Гибридный блок питания Ferrum Hypsos
Множество современных компонентов — USB ЦАПов, усилителей для наушников, фонокорректоров и т.д. питается от внешних адаптеров. Это удобное и недорогое решение, но вряд ли самое удачное, если говорить о качестве звучания.
Польский бренд Ferrum предлагает альтернативу — универсальный и удобный в использовании стабилизированный источник. Посмотрим, изменит ли он характер продвинутой настольной аудиосистемы.
Мне, кстати, всегда казалось, что адаптер с крошечным трансформатором и слабеньким выпрямителем решение даже не компромиссное, а буквально вынужденное. Многие аудио компоненты сейчас выпускаются в настольном исполнении, и в компактном корпусе просто нет места для источника питания. Вот его и приходится выносить наружу. Хорошо, если внутри действительно трансформатор — в последнее время всё чаще встречаются импульсные БП, как у ноутбуков. Короче говоря, энергоснабжение от адаптера по уровню не соответствует даже компонентам среднего класса, а ведь в категории desktop audio встречается и продвинутая техника.
Особое внимание уделяется не только стабильности выходного напряжения, но также отсутствию шумов и пульсаций.
Бренд Ferrum недавно образовался под крылом польской компании HEM, которая также производит аудио компоненты под известной нам маркой Mytek, причём именно в настольном форм-факторе. На самом же деле Ferrum рекомендует Hypsos для гораздо более широкого спектра устройств, чем я упомянул вначале. Он включает также активные мониторы, высоковольтные усилители для электростатических наушников, медиаплееры, серверы, саундбары, проигрыватели винила и массу другого слаботочного оборудования от самых разных производителей.
Допустимая долговременная мощность потребления — до 60 ВА (в пике до 200 ВА), максимальное значение выходного тока 6 А. Выходное напряжение плавно регулируется от 5 до 30 В. Но Hypsos не просто умощнённый стабилизатор, это гораздо более серьёзное устройство с «мозгами», экранным интерфейсом и высокими качественными параметрами. Особое внимание уделяется не только стабильности выходного напряжения, но также отсутствию шумов и пульсаций. Малое выходное сопротивление в широком диапазоне частот важно для питания цифровых устройств, работающих на мегагерцах. Поэтому схема у Hypsos гибридная: линейный тороидальный трансформатор, выпрямитель с солидным набором сглаживающих емкостей, широкополосный импульсный стабилизатор с процессорным управлением и «аналоговая» выходная ступень LDO (Low Drop Out).
Быстродействующая схема позволяет радикально сгладить колебания напряжения при импульсном потреблении тока.
С позолоченным коннектором на конце DC-кабеля (подходит к стандартным гнёздам 2,1 мм) выход подключается четырьмя проводниками, запараллеленными на конце попарно. Два из них силовые, а два — сенсорные, с них снимается информация, какое напряжение и с какими пульсациями приходит к потребителю. Получив обратную связь, процессор корректирует напряжение, и заданное значение устанавливается не на выходе стабилизатора, а на стороне питаемого компонента. Быстродействующая схема позволяет радикально сгладить колебания напряжения при импульсном потреблении тока.
На крупном дисплее индицируется величина сетевого переменного напряжения и выходного постоянного, а также потребляемый ток и мощность. На нём же появляются и подсказки, что и как делать. Помимо подстройки напряжения, предусмотрено изменение полярности на выходном штеккере (по умолчанию на центральном контакте +). Все настройки и навигация по меню осуществляется одним энкодером в правой части лицевой панели.
В Hypsos есть очень интересный режим SST (Sweet Spot Tuning). Специалисты Ferrum уверяют, что для любого аудиоустройства можно точно подобрать такое напряжение питания, при котором оно максимально раскроет свой качественный потенциал. Разумеется, оно находится в пределах допуска, установленного производителем устройства, да и разница с рекомендованным значением может составлять всего несколько десятых вольта. Поиск качественного пика контролируется по дисплею, на него в виде параллельных полос выводится номинальное значение питания, а рядом — найденное на слух. Во время прослушивания мы обязательно с этим режимом поэкспериментируем.
Дизайн устройства можно оценить по фото, упомяну лишь, что войдя в меню, можно менять цвет и яркость подсветки логотипа и подобрать оттенки графических элементов на дисплее.
