Фонокорректор Fezz Audio Gratia
После совсем простенького корректора Gaia MM Mini, созданного специалистами польской компании Fezz Audio, переходим к модели более продвинутой и универсальной.
И, несмотря на достаточно гибкую архитектуру, принцип «всё должно быть предельно просто» остаётся в силе: подстройка корректора под конкретную головку не вызовет затруднений даже у меломана с гуманитарным образованием.
С ростом популярности винила растёт и конкуренция между производителями аппаратуры для его воспроизведения. Рынок велик, но не бесконечен, и в последнее время растёт, в основном, за счёт начинающих слушателей, не желающих тратить много на своё новое увлечение. Им нужна техника попроще, но такая, чтобы сразу не отбила охоту слушать пластинки. Со временем некоторая часть этой аудитории начнёт совершенствовать свои системы, но первые шаги, как и в любом другом деле, здесь самые ответственные. С этой точки зрения фонокорректоры семейной компании Fezz Audio попадают в яблочко — они простые, надёжные и не представляют особой нагрузки для семейного бюджета.
Главная фишка Gratia в использовании дискретных операционных усилителей Burson Audio Supreme Sound V5i.
По сравнению с Gaia MM Mini, который я слушал не так давно, наш нынешний объект испытаний представляет собой аппарат гораздо более серьёзный. И, в отличие от подавляющего большинства техники Fezz Audio, выполнен не на лампах — высокие качественные показатели удалось достичь гораздо менее затратным способом. Вторая причина отхода от собственных принципов в том, что первый прототип корректора разрабатывался для польской радиостанции RMF Classic, точнее, для серии передач «Музыка из-под иглы». Её ведущий, друг Матиаса Лачовски, главы Fezz Audio, сформулировал жёсткие требования к качеству звучания, функциональности и массогабаритным показателям. В соответствии с ними был создан универсальный полупроводниковый корректор, а в последствии на его основе с минимальными упрощениями — серийная модель Gratia.
Этот полноразмерный предусилитель способен работать с картриджами ММ и МС, имеет отключаемый фильтр инфранизких частот, а также предусматривает несколько рабочих режимов — Gain High/Low и Stereo/Mono. Но главная фишка Gratia в использовании дискретных операционных усилителей Burson Audio Supreme Sound V5i. Именно эта изюминка в прототипе позволила поднять качество звучания до профессионального уровня.
Как видно на фото, собственно звуковой тракт занимает в корпусе не так уж много места. Незадействованная площадь дна и верхняя крышка целиком оклеена виброизоляционным материалом, широко применяемым в автомобильных инсталляциях. Что касается габаритов корпуса, то любая унификация позволяет сократить издержки на механические работы. Да и фирменный тороидальный трансформатор удалось отнести подальше от чувствительных входных цепей.
Для подключения ММ и МС картриджей предусмотрены разные входы, режим работы задаётся отдельным переключателем сзади. В режиме МС на вход подключается дополнительный каскад с усилением около 10 дБ, входное сопротивление которого оптимально для головок, рассчитанных на нагрузку от 50 Ом до 1 кОм. По заявленным параметрам уровень шумов корректора очень низкий, -92 и -90 дБ для ММ и МС соответственно, нелинейные искажения в диапазоне 20 Гц — 20 кГц не превышают 0,005%.
Для подключения ММ и МС картриджей предусмотрены разные входы, режим работы задаётся отдельным переключателем сзади.
В нашей системе на проигрыватель Thorens TD148A была установлена ММ головка Sumiko Amethyst достаточно высокого класса, чтобы оценить уровень корректора. Усилитель — мечта меломана, однотактник на 300B Mira Ceti с напольной акустикой MartinLogan Motion 60XTi.
Любопытно, как всё удачно срослось — головка с потрясающей детальностью, корректор радийного класса, прозрачный усилительный тракт, и акустика с ленточными твитерами.
