Красиво, с лёгкими и мгновенными переходами к взрывным Tutti, когда вся мощь оркестра буквально обрушивается на слушателя, и в этом потоке слух способен выделить отдельные инструменты.
Тем не менее, я бы не стал оспаривать репутацию KT88 как реальную панацею именно для любителей тяжёлой музыки. У неё и динамические контрасты гораздо резче, чем на оркестровой классике, и пик-фактор заметно выше. И вот тут Titania совсем в свой тарелке: проявляет свой ураганный темперамент и делает это в лучших ламповых традициях — с живыми красками в верхнем диапазоне и массой музыкальной информации в среднем. А раз усилитель легко выдаёт и Dream Theater, и System of a Down, то уж с другими жанрами проблем точно не будет.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель/сервер Aurender N200
- ЦАП Mytek Brooklyn DAC+
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Grun RCA
- акустические Hi-Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Titania
Производитель: Fezz Audio (Польша)
fezzaudio.ru
Схемотехника: двухтактная, класс АВ1 || Аналоговые входы: 3 х RCA || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 6 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 18 Гц — 103 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 2 х 45 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,2% || Опционное оснащение: Bluetooth модуль || Потребляемая мощность: 225 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, красный || Габариты (Ш х В х Г): 420 x 175 x 410 мм || Масса: 17,5 кг
Источник: salonav.com