Акустические системы KEF Reference 5
У нас на испытании системы, занимающие почётное положение в иерархии KEF – выше них только эксклюзивные проекты Blade II и Muon. Весь опыт, который британские инженеры наработали за 60 лет создания акустических систем, воплощён в серии Reference и особенно – в её старшей модели под номером пять.
Изучаем конструкцию, слушаем, делимся впечатлениями.
На самом деле модель Blade II я упомянул не случайно – она имеет к нашим нынешним испытуемым самое непосредственное отношение. По уровню инженерных решений и качеству звучания «Блейд» считаются настоящим шедевром, а вот их авангардный дизайн пришёлся по вкусу не всем. На самом деле узкий обтекаемый корпус из стекловолокна, формой действительно напоминающий лезвие опасной бритвы, идеален с акустической точки зрения, но это преимущество отходит на второй план, если вещь не вписывается в классический домашний интерьер. И тогда британские инженеры взялись решить сложную задачу – адаптировать уникальную конструкцию к более привычному облику с минимальными последствиями для звуковых параметров. Напомню, что в Blade четыре басовых динамика установлены попарно на боковых стенках корпуса, а вперёд направлен лишь коаксиальный излучатель Uni-Q, состоящий из дюймового твитера и 5-дюймового среднечастотника.
И тогда британские инженеры взялись решить сложную задачу – адаптировать уникальную конструкцию к более привычному облику.
В напольных системах Reference 5 тот же самый набор динамиков установлен в таком же рабочем объёме, но на лицевой панели классического прямоугольного корпуса. И это стало самой большой трудностью при проектировании. Корпус должен быть высоким (иначе динамики не поместятся) и узким (для снижения интерференции) и при этом столь же инертным, как у «Блейдов». Соответственно, его нужно было сделать максимально жёстким и тяжёлым, чтобы увести резонансы в неслышимую инфранизкую область. Вот почему передний щит представляет собой сэндвич из MDF и листа алюминия с демпфирующим слоем между ними, а динамики крепятся через эластичные прокладки. В основании корпуса – тяжеленная (килограммов восемь, не меньше), фигурная металлическая плита с опорами и Масса одной колонки – 60 кг, так что не только переносить, но и двигать её в одиночку довольно сложно.
Второй важный момент – в высоком и узком корпусе нелегко избавиться от стоячих волн и органных резонансов, но и эту проблему удалось решить. Как видно на рисунке, внутренний объём разделён на несколько секций, причём перегородки также служат стяжками между стенками. Все элементы этой сложной конструкции рассчитывались с высокой точностью методом компьютерного моделирования.
Четыре 6,5-дюймовых НЧ-драйверов установлены в нижней и верхней частях передней панели, образуя с коаксиальным излучателем схему д’Апполито. Прочные, но лёгкие алюминиевые диффузоры имеют полусферический профиль, шасси — литое с рёбрами жёсткости и широкими «окнами» для вентиляции звуковых катушек.
Каждая пара работает на собственный фазоинвертор, причём расширяющиеся порты расположены на задней стенке со сдвигом от центральной оси для снижения турбулентности. Кроме того, в комплекте к колонкам идут вставки, с помощью которых можно увеличить длину воздуховодов и за счёт этого понизить основной резонанс системы. В штатном оснащении басовая секция работает в диапазоне 40 – 350 Гц.
Каждая пара работает на собственный фазоинвертор, причём расширяющиеся порты расположены на задней стенке со сдвигом от центральной оси.
Самые важные полосы, которые определяют натуральность звучания голосов и инструментов, а также отвечают за формирование звуковой сцены, воспроизводятся фирменными соосными излучателями Uni-Q. Впервые подобная конструкция была представлена в 1989-м, и для современных моделей KEF разработано уже 12-е её поколение. Столь долгая жизнь этой идеи объясняется тем, что гибридный драйвер, состоящий из дюймового твитера и 5-дюймового среднечастотника со сложным диффузором, по характеру излучения приближается к точечному источнику. Это значит, что все частоты в диапазоне 350 Гц – 35 кГц имеют минимальное фазовое рассогласование, т.е. все составляющие звукового спектра приходят к слушателю одновременно. Добиться этого и в придачу обеспечить линейную частотную характеристику было очень непросто, поэтому на совершенствование конструкции и ушло более 30 лет. В современных драйверах Uni-Q купол твитера установлен за 9-лепестковой решеткой под названием Tangerine, которая снижает дифракционные эффекты на высоких частотах.
Входные клеммы здесь усиленные, с крупными барашками. Вместо перемычек используются поворотные заглушки, если их вывернуть, контакт между секциями НЧ и СЧ/ВЧ разрывается.
Выглядят колонки немного технократично, без броских дизайнерских изысков, и в этом присутствует особый шарм. Элитарность систем подчёркивается безупречностью изготовления и отделки. Последняя предусматривает пять вариантов: Blue Ice White, Copper Black Aluminum, Depp Piano Black, Luxury Gloss Rosewood, Satin American Walnut.
В системе, которая была составлена для прослушивания колонок, источником служил CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma с внешним ЦАПом Weiss DAC1-Mk2, а усиление у нас было ламповое – интегральник Manley Stingray II. При чувствительности колонок 90 дБ его мощности должно было хватить.
Reference 5 можно слушать долго и благодаря цельности создаваемой картины, причём на любом расстоянии.
И в самом деле, с динамикой в системе проблем не было, но она в данном случае отошла на второй план. Главная же черта характера Reference 5, которая проявляется в первые же минуты прослушивания – способность выстраивать трёхмерное пространство с филигранной прорисовкой каждого виртуального образа. Каждый аккомпанирующий инструмент можно буквально разглядывать, оценивая его размер и особенности звучания. С вокалом ещё интереснее – Сьюзен Вега, например, на треках с диска «99,9° F», реально возникает перед вами. Солидные габариты позволяют колонкам представлять исполнителей и даже такие инструменты, как рояль и контрабас, практически в натуральную величину. И при этом Uni-Q прорисовывает мельчайшие нюансы как тембральные, так и пространственные. И вот это сочетание внушительного масштаба с разборчивостью производит сильное впечатление на любом жанре – авангардном джазе, симфонической классике или тяжёлом роке. Причём это именно разборчивость, а не суперконтрастность, от которой быстро устаёшь. Reference 5 можно слушать долго и благодаря цельности создаваемой картины, причём на разном расстоянии. Независимо от того, садился я в трёх метрах от передней линии или отходил на все десять, прибавив громкость, детальность абсолютно не нарушалась.
Сведение полос вне критики – музыкальный баланс выдержан настолько точно, что заметить даже маленький акцент на каком-нибудь отдельном участке спектра просто нереально. Колонки разворачивают на редкость натуральную и живую копию музыкального события, не привнося ничего лишнего. Разумеется, будут сказываться особенности источника и усилителя – вот их-то как раз имеет смысл подбирать по своему вкусу. С лампами мы слышим хорошо прогретую середину и серебристый верх без малейших признаков сухости. Всё в меру ярко и красиво.
Теперь, пожалуй, самое важное — бас. В спецификациях «пятёрок» нижняя рабочая граница указана 40 Гц, хотя при таком объёме корпуса можно было бы вытянуть и все 25. Но проблем в реальном помещении тогда было бы гораздо больше, и британские инженеры взяли на вооружение известный принцип «лучше меньше, да лучше». Бас действительно хорош – плотный, отчётливый и глубокий настолько, что мысль о покупке сабвуфера вряд ли кому-нибудь придёт в голову. Даже если эти башни будут использоваться в системе домашнего кино. Если уж совсем захочется тектонических эффектов, можно воспользоваться фазоинверторными вставками.
Скорострельность баса обусловлена небольшим калибром драйверов, а звуковое давление – их количеством.
Скорострельность баса обусловлена небольшим калибром драйверов, а звуковое давление – их количеством. Восемь лёгких 6,5-дюймовых мембран дают такой панч, что низкие ноты буквально чувствуешь грудной клеткой. Если поставить что-то типа Yello, начинают вибрировать оконные стёкла. Такой драйв даёт эффектный контраст с отмеченным выше феноменальным звуковым разрешением.
Велико ли сходство Reference 5 с флагманскими Blade? По общей динамике, остроте локализации образов – безусловно. При этом «пятёрки» не требуют совершенно свободного расположения комнате, поскольку все излучатели у них на передней плоскости. И ещё мне показалось, что наши нынешние испытуемые менее требовательны к усилению, они прекрасно спелись с интегральником мощностью 2 х 32 Вт. Конечно, с 300-ваттными моноблоками они раскроются полнее, но и в нашем варианте результат впечатляет.
СИСТЕМА
- Сетевой CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma
- ЦАП Weiss DAC1-Mk2
- Интегральный усилитель Manley Stingray II
- Кабели:
- межблочный Kimber Kable Select
- акустические Kimber Kable Bifocal XL 2м
- сетевые Kimber Kable PK 10 Base
KEF Reference 5
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
kefrussia.ru
Конфигурация: 6 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 35 000 Гц (при неравномерности +/-3 дБ) || Чувствительность: 90 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 350, 2800 Гц|| Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: от 50 Вт || Максимальное звуковое давление: 116 дБ || Цвета отделки: матовый серебристый, белый и чёрный лак, орех || Габариты: 1397 x 349 x 470 мм || Масса (одной): 60 кг
Источник: salonav.com