В качестве испытуемых были выбраны два ЦАПа Mytek — Liberty DAC и Brooklyn DAC+. Особенность обоих ЦАПов в том, что они допускают питание как от встроенного блока питания, так и от внешнего 12-вольтового, так что условия для сравнения просто идеальные. Звучание оценивалось в наушниках Audeze LCD MX4. Музыка — хай-резы с жёсткого диска MacBook Air. В основном, это были прекрасно записанные демонстрационные треки разных жанров со сборников B&W и Audioquest.
Кое-что услышать удалось: прозрачнее стал верхний диапазон, чуть прибавилось воздуха, и отличия были тем заметнее, чем выше разрешение файла.
Сначала — Liberty DAC с питанием от сети 220 Вольт. Звучание знакомое: в меру детальное, ровное, я бы даже сказал, мониторное. Верх звонкий, но немного суховат. Бас впечатляет и глубиной, и скоростью. Пространственная панорама достаточно широкая, чтобы можно было оценить масштаб оркестра или концерта на стадионе.
Вынимаю из гнезда сетевой кабель, переключаюсь на Hypsos, выставляю ровно 12 вольт на выходе. Запускаю те же треки. Сказать, что произошли какие-то радикальные изменения, не могу. Тем не менее, кое-что услышать удалось: прозрачнее стал верхний диапазон, чуть прибавилось воздуха, и отличия были тем заметнее, чем выше разрешение файла.
Без особой надежды на успех меняю Liberty DAC на Brooklyn DAC+ и … ничего не понимаю: с разным питанием это два совершенно разных аппарата. Казалось бы, у более продвинутого ЦАПа и энергоснабжение должна быть совершеннее (уверен, что так и есть), но факт налицо — Hypsos выявил в «Бруклине» скрытые доселе качественные резервы. Во-первых, чётче оформился бас, приобрёл ударную мощь, некоторые ноты буквально отстреливались. В музыке получался явный акцент на ритм-секцию, поскольку и ударные благодаря резкой атаке зазвучали энергичнее. Во-вторых, верхний диапазон субъективно ушёл в заоблачные дали — обертоны струн, тарелок и синтезированные «атмосферные» звуки с «Хипсосом» прорисовывались просто филигранно.
Верхний диапазон субъективно ушёл в заоблачные дали — обертоны струн, тарелок и синтезированные «атмосферные» звуки с «Хипсосом» прорисовывались просто филигранно.
Но главное, раздалось вширь пространство. На симфонической музыке казалось, что оно вышло за пределы чашек, а сама картина как бы выдвинулась вперёд, создавая полное впечатление, что находишься в реальном концертном зале. Заметно выросло общее разрешение, в исполнении появилась полая раскованность. Впрочем, разница с питанием от 220 вольт была заметна на любой музыке, от ремастированных треков The Doors до камерного джаза и Yello.
А вот эксперименты со Sweet Spot Tuning не дали столь же показательных результатов. С изменением напряжения питания от 11,8 до 12, 4 В (больше я дать не решился) лишь слегка менялась общая динамика. Да и этого, по идее, быть не должно, поскольку всё питание внутри ЦАПа стабилизируется вторично. Отмеченные изменения я отношу исключительно на счёт отсутствия помех, попадающих в тракт из сети переменного тока. Что же касается конкретно SST, то производитель подчёркивает, что подбор выходного напряжения влияет преимущественно на построение сцены при прослушивании музыки через колонки, а не в наушниках. Эффект будет ещё более явным при подключении Hypsos к компонентам с более простыми внутренними контурами питания. Отвязаться от розетки в любом случае полезно, а при наличии такого пользовательского сервиса Hypsos имеет отличные шансы прописаться в любой современной системе.
Ferrum Hypsos
Производитель: HEM Sp. Z o.o. (Польша)
ferrum.audio
Тип устройства: линейно/импульсный источник питания || Вход: 100 — 240 В переменного тока || Выход: 5 — 30 В постоянного тока || Максимальные ток/мощность: 6 A/60 Вт || Габариты (без ручки, ножек и разъёмов, Ш x Г x В): 218 x 207 x 50 мм || масса: 2,8 кг
Источник: salonav.com