Для первого испытания ставлю один из ранних релизов Kraftwerk [1]. Музыки там кот наплакал, зато полно разных звуков от самого нижнего баса до ультразвука. Всё воспроизводится точно, ровно по диапазону с шикарными пространственными эффектами и точными тональными переходами. Короче говоря, это техно звучит настолько же эффектно, насколько оно задумывалось. Пульсирующий бас хорош, отдаёт прямо в тело. Чувствуется, что корректор честный, ничего не приукрашивает и всё, что игла снимает с пластинки, выдаёт сполна. Даже в синтезированном саунде отсутствуют признаки механистичности, характерные для недорогих моделей. В спектре примитивных сэмплеров слышна ностальгическая шероховатость. Полная ностальгия по техномузыке 70-х.
Теперь проверим идентичность каналов. Монофоническая запись Роберта Джонсона, корневого блюзмена из штата Миссисипи [2]. Картинка не разваливается, голос и гитара точно по центру, колонки из звукового поля исчезли. Значит, отличий в фазовых характеристиках по каналам нет и это говорит о том, что детали в цепях коррекции RIAA подобраны с минимальными допусками.
Чувствуется, что корректор честный, ничего не приукрашивает и всё, что игла снимает с пластинки, выдаёт сполна.
Дебютный двойник «Чикаго» [3] записан изумительно — с тяжёлым басовым фундаментом и почти ламповой серединой, а медные духовые и тарелки с редкими натуральными обертонами. Тарелки, кстати, большие и тяжёлые, при ударе по ним достаётся не только твитерам — основная энергия сосредоточена чуть выше верхней середины. Удивительно, как Gratia при всей своей схемотехнической простоте передаёт драйв мощной духовой секции, выделяя смысловой сюжет каждой композиции. Бас-гитара на «South California Purples» стреляет так, будто комбик находится рядом в комнате. Да и в целом тембральная палитра нереально богатая, а ведь материал был записан в 1969-м, причём всего за пять дней, вживую, без сложного овердаббинга и цифрового монтажа. И по свободе подачи, масштабу пространства и общей динамике это очень заметно.
С музыкальным разрешением у Gratia тоже особых проблем нет — непростая для слуха Девятая симфония Бетховена в исполнении внушительного по составу оркестра [4] особо впечатления не испортила. Немножко суховато, но полноценный сочный саунд из этого японского релиза можно выжать лишь на проигрывателе с тяжеленным опорным диском. А вот разделение инструментов и точность в передаче малейших оттенков звучания в нашем случае — вне критики. Gratia не заостряет внимания на моментах, сложных для воспроизведения, даже мощнейших крещендо не заметно ни искажений, ни потери разборчивости. Перегрузочная способность Gratia (она в характеристиках не указывается) вполне достаточна для симфонической музыки со всем её динамическим диапазоном.
А вот разделение инструментов и точность в передаче малейших оттенков звучания в нашем случае — вне критики.
При том, что корректор не предусматривает подбора входного сопротивления для MC и ёмкости для ММ, по прозрачности и сбалансированности звучания он вполне может конкурировать с дорогими продвинутыми моделями. По крайней мере, в нашей системе он слабым звеном не стал и сумел показать звуковой потенциал головки равной с ним стоимости. Уже одно это говорит о многом.
МУЗЫКА
- Kraftwerk, «The Man-Machine». Capitol, 1978
- Robert Johnson, «King of Delta Blues Singers». Columbia Mono, 1938/1970
- Chicago Transit Authority. 2LP, Columbia, 1969
- Beethoven, Symphony #9 «Choral». Cond. Seiji Osawa. Philips, Japan, 1974
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель винила TD148A с картриджем Sumiko Amethyst
- Интегральный усилитель Fezz Audio Mira Ceti
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA, Asimi Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Gratia
Производитель: Fezz Audio (Польша)
fezzaudio.com
Частотная характеристика: RIAA || Коэффициент усиления MM/MC: 50/60 дБ || Отношение сигнал/шум MM/MC взвешенное: -92/-90 дБ || Переходное затухание между каналами MM/MC: >95/>96 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): 0,005% || Входы: 2 x RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Масса нетто: 4,2 кг || Габариты: 320 х 80 х 340 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, бордовый, красный
Источник: salonav.com