Измеренные характеристики недорогих ММ головок
Продолжаем исследовать недорогие ММ-головки, которые можно использовать с отечественными проигрывателями, выпущенными во времена СССР, или импортными моделями начального уровня.
Здесь мы увидим, как некоторые неприятные особенности звучания головок можно свести на нет правильным подбором нагрузки.
Закончив главу по головкам начального уровня, вспомнил про очень популярную ныне модель, Audio-Technica АТ-95, которой комплектуют вертушки типа АТ-120 USB, клоны Technics 1210. Впервые познакомился с этой головкой при настройке вертушки АТ-120, головка была прикручена на шелл, без документации. Снял АЧХ, все неплохо, в допуске, звук приятный. Позже снова привезли эту модель в паре с ламповым корректором и жалобой на нехватку ВЧ, что подтвердилось измерениями. Плавный и протяженный спад отдачи наверху устранил подгонкой тау-3, дефицит верха ушел. Звук оживился.
Так выглядит исходная АЧХ головки АТ-95 (красные линии) в сравнении с Audio-Technica АТ120 (белая). Завал на 20 кГц минус 5 — 6 дБ нуждается в исправлении. Хотя, отсутствие резонанса на верхнем крае выгодно отличает эту недорогую головку от многих других.
Невозможно оставить без внимания и такую заслуженную и признанную модель, как Shure V-15 Mk III. Недаром ценят её любители винила, и есть за что.
К счастью, давний друг приобрел к своему 15-му «Шуру» комплект различных вставок, результаты замеров перед вами.
Были сняты несколько АЧХ с разной нагрузкой, чтобы найти оптимальный вариант. В итоге остановились на сопротивлении 49 кОм и ёмкости 390 пФ — в этом случае и звук, и характеристика (нижняя кривая) получились наилучшими. Конденсатор 390 пФ был добавлен на вход корректора, в дополнение к имеющейся емкости кабеля вертушки (100 пФ). Верхняя кривая — при нагрузке 68 кОм/390 пФ.
Звучание головки V-15 Mk III особенное — ясное, полетное, прозрачное, живое, музыкальное. Много хорошего можно сказать про эту головку.
Но есть нюанс. Приведенные АЧХ касаются лишь оригинальной вставки, сделанной в США (синяя кривая). В случае с новодельными все немного иначе. Особенно печальная картина с Jico (красная).
До сих пор популярна в народе головка ADC-220х, которую сильно хвалят и, думаю, незаслуженно. Продаётся она с разными вставками, стоит примерно 5000 рублей, а звучание можно оценить от ужасного до сносного. У неё есть особенность — безрезонансный спад АЧХ наверху, который хорошо виден на графике.
Чёрной штриховкой показано переходное затухание между каналами. Как видим, на НЧ оно практически отсутствует.
У сферической иглы с огромным радиусом звуки «С» воспринимаются как «Ф». Эллиптическая игла на красной вставке звучит интереснее, но завал слышен все равно.
Один приятель гордо вручил мне вставку от ADC-550, уверяя, что с ней все проблемы отпадут. Дескать, он только её слушает, используя для контроля сотни виниловых дисков, идущих через его руки. Но замеры и прослушка в моей системе показали обратное. Очень скромное звучание, даже не знаю, чем там можно похвалиться.
Синим показана АЧХ ADC-220х со вставкой от ADC-550, а красным — переходное затухание.
Переходим к измерениям ММ-головок классом повыше.
Начну с одной модели, давно полюбившейся мне за особо душевное звучание, несмотря на демократичную цену и скромные параметры. Это Audio-Technica АТ-120. Вставка от неё легко становится на тушку от АТ-440 или АТ-150. Разумеется, достичь уровня звучания АТ-440 MLa c её мультирадиусной иглой и тончайшим невесомым кантилевером, а тем более, АТ-150, нереально, но сохранить и передать само звучание семейства АТ можно.
Особенность АЧХ головки АТ120 — выброс на верхнем крае, в виде полочки. Проявляется он как подчеркивание верхушек, достаточно вежливое, но иногда есть акцентик на «сс». В целом звучание достойное. К тому же, уменьшением нагрузочного сопротивления головки с 47 кОм (красная кривая) до 30 — 27 кОм (зелёная) можно понизить уровень этого выброса до нормы, что видно на этом графике.
Теперь рассмотрим модели «Аудиотехники» АТ-440 MLa, АТ-150 и АТ-160. 440-я удачная во многом, тут и невысокая индуктивность катушек, снижающая требования к емкости кабеля и корректора, и малая масса кантилевера, уводящая механический резонанс за пределы звукового диапазона и многорадиусная игла, все, что и создает особый почерк АТ-440. К сожалению, головка снята с выпуска, её сменила модель AT-VM 540, но там есть упрощения в подвижной системе, не замедлившие сказаться на звучании.
Итак, АТ -440 MLa, Эта АЧХ снята с правильным корректором, имеющим небольшую входную ёмкость. Его частотная характеристика показана красным цветом. Звучание прозрачное и утончённое.
Для сравнения: АТ440 подключена к китайскому ламповому корректору на 12АХ7 с высокой, около 300 пФ, входной емкостью. Посмотрите, насколько испортилась АЧХ в верхнем диапазоне (синяя и зелёная кривые).
И, наконец, популярные ММ-головки Audio-Technica АТ-150 и АТ-160. Обе достались мне в идеальном состоянии, в красивой фирменной упаковке. Порадовали ровнейшей характеристикой и безупречным звучанием.
Обратите внимание на переходное затухание АТ160: -40 дБ (синяя кривая). Отсюда и особая панорама, объём иной, все даже лучше, чем у прекраснозвучной АТ150.
На этом графике видно, что по АЧХ АТ160 и АТ150 практически не отличаются, а вот по разделению каналов младшая модель заметно уступает (синяя и красные кривые).
Источник: salonav